Джистпортрет. Портрет души – 419. Что делать, если я боюсь всего нового?

Королевский Евген

Здесь я пишу не о том, как перестать испытывать ужас под бомбежками. Эта книга – размышление художника о том, как справиться с внутренними бомбежками страха. Эта работа посвящена теме исследования неочевидного страха (тревоги). Страха незначительного, пустякового для окружающих, но такого огромного для того, кто с ним столкнулся.Эта книга – творческий диалог двух авторов: художника-джистпортретиста и вдохновительницы, доверительницы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Джистпортрет. Портрет души – 419. Что делать, если я боюсь всего нового? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3

Цвет

Символ 3.

Символ 3 — Капля. Эта капля срисована не с натуры, а именно с фотографии, что символизирует протест против визуального принятия поглощения обществом искусственной красоты. Искусство все больше и больше превращается в переработку уже кем-то нарисованных, вылепленных или смоделированных картинок и смыслов. Мы дошли до того, что искусство начинают создавать компьютерные боты, или, как их теперь называют — нейросети. Монохром отбирает у современного человека счастье творить что-то самостоятельно, получать удовольствие от самого процесса творчества.

Монохром вгоняет даже эту работу нашей души и ума в соревновательную битву с искусственным интеллектом, вычищая, словно скальпелем, все, чем наполнены душа, ум, сердце человека. Он оставляет там пустоту, дыру, которая тут же заполняется пластиковым барахлом и видеошлаком.

Это не просто капля, это капля росы. Она символизирует первозданную чистоту разума. Ей, в качестве антипода, противопоставляется помутневший, закаменевший разум. Об этом я рассказываю в опусе с символом 4.

Мы живем в такое время, когда миром управляют крупные производственные компании. Их цель — обогащение за счёт наших усилий. И если это взаимовыгодно, то в этом нет ничего плохого. Однако, сейчас появляется все больше и больше компаний, которые сами внушают нам наличие какой-то проблемы и предлагают ее решение за наш счет. Я называю такое сообщество общим определением — город Монохром.

Мир с культом потребления всегда — ненасытный. Только что купил телефон, как, буквально, через год он уже технически устарел. И все медийное поле склоняет тебя к покупке его новой версии. Будто только от этого зависит наше счастье. Мне кажется, истинное счастье зарождается внутри нас. Наш внутренний мир — это неиссякаемый источник бесплатной радости. Все зависит от того, как настроены наши глаза и сердце. Человек — настолько высокоинтеллектуальное существо, что может испытать удовольствие и прилив глубочайшей радости от простого созерцания цветка, облаков, неба, взгляда любимого человека. Может «раствориться» в тишине звенящего воздуха, насладиться глубоким общением со своими друзьями — единомышленниками, объятиями и возней с детьми, животными,

Внутренний мир каждого человека настолько индивидуален, что кажется, создать продукт, который нравился бы всем, почти нереально. Но это только кажется.

Представьте такую фантастическую историю: владельцы крупных компаний собрались вместе и решили воспитать себе послушного покупателя, который бы точно покупал их продукты. И они составили список качеств, которые должны преобладать в человеке, чтобы он как можно больше и чаще покупал. Чтобы он засыпал и просыпался с мыслью о новом телефоне, кроссовках или машине. Вновь погружаясь в бег с препятствиями, он должен сидеть на «Доширррраке», портить своё здоровье, голодать, но ездить на дорогом автомобиле. Так вот, эти компании стирают индивидуальность, навязывая чек-лист качества, которые должны быть у человека успешного, материально успешного, взрослого. К слову, они же и навязали мнение, что вас не будут любить и уважать, если вы не будете материально успешны. То, как мы должны себя вести и как должны выглядеть, изо дня в день навязывается с экранов тв, интернетом, масс-медиа. Иногда, прямо «в лоб», а иногда — с помощью современных приемов нейролингвистического программирования. Наши нейронные связи перепрошивают новыми ценностями. Каждый из нас ежедневно находится под огромным шквалом бомб, летящих разгромить нашу индивидуальность. Реклама формирует наши рефлексы и то, на что у нас должно выделяться слюноотделение. Внутренняя красота, духовность, честность, радость от каждого дня — все это стирается лозунгом: «Должен быть богат, красив, знаменит!». Как не потерять себя?

Я предлагаю метод регулярного визуального скрининга.

Пользуясь этим методом, ты сможешь максимально прислушаться к себе, понять, что на самом деле тебе нравится, чего ты хочешь, в чем нуждается твоё сердце. Наш эстетический вкус — этот филигранный камертон красоты — ежедневно искажается сотнями уродливых предметов, окружающих нас. Мы, будто, живем на свалке из новых вещей. Наш глаз «замылился» и устал от всех этих товаров и обилия рекламы. Цель нынешних предметов обихода, одежды и прочего барахла, которое нас окружает, вовсе не в том, чтобы обеспечить нас необходимым, создать красоту или подчеркнуть нашу индивидуальность. Цель современных товаров — их быстрая окупаемость. А, значит, нужно делать их яркими, необычными (а чаще — несуразными), привлекать новизной и пр. Стиль — это уже давно не про гармонию. Адепты города Монохром скажут. «Понимание красоты у каждого своё, сколько людей столько и мнений». Для меня эталон красивого — это соответствие законам композиции, цветоведения и формообразования. Что бы мы ни придумывали, в мире есть законы физики, которые можно тут же проверить. В эстетике также есть такие законы, взять хотя бы самый озвучиваемый — «Золотое сечение». Гармония, состояние радости, растущее от созерцания уравновешенных между собой форм, цветов и текстур — все это заменяет картинки из интернета. Они плоские, не осязаемые, в них нет жизни. Они делают наше восприятие таким же стерильными и плоским, под стать себе.

Как протереть глаза? Как обрести новое видение? Как погрузиться в созерцание окружающей нас природы? Ответ довольно прост в понимании, но сложен, когда начинаешь его осмысливать..

Созерцание, наблюдение живой природы, людей, животных и вообще окружающего пространства не через монитор или телефон, а в так называемом офлайне, требует душевных усилий. Сперва избалованному видеоспецэффектами человеку, может быть, и непросто перестроить свои предпочтения для получения визуального удовольствия. Например, сесть напротив древесного ствола и рассматривать кору дерева или сосредоточиться всеми мыслями на том, какие цвета, какие переходы цветов тебя окружают… А вот — божья коровка… перебирает лапками, и, спотыкаясь и шатаясь, ползёт по зелёному ароматному мху. Ах! Какие тонко подобранные оттенки у коры! Этот — шоколадно-коричневый, этот — бежевый. А что это за оттенок зеленого? Концентрируясь на созерцании простой коры дуба, вы начинаете замечать, как легкий ветерок зацепил ваш шифоновый шарфик. И этот шарфик нежно защекотал шею. Какие интересные ощущения, а я и не знала, что моя шея способна так откликаться на прикосновения! И все ваши мысли уже перескочили на приятные ощущения в теле… Вдруг вы начинаете замечать, что ветерок обнимает вас сзади, щекочет щиколотки… И вот вас уже наполняет радость познания окружающего мира, радость от познания себя. Радость от того, что вы посвятили свои драгоценные минуты созерцанию простой, но, как оказалось, счастливой жизни. Время в такие мгновения растягивается, мысли успокаиваются, на ум приходят свежие размышления. Природа лечит. Чем чаще вы к себе прислушиваетесь, тем счастливее и целенаправленнее выстраивается ваша, управляемая вами, жизнь. О, от скольких страхов можно было бы избавиться, если бы мы более ясно понимали, какие эмоции и чувства нами владеют в ту или иную минуту! Но как понять, насколько точно в нас внутренняя эстетика синхронизируется с внешней?

Приглашаю вас использовать для этого следующий инструмент. Выберите 10 картинок, которые вам нравятся. Это могут быть разные категории. Например, портреты известных художников, их картины, интерьер, и пр. Попытайтесь объяснить себе, почему понравилась та или иная картинка. Начать можно с размышлений о цвете. Выбрать любимые цвета. Ограничиться нужно тремя цветами. Бывает так, что мои доверители с близкими мне вопросами о том, как перестать бояться нового, выбирают больше трёх любимых цветов. Мне, как художнику, это говорит о том, что вдохновитель недостаточно хорошо понимает свои желания. Это такой оттеночный показатель. Почему? Потому, что чем ближе человек к себе самому, чем больше он себя знает и понимает, тем чётче он может поведать окружающим, о чем конкретно он хочет рассказать. Это касается всех сфер жизни. Проверка цветом — это проверка на ощущения себя, здесь и сейчас, на ощущения того, насколько ты знаешь, чего хочешь, и кто есть ты.

Конечно, человек, знающий, что он любит только синий цвет или жёлтый, совершенно не равен человеку, который знает себя. Тут речь идет о человеке, который на вопрос: «Какой твой любимый цвет?» называет больше трёх цветов. Если ты не знаешь себя в мелочах, твои реакции могут пугать тебя. Это слепые зоны, сопровождающиеся игрой в отрицание. Отрицание своих истинных чувств и желаний.

Как начать новое дело во внешнем мире, в котором много неизвестного? Если свой собственный внутренний мир неизведан хотя бы на 10%, как с легкостью начинать новые проекты, да и просто делать быстрый и качественный выбор в мелочах? Из-за того, что понимание того, чего же я хочу, на самом деле размыто, не натренировано, и возникает такой вопрос. Если вдохновитель на вопрос: «Какой твой любимый цвет?» перечисляет все цвета радуги, это — отсутствие выбора. Какой твой любимый цвет? Все? Тогда если нужно будет срочно выбрать один, какой ты выберешь? Эээээ… Нет убеждений в этой микроситуации. Нет убеждения в своей правоте. Нет цветовых принципов, если хотите. Шутка. Появляется тревога, так как нет уверенности в собственном авторитете, идёт самообесценивание своего выбора. Например, я люблю зелёный цвет. Прихожу и выбираю платье зелёного цвета, моя уверенность в правильности своего выбора растёт. Я быстрее совершаю нужные покупки, которые гарантированно принесут мне радость, хотя бы только потому, что это платье было моего любимого цвета. Если любимого цвета, к примеру, нет, то при том же выборе платья будет очень много сомнений с поиском цвета. Если человек не в контакте со своей эстетикой, ему будет сложнее найти одежду, найти тот объект созерцания, от которого он испытает визуальное удовольствие экстаз. Возможно, придется воспользоваться подсказкой окружающих, друзей… Или надевать то, что, по мнению человека, будет приемлемо в обществе, в котором он находится. Так как этот выбор он совершает не сам, за него совершают выбор сопровождающие, окружающие или сиюминутное хорошее настроение, которое поспособствовало покупке, вскоре приходит разочарование в этом платье. За ним может потянуться обвинение тех, кто это посоветовал, тревога. Опять чувствуешь себя обманутой, имея полный шкаф чужих тебе вещей — все безликое и не отражающее твой настоящий внутренний мир.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Джистпортрет. Портрет души – 419. Что делать, если я боюсь всего нового? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я