Филологическая книга для студента. Сборник лекций и заданий

Иоанна Сергеевна Симакина-Сысун, 2020

Эта книга – результат моей 12-летней практики как преподавателя литературы и русского языка. В лекциях мы рассмотрим судьбы и особенности творчества русских классиков 19-20 веков от Михаила Лермонтова до Михаила Булгакова. Каждая тема сопровождается семинарскими заданиями. Также я включаю в курс две вводные лекции по литературоведению. В приложениях размещены задания по языкознанию, поскольку я предполагаю использовать пособие для преподавания дисциплины "Русский язык и литература".

Оглавление

Лекция 2. Основные понятия и пути анализа

Самый первый этап отношения к тексту, к произведению — это читательское восприятие, когда мы с вами можем основать читательский клуб и обмениваться мнениями о прочитанном. В рамках этого анализа пишутся эссе на свободные темы. Здесь мы высказываемся, понравилось ли нам произведение — или нет. Во мнении никто никого не ограничивает, но в рамках организованной встречи важно своё мнение обосновать. Если понравилось, то почему? Если не понравилось — то опять же почему? Некоторые студенты могут, не задумываясь, отвечать, что текст не понравился, «я ничего не понял», полагая, что на этом разговор окончен. Но разговор с этого только начинается. В моей практике были моменты, когда учащиеся выбирали для сочинения-рассуждения непонятные для них афоризмы (либо те, с которыми они были не согласны!) — и расписывали свои мнения на несколько страниц.

Теперь обозначим некоторые литературоведческие анализы, поскольку на наших занятиях мы выступаем не только как любители, но и как исследователи. Мы занимаемся наукой. Например, анализ «тема — проблема — идея». Что обозначают эти понятия и почему именно в такой последовательности рассматриваются? Во многих произведениях можно вычленить круг микротем, объединенных чем-то общим: тема любви, тема неравенства, тема отцов и детей. Есть вечные темы. Национальные темы. Многие темы повторяются в разных произведениях, как бы красной нитью проходят по определенной эпохе. Например, в XIX веке «тема маленького человека» вслед за Гоголем рассматривали и другие писатели. Но написанные на одну тему сочинения во многом и различаются. Потому что в приделах одной темы авторы ставят разные акценты, используют разные языковые средства при описаниях… Так, в рамках темы автор ставит проблему, нерешенный вопрос, обозначает конфликт. На этом пути происходит сужение темы. И на поставленную проблему автор даёт свой ответ — что и является идеей произведения. То, ради чего письменный труд и был создан! Однако не всегда автор даст однозначный ответ на проблему. Иногда бывает и так, что заслуга писателя в том, что он вообще поставил ту или иную проблему (а другие ее замалчивали)! Например, в рамках русской литературы в XIX веке активно рассматривалась такая национальная тема, как отмена крепостного права. В ее приделах ставились разные проблемы: как провести это преобразование — путем реформ или революционной силой; как в дальнейшем крестьянам и дворянам выстраивать свою жизнь; как преодолеть взаимную психологическую зависимость; как дворянам выжить в условиях обеднения… В своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» Николай Некрасов при всей очевидности смысла заголовка (даже после отмены крепостного права жить всё ещё сложно!) придерживается идеи улучшения, адаптации и дальнейшего общественного развития на благо.

Еще один вариант литературоведческого анализа — это соотношение сюжета и фабулы. Оценка композиции. Все мы в школе привыкли пересказывать прочитанное — и в этот момент мы с вами проясняем фабулу. Фабула — это хронологическая последовательность событий в произведении, путь героя. Сюжет может фабуле не соответствовать: например, излюбленный многими авторами способ обращения с фабулой — это рассматривание ее через призму ретроспекции, то есть мы получаем информацию в виде чьих-то отрывочных воспоминаний, теряемся среди умалчиваний, иногда до самого конца произведения не знаем какого-то важного звена из прошлого действующих лиц. Так же сюжет включает в себя лирические отступления, описания природы, философские мысли — всё это, кстати, практически не подлежит пересказу. Поэтому-то если знакомиться с произведением только по пересказам, мы потеряем представление об авторском стиле, о разных особенностях и средствах выразительности текста.

Анализ произведения с точки зрения героя. Здесь мы рисуем словесные портреты, проясняем психологические особенности персонажей, пользуемся и компаративным методом, сравнивая героев между собой — и даже героев разных авторов.

Для студентов режиссёрского отделения полезно писать рецензии на художественные фильмы, поставленные по тому или иному произведению. Сравним текст и фильм: экранизация по идее полностью соответствует задумке автора; кино же, снятое по мотивам, содержит в себе и решения режиссёра.

Еще один литературоведческий анализ, с точки зрения хронотопа, я сразу выношу на семинарское занятие, в виде упражнения. Хронотоп — это термин исследователя Михаила Бахтина; здесь предполагается единство и взаимосвязь художественного времени и художественного пространства. Исследования на уровне этих категорий часто вскрывают глубинные пласты идеи.

Также в произведении можно оценить и пафос. Это, по сути, настроение в произведении; в эту категорию включается эмоциональное отношение автора к описываемому, к своим героям, осуждает ли он кого-то или поощряет. Настроение автора может передаваться читателю. Бывают случаи, когда автор особенно убедителен именно на эмоциональном уровне.

Семинар

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Заполните таблицу, используя следующие данные: конкретное/неопределенное, реальное/фантастическое, суженное, расширенное, искаженное, связанное со временем, ценностное, разделенное на значимые и незначимые зоны, замкнутое/открытое, относительное.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я