В потоке творчества: связь поколений. Книга седьмая

Ирина Михайловна Соловьёва

Седьмая, заключительная книга семитомной монографии «В потоке творчества: связь поколений» завершает знакомство читателя со значимым вкладом творческой деятельности поэта и публициста Терентия Травника, объединённым таким понятием, как связь поколений. К творчеству Терентия Травника, знакомому от мала до велика, обращаются и взрослые, и дети. Сегодня наследие мастера звучит на разных языках, передаётся из уст в уста, продолжая сеять в души людские «разумное, доброе, вечное».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги В потоке творчества: связь поколений. Книга седьмая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

«Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №3». Республика Карелия

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Бесценный дар учителя — это его умение заронить интерес в сердце своего ученика, зажечь факел желания к изучению того урока, который он ведёт. Как это делает, например, преподаватель-подвижник Нестерова Елена Александровна — директор Медвежьегорской общеобразовательной школы №3 в Карелии, знакомя своих учеников с поэтическим творчеством современных поэтов, на примере поэзии Т. Травника. Нестерова, сама очарованная его творчеством, сумела привить эту любовь и своим ученикам, но всё это было позже.

А началось всё с того, что Терентий написал в 2011 году письмо в школу с просьбой откликнуться тех, кто что-либо знает о поэте Борисе Смоленском, погибшем в Падуне, недалеко от Медвежьегорска. Письмо Терентия положило начало дружеского многолетнего общения с директором школы, завязалась тёплая переписка:

«Здравствуйте Терентий! Ваши стихи льются — читаются легко — в них энергия. Здо́рово! Я включена сейчас в жюри конкурса «Учитель года Карелии». Ваши стихи учителя читают детям в школах, знают наизусть. В новое поколение надо верить и очень сильно хотеть, чтобы они стали хорошими людьми, чтобы верили в себя и находили свой путь. Спасибо Вам за стихи!!! За Россию!

Елена Нестерова 26 января 2014.30 декабря 2014:

Елена Александровна Нестерова — директор Медвежьегорской школы №3 республики Карелия

Огромное спасибо, Терентий, огромное спасибо, «Светец»! Сегодня я провела педсовет «История школы (1994—2014) и перспективы развития», к которому готовилась целый месяц. Всю нашу школьную деятельность я распределила по направлениям, в том числе, в общекультурном направлении указала «сотрудничество с московским издательством «Светец» и напомнила коллегам, как вы на нас вышли. Снова звучало имя Бориса Смоленского. И то, что вы напечатали три наши работы — для нас такая поддержка очень важна.

Поздравляем с Новым годом! Всем счастливых мирных дней, любви, творчества, благополучия!

С уважением, школа №3 г. Медвежьегорск

Под руководством Елены Александровны в средних классах была развёрнута настоящая исследовательская деятельность с активным привлечением учеников. Началось же всё с малого, когда обычный сорокапятиминутный урок был превращён учителем в настоящий конкурс! Ребята заинтересовались, и подготовительная работа закипела!

Конкурс исследовательских работ в 6Б классе

К слову сказать, Елена Александровна всегда прививала своим ученикам интерес к исследованиям. Например, урок русского языка и истории был посвящён важной вещи — памяти. Воспитанию уважения к своим предкам. Учительница такими уроками закладывала в души своих учеников элементарные исследовательские навыки, раздвигая границы знания на примере родных людей каждого: дедушек и бабушек. Получилась единственная в своём роде мини-выставка простых вещей, хранящих память о прошлом в каждом доме. В классе все ученики показывали и рассказывали о семейных реликвиях. Получилось здорово!

Арина Орунова представляет свою работу, она держит в руках фотографии семейных реликвий Оруновых.

Начинает необычный урок учительница Елена Нестерова: Среди этих простых вещей — «Музыкальная газета» 1908 года — реликвия, перешедшая ей от бабушки и дедушки, москвичей-музыкантов.

Дальше каждый ученик рассказывает всем о памяти, хранящейся в каждой семье. Время от времени слышится подбадривающий голос учительницы: «Аня! Читай громче! У тебя хорошая работа о патефоне».

Чайный столик, изготовленный в Германии, приобретённый бабушкой Максима Руднева, служит семье до сих пор.

Прекрасные фотографии швейной машинки представила Вика Яковлева. Лаконичная работа Вики понравилась ребятам.

Работа Козака Антона носит исследовательский характер. Антон показал, что история семейного самовара переплетается с историей Карелии.

Катя Алупова многое узнала, заинтересовавшись старыми вещами — сундучком и семейной иконой. Катя не забыла принести для выставки семейные реликвии.

Дружинин Максим рассказывает о старой дедовской сети.

Уля Шевченко подготовила презентацию о самоваре. А самовар был с сюрпризом: давным-давно Улина мама спрятала в самоваре три рубля советского времени.

Семья Савельева Саввы трепетно хранит маленький треугольник — письмо военного времени. Это память о прадеде Саввы.

Алина Коханович представила работу о старой-престарой швейной машинке, на которой и она сама шьёт.

Сева Журкин рассказывает о ложке, с которой его прадед прошёл две войны.

Лера Сковорода не только прекрасно рассказала о швейной машинке и о том, кому она принадлежала, но и сделала глубокие выводы о нравственном значении этой вещи для её семьи.

Таня Мартынова рассказывает о домашнем музее своей бабушки.

Лиза-фантазёрка представила работу на конкурс «Дадим новую жизнь старым вещам»…

Конкурс исследовательских работ в 6Б классе. Елена Александровна Нестерова (четвёртая слева) со своими шестиклашками. 2011 г.

В 2016 году Елена Александровна пишет интересную работу о Терентии Травнике и его творчестве, составив его оригинальный портрет, таким образом знакомя своих учеников с поэтом.

Елена Нестерова: открытие Творца

Я подошёл к вратам Творчества…

Т. Травник

Т

ерентию Травнику суждено быть творцом. К этому была готова и его душа, и это предрекал ему его крёстный отец — философ, Михаил Курганов. Сам Терентий позже скажет так в одном из своих стихотворений: «Я помню, как-то раз поэтом меня монах один назвал», — и продолжит:

Искал я красок бесподобных,

Искал я нот и находил,

И растворял в основах водных

Обыкновеннейших чернил.

О творчестве Терентий Травник размышляет не единожды. Творчество — дар людям, и «надо успеть подарить свои дела, свой труд, своё слово,… свою нежность и тепло сердца своего. Надо успеть подарить своё внимание, свой талант, свою помощь. Надо успеть подарить свои силы, опыт, озарение и вдохновение. Надо успеть подарить себя до капельки, до крошечки. Надо успеть подарить свою единственную жизнь».

Рассуждение о творчестве есть и в сборнике «Белая радуга»: «Любое творчество должно приносить радость и удовольствие. Самые лучшие открытия и откровения в этой области случаются тогда, когда меньше всего заботишься об этом и не задаёшься вопросом, нужно ли это кому-нибудь. Творчество остаётся с человеком, который…это делает честно». Оно для других людей «может послужить катализатором их внутренних процессов» — иными словами: Творчество рождает новых творцов.

И далее: «Творчество — это всегда послание в будущее от всех нас, всех, кто в этом времени.…Картины, песни, музыка и, самое главное — книги, продолжат нашу жизнь, напоминая потомкам о нашем времени, и так ярко, как будто это все здесь и сейчас».

Так он говорит о себе, почему стал рисовать и почему занялся музыкой: «Я долгое время рисовал именно стихийно, а когда через некоторое время начал анализировать своё наследие… то стал понимать, почему я это делал. Искусство, видимо, это способ развития души, некий тренажёр… Творчество уже совсем иное состояние, это, я бы сказал, осознанное искусство, творчество — это когда ты выбираешь линию или тему и занимаешься этим, понимая, что все это созидает нравственные миры, и не только твои. Пожалуй, к тридцати шести годам я подошёл к вратам Творчества».

По Травнику, творчество выращивает, завершает, отдаёт; греет, утешает; обучает; собирает, сопереживает, защищает; творчество жертвенно и Божественно (из стихотворения «Искусство и творчество»). Травник настаивает, что вдохновение приходит и уходит, а открытия делаются в долгом, и терпеливом труде.

Инструменты его творчества — это рисунок, звук, кадр, фотография, стих, кисть, краски, это музыкальные инструменты и ноты, кинокамера и фотоаппарат и самое главное — перо и СЛОВО. Слово как хранитель Вселенной и Вечности, слово как мгновение, как дух, как душа:

Откуда я так слышу слово?

Что за миры со мной ведут

Свои ночные разговоры?

Что за миры меня влекут,

Даря мне знания и чувства,

И понимание вещей…

Слово по Травнику — это вечное, важное, страдающее («а нам досталось распятым»), умершее, но способное к возрождению. Ради него надо потрудиться: пройти трудный духовный путь. Слово — это любовь, это основа творчества, это главное.

Поэтическое Слово — это ключ «от комнат огромного строения Жизни, это ключи судьбы… мудрых знаний», и… настоящие стихи не пишутся, а «посылаются, как откровения и только записываются рукой поэта, обмакивающего перо… в бездонную чернильницу своего сердца и никак иначе…»:

Звезда над полем скошенным,

Далёкая, осторожная,

Зовёт меня в путь снова

За вечным… Точнее — за словом.

Тем самым, что было в начале,

До всех стихов вместе взятых,

А нам досталось распятым,

Посеянным и воскресшим,

Не понятым, но понятным.

Слово как основа всего связано с другими видами творчества. Слова — «ключи ремёсел и искусств». Поэтому у Травника появляются строки «цветная музыка души» или «палитра слов». А одно из его стихотворений названо «Снег падал… Ми Бемоль Минор»: «Нет, он не шёл, он просто падал/Весь день, весь вечер и всю ночь…» — читаешь это и ощущаешь связь музыки и слова! Его слова светятся, а образы звучат.

Недаром у него есть цикл «И музыка, и цвет, и слово…» и книга «Цветная музыка души»; и счастье звучит «домисольно», и «живой становится бумага». А ещё есть сочинённый Травником завораживающий и нежный, как Голос души, «Белый концерт».

Травник — поэт и художник, поэтому рядом с его словом и словотворчеством — живопись. «Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат» — таково изречение Леонардо да Винчи, и оно о творчестве Травника. Его живопись — передача пространства в плоскости, это образы и краски родной русской земли.

И славить вечное — в полотнах,

И славить вечное — в стихах.

Держать сокровище в руках —

То самое, что в малых крохах —

Дано, нет, собрано тобою —

Любовью, названное кем-то…

(из стихотворения «Не наследить — оставить след»)

Травник — музыкант и композитор. Природа одарила его удивительным даром — владеть разными видами музыкальных инструментов: из клавишных фортепиано, из струнных — мандолиной, гитарой, из духовых — продольной флейтой (тенор, альт, сопрано), губной гармоникой! С 2006 года Терентий стал писать симфоническую музыку, в частности, цикл из 12-ти концертов духовной музыки, посвящённый двунадесятым праздникам Русской Православной Церкви: «Крещенский концерт», «Благовещенский концерт», «Пасхальный концерт» и другие. Это красивейшая музыка, которая будит в слушателе какие-то важные глубинные мысли и чувства.

Травник — философ: он размышляет о Родине, о нас, о «простом золоте души» и природе творчества, о поэте и поэзии, о жизни, смерти и предназначении человека, о войне и мире, о семье, о любви и страдании и опять же — о Слове. Философична его поэзия, философично всё его творчество. Одно из подтверждений этому — его книги афоризмов — «Лучина» и «Пути-дороги» — его афоризмы вмещают в себя всю жизнь человека и связаны с идеалами православия:

И ты плывёшь, след оставляя,

Тот малый, что хранит вода,

Лишь берегами отмечая,

Вслед уходящие года.

Травник — публицист. Болью наполнены его рассуждения о современном состоянии общества, о нашей жизни. Безусловно, его публицистика философична, он автор образовательной программы «Часы».

Травник — сказочник, автор и активный участник сайтов для детей, создатель таинственной страны Гугушатии.

Травник — гуманист, воспитатель, учитель, друг…

О Терентии Травнике хочется сказать его же словами: «Среди нас живут поэты, ведь почти каждый хотя бы раз в жизни что-то такое сочинял, выражая тем самым свои чувства или отношение к кому или чему-либо… и

Всё проходит. Проходит и это.

Но пока ещё время есть жить,

Разыщите такого поэта,

Чтоб душе вашей дал бы испить

Эту наичистейшую воду

Этой наинежнейшей любви,

Чтобы вышла душа на свободу

И услышала следом: Живи!

Стихи — это способ в поэтических строках материализовать свой внутренний мир, находя порой нужные ответы и открывая в них лучшее в себе… и не только. Стихи — это выражение философии автора, его взгляда на мир… И опять в его стихах поэт — это тот человек, который владеет ритмом, цветом, чувством звука, меры, жизни, пространства — «оно позволит слову стать целительным». «Cемь чувств поэзии — владей ими, поэт»! — пишет Травник.

Спасибо, за мудрость, за все ваши духовные труды. Мы все связаны невидимыми нитями, у каждого своё призвание, каждый отвечает за гармонию в мире и должен постоянно расти, совершенствоваться и творить.

Ваш жребий — помогать людям жить, даровать своё Творчество, и люди открываются навстречу Вам, ведь основа вашего творчества — жизнь и любовь. Я верю вашим поэтическим строчкам:

Запомнилось мне от рожденья, чтоб жить —

Не много, не мало — два слова.

Два слова — глаголы: любить и творить!

Два слова — всей жизни основа.

Карелия, г. Медвежьегорск

Елена Александровна на своих школьных уроках литературы, сумела заронить в сердца учеников интерес к поэзии нашего современника Терентия Травника и его личности. Предлагаю талантливую работу по творчеству поэта одной из учениц Медвежьегорской школы №3.

Эссе ученицы Марины Дмитриевой

«Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны. Неправда, равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть», — писал Антон Павлович Чехов.

Какую роль Чехов отводит философам? В рассказе «Крыжовник» он писал, что за дверью каждого довольного человека должен стоять некто с молоточком, напоминая, что время от времени жизнь пускает свои «когти». Таковыми людьми «с молоточками» и являются философы. Они будто бы рядом и помогают найти ориентиры, напоминают «стуком, что есть несчастные». Философ должен обладать сильным характером и чуткой душой и понимать, какая помощь нужна людям.

Я ни разу не встречалась с философами, но неожиданно открыла для себя новое имя — Терентий Травник. И он — настоящий философ! Настоящий! Он — наш современник! От учителей нашей школы я узнала, что Терентий вместе со своими соратниками несколько лет назад обратился в нашу школу с просьбой помочь собрать материал о Борисе Смоленском — поэте, погибшем Медвежьегорском районе. Это стало важным событием для нашей школы. И таким же важным для родственников Смоленского и для почитателей поэзии погибшего поэта. С тех пор Травник доверяет нам свои новые стихи, публицистические и философские статьи, делится своими мыслями о современных проблемах, он и его друзья подарили школе книги Смоленского и Травника, а также диски с авторской образовательной программой «Часы», в которую, кстати, включены и лекции о философах. Это паралич души? Это равнодушие?

Травник имеет философский взгляд на мир, философичны не только его философско-публицистическая книга «Лучина» и книга афоризмов «Пути-дороги», в которую вошли более тысячи афоризмов автора. Глубокими философскими мыслями проникнуто всё его творчество. О равнодушии этого нашего замечательного современника не может быть и речи. Наоборот — он отзывчив, он добр, он активен.

Современный мыслитель Терентий Травник — очень разносторонняя и творческая личность, один из таких людей, потому что он не только философ, но и писатель, поэт, публицист, музыкант и композитор, а также мастер кисти и холста, создающий картины с присущим мыслителю умением видеть внутреннюю суть вещей. Его книги, наполненные мыслями и рассуждениями, написаны как для взрослых, так и для детей. Для маленьких читателей хранитель сказочного мира Травник создал страну Гугушатию. Его стихотворения вошли в сборники, которые пользуются огромным спросом среди тех, кто интересуется современной литературой. В своих произведениях, будь, они прозаические или поэтические, он обращается к внутреннему миру людей, к общечеловеческим ценностям. Также Травник делает акцент на патриотическое воспитание, он автор мемориально-патриотического проекта «Вечный май» — посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 над фашистской Германией. В 2007 году за усердные труды во Славу Русской Православной церкви, Терентий Травник был награждён Алексием II — Патриархом Московским и всея Руси.

Его волнуют совершенно разные аспекты жизни, связанные с душой и внутренним состоянием других. Кроме вышесказанного, Терентий является с 2005 года главным редактором православной газеты «Сад духовный». Его непосредственно волнуют вопросы о духовной составляющей людей. Его живописные работы вошли в организованную им Всероссийскую некоммерческую художественную галерею Delon’ь, которая занимается только благотворительными выставками для пенсионеров, малоимущих семей, детей и инвалидов. Созидатель и мыслитель, Т. Травник не только мастер философской мысли, но и тот человек, который своим творчеством объединяет других, помогает воссоединиться людям разных поколений и взглядов. Он отзывчивый и неравнодушный человек.

Можно ли теперь сказать после всего этого, что истинные мудрецы умерли глубоко в душе, что их внутренний механизм восприятия жизни парализован, и только мозг делает умозаключения? Разумеется, нет. Они живы, как живы те, для кого философы ищут ответы и жизненные ориентиры. Яркий пример этим словам — Терентий Травник, который не только рассуждает о жизни, но и на самом деле делает для людей нечто важное. Душа мыслителя не может умереть, если его деятельность приносит пользу людям, если он создаёт для других шедевры искусства. Сам Травник отвечает на вопрос, как жить? — так: «жить по-человечески», «прожить достойно и не навредить». Раздать то, что накоплено в сердце: «Всё, что сердцем собиралось, пусть прольётся для других» (из стихотворения «Двамалу»)

Я согласна со словами Антона Павловича Чехова. Я считаю, что невозможно искать ответы на жизненные вопросы, если человек умер изнутри. Если он пуст в душе, то какие ответы на вопросы о настоящей любви, о счастье, о добре и зле человек вообще может дать? Это просто невозможно. Поэтому слова Антона Павловича Чехова о неравнодушии философов — это истинная правда, с которой невозможно не согласиться.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №3». 10 класс. г. Медвежьегорск, Карелия.Преподаватель: Нестерова Елена Александровна. 2016 год

Ну, что тут скажешь, радуют такие работы старших школьников под руководством их опытных преподавателей, и нас, представителей старшего поколения! Верно однажды заметил Дмитрий Иванович Менделеев, что «вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян».

В заключении повествования о Медвежьегорской школе №3 в Карелии и её компетентном и мудром директоре Нестеровой Елене Александровне, познакомлю с ещё одной самой настоящей исследовательской работой, выполненной десятиклассницей с соблюдением всех канонов и правил по написанию подобных работ для ВУЗов по творчеству поэта Бориса Смоленского, погибшим двадцатилетним. Терентий Травник принимал активное участие и словом, и делом в создании этой мемориальной работы для будущих поколений и Медвежьегорска, и всей страны.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги В потоке творчества: связь поколений. Книга седьмая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я