Здесь я пишу не о том, как перестать испытывать ужас под бомбежками. Эта книга – размышление художника о том, как справиться с внутренними бомбежками страха. Эта работа посвящена теме исследования неочевидного страха (тревоги). Страха незначительного, пустякового для окружающих, но такого огромного для того, кто с ним столкнулся.Эта книга – творческий диалог двух авторов: художника-джистпортретиста и вдохновительницы, доверительницы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Джистпортрет. Портрет души – 419. Что делать, если я боюсь всего нового? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Редактор Лариса Васильевна Матвеева
Иллюстратор Евгения Григорьевна Романюк
© Королевский Евген, 2023
© Татьяна Аринина, 2023
© Евгения Григорьевна Романюк, иллюстрации, 2023
ISBN 978-5-0060-6656-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Владельцы электронной или бумажной версии этой книги могут получить в подарок часовую консультацию. Контакты для связи в конце книги.
1Ин. 4:18:
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви».
Здесь я пишу не о том, как перестать испытывать ужас под бомбежками. Эта книга — размышление художника о том, как справиться с внутренними бомбежками страха. Эта работа посвящена теме исследования неочевидного страха. Страха незначительного, пустякового для окружающих, но такого огромного для того, кто с ним столкнулся. Эта книга — творческий диалог двух авторов: художника-джистпортретиста и вдохновительницы, доверительницы.
«Быть счастливым в нашей семье было не принято»
Евгения Романюк.
На распутье времен,
В перекрестьи дорог
Замерзает душа —
Не к кому прислониться…
Средь машин и людей
Ни врагов, ни друзей.
Тихо плачет душа,
Заблудиться боится…
Лара Матвеева.
ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХОВ
Что делать, если я боюсь всего нового? Но очень, очень хочу впускать в свою жизнь новые, яркие возможности и события.
Я хочу знакомиться с людьми и выстраивать с ними тёплые и доверительные отношения. Хочу получать свежие эмоции, хочу, чтобы на смену старому негативному опыту пришёл позитивный. Но я боюсь знакомиться с новыми людьми! Боюсь начать свой бизнес. Боюсь, что в моей жизни ничего из этого не получится. Хотя я твёрдо знаю, что способна на большее! Стоит мне набраться смелости и только подумать о новой жизни, как на смену мечтательной эйфории приходит страх.
Трусость и робость охватывают меня в самых странных ситуациях, в которых бояться попросту абсурдно. Мысли о плохом так и лезут в голову, снуют перед глазами, становясь плотным забором, загораживающим для меня счастливую жизнь. Я хочу бросить наскучившую, физически изматывающую работу и, наконец, зарабатывать тем, что люблю делать, но я боюсь.
Для меня уйти из чего-то старого в новое — все равно, что прыгнуть во сне с большой высоты. Я понимаю, что сон и мои страхи порой — результат воображения, но для меня они очень реальны. Фразочки типа «не бойся» проскальзывают сквозь меня, не оставляя в сердце ни капли утешения, к каким бы логичным аргументам говорящий их мне человек ни прибегал… Бывает, я выпью кофе, и какое-то время мне кажется, что все изменилось — я полна сил и решимости! Или, закрыв глаза, лёжа в постели ночью, представляю, как уверенно и легко я завтра попрошу прибавки к зарплате. Моя уверенность такая мощная, что если бы к этой кровати прямо сейчас подошёл мой начальник, я бы гордо сказала: «Я хочу прибавки!». Но утром… не то, что физический голос дрожит, в моей голове дребезжат даже мысли об этом разговоре.
Если текст, изложенный выше, откликается в тебе, тогда в этой книге ты найдёшь много информации, имеющей силу дать тебе тот вдохновляющий толчок для изменений, в которых ты, возможно, нуждаешься. Или, как минимум, благодаря этой книге ты не будешь больше чувствовать себя одинокой трусишкой, вечно тушующейся на фоне смелых и уверенных в себе людей.
Что представляет собой данное литературное произведение? Оно имеет весьма непривычный формат, джист-бук или «душа в книге».
Одна из составляющих Джистпотрета героини — «символьный буквенный портрет». Это — часть гистомистического портрета одной смелой девушки Татьяны.
Татьяна готова взглянуть в глаза своим страхам и поделиться этим опытом с нами. В этом описании будет много откровений, которыми Татьяна делится не с кем-то посторонним, но, прежде всего — с самой собой.
В книге описан ее опыт проживания внутренних страхов, работы с ними и исцеления от них. На протяжении 8 месяцев общения Татьяна открывала мне свою душу, делилась сокровенным. Доверительные отношения между нами помогли более объемно раскрыть тему внутренних страхов. Преодолев смущение и страх, Татьяна поделится своей историей победы на страницах этой книги.
Мое имя по паспорту — Евгения Романюк. Творческий псевдоним — Королевский Евген.
Так как к термину «Портрет души» с момента его официального появления примазались толпы околонаучных и эзотерических направлений, 10 лет назад этот метод рисования обрел эксклюзивное название #ГИСТОМИЗМ, а сам портретный рисунок — #ДЖИСТПОРТРЕТ.
Этот метод основан на вполне понятных и объяснимых принципах: развитом образном мышлении художника, глубокой духовной интеллектуально-доверительной связи художника и вдохновителя — позирующей модели, выведению на поверхность холста образов и символов, рождаемых воображением художника.
Эти образы являются результатом совместных бесед художника и вдохновителя, а также — следствием наблюдений того, как вдохновитель раскрывается духовно.
Вся эта работа соединяет в себе всевозможные техники и приемы современной психологии (кроме приемов эзотерических и гипнопрактик). В визуальном арсенале художника также присутствует многообразие художественных стилей и методов исполнения. Вся эта совместная работа выливается в картину Джистпортрет. А теперь ещё и в NFT-коллекцию и книгу. Книга наполнена важными для вдохновителя символами и образами, а также в неё вплетается исторический контекст. В ней мимолетно фиксируются события, которые наиболее резонансно освещены в мире на данный момент.
Книга пишется Королевским Евгеном в соавторстве с вдохновителем, доверителем.
Гистомизм в своей основе имеет христианские ценности. Все образы, вплетенные в общее тело фантастического существа, это — плод воображения художника, они не имеют никакого оккультного смысла.
Попытки присвоить изображению мистические свойства я считаю шарлатанством или, как минимум, самообманом.
Из-за изобилия фотографий, окружающих нас, мы украли у себя способность видеть свой характер через своё изображение.
Моя манера рисования портретов расширяет рамки воображения зрителей без допинга, открывая внутренние ресурсы их ума и сердца.
Воображение пробуждает в нас характер Творца, отделяет человека от мира животных и позволяет наращивать внутреннюю эмоциональную глубину. А глубина в свою очередь одаривает нас разноцветной палитрой эмоций. Жизнь становится более яркой, насыщенной, вне зависимости от того, беден ты или богат, красив внешне или не обладаешь эталонной красотой. Все понятия, характеризующие суть личности, полученные из диалога-интервью Королевского Евгена и вдохновителя, соединены в единую композицию — образ фантастического существа. Повторюсь: существо не имеет никаких оккультных или мистических смыслов, кроме тех реакций, которые испытывает сам зритель, глядя на него.
Джистпортрет — это некий ребус, шарж, головоломка. Сам Джистпортрет имеет некую культурную ценность, так как выражает собой торжество фантазии в чистом виде. Каждый символ, изображённый на Джистпортрете, имеет три интерпретации.
В этом описании будут открыты те из них, которыми захочет поделиться вдохновитель. Есть вдохновители, которые готовы рассказать о самых своих сокровенных тайнах всему миру, а есть те, кто предпочитает хранить их в своём сердце.
Помимо психологической работы художника-наблюдателя, художником-Джистпортретистом ведётся духовная работа. Художник строит свои суждения на Библейских ценностях: фундаменте любви, заботы и приятия, раскрывает, как получать удовольствие от бесконечной работы над своим духовным миром.
Это описание посвящено краткому исследованию женских страхов. Безусловно, вы найдёте тут много полезного для себя, даже если вы — мужчина.
Однако, я придерживаюсь мнения, что женские страхи отличаются от мужских. Более того, нет ни одного страха, который бы при детальном рассмотрении был бы похож на страх другого человека. Наши страхи живут связками, пучками. И эти пучки у каждого человека — свои. Мне представляется набор страхов каждого человека в виде букета цветов. Например, наш случай, когда девочка росла в дисфункциональной семье с отцом-тираном; в таком случае в ее букете из страхов будет 5 больших красных роз. Эти же красные розы будут так же и в букете другой девочки, которая выросла с пьющим и бьющим отцом, но, помимо этих пяти роз, букет будут наполнять и другие цветы. Например, помимо такого папы, у этой девочки был сосед, который, глядя на ее отца, также позволял себе бить ее и унижать. Этот оттенок обозначим веточкой из высохшей колючки и добавим ее в букет.
А вот у другой девочки — наоборот: рядом жила добрая соседка, к которой девочка прибегала спасаться от пьющего отца. Обозначим личность этой соседки большой белой ромашкой. Закрыла ли эта Белая ромашка собой хотя бы одну красную розу в букете? Частично. Она не стала на ее место, она ее чуточку прикрыла. Так и получается: к примеру, каждая, битая отцом-пьяницей девочка, имеет свой букет из пяти красных роз и массы других цветов, соединяющихся в этом букете в прекрасную или уродливую композицию. И именно об этих пяти красных розах страха и пойдёт речь в этой работе. Я также расскажу о тех цветах, выражаясь метафорическим языком, которые смогла показать Татьяна. Хроническое, местами патологическое, чувство страха не вытравить только лишь упражнениями, практиками и новыми привычками. Все это — инструменты, работающие эффективно лишь в сочетании с Высшей силой, которая своей властью может исцелить нас, минуя долгие годы терапии.
Я — за психологов, коучей, групповые сеансы психотерапии и самоанализ. Лично мне все эти инструменты дают многое, и они все одномоментно присутствуют в моей жизни по сей день. Но для того, чтобы информация, поступаемая к нам, излечивала, а не ранила, чтобы ценные наработки человеческой мудрости и науки работали на нас, на мой взгляд, нужен менеджер сознания. И для меня лично таким менеджером моего сознания является Христос. У каждого из нас Высшая сила — своя, свой Бог, Бог со своим характером. Даже если вы верите, что Бог — это бестелесная Вселенная, которая может управлять вами с помощью игры в квантовый пинг-понг, все равно, покопавшись в себе, вы обнаружите, что даже ее вы наделяете антропоморфными чертами и человеческим характером. Чаще всего люди относятся к Богу так, как к своим родителям. Если родитель был жесток, то эти качества человек переносит и на Бога. Допустим, у меня был жестокий отец, и я думала, что Бог — такой же. Но вот кто-то сказал мне, что Бог есть любовь, и что Бог — это не мой папа или мама, а что Он — другой! Поверю ли я в это на глубинном уровне? Конечно, нет! Мне может казаться, что я в это верю. Внешне я могу носить индийские сари и, расплывшись в блаженной улыбке, дарить свет людям, считая, что я любима Богом. Но стоит мне поговорить со своим земным жестоким отцом или токсичной матерью, как весь, собранный по крупицам свет, улетучивается. Почему? Потому, что это — внешняя броня, пластырь, прикрывающий больную рану. Если Бог не имеет четких человеческих качеств, мы будем их додумывать. И наши фантазии, хотим мы или нет, будут слеплены или из наших воспоминаний о родителях, или о людях, их заменявших, а также о добром Санте, Джине и пр., как о фантазийном антиподе наших жестоких родителей. Эти две модели восприятия Бога присущи подавляющему большинству лупленных и регулярно унижаемых в детстве людей. Даже среди христиан, изучающих Библию, встречаются люди, так и не сумевшие вытеснить Словом Божьим свои ложные представления о Боге Отце. Некоторым кажется, что Бог — это тиран, который то и делает, что запрещает, ограничивает и наказывает. А за непослушание устраивает порку.
Избавиться от такого мышления можно с помощью трёх, параллельно работающих принципов в жизни человека. Первый — это молитва.
Навык говорить с Богом на любые темы через молитву учит честности перед Богом и перед собой. Это непросто! Забитым детям сложно доверять окружающим, да и себе тоже. Больно говорить правду, так как за неё, за попытку быть собой, они частенько получали. Если я скажу вам, что Бог хочет, чтобы вы просили его о помощи, даже в таких мелких вопросах, как помощь отстирать пятно с блузки, думаю, найдутся среди нас такие, которых от этой мысли передернет. Потому что зло этого мира исказило характер Бога и сделало все, чтобы представить Его бюрократом, к которому можно обращаться в молитве только по каким-то очень важным делам, да и то ограниченное количество раз. А если ты при этом не безгрешный, то и вообще смысла нет. Чтобы уверенность в Божьей любви смогла переформатировать наш старый заскорузлый мозг с его убежденностью, что Бог — это злой дядька, понадобится внедрить второй принцип.
Вторым инструментом будет Изучение Библии. Ее мало просто прочитать. Ее нужно изучать, разбирать в деталях, обсуждать, читать комментарии и молиться, чтобы Бог открыл истинный смысл написанных в ней слов. Когда мы в комфортном для себя темпе исследуем Библию, до нас начинает постепенно доходить: какой Он — Бог.
Эти два действия направлены внутрь вашего «Я», а для того, чтобы осознать прочитанное, натренировать навык слышать ответы на молитвы, необходимо также духовное развитие в социуме.
И вот он, третий принцип — это служение людям. Помощь. Или, если уточнить — это то, что называют Предназначением. Обратите внимание, что бессмысленно говорить о Предназначении, если вы один, и рядом нет других людей. Предназначение — это какая-то своя роль в социуме. И далеко не всегда — это та роль, которая нам кажется нашим Предназначением. Сколько вокруг разочарованных в своём предназначении людей!
Разочарование добавляет внутреннего ощущения ненужности, незначительности, а значит уязвимости. Хотя дело порой не в ненужности, а в том, что человек занимает не своё место. Но как узнать, где оно, то единственное место? Место, в котором нужен я? Я — такой, какой есть? Место, где учитывают мои желания, считаются с моими предпочтениями?
Найти это место можно только через Высшую силу, которая обладает взглядом «сверху» на нашу жизнь. Силу, которая безоговорочно знает прошлое и будущее, знает, куда нам идти, зачем. И именно от того, какую Высшую силу выберете вы, будет зависеть, в какую сторону она вас поведёт. У меня для такого случая есть зарисовка. Представим Христианского Бога как любящего отца (насколько это возможно). Ладно, давайте так — заботливого отца. А себя маленькой девочкой лет 2-х, больной сахарным диабетом, которой ни в коем случае нельзя есть сладкое. И вот вы видите бесхозно валяющуюся конфету. Есть дети, которые не возьмут, не будут подбирать ее даже в таком возрасте, но представим, что вы не из их числа. И эта конфета для вас — желанна! Вы голодны, в комнате нет взрослых. Она лежит на красивой тарелочке и почему-то — развёрнутая. Сто процентов для вас! А ещё бонусом ваша память резко показывает картинки-воспоминания со счастливыми детьми, поедающими такие вот конфеты. И вдруг в комнату заходит нечто неуловимое, назовём этот образ «Безотказная вселенная». Вы говорите ей: «Дай, дай конфету!». «Вселенная» отвечает: «Бери!». Вы берёте, сразу или с задержкой, что тоже имеет массу нюансов. Но вы все равно будете потом в одиночку или с вашими родителями разгребать последствия. Или вы — та же девочка, лечащаяся от диабета, сидите в больнице, и тут подходит добрая тетя и протягивает вам конфетку. Вам уже 3,5 годика и вы говорите: «Мне нельзя!», но тетя так хочет казаться доброй, для неё важно, чтобы вы улыбнулись, и она продолжает настаивать: «Бери, бери!». Тетя очень добрая, весёлая, и вы берёте конфетку, и вас снова настигает приступ болезни. Хотя тетя несколько раз сказала, что то, что съедено в удовольствие, пойдёт на пользу, и что у неё тоже сахарный диабет, и ничего плохого от одной конфеты не будет.
Та же ситуация, но вам уже 10 лет. Вы играете на площадке, к вам подходит дядя. И говорит: «Девочка, на конфетку!». Тут вас не провести, вы четко знаете, что вам нельзя есть конфеты, а брать из рук незнакомца — и подавно! Вы делаете угрюмое лицо и, пятясь назад, отходите. Но тут подбегают ваши подружки и, прыгая от счастья, кричат: «Это же дядя Ваня, он хороший, у него можно взять!». Дядя Ваня говорит, что в его машине много конфет, и все ваши подружки бегут к ней, бросая на вас осуждающие взгляды. Вы не выдерживаете натиска со стороны подруг, и бежите с ними. И вам всем действительно хорошо, дядя Ваня добрый, из открытой двери его машины играет модная музыка. Девочки залезают в салон, нагребают конфеты и безопасно вылезают из него с конфетами в руках. И вот наступает время, когда все девочки, набрав конфет, убегают через дорогу на детскую площадку. А вы остались в машине на заднем сидении, дверь захлопывается. За руль запрыгивает весёлый дядя Ваня и говорит, оборачиваясь к вам: «Покатаемся!». Вы не кричите, не зовете на помощь, не плачете. В теле ощущается непонятное смятение, вы не можете понять, как должно быть? Это нормально? Или это опасность и нужно звать на помощь? На заднем сидении рядом с вами валяется разорванный целлофановый пакет с выпрыгивающими из него во время езды остатками конфет. Ты не взяла ни одной конфеты в рот, потому что знала, что с твоим диабетом это недопустимо. Но от этого не легче. Вы уезжаете.
Эти три зарисовки были прообразами наиболее популярных в наше время Богов и того, как их характер влияет на наш жизненный путь. А теперь приглашаю вас посмотреть на образ Христа в этой же ситуации. Он — ваш невообразимо заботливый отец и безгранично любящая мать в одном лице. Видя, как вы хотите сладкого, Бог находит способы, как порадовать вас полезной и вкусной едой. Он разговаривает с вами, терпеливо и долго объясняя, почему вам нельзя есть конфеты. Всякий раз, когда вы все же едите их, Он сопереживает вам. Он не лупит вас за оплошность, но вместе с вами пожинает последствия.
Бессонные ночи, капельницы… Вы лежите на узкой больничной кровати… Он — рядом с вами, не говоря при этом ни слова осуждения. Он не орет и не бьет вас за это, как могли бы сделать ваши настоящие родители. Он до последнего борется с болезнью за вашу жизнь. Он отгоняет всех «добрых» дядь и теть со сладким в руках. Бог вместе с вами против этой болезни. Его цель — ваша полноценная и счастливая жизнь. Вам всего лишь нужно довериться ему и не есть сладкого. Заметьте, не есть сладкого не потому, что Он хочет лишить вас удовольствия в жизни, а не есть сладкого потому, что оно вас погубит, изменит ход вашей жизни, изменит тело и ум. Валяясь в болезни, вы не сможете уделять столько сил новым начинаниям и планам, сколько могли бы свершить, находясь во здравии.
Сахар в этой метафорической зарисовке — это любые вредящие вам препятствия в христианстве, называемые «грех». Любящий Бог дал нам инструкцию по эксплуатации нашего тела, ума и жизни — это Библия. Постигшие ее силу, называют эту книгу «Законом свободы». После ознакомления с инструкциями, помещенными в ней, никакой дяденька или тетенька не сможет прельстить нас запрещёнными чупа-чупсами, так как Бог переместит в наших ощущениях получение удовольствия от конфет на тот продукт (образно выражаясь), который максимально полезен для нас. Он покажет нам изобильную вселенную, в которой можно радоваться еде и без сахара.
Одним из синонимов слова «страх» для многих людей является слово «неизвестность». Неизвестность попахивает непредсказуемостью и для людей, приученных видеть мир трагическим, это — повод для постоянных вспышек тревоги. В жизни человека много неизведанных областей, в которых может гнездиться как реальная, так и гипотетическая угроза. В этой книге мы попробуем немножко разгрести эти завалы в бытовом и ментальном смысле. Однако, стоит понимать, что это лишь микро-часть работы над собой. Первый шаг. Дверь в страну самоанализа. Мы будем учиться делать то, что в наших силах, для вытравливания внутренних страхов. А в тех областях, в которых от нас ничего не зависит, мы будем учиться полагаться на Бога.
Я знала одного человека, который буквально имел маниакальную способность бояться всего и находить повод для переживания в каждом мгновении своей жизни. Хотя внешне он выглядел нормальным и даже позитивным. Такая крайняя точка — патологическое проявление психической болезни. Этот человек видел плохое во всем и опасался всего, живя в вечном ужасе. Он мог спросить у меня во время телефонного разговора «что ты ешь?» и вне зависимости от того, каким был мой ответ, он рассказывал, каким вредным этот продукт является. Нам может показаться наше мышление слишком далеким от восприятия жизни этого человека до тех пор, пока мы не устроим себе день «вылавливания» страха. Если в течении дня, всякий раз записывать мысли о негативном исходе той или иной ситуации, или отслеживать, где мы боялись, и как это замаскировывали, вырисуется истинная картина — она покажет, выявит наше мышление. Но даже при такой скрупулёзной работе мозг будет обманывать нас, и оправдывать наше мышление. Он будет скрывать и прятать страхи, перекладывая ответственность на других людей. Отсидеться не получится. С возрастом привычка бояться только усилится. Можно медитировать и выглядеть лёгкой и расслабленной, но при этом постоянно искать во внешнем мире и в себе подтверждение своим чёрным мыслям.
Мне, как художнику, это видится некой внутренней бомбардировкой. Ты просыпаешься с мечтой прожить счастливый день, или хотя бы — спокойный, не испытывая наползающих мыслей о плохом. Но вот, только твои глаза открываются, первое, что рождает твой мозг — это воспоминание о вчерашней ссоре с коллегой. И все! Воображение уже нарисовало себе наихудший исход этой истории. Коллега пожалуется, и тебя уволят. И опять, откуда ни возьмись, вспоминаются удручающие события, факты: то, что тебя должны уволить, то грустное лицо руководителя, который не поздоровался с тобой позавчера, то ухмылка администратора. Все это начинает собираться, как пазлы, и ужасный вывод напрашивается сам собой: «Меня хотят уволить, об этом все знают, кроме меня! Вот поэтому и коллега Ленка была такой дерзкой!». Все! Весь день запрограммирован новой порцией стресса и негативом.
Ты идёшь на работу, твои глаза опущены вниз, сгорбленная спина и извиняющийся тон голоса даёт повод опытному руководителю почуять неладное. Он начинает тщательней к тебе присматриваться. Ты и не знала, что его грустное лицо, которое ты видела пару дней назад, и озадаченный вид — все это из-за того, что он узнал, что кто-то из персонала подворовывает красную рыбу из холодильника. Отсеки с красной рыбой расположены не в поле зрения камер, и теперь ему надо вычислить и наказать воришку. Вор, в свою очередь, так же осведомлён, что его ищут. Очевидно, он человек с сомнительными принципами, и в его голове уже рождается план — кого бы подставить. Он ищет на кого бы навести подозрение, он в поисках жертвы — человека, который не сможет защитить себя. И тут он натыкается на ваши коровьи глаза и спину, уже принявшую позу для бичевания. Он подходит к вам в курилке и говорит «Светочка, ты сама не своя, что случилось?». И тут, не сразу, но постепенно, вы делитесь тем, что, как вам кажется, вас хотят уволить. Он понимающе кивает, вместе с вами хулит директора и уходит. А через час весь коллектив гудит о том, что вас хотят уволить из-за кражи красной рыбы. До директора доходит слух, что вы как-то связаны с этой кражей. Дальше дорисуйте сами. Думаю, у вас это отлично получится. Видите, я тоже могу сгущать краски. Получается эффект самосбывающихся пророчеств. Эта микрозарисовка — один из сотен эпизодов, наполняющих день обычного рядового человека, живущего со страхами. И, чем больше в течение дня вы имеете разных дел, и чем с большим количеством человек вы общаетесь, тем больше поводов для поиска внешнего врага и страха находит эта хроническая потребность испытывать страх. В этом примере страх Светланы сфокусировался на боязни остаться без работы. Если вы живете в развитой стране, то остаться без работы почти нереально. Другое дело, что той работы, которую вы хотите, вам, по каким-то причинам, не удаётся получить. Но если вы физически здоровый человек, то любой труд может вас прокормить. Хотя чувство страха в современном мире добавляет не столько реальная безработица, сколько отсутствие в работе навязанного социумом престижа.
И вот уже, вместо того, чтобы работать и благодарить Бога за то, что эта работа способна прокормить и дать стабильность, человек сам загоняет себя в строй никчемных людей. Лишь потому, что ему навязали, какой должна быть работа человека, которого уважают и которая гарантирует ему безопасность. Есть дорогие шмотки? Тебе скажут — эталонная внешность! Есть отдых на Мальдивах? Тебя признают состоявшейся личностью! А если этого нет, тебе внушают, что ты — ничтожество. А как, ощущая себя ничтожеством, можно чувствовать безопасность? Если самооценка зависит он навязанных миром ценностей, она всегда будет флюгером, крутящимся от ветра моды. Тема страха колоссально большая, и очень многое из того, о чем мы рассуждали и над чем работали с Татьяной, не войдёт в этот мой опус. Но будут аккуратно разложены концы ниточек от больших клубков, потянув за которые, вы сможете с увлечением погрузиться в распутывание своего внутреннего мира. За всю мою жизнь, я, как художник, встречала немало лиц, на которых были отпечатки их страхов. Поразительно, что на этих лицах не отражается какой-то конкретный возраст или социальный статус.
Я рисовала детей, у которых на лице была та же гримаса сжатой тревоги, что и у их бабушек. Только у бабушек это выражение лица фиксировали заломы морщин, тяжелый взгляд и собранные в трубочку губки. А на чистом детском личике тот же страх выдавали только глаза. Поразительно, насколько все это передаётся в лицах. Цель художника-портретиста — не только изобразить на картине внешнее сходство человека, но и уловить истинное состояние его настроения, характер. Конечно, иногда эти состояния диктовал сам заказчик. Например, влюблённый мужчина, заказывающий портрет своей возлюбленной, больше платил художнику, если на этом портрете ему удавалось передать его возлюбленную, именно, в минуту испытываемых ею любовных волнений. Полководец хотел видеть себя на портрете именно в том состоянии, в котором он был после победы, в минуты триумфа и окрыленности. ему хотелось, чтобы та внутренняя сила, которую он в себе чувствует, была видна всем! И, даже если эго и гордость превышали собой масштаб его достижений, то он хотел видеть на картине именно тот масштаб, который сформировался в его воображении.
Искусство художника обязано передавать неуловимые состояния спрятанной от глаз души.
Сейчас все очень быстро меняется, особенно в цифровых технологиях. Мы делаем сотни снимков и выбираем из них те, которыми можно поделиться в сети. А сеть имеет свою моду. И получается, что нам приходится подстраивать свой внутренний мир под визуальные тренды соц. сетей. Вы можете сами додумать, какие это имеет последствия для личности человека и его самоопределения в этом мире. Это порождает нестабильность и гонку за соответствием. Только выплатил кредит за новый нос, как уже в моде острый подбородок и нужно копить на филлеры. А пока, чтобы тебя принимали и оценили, придется пользоваться масками в и фильтрами. Редактируя фотографии с помощью Фотошоп, приобретаем идеальное лицо, которое совершенно неузнаваемо — чужие, непонятные черты, непонятный характер. Сами себе добавляем страха и тревоги о том, что без идеального лица нас не будут любить. Будто женщина — это только внешняя оболочка. Мы живем в социуме, и он влияет на наши цели и на нашу самооценку ежесекундно. Он порождает в нас страх несоответствия. Если мы будем делать фундаментом своего спокойствия внешний мир, а не внутренний, мы всегда будем уязвимы. Так как все, что вокруг нас, все материальное может быть уничтожено в любой момент. Эпидемии, войны, землетрясения. Но над нашим внутренним миром властны только мы сами.
Мат 10:28: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне».
Друзья, я приглашаю вас окунуться в мир глазами художника и его вдохновительницы! В мир, где вашу личность считают уникальной, а не ширпотребом, в мир, где ценится ваша неповторимость, в мир Гистомизма, в мир портрета вашей души.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Джистпортрет. Портрет души – 419. Что делать, если я боюсь всего нового? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других