#Тышеф. Заповеди руководителя

Илья Ветошкин

Достаточно часто, если не всегда, человек, построившийуспешную карьеру и достигший немалых высот служебной лестницы, перестает задумываться о том, как он, его поступки и решения, слова, которые он произносит, выглядят со стороны. Потому что всегда проще прикрыться фразой «Так будет потому, что так сказал я!» Автор предлагает вспомнить, что любой начальник работает не в вакууме. Он, его успех – это достижение тех, на чье мнение вроде бы не нужно оглядываться.Тех, кто делает бизнес НА САМОМ ДЕЛЕ.

Оглавление

Будь проводником интересов компании (бизнеса) перед подчинёнными, но защищай их интересы перед своим начальством

Никто не запишет то, что вы могли сделать, но не сделали, однако у каждого есть список ваших ошибок

Следствие из Принципа Пфейфера

Я вот даже не смогу сказать тебе, какая из частей этого тезиса важнее.

Ты всё время будешь находиться, извини за избитое сравнение, между молотом и наковальней. С одной стороны — именно ты являешься тем модератором процессов вверенного тебе подразделения, который будет направлять его работу согласно векторам и трендам работы и развития компании в целом. С другой стороны, ты должен быть, скажем так, Чрезвычайным и Полномочным послом представителем в верхних кабинетах вверенного тебе (а в данном случае — доверяющего тебе) коллектива.

Какая из этих твоих ипостасей легче — я даже не возьмусь сказать. Но то, что они важны обе — бесспорно. Давай посмотрим, что включает в себя каждая из них.

Начнём с той, где ты — модератор. Проводник интересов компании, установщик векторов, указывальщик направлений и прочая.

Сейчас очень модное выражение в бизнесе, завязанном на клиенте — «одно окно». Ну когда клиенту для того, чтобы получить широкий набор услуг, достаточно обратиться куда-то в одно место (в один орган, к одному менеджеру, на одно предприятие и пр.), которое и выступает в роли такого «единого окна». В рамках отношения с внутренним клиентом (я очень надеюсь, что с этим термином ты знаком) это не менее важно: именно ты (а в смысле постоянного нахождения на своём рабочем месте — только ты) и должен символизировать для своих людей компанию! Ну или, как минимум, её цели и задачи.

И не просто символизировать7, а проводить. Иногда — продавливать. Невзирая на своё мнение относительно тех или иных решений руководства. Несмотря на то, что иногда, в твоём личном представлении, вектора указаны неверно.

Никогда не говори подчинённым тебе сотрудникам о своём несогласии. Самое последнее дело — сказать на каком-нибудь собрании: «Вот тут такое решение спустили. Мне кажется, это полная ерунда, конечно, но делать-то придётся: мы же все не хотим на улице оказаться…». Если ты допустишь в своей речи такую и подобные ей фразы… Даже если это будет сказано тобой всего один раз и просто от усталости или досады на что-либо — тебя больше никогда не будут воспринимать серьёзно. С тех пор очень многие твои будущие слова о необходимости сделать то-то и то-то, реализовать такое-то и такое-то распоряжение сверху будут разбиваться о неверие участников собрания: «Ну шеф, вы же сами понимаете, что это полная фигня!». И ты будешь вынужден с этим неверием считаться, потому что однажды ты и сам его допустил публично.

Замечание в этом же ключе. Никогда не обсуждай с подчинёнными своё руководство. Я понимаю, что ты имеешь вполне, как тебе кажется, объективное, мнение об умственных способностях, профессиональных навыках, внешнем виде своих прямых и непосредственных руководителей, а также о принимаемых ими решениях. И признаю, что твоё мнение — порой весьма нелестное — достаточно часто вполне взвешенно и основано на серьёзном жизненном и профессиональном опыте. Так вот не делись с сотрудниками этим критическим суждением. Не давай никому понять, что у тебя сугубо отрицательная оценка происходящего. Как бы тебе ни хотелось продемонстрировать свою человечность, демократичность, объективность — не стоит. И попытки затеять с тобой подобные разговоры жёстко пресекай. Твоя задача — поддерживать абсолютно непререкаемый авторитет компании, руководителей, собственников.

Даже если решения генерального руководства привели к каким-то явно трагичным или даже катастрофичным последствиям для компании в целом либо для твоего подразделения — ты не должен открыто осуждать действия своих руководителей. Ты не можешь на встречах с коллективом использовать обороты типа «Они сделали», «Они решили». Для твоих сотрудников олицетворение компании, её руководства — это ты. Поэтому: «МЫ решили». «НАШИ решения были поспешными и/или ошибочными». «МЫ будем исправлять сложившуюся ситуацию». Ну или нейтрально: «Компания учтет ошибки».

(* Ты, наверное, заметил, что я очень много внимания уделяю — и дальше буду уделять — фразам, которые ты произносишь, которые ты можешь и должен произносить, и которые произносить либо нежелательно, либо вовсе нельзя. К сожалению, люди вообще очень мало внимания уделяют тому, что и как они говорят, какие обороты, формулировки используют. А ведь очень часто от того, в какие именно слова ты облечёшь ту или иную свою мысль, свой посыл, зависит то, как тебя поймут окружающие. И в зависимости от формулировки одну и ту же сказанную тобой фразу могут понять именно так, как её понимаешь ты, а могут понять совсем по-другому. Проблемы обратной связи мы ещё коснемся. Сейчас запомни: ты не можешь разбрасываться фразами, не думая о множественности смыслов, которые они несут. *)

Итак, ты — блок управления той двигательной установки, которой является твой отдел и которая сообщает вращательный момент ходовой части (читай: другим подразделениям), для того, чтобы ваш автомобиль (бизнес, естественно), управляемый водителем — генеральным директором (президентом, советом директоров), двигался в том направлении, которое водитель выбрал. И блок управления обязан оптимизировать функционирование силового агрегата, а не обсуждать с тем же коленвалом адекватность маршрута8.

Теперь о другой ипостаси. Представитель своего коллектива в начальственных кабинетах.

Ты же помнишь, кто твой реальный руководитель. Кто, на самом деле, порождает тот самый вращательный момент9, который, в результате, и позволяет бизнесу двигаться дальше. Но для водителя ты ведь всего лишь источник информации различного рода индикаторов: лампочных, стрелочных, цифровых — которые он видит. И твоя обязанность — сигнализировать, что в двигателе не хватает масла, что нужно подтянуть цепь ГРМ…

Ладно, давай от автомобильной темы отойдем.

Ты не только проводник интересов компании. Ты должен быть проводником интересов своих сотрудников. Ты должен в горло вцепляться сопутствующим отделам и службам, от чёткой и качественной работы которых зависят твои люди и их работа. Ты обязан обеспечивать выплату зарплаты в срок, делать максимально комфортными (насколько это возможно и разумно, конечно) условия работы твоего коллектива. Именно на тебе лежит ответственность за обеспечение вашей работы всеми ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения поставленных перед вами задач. В любой момент времени любой твой подчинённый может задать тебе вполне логичный вопрос: «Как Вы, шеф, можете с нас требовать то-то и то-то, если до сих пор нам не предоставлены такие-то инструменты и возможности?» — и ты должен будешь признать, что этот вопрос является следствием именно твоей недоработки. Не то, чтобы ты должен был в магазин съездить, но организовать своевременную поставку из этого магазина было необходимо заранее.

Но при этом не ограничивайся функциями завхоза и массовика-затейника. Комфорт твоего отдела не только в поддержании средств производства в прекрасном состоянии (отнеси к ним и диванчик в комнате для приёма пищи, кстати). Ты — тот фильтр, который проверяет спускаемые через тебя решения и указания на… адекватность. Выполняемость. Именно тебе видно: что вы сможете сделать, а что нет. Иногда тебе видно, кстати, что действия, которые от вас требуют и ждут, и приведут к тем самым трагичным и катастрофичным последствиям, о которых мы с тобой разговаривали чуть раньше. Будь тогда тормозом для подобных решений! Сделай так, чтобы дальше тебя они никуда вниз уже не ушли. Признай: у тебя есть все рычаги для того, чтобы убедить своих генералов в ошибочности их приказов. Используй их все! Даже если это будет похоже на укладывание на амбразуру — стой на своем.

(* Здесь, конечно, важно соотносить своё желание отстоять интересы своего подразделения и желание генералитета считаться с твоим мнением. Ситуации могут быть всякие, и мы с тобой видели в жизни много примеров того, как весьма адекватные и успешные руководители служб, отделов, пытавшиеся доказать свою правоту перед большими боссами, просто оказывались на улице. Тут включай интуицию. И хитрость. В конце концов, плетью обуха не перешибешь… *)

Ты сможешь успокоиться только тогда, когда будешь знать, что для своих людей ты организовал всё возможное для их успешной работы.

И как для своих сотрудников ты — олицетворение компании, так и для начальства ты — олицетворение, персонификация, так сказать, твоего отдела.

Вот с этим очень тяжело. Во время различного рода разборок в больших кабинетах удержаться от оправданий типа «Да у меня слесарь Виктор Петрович кое-как работает, что ж я с ним поделаю?» Всегда есть желание прикрыть себя: это не я, мол, виноват, это у меня подчинённые не умеют работать.

Нет! Для больших руководителей ты должен вину за плохую работу своих подчинённых брать только на себя. «Да, моя недоработка», «Причины мне известны» — тут ты бедолагу Виктора Петровича в голове держишь, естественно, и в ежедневнике, но ни в коем разе не прикрываешься им.

Во-первых, у тебя будет репутация человека, который знает, что такое личная ответственность и от неё не убегает.

Во-вторых, именно ты тогда будешь решать: кого казнить у себя в отделе, а кого… премировать10, например. Тем самым ты ещё раз подчеркнешь тому же Виктору Петровичу, что для него, для его коллег компания — это ты.

Но помни: ты не можешь играть одновременно за две команды. И в каждый момент времени ты должен отдавать себе очень ясный отчёт: кто ты сейчас? Управляющий процессом? Защитник курса фирмы? Заступник своих людей?

Только не перепутай.

Примечания

7

Шеф-символ, шеф-лидер — об этом мы с тобой поговорим чуть позже. Точнее, как говорят в печатных изданиях, ниже. Пока забудь.

8

Да-да-да, мне самому не нравится столь вычурное и тяжеловесное сравнение, но прими его просто как… иронию! Или, как говорил Шелдон Купер: «Это, между прочим, — сарказм!». Кто такой Шелдон Купер? Слушай, давай не будем так глубоко, а? Интернет тебе в помощь!

9

Ну если уж я целый абзац посвятил такому явно неудачному сравнению бизнеса с автомобилем и отнял на это столько твоего внимания — то грех этой метафорой дальше не пользоваться.

10

— Коллеги, руководство компании решило по итогам года кремировать ваш отдел! — Простите… Может, премировать? — Нет… (ну просто вспомнилось)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я