Полное собрание сочинений. Том 4. Истина. Учебное пособие для 1—8 классов общеобразовательной школы

Игорь Николаевич Цзю

Полное собрание сочинений. Том 4. Истина. Учебное пособие для 1—8 классов общеобразовательной школы – это учебное пособие для учителей (классного руководителя или воспитателя) по предмету «Истина». Сборник состоит из 7 ранее опубликованных книг.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Полное собрание сочинений. Том 4. Истина. Учебное пособие для 1—8 классов общеобразовательной школы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА

1 урок «Общение»

Лекция

Знакомство детей с правилами этикета общения.

Приветствие — «Здравствуй!» или «Привет!» (Обращение к сверстникам).

— «Здравствуйте!» (Обращение к старшим по возрасту) или «Привет!» (Обращение ко всем родственникам, близким, знакомым).

Приветствие может сопровождаться кивком головы или взмахом руки (ладонью).

Во время приветствия желательно улыбаться, проявлять дружелюбие.

Прощание: «До свидания!» или «Пока!» Прощание может сопровождаться взмахом руки.

Обращение с просьбой: «Пожалуйста!» («дай мне…» — обращение к сверстникам, «дайте мне…» — обращение к старшим по возрасту)

Обращение с вопросом: «Скажи, пожалуйста!» (обращение к сверстникам). «Скажите, пожалуйста! (обращение к старшим).

Проявление благодарности: «Спасибо!» «Благодарю!» (в ответ на исполненную просьбу).

Обращение — к сверстникам младшего возраста: «Мальчик!», «Девочка!»

— к подросткам: «Парень!», «Девушка!»

— к взрослым: «Господин!», «Госпожа!»; «Сударь!», «Сударыня!» или «Дядя!», «Тётя!», «Дедушка!», Бабушка!»

— взрослых людей друг к другу: «Господин!», «Госпожа!», «Сударь!», «Сударыня!, „Друг!“, „Товарищ!“, Мужчина!», «Женщина!»

Знакомство детей с правилами этикета в некоторых случаях:

В классе во время проведения урока — при появлении учителя, завуча, директора школы (которые имеют право входить в класс во время урока): дети встают, (таким образом, приветствуя вошедшего или вошедших в класс).

В транспорте (в метро, автобусе, трамвае, троллейбусе) — дети встают и уступают место пожилым людям (дедушкам и бабушкам), женщинам с маленькими детьми на руках, инвалидам (передвигающимся с костылями и палочками).

Дома — при появлении взрослого человека (родственника, знакомого), дети встают и если взрослый протягивает руку для приветствия, детям желательно здороваться двумя руками или одной (обычно, правой рукой).

В общественных местах — желательно всегда проявлять вежливость и уступать место взрослым, особенно, пожилым людям, инвалидам, женщинам с детьми на руках.

Правила зтикета в особых случаях: Если сделали что-то не так (наступили нечаянно на ногу идущему впереди человеку, иногда зто случается в метро), надо принести извинения и сказать ему: «Извините, пожалуйста!» или «Прошу прощения!». Извиняться необходимо всегда, когда человек считает себя не правым, т. е. сделал что-то не правильное. Признавать свою ошибку — зто значит, осознать свою неправоту. Если человек совершил что-то не правильное и не извинился, значит он не признал свою неправоту и будет в дальнейшем совершать плохие поступки, уже не осознавая их вред для себя и других людей.

Семинар

Во второй половине урока проводится практическое занятие. Дети учатся обращаться друг к другу, изображая различные жизненные ситуации, пребывая в роли сверстников или взрослых и т. п.

Уроки 2, 3 «Поведение»

Лекция

1. Знакомство детей с правилами этикета и поведения:

1.1. Дома: дома дети обычно чувствуют себя свободно, расковано, потому, что чувствуют любовь и ласку родителей, братьев, сестёр, бабушек и дедушек. Поэтому, поведение детей дома и на улице, разное.

1.2. На улице (во дворе дома): во время игр со сверстниками стараться не получить травму или нанести травму другим детям, не бросать камни друг в друга, помогать младшим по возрасту детям, сильно не шуметь. В дневное время с 13 до 15 часов, во время тихого часа, не включать громкую музыку, не кричать и т. п.

1.3. В общественных местах (на улицах, площадях, в кинотеатрах, домах культуры, спорта, в учебных заведениях и др.): вести себя примерно, не бегать, не кричать, не баловаться, не придираться к другим детям и т. п. При посещении мероприятий с классов, не отделяться от группы.

2. «Вежливость» — важное правило, необходимое в любой жизненной ситуации. Быть вежливым — это значит, проявлять уважение к другим людям. Противоположность вежливости — эгоизм, с которым каждый человек должен бороться, потому, что эгоизм порождает жадность, гнев и невежество — главные пороки человека.

2.1. Уважение к взрослым: при входе или выходе из комнаты, дома и т. п., уступать право прохода войти или выйти взрослому человеку, женщине или девушке.

2.2. Перед началом трапезы (еды) всем рядом сидящим людям (дома, в столовой, кафе или ресторане) желательно пожелать: «Приятного аппетита!». Закончив трапезу, выходя из-за стола (дома или в гостях), желательно поблагодарить хозяев за угощение, сказав: «Спасибо!» или «Спасибо! Было очень вкусно!».

3. «Доброта» — черта характера человека, который проявляет любовь ко всем живым существам — людям, животным, растениям. Доброта — самое главное качество человека, которое необходимо воспитывать с самого детства. Добросердечные люди желают другим людям: «Доброго утра, дня, вечера или ночи!»

Примеры добросердечных пожеланий:

«С добрым утром!»

«Добрый день!»

«Добрый вечер!»

«Доброй ночи!»

«Всего доброго!» (ответ старшим или взрослым людям: «И Вам всего доброго!»)

(Ответ сверстникам: « И тебе всего доброго!»)

4. «Щедрость» — очень важное качество человека доброго, не жадного, который может делиться с другими своей радостью, дарить другим подарки, жертвовать нуждающимся.

Когда дарят подарки, говорят: «Примите, пожалуйста, от всего сердца (с любовью)!» Произносят пожелания счастья, радости, успехов в труде или учёбе.

Жертвование может быть трёх видов:

Жертвование денег или вещей — когда Вы жертвуете деньги или вещи, тем, кто в них нуждается. (Обычно, пожертвование не сопровождается словами, а происходит молча или с добрыми пожеланиями).

Жертвование успокоения — когда кто-нибудь страдает, а Вы его успокаиваете, говоря: «Не плачь!», «Успокойся…», «Не грусти…» и т. п.

Жертвование Истины — когда кто-нибудь заблуждается, сомневается, а Вы говорите им правду о том, как необходимо поступить в данном случае.

(Тему обсудить на Семинаре).

5. Смелость — необходимое качество, как для мальчиков, которые в будущем станут защитниками Родины, так и для девочек, которые, возможно, будут заниматься спортом, осваивать профессии, где необходима смелость и решительность (защитницами Родины, охраны общественного порядка, медиками, стюардессами и др.).

(Тему обсудить на Семинаре).

6. Дружба — очень важное качество для людей. С товарищами можно общаться, поиграть в игры во дыоре, в школе. С друзьями можно справлять Дни рождения, ходить в гости, в кино, в театр, на концерты и т. п. Друг всегда придёт на помощь и поддержит в трудную минуту. Лружба может продолжаться не один год, а всю жизнь. Дружбой нужно дорожить.

(Тему обсудить на Семинаре).

7. Беспристрастность или Безразличие — очень сложное, но очень важное качество, необходимое всем людям. Беспристрастность или равное, одинаковое отношение ко всем людям, независимо от цвета кожи, социального положения (бедные или богатые). «Равенство!» для всех. Другая сторона «Беспристрастности» — «Безразличие» по отношению к себе. Стойко и твёрдо переносить все трудности, которые появляются в жизни, воспринимать их, как проверку на прочность, проявлять терпение и думать, что трудности появились не просто так, а являются результатом моих плохих действий в прошлом. Воспитание воли и силы Духа — ответ на возникшие проблемы.

(Тему обсудить на Семинаре).

Семинар

Дети на практике применяют полученные знания.

Урок 4 «Гигиена»

Лекция

1. «Чистота — залог здоровья». Детям необходимо соблюдать правила гигиены не только дома, но и на природе, на улице.

1.1. Домашняя гигиена: утром надо обязательно почистить зубы (зубной щёткой с зубной пастой), умыться (умыть лицо, уши, шею и протереть полотенцем). После умывания нужно обязательно заправить постель, потом можно сделать утреннюю зарядку. После еды желательно прополоскать рот тёплой водой. После возвращения с улицы домой обязательно помыть руки с мылом. Волосы должны быть всегда ухожены и причёсаны (у мальчиков) или заплетены (у девочек). Один раз в день (вечером) необходимо принимать душ или горячую ванну. Волосы промывать шампунем, а тело мылить мочалкой и промывать тёплой водой. Температура воды в ванне должна быть не ниже +40 градусов. Чем горячее вода в ванне, тем лучше очищается тело. Постель менять не реже одного раза в неделю. Бельё (трусики и майку) надевать чистое после принятия душа или ванны.

1.2. Уличная гигиена:

— Одежду носить в соответствии с временем года. Летом можно ходить в рубашке и шортах, на ногах носки, летние туфли или сандалии. В жаркое время носить лёгкий головной убор — панамку, шляпку (девочкам) или кепку (мальчикам). Во время дождя весной или осенью пользоваться зонтом, ходить в куртках или плащах. На ногах должна быть непромокаемая обувь (ботинки, осенние сапожки). Зимой ходить в тёплой одежде — зимней тёплой куртке, с шапкой на голове, носить тёплые колготки (для девочек) или тёплые штаны, брюки.

— Во время занятий спортом соблюдать меры безопасности, чтобы не травмироваться самому или не нанести травму другим людям.

(Обсудить тему на Семинаре).

— На улице соблюдать чистоту и порядок, запрещается сорить, мусор выбрасывать только в мусорные ящики. Весь мусор, выходя на природу, уносить с собой в пакетах и выбрасывать в мусорные контейнеры по прибытии в город.

1.3. Школьная гигиена:

— В школе ходить в школьной форме.

— С собой носить в школу вторую обувь в мешочке и спортивную форму на уроки физкультуры.

— В школе соблюдать чистоту и порядок. Не рисовать на стенах и партах. Не мусорить.

— Не забывать мыть руки перед школьным завтраком или обедом.

— В классе во время урока не шуметь, вести себя тихо. Для обращения к Учителю поднимать руку и вставать при разговоре с ним или другими взрослыми людьми. Сидеть за партой, соблюдая осанку — держать спину прямо. Не сутулиться. Иначе можно получить «сколиоз» (искривление позвоночника).

Семинар

Дети делятся своим опытом соблюдения Правил «Гигиены».

Урок 5, 6 «Речь»

Вводная часть

Речь — один из способов выражения человеком своих мыслей, желаний, чувств, образов. Задача Учителя — научить ребёнка говорить грамотно, спокойно и доброжелательно. Речь формирует внутренний мир ребёнка. От того, какие слова и как их произносит ребёнок, зависит его эмоциональное и душевное состояние. Речь формирует духовно-нравственный облик человека.

Лекция

— Речь, как форма выражения мыслей, чувств, желаний, представлений:

Прямая речь:

— Приветствие: «Здравствуйте!» и т. п.

— Прощание: «До свидания!» и т. п.

— Обращение к другим людям:

— Просьба: «Помогите, пожалуйста…».

— Пожелание: «Возьмите зонт — будет дождь!»

— Требование: «Сидите тихо!» «Не шумите!»

— Сообщение: «Сегодня утром… (днём, вечером)…»

— Рассказ: «Жили-были старик со старухой…»

Косвенная речь (описание событий, переживаний и т.д.):

— Описание произошедших в прошлом событий, переживаний:

«Вчера мы ходили в театр…».

Формирование красивой и правильной речи:

— Дикция — выразительность и точность звукового произношения слогов.

Краткость — сестра таланта». Умение коротко и ясно формулировать свою мысль.

Правдивость — «Говорить правду и только правду!»

очень важно говорить правду. Тот, кто говорит правду, тот всегда говорит от сердца, не задумываясь. Тот, кто лжёт, вынужден подыскивать слова, чтобы не запутаться во лжи, потому, что одному он может сказать одно, а другому другое об одном и том же. Такой лживый человек должен запоминать кому и что он сказал. Ложь способна усложнить жизнь человеку.

(Тему отработать на Семинаре).

— «Не отрицать Истину!» Важно не только всегда говорить правду, но и не отрицать Истину. Человек, отрицающий Истину, подобен тьме, которая пытается застилать свет.

(Тему отработать на Семинаре).

«Не произносить плохих слов, не сквернословить!» Человек, который произносит плохие слова, сквернословит — разносит вокруг себя грязь и невежество, подобно диким животным, испускающим неприятный запах.

(Тему отработать на Семинаре).

«Похвала!» Важная способность человека — восхваление других. Восхвалять победы и достижения других людей, чтобы быть похожими на них и достичь тех же высот, что достигли они. Восхваление других людей помогает бороться с собственным чувством зависти и эгоизма — главных пороков человека, наряду с жадностью, гневом и невежеством.

(Тему отработать на Семинаре).

Семинар

Закрепление материала урока. Умение коротко и точно высказывать свои мысли. Работа с картинками (их описание). музыкальные примеры (их описание). Упражнения на хорошую дикцию: «Губы, как при поцелуе, затем, как при улыбке». Повторить несколько раз. Скороговорки (придумать) и др. Обсудить и отработать другие темы.

Урок 7 «Поступки»

Вводная часть

Во время «Общения» у детей при соблюдении Правил «Поведения», «Гигиены», «Речи» — формируются правильные «Поступки», которые в будущем будут являться основой формирования правильных «Привычек».

Лекция и Семинар

Хорошие «Поступки»: во время «Общения», «Поведения», «Гигиены», «Правильной Речи» — являются основой формирования «Правильных Привычек».

(Тему обсудить на Семинаре).

Плохие «Поступки»: во время «Общения», «Поведения», «Гигиены», неправильной «Речи» — формируют неправильные, дурные «привычки».

(Тему обсудить на Семинаре).

«Равнодушие»: не влечёт за собой никакой вины, ьак как, нет ни хорошего, ни плохого действия, но является признаком «малодушия», трусости и слабости. Почему?

Семинар

Повторение и закрепление пройденных тем: «Общение», «Поведение», «Гигиена», «Речь», «Поступки», которые формируют правильные «Привычки». Обсудить все темы урока.

Урок 8 «Привычки»

Вводная часть

«Поступки формируют привычки. Привычки формируют характер. Характер формирует судьбу». Учиться вырабатывать хорошие привычки в «Общении», «Поведении», «Гигиене», «Речи», «Поступках». Приводить примеры хороших привычек и плохих.

Привычки — это действия, которые совершаются неосознанно, необдуманно, автоматически. Выработка хороших привычек — основная задача предыдущих уроков. Если ребёнок совершает несколько одинаковых действий, они, со временем, становятся привычными. В занятиях музыкой, спортом, танцами, постоянно приходится отрабатывать одно и тоже действие (приём), чтобы выработался автоматизм действия. Даже самые сложные действия рук скрипача или пианиста, ног фигуриста, при многократном их повторении, становятся, на взгляд, лёгкими и простыми. На самом деле — это результат кропотливого труда. Залача Учителя — выработать у детей хорошие привычки, на основе правильного «Общения», «Поведения», «Гигиены», «Правильной Речи» и «Правльных Поступков».

Лекция и Семинар

Хорошие привычки: формируются в процессе Общения, Поведения, Гигиены, Речи, Поступков. Какие привычки можно считать хорошими? Перечислить.

Плохие привычки: с плохими привычками необходимо бороться. Самое главное, понять, что, если человек, всегда думает только о хорошем, говорит только о хорошем, то и поступать он будет только хорошо, а значит и Привычки у него будут только хорошие. Поэтому, старайтесь, не думать о плохом, не говорить о плохом, не поступать плохо и тогда, у вас будут только хорошие привычки.

Какие привычки являются плохими? Перечислить.

Урок 9 (итоговый) «Привычки»

Лекция и Семинар

Закрепление пройденного материала. Какие свои привычки дети считают хорошими, а какие Привычки плохими и, как их преодолевать.

Урок 10 «Самоконтроль»

Лекция и Семинар

Самоконтроль — способность человека контролировать свои мысли, речь и действия. Если человек полностью умеет контролировать себя, он всегда будет поступать хорошо, говорить хорошие слова, его будут уважать другие люди и прислушиваться к его мнению. Иногда, в порыве чувств, эмоций, человек не контролирует себя и совершает ошибки. Чувства человека являются его богатством и одновременно, его слабой стороной. Очень важно научиться контролировать свои эмоции, чувства, соблюдать «Золотую середину», т. е., не поддаваться чрезмерным чувствам и эмоциям, которые могут повлечь за собой неправильные действия, а значит, породить неправильные Привычки.

Урок 11 «Мысли»

Лекция

Мысли рождаются в нашем сердце, где находится источник нашей души. Поэтому, первая иысль является самой верной и точной. Мысли порождают в нашей голове образы, картины, звуки, переживания. От мыслей человека зависит состояние его Души, характер его взаимоотношений с другими людьми, формирование его речи. От характера и направления мыслей человека, зависит его поведение, склонность к тем или иным видам творческой деятельности, выбор будущей профессии, область приложения умственных и физических сил. Любимые и интересные занятия, приводят к появлению привычек человека, которые формируют характер его будущей деятельности, от которой зависит его судьба. Дети, которым нравится музыка, любят играть на различных музыкальных инструментах: фортепиано, скрипке, виолончели, флейте, трубе, баяне, аккордеоне. Некоторым детям нравится рисование, другим детям нравятся танцы, хореография или занятия спортом. Если дети, больше любят заниматься музыкой, то и времени и сил, на эти занятия, у них уходит больше. Мысли у них больше заняты музыкой. Также происходит и с занятиями рисованием, хореографией, спортом. От направления наших мыслей, зависит наше будущее, наша судьба. Чем больше сегодня заняты наши мысли, тем вероятнее всего, мы и будем заниматься в будущем. Чтобы добиться своей цели, успехов в учёбе, труде, старайтесь не отвлекаться на пустые мысли и разговоры, потому, что, на все мысли, разговоры, не говоря уже, о бесполезных поступках, у нас тратится наша умственная и физическая энергия, которую можно использовать на благо своего духовного, умственного и физического развития, занимаясь музыкой, хореографией, спортом или, читая полезные и хорошие книги, посещая концерты классической музыки, детские оперные и балетные спектакли, художественные выставки и галереи. Занимайтесь своим любимым делом и ваши мысли всегда будут приятными и радостными.

Семинар

Урок 12 «Характер»

Повторение и закрепление пройденных тем: «Привычки», «Самоконтроль», «Мысли», которые порождают «Характер» человека.

Лекция

Характер — это есть манера поведения человека, которая выражается в особенностях его поведения, реакции на те или иные воздействия окружающей среды. По характеру, люди делятся на активных или мягких, резких или добрых, покладистых. Характер человека формируется, в зависимости от самого человека, в первую очередь и зависит от окружающей среды: места проживания с холодным или тёплым климатом, от семьи, уровня жизни и др. На характер человека влияет его внутреннее состояние, самочувствие, образ его мыслей (о чём он думает), круг его близких, родственников, друзей и знакомых. На характер человека влияют его мысли, чувства, речь, поступки и привычки. От характера человека зависит его судьба, его будущее. Людям со спокойным и неторопливым характером, наверное, больше понравится заниматься музыкой, рисованием или танцами. Активным и резким по характеру детям, наверное, больше понравится заниматься активными спортивными играми: футболом, хоккеем, баскетболом или волейболом. Немногословным и физически крепким детям, наверное, понравятся занятия спортивными единоборствами: Боксом, борьбой, карате и т. п. Какой бы характер не был у человека, везде, чтобы добиться успеха, надо проявлять силу воли, упорство, преодолевать свои слабости, умственные и физические недостатки, стремиться к победе, добиваться своей цели. Тот, кто проявит свой характер, целеустремлённость, тот добьётся всего в своей жизни. Воспитывайте свой характер, если вы чувствуете, что у вас слабый характер. Активно занимайтесь физкультурой и спортом. Постоянно занимайтесь воспитанием своего характера, заставляйте себя преодолевать трудности, свою лень и тогда, вы изменитесь к лучшему, станете сильнее, выносливее. Как говорил великий русский полководец, Александр Васильевич Суворов: «Тяжело в учении — легко в бою!»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Полное собрание сочинений. Том 4. Истина. Учебное пособие для 1—8 классов общеобразовательной школы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я