Филологическая книга для студента. Сборник лекций и заданий

Иоанна Сергеевна Симакина-Сысун, 2020

Эта книга – результат моей 12-летней практики как преподавателя литературы и русского языка. В лекциях мы рассмотрим судьбы и особенности творчества русских классиков 19-20 веков от Михаила Лермонтова до Михаила Булгакова. Каждая тема сопровождается семинарскими заданиями. Также я включаю в курс две вводные лекции по литературоведению. В приложениях размещены задания по языкознанию, поскольку я предполагаю использовать пособие для преподавания дисциплины "Русский язык и литература".

Оглавление

Лекция 4. Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова

Место писателя среди других авторов. Творчество Лермонтова знаменует завершение романтической традиции в эпоху формирования реализма: «… нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце».

Детство. Образование. Михаил Юрьевич родился 3 октября 1814 г. Сын военного Юрия Петровича Лермонтова (род Лермонтовых, по легенде, происходит от Георга Лермонта, выходца из Шотландии). Мать — Мария Михайловна Арсеньева, бабушка — Елизавета Алексеевна. Родился по желанию родственников в Москве, воспитывался в поместье бабушки Тарханы Пензенской губернии. К браку дочери бабушка отнеслась без особого энтузиазма, и хотя отношения супругов были прекрасными, старалась рассорить их и развести. Мария Михайловна умерла от туберкулеза в 21 год, сын почти не помнил ее, вспоминалась ему лишь грустная песня в ее исполнении. После смерти дочери бабушка не смогла жить в старом доме, и на его месте построили маленькую церковь Марии Египетской в память о Марии Михайловне. Эта церковь по сей день является действующей. Барский дом был построен рядом с церковью.

С отцом Миша оказался разлучен волею бабушки: Елизавета Алексеевна ссылалась то на болезнь внука, то на свои большие, чем у отца, возможности выучить его, наконец, составила завещание таким образом, что в случае проживания с отцом внук терял бы основание на материнское наследство. Когда юноше было 17 лет, отец его умирает — они так и не дожили до того дня, когда можно было бы им стать единой семьей. Бабушку свою Михаил ни в чем не винил: она отдала ему всё сердце, оберегала, воспитала в лучших традициях (домашнее начальное образование, поступление в Московский университетский благородный пансион в 1828 г.) Воспоминание об отце представлены в ряде стихотворений, например, «Ужасная судьба отца и сына…»

Бабушка приобщала Мишу к христианскому идеалу, они посещали церкви, Киево-Печерскую лавру. У него появилось несколько стихотворений под названием «Молитва», которые радовали бабушку.

В 1830 едет студентом в Московский университет, но учебу оставляет через год после конфликта с учителями. После этого поступает в Петербурге в гвардейскую школу и уже с 1834 года появляется на балах в гусарском мундире. В 1837 году им написано стихотворение «Смерть поэта», навеянное гибелью А. С. Пушкина. Определенные строки не понравились правительству, и Лермонтов попал под стражу.

Ссылки. Рассмотрим разные виды ссылок в изучаемый нами период, поскольку многие писатели-классики ссылались в своей жизни в разные места в связи с цензурой. Итак, если перечислить от наиболее легких ссылок к тяжёлым, получится такой перечень:

А) Домашний арест. Писатель жил в своём поместье без права выезда, данное обстоятельство ввергало в тоску и скуку. Писали в эти периоды хоть и много, но без права публикации.

Б) Провинциальная ссылка с сохранением должности. Писатель не должен был появляться в столице. Вынужден был жить в незнакомом для себя городе, но при этом посещал местные мероприятия.

В) Провинциальная ссылка с понижением чина. Здесь приходилось карьеру начинать с ноля, с переписчика бумаг, но возможно было выслужиться и обрести снова утраченные чины.

Г) Военная ссылка, в горячую точку.

Д) Сибирская ссылка или ссылка в Соловецкий монастырь, на север. Эта самая тяжелая ссыльная форма характеризовалась сложным движением по этапу до места назначения, периодом каторги и черных работ, а затем сменялась периодом вольнопоселенства в условиях опять же суровых зим.

… Что касается Лермонтова, то в его судьбе можем отметить ссылки военные. На Кавказе Лермонтов бывал ребенком, бабушка возила его туда на лечение. Теперь он был сослан на Кавказ, осуществлял переезды по южным городам, например, город Тифлис, позже описанный им в прозе. В свой полк он вскоре вернулся благодаря хлопотам бабушки.

Сын французского посла де Баранта из ревности к одной даме спровоцировал поединок. И хотя противники, получив, небольшие ранения, помирились, дело получило огласку, и Лермонтов попал на гауптвахту, а затем был вновь сослан на Кавказ. В Чечне он участвовал в боевых действиях, проявил себя с геройской стороны. О Кавказе написано поэтом ряд стихотворений, стоит отметить стихотворение «Валерик», посвященное битве при реке Валерик.

Лермонтов был отпущен на лечение на водах в Пятигорск. Здесь и произошла ссора с Мартыновым, одноклассником по гвардейской школе. Лермонтов любил остроты, но многие товарищи уже привыкли к этому и прощали его, тем более странно выглядит то, что Мартынов довел ссору до поединка по той причине, что Лермонтов пошутил по поводу кавказского наряда Мартынова на одном из вечеров. С другой стороны, есть свидетельства, что рана, нанесенная Мартыновым, не была смертельной. Якобы Лермонтов был убит в этот момент неизвестными, которые скрывались за камнем, возможная причина этого — кратковременное пребывание Михаила Юрьевича в масонской ложе, представители которой очень не любили отступников.

Судьба поместья. Безутешная бабушка пережила внука на несколько лет, после ее смерти заботы о поместье принял на себя ее брат, но в Тарханах он не жил, а нанимал управляющих, которые не всегда отличались хозяйственностью и хорошим нравом. Один раз барский дом горел, потому что рассерженные крестьяне решили отомстить управляющему за его бесчинства. Имущество постепенно было растащено, перед революцией 1917 года последний управляющий сбежал из поместья, и крестьяне написали прошение о принятии поместья на государственный контроль.

В настоящее время усадьба представляет собой музей, в котором регулярно обновляются композиции. Вещей семьи Лермонтова почти не осталось: комод Марии Михайловны, платочки ее и Елизаветы Алексеевны, книга из библиотеки Лермонтова — все то, что забирали себе и сохранили Юрий Петрович или дальние родственники. Вся мебель и утварь в отстроенном барском доме являются вещами эпохи, изготовленными позже на заказ. Лермонтовы и Арсеньевы покоятся в семейном склепе в местном соборе, только могила Юрия Петровича расположена отдельно, под открытым небом, на территории собора. Своеобразной мистикой является то, что в разные годы грозами было уничтожено два крупных дерева, стволы которых сейчас сохранены как экспонаты.

Семинары

Поиск романтических черт в текстах. Стихотворения «Еврейская мелодия», «Узник», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Пленный рыцарь», «И скучно, и грустно…», «Парус», «Воздушный корабль», «Тучи», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Демон».

Напишите отзыв по виртуальной экскурсии в поместье «Тарханы».

Посмотрите художественный фильм «Лермонтов» 2015 г.

Роман «Вадим». Соотношение романтических и реалистических черт.

Романы «Княгиня Лиговская» и «Герой нашего времени». Соотношение сюжетных линий и история создания романов.

Вопросы для самостоятельной подготовки по трагедии «Маскарад».

— Чем создается таинственность повествования, в чем состоит тайна?

— Князь Звездич, Арбенин и Неизвестный — как они осуществляют месть, кто из них в большей степени романтический герой?

— Баронесса Штраль — парадоксы ее поведения, ее метания. Видите ли вы воплощенный романтизм в таком поведении?

Ответьте на вопросы по поэме «Мцыри»:

А. Почему к слабеющему Мцыри приходил чернец «с увещеваньем и мольбой»? (Главы 2-3)

Б. От чего умирал Мцыри? Какие физические страдания привели к этому? Являются ли физические страдания главной причиной его болезни? Могли ли привести к смерти какие-либо душевные страдания? (Главы 2, 19, 20)

В. Каково отношение Мцыри к смерти и к своей жизни? Хочет ли он умереть? Или сожалеет о близкой кончине? (Глава 5)

Г. Почему Мцыри убежал из монастыря в грозу? (Глава 8)

Д. Что значит выражение: «Кругом меня цвел Божий сад…»? Что значила для Мцыри природа в этот момент? (Глава 11)

Е. Какое значение для Мцыри имела встреча с грузинкой? Усилилось ли его страдание после этой встречи? (Главы 13-14)

Ж. Что вызвало у Мцыри первые в его жизни слезы? (Главы 15-16).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я