Филологическая книга для студента. Сборник лекций и заданий

Иоанна Сергеевна Симакина-Сысун, 2020

Эта книга – результат моей 12-летней практики как преподавателя литературы и русского языка. В лекциях мы рассмотрим судьбы и особенности творчества русских классиков 19-20 веков от Михаила Лермонтова до Михаила Булгакова. Каждая тема сопровождается семинарскими заданиями. Также я включаю в курс две вводные лекции по литературоведению. В приложениях размещены задания по языкознанию, поскольку я предполагаю использовать пособие для преподавания дисциплины "Русский язык и литература".

Оглавление

Лекция 6. Жизнь и творчество Николая Васильевича Гоголя

Место писателя среди других авторов.

Н. В. Гоголь находился с А. С. Пушкиным в дружеских отношениях, обожал его творчество и со стороны Пушкина также получал лестные отзывы и советы — некоторые сюжеты даже были подсказаны Гоголю Пушкиным. Тем не менее, имела место быть и полемика: Гоголь считал творчество Пушкина слишком очищенным от мелочей жизни, слишком односторонним. Гоголь стремился критиковать, обличать действительность, по его мнению, — литература должна мир преобразовывать. С другой стороны, если Пушкин старался возвыситься над критикой, то Гоголь отличался болезненной самокритикой и страдал от всякой другой критики.

Детство, юность.

Родился Николай Васильевич 20 марта 1809 года на Украине в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Род его происходит от польской шляхты, изначальная фамилия Яновские, «Гоголь» (утка, селезень) же являлось прозвищем одного из предков. Позднее потомки стали носить сдвоенную фамилию, и Николай Васильевич записан был в метрике как Гоголь-Яновский. Его родные места находились недалеко от деревни Диканька и в часе езды от Полтавского поля. От матери будущий писатель унаследовал религиозность, отец его проявлял себя в местных театрах.

С 1821 года обучался в только что открытой гимназии в городе Нежин Черниговской губернии. Учение его шло туго, сказывалось отсутствие домашнего образования. Следует отметить, что в те годы разница между гимназиями и пансионами состояла в том, что в гимназиях процветала зубрежка как метод учения и телесные наказания, а за гуманное отношение в пансионах приходилось вносить плату. Над Гоголем даже в гимназии насмехались дети более богатых родителей, что явилось первым впечатлением на пути к теме «маленького человека» в творчестве. Тем не менее, вскоре у мальчика открылись способности к рисованию, актерской игре, литературе. Проявился у него комический талант: он изображал стариков, учителей, подражал голосам животных. Он постоянно испытывал потребность веселиться из-за приливов непонятной тоски. У него была любимая тетрадь в 500 страниц, которую он назвал «Книга всякой всячины, или подручная энциклопедия». Начинал он свой творческий путь с романтического настроя, грезил о своем высоком предназначении. Им в юные годы написана романтическая поэма «Ганс Кюхельгартен».

В 1828 году, окончив гимназию, он едет в столицу, мечтая о службе и о том, что его труд непременно внесет позитивные изменения в жизнь государства. Но его ждало разочарование: нанимать его не торопились или брали только на должность переписчика бумаг. Поэма его, изданная под вымышленным именем, получила критическое замечание, что мир ничего бы без нее не потерял. После этого Гоголь сжег все экземпляры.

Мотивы творчества.

Вечерами Николай Васильевич уносился мысленно в поэтический мир Украины, стремился описать ее с разных сторон. Он писал матери письма с просьбой прояснить детали, которых он не помнил или не знал. В 1831-1832 гг. он готовит книгу-сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», которую Пушкин хвалил за откровенную веселость. В этой работе Гоголь преодолевает свой романтизм: он воссоздает народность не ради ухода в иной мир, мир народных легенд, а ради реалистического изучения их. Фантастика его не леденит душу, — автор считает, что именно народные традиции помогают пережить серые будни. Успех сборника побудил Гоголя создать продолжение, и в 1835 году появился «Миргород», написанный в том же стиле.

Повесть «Тарас Бульба» основана на историческом материале и показывает конфликт между героическим прошлым и пошлой современностью. Тема сборника «Петербургские повести» — обманчивость блеска столичной жизни. В лживом мире человека легко заменяет его фикция — предмет его туалета, костюм, нос (фантасмагория в повести «Нос»). Внутренний мир современного «маленького» человека описан в произведениях «Записки сумасшедшего», «Шинель».

В знаменитой комедии «Ревизор» Гоголь желал собрать воедино все дурное в России, все пороки и разом подвергнуть все осмеянию. Анекдотическая ситуация комедии взята из жизни: однажды А. С. Пушкина приняли за ревизора. В 1836 году пьеса была допущена к постановке самим императором Николаем I. Успех был необыкновенный, но прием публикой этой комедии разочаровал автора. Зрители смеялись, не принимая изображенные пороки к сведению, что они реальны, есть у многих и их нужно исправлять. Публика должна была в свете изображаемого оценить себя, но все просто посмеялись над чужими пороками. То есть пьеса не была воспринята всерьез.

Гоголь покинул родину, жил в Риме, мотивируя это тем, что ему с удаленной позиции нужно взглянуть на Россию и завершить крупный труд «Мертвые души». Первый том вышел в свет в 1842 году, уже после гибели Пушкина. Сюжет подсказан был опять же Пушкиным: в начале XIX века на юг России устремились тысячи беглых крестьян. Местным владельцам приток живой силы был выгоден, поэтому они скрывали беглых под именами уже умерших крестьян. Одно время смертность на юге официально равнялась нулю. Критика восприняла эту поэму как сатиру, книга позволяла задуматься о том, как же грустна Россия. Таким образом, цель обличения действительности была достигнута.

Гоголь принимается за второй том, желая оставить у читателей не негативное восприятие действительности, а указать путь к просветлению. К сожалению, труд был сожжен дважды, сперва по главам, затем целиком. Причиной этому явились как самокритика, так и тяжелая болезнь — малярийный энцефалит, которой Гоголь заразился, видимо, в Италии. После сожжения рукописи он сожалел, что не раздал друзьям хотя бы по тетрадке. Гоголь очень боялся быть погребенный заживо, поскольку болезнь вызывала продолжительные обмороки, и он предупреждал друзей об этом. На родину он вернулся в 1848 году, а в 1852 году скончался. Только через два года после этого стало понятно, что лечить его пытались неправильно, что методы лечения должны были быть противоположными. Полтора века тому назад вылечить такую болезнь представлялось маловероятным.

Семинар

Повесть «Невский проспект»: обманчивость блеска столичной жизни на примере судьбы художника Пискарева.

Язык и стиль художественных описаний Невского проспекта и различных представителей слоев населения.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я