Филологическая книга для студента. Сборник лекций и заданий

Иоанна Сергеевна Симакина-Сысун, 2020

Эта книга – результат моей 12-летней практики как преподавателя литературы и русского языка. В лекциях мы рассмотрим судьбы и особенности творчества русских классиков 19-20 веков от Михаила Лермонтова до Михаила Булгакова. Каждая тема сопровождается семинарскими заданиями. Также я включаю в курс две вводные лекции по литературоведению. В приложениях размещены задания по языкознанию, поскольку я предполагаю использовать пособие для преподавания дисциплины "Русский язык и литература".

Оглавление

Лекция 8. Жизнь и творчество Ивана Александровича Гончарова

Место автора в ряду других писателей.

В 1840-е гг. наблюдается спад поэзии и становление прозы. Такие жанры как повесть и роман определяют это время. По стопам Н. В. Гоголя возникла «натуральная школа», стали изображаться типовые характеры, обусловленные чином. Однако, для И. А. Гончарова «владычество чина» не являлось единственной правдой в изображении человека. Он признавал вечные потребности в красоте, в любви, в творческих порывах духа. Основная тема Гончарова — перелом эпох патриархально-крепостнической и пореформенно-буржуазной. В каждой из этих эпох он усматривал плюсы и минусы, но идеал человека не видел ни в одной.

По сравнению с другими прозаиками написал мало — всего 3 романа. Писал он медленно, тратил по 10 лет на роман, долго обдумывал сюжет. Литературную известность обрел в 35 лет. Не проявлял рвения в описании злободневных событий — ждал, когда новое явление жизни определится.

Факты биографии.

Годы жизни писателя — 1812-1891. Родился в Симбирске, в купеческой семье. Закончил Московское коммерческое училище, а затем словесное отделение философского факультета Московского университета. На службу определился в Петербург и честно служил фактически всю жизнь; он из тех писателей, которые могли совмещать литературное поприще и иную карьеру. Характер имел флегматичный, спокойный, но иногда удивлял окружающих. Например, однажды имел ссору с Иваном Тургеневым, обвинив его в плагиате (в отношении пьесы «Безденежье»). Товарищам пришлось мирить авторов, аргументируя ситуацию тем, что оба они достоверно отражают существующий ход событий в обществе. А в 1852 году Гончаров поразил всех, отправившись почти на 2 года в кругосветное путешествие на парусном фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Путятина. Целью экспедиции было установление торговых отношений с Японией.

Цикл очерков «Фрегат «Паллада». Данный сборник явился результатом кругосветного странствия. Гончаров испытал противоречивые чувства от знакомства с разными странами. Например, в Англии ему не понравились практицизм, торжество фабрик, запрограммированность жизни. В Азии же (Ликейские острова в Тихом океане) ему понравилось радушное население, встречавшее путешественников на берегу.

Кроме того, Гончаров выступал и как литературный критик, и как цензор. Среди его критических статей известна публикация к комедии «Горе от ума» Грибоедова под названием «Мильон терзаний».

Романы:

Роман «Обыкновенная история». Изображаемая тематика.

1847 г. — публикация в журнале «Современник» (мартовский и апрельский номера). Главный герой Александр Адуев живет в поместье Грачи и мечтает о служении людям, о неземной любви. Он едет в Петербург, и здесь его мечты разбиваются. Его дядя, буржуазно-деловой столичный человек, учит деревенского племянника жизни — «любить свое дело больше людей, ни на кого не рассчитывать». В итоге племянник усваивает эти уроки, ему приходится признать, что романтизм его оказался несостоятельным перед прозой жизни. Однако и дядя начинает осознавать ущербность своей жизни после разрушения его брака.

Из героя, бывшего романтика, Гончаров делает «романтика дела». То есть не дельца, а человека увлеченного. Совсем по-пушкински такой герой постигает поэзии обыденности. Впоследствии из образа такого героя разовьются типы характеров — Обломов (патриархальный, деревенский) и Штольц (романтик дела).

Роман «Обломов».

1859 год издания. Роман имел успех, критик Н. Добролюбов увидел в этом романе яркий образ распада крепостничества, о чем говорится в статье «Что такое обломовщина?» Лежание Обломова на диване — это символ застоя и невозможности возрождения прежнего общественного порядка. Обломов — собирательный образ дворянства, это уже лишний человек, и более того, он сам уже раб своего слуги Захара, во всем от него зависит. Под «обломовщиной» следует понимать состояние нравственного рабства, стиль жизни.

Дольше всего создавалась Гончаровым первая часть романа, где описано всего одно утро из жизни помещика, имеющего деревню, но проживающего в столице на съемной квартире со своим слугой. По примеру Гоголя, Гончаров делает акцент на вещи, детали, описывает их долго, обстоятельно — именно вещи ассоциируются с характером персонажа. Халат не отпускает барина из постели; если утром он сразу не попадет ногами в туфли, то и не встанет.

Последующие главы набрасываются быстро, за 7 недель; в них живое действие. К Илье Ильичу приходят разные знакомые и хвалят ему свою бурную деятельность, зовут его с собой на мероприятия. Но Обломову это все неинтересно, на его взгляд, в их жизни одна суета и никакого достоинства. Таким образом, его ничегонеделание можно рассматривать как вызов всей буржуазной системе в целом.

В ряду других «героев дела» выделяется его близкий друг Андрей Штольц. Этот герой задумывался как положительный, который бы совместил любовь к труду и душевность. Штольц заявляет, что смысл жизни в труде, он любит работу, занимается разными делами, все его радует. Штольц идеализирует свою деятельность, а Обломов — душу и мечту. Мечтает он о жизни своего детства, но вернуть его нельзя, поэтому Илья Ильич везде оказывается не у дел, не может действовать. Андрей Штольц и героиня Ольга Ильинская, возлюбленная Обломова, пытаются призвать Илью Ильича к активной жизни. В определенный момент он поддается, начинает ходить, ездить, думать, писать, но вдруг понимает, что если порвет со своей мечтательностью, для него это будет обозначать смерть, духовную смерть. История любви с Ольгой заканчивается обидой девушки и упреками. А дело в том, что пытаясь переделать Обломова, она фактически установила диктат над его душой, своеобразное моральное насилие. Буквально требуя от него стать такими, как и они, Андрей и Ольга вместе с обломовщиной стали отрицать и лучшую часть его души — мягкость, честность. В итоге он становится мужем женщины, которая ничего от него не требовала. Жизнь Обломова постепенно угасла, последовали несколько апоплексических ударов от неподвижности.

Роман «Обрыв».

1869 год издания. Несмотря на свой спокойный нрав, Гончаров обвинил И. С. Тургенева в плагиате, использовании некоторых идей. Писателей мирили товарищи, объясняя совпадения тем, что творчество их развивается в рамках реализма, и если они написали про явления близкие, сходные — это обозначает, что они верно оценивают действительность.

Семинар

Самостоятельная работа по вопросам с текстом романа «Обломов», направленная на восприятие и нахождение нужных цитат:

1)

Свободы и несвободы Обломова до школы и в школьные годы

(глава 9);

2)

Обучение юного Обломова (Глава 9);

3)

Какие занятия присутствовали у людей столицы (глава 2);

4)

Чем действия отца Обломова сходны с действиями самого Обломова в схожих ситуациях получения письма (главы 2, 9).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я