Как создать стартап

Константин Константинович Берлинский, 2019

В течение 3-х месяцев я учился на курсах продакт-менеджеров в ведущем венчурном фонде, акселераторе и институте развития стартапов в России. В процессе вел дневник, где описывал свои впечатления. На каждую лекцию, домашнюю работу или самостоятельное исследование я написал отзыв. Во время курса наша команда выводила на рынок сервис подбора автомобилей. Мы генерировали идеи, считали рынок, проводили интервью с клиентами, формировали ценностное предложение, проверяли гипотезы, делали MVP, давали рекламу и обслуживали клиентов в ручном режиме. Скучно точно не было. И вам тоже не будет! Содержит нецензурную брань.

Оглавление

Анализ идей

Уфф, это были напряженные выходные! Прошло только первое занятие курса, а умаялся так, как будто вкалываю уже месяц.

Проблема всё та же — выбор идеи, которую буду прорабатывать в процессе курса продукт менеджмента. Вспомнил про свой старый пост, где по наводке Любови Симоновой сделал инфографику, какой продукт считается ОК. На пересечении: а) денежной ниши б) острой боли и в) легкого решения проблемы. Пост найти не смог, поиск в ФБ полный отстой.

Еще где-то слышал про момент — важно как часто люди выполняют какую-то операцию. Условно, люди часто едят, передвигаются и покупают. А вот с разглядыванием звездного неба как-то не сложилось. Поэтому сервисов по первой категории хоть попой ешь, а вторых что-то не видно.

Добавил в таблицу с идеями колонки"Боль"и"Часто". Проставил оценки, но картина не сильно прояснилась.

В результате, как это принято в России, воспользовался нечестным конкурентным преимуществом. Написал куче людей из френдов на ФБ и у некоторых нашлось время поговорить. Суров и краток был трекер из ВШЭ — "Я не понимаю искусственных задач"и отказался комментировать идеи. Решения должны вытекать из экспертизы и общения с клиентами, а не браться из головы и кабинетного анализа. Это-то понятно, а делать-то что? Да и время поджимает…

К счастью, откликнулся биздев из Яндекса. Я попросил у него 15-20 минут"мне только спросить", а промучил его почти час. ТОП 10 идей разбил в пух и прах. Более менее, ОК две идеи.

Список отстойных идей из ТОП 10:

1) БотАдминов (№21) — В Яндексе есть такой чат бот, узнать, например, чья машина с номером Х перегородила выезд. У крутых компаний проблема решена (вики, шарепоинт портал, тупо телефон суппорта), а некрутые слишком бедные, чтобы позволить новое решение.

2) Английский(№2) — Рынок созрел и Скайенг всех нагнул, с"обычными"курсами типа ЛингуаЛео ловить нечего, только если есть что-то такое же прорывное как Скай.

3) Компмастер (№1) — Есть Авито, Профи.ру и др.

4) ТиндерЗащитник (№16) и ТиндерСоветник (№18) — Дейтинг не его профиль, но явно тяжело будет делать интеграцию с тем же Тиндером и вряд ли удастся выцепить фото и переписку из их мобаппов наружу.

5) ШарингСмарта (№4) — Гугл диск стоит копейки, майнинг и рассылка спама с чужих девайсов более интересно, но есть юридические проблемы.

6) АрендаПодСобытие (№58) и РезервацияЗала (№61) — У таких сервисов (ERP) главная проблема — владельцы заведений всегда ставят"Свободен"в статус бронирования. Клиент им звонит, ему говорят, что:

а) именно на его дату вдруг занято, а есть другая дата (в системе что-то напутали) и

б) предлагают провести оплату вне системы

В случае (а) клиент говорит что в сервисе работают мудаки и уходит. В случае (б) заработок сервиса равен нулю.

7) ЛкТуриста (№5) — Нет острой проблемы, узкая ниша, редкие транзакции клиента. Более менее ОК если сможешь сделать агрегатор скидок или решить проблемы в других сегментах в тревеле — командировочные сотрудники, бизнес-поездки, движуха вокруг эвентов.

Честно говоря, это был мой любимый проект из всех. Так тяжело его выкидывать! Я подумал, ну вот, я часто самостоятельно путешествую. Последняя поездка по Европе была на 9 суток, 8 городов, 4 отеля. Планирование поездки и покупки заняли у меня 2 дня фуллтайм. Уйму всего купить, билеты, брони, прочитать отзывы об отелях, сохранить в телефон для офлайн доступа карты, инфу об отелях, адреса и маршруты транспорта. Важен тайминг — надо вовремя выйти из отеля на очередной этап путешествия. Вечером каждого дня в поездке написать пост с впечатлениями и выложить фоточки во все соц. сети. Вот бы мне сэкономили время и хотя бы закачали в мобапп все карты и билеты и дали готовый шаблон для путешествия, какие города посетить за неделю по разным регионам Европы.

Но увы, в реальности это не надо, гранаты не той системы. Финальный аккорд — наткнулся на отличную статью"Почему не стоит заниматься созданием сервисов для планирования путешествий"на вц.ру.

В 2х словах — экономика проекта не сходится. Лучший продукт не всегда означает хороший бизнес. Самостоятельно путешествуют 1%, узнают о вашем продукте 1% из них, воспользуются — 1% из вторых, а даже если воспользуются, то в следующий раз вернутся в приложение при следующем отпуске через 6-12 мес если вспомнят (CAC намного больше LTV, Retention в жопе, масштабируем убытки — ахиллесова пята B2C проектов). Основную прибыль зарабатывают первые в цепочке путешествия — отели и авиакомпании. Вторые в очереди агрегаторы и метапоисковики (букинг, скайсканер) откусывают от пирога немного. Приложение планировщик отпуска — третье в очереди и будет довольствоваться крохами от того, что не доели первая и вторая категории.

Какие проекты более-менее ОК по мнению биздева из YNDX:

1) ЗаявкаНаПокупку (№49) — Может сработать, особенно для трудно сравниваемых, но дорогих товаров"Хочу трешку в ЗАО за 16млн"или"Куплю подержанный джип не дороже 3х лямов". С точным определением товара хуже"Дайте самый дешевый iPhone XS Max 512GB Silver". Плюсы — большой чек. Проблемы тоже есть — у того же Циана или БН есть разделы на сайте"Оставьте заявку на покупку недвиги", но в полудохлом состоянии, видимо на все заявки спамят все АН без разбора. Короче, надо исследовать тему и особенно, клиентов, готовы ли они к такому сценарию"отложенной покупки".

2) УберКодревью (№71) — В целом ОК, но это B2B, длинный цикл сделки, сложно продать, есть проблемы с приватностью данных, если инхаус, наверно ок, надо поспрашивать тех же техлидов и руководство ИТ-компаний будет ли у них на это бюджет. Крутым компаниям проще пинать разрабов, ставить процесс кодревью или нанять доп архитекторов для ревью. А у мелких компаний и фриланса нет денег, т.к. они потому и мелкие и бедные что идут и ищут на подработке фрилансеров.

Это мой второй по любимости проект. Просто меня дико бесит, когда в команде кодят"на отвали", т.е. формально это компилится, работает, но ужасно написано, трудно поддерживается, с кучей ошибок и кода"и так сойдет" — магические константы, хардкод, копипаст, SELECT * там, где нужно тянуть мало данных с бэка на фронт и т.д. Самому ревьюить обычно нет времени, своих задач хватает. Т.е. я думал, что тема огонь. Особенно круто, если ПМ на стендапе будет видеть статус косяков, всплывших на ревью и в прямом эфире пропесочивать разрабов. Или внешний клиент, заказавший разработку индусам из аутсорса будет видеть качество кода на уровне"из 100 косяков исправлено 2"и принимать соотв. решения.

В процессе исследования рынка по проблеме наткнулся на сайт pullrequestDotcom. Оказывается,"Убер для техлидов"(Codereview as a service) уже сделали. В мае 2017 проект был на продуктханте, они были в батче YC S17 и подняли 12.7M $ инвестиций. Ура! Я придумал проект, который прошел бы в YC! Но щас, похоже, сайт дохлый. Хотя CEO еще в феврале 2019 искал разрабов в команду. Не знаю, сдохли ли они или просто сайт тупит при доступе из РФ. Прайсинг у них, конечно, офигеть! 300$/мес за 1 дева и ревью 5тыс строк кода. А за команду из 5 разрабов 3500$ мес. Проще еще одного разраба нанять. Хотя, это цифры для США, там наверно это дешево.

Итого: выхожу к руководству курсов с предложением работать над ЗаявкаНаПокупку (№49) и возможно УберКодревью (№71) — копикэт проекты в целом тоже ОК для других юрисдикций и я точно его придумал сам:)

Дальше будет опрос про эти 2 проекта, какой ОК.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я