Метапредметные шахматы или Конструкции смыслов: живой учебник

Игорь Александрович Брыгов, 2021

Этот учебник назван живым потому,что его главная цель не столько быть учебным материалом по шахматам на 150 процентов,сколько стать для читателя помощником,собеседником и другом на всю жизнь,который через живое общение увлечет в процесс познания мира,пользуясь моделью шахмат. Основной задачей этой книги как учебника-это в игровой форме способствовать развитию системного взгляда на жизнь путем изучения и объяснения на языке шахматной модели взаимосвязи основных закономерностей материального мира,отражённых в различных школьных дисциплинах. Базовая концепция книги – " Шахматы для всех"или"Книга на всю жизнь, начиная со второго года обучения".Книга адаптирована под учебный план школьных занятий по шахматам и является вторым представителем из комплекта учебников автора.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метапредметные шахматы или Конструкции смыслов: живой учебник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 7. Я мыслю, или Богом иногда приходится быть, или Просто продолжение физики мира. (Физика твердых тел и немного волновая генетика)

«Откройте дверь доброму человеку, а не то я Вам её выломаю».

(Фраза разбойника из фильма «Айболит 66»)

«Багровое око из пламени, лишенное ресниц, пронзает всё на своем пути: толщу земли, и океанскую бездну…»

(Д. Р. Р. Толкиен «Хранители кольца»)

Мы, уважаемый читатель, продолжаем знакомство с физикой нашей Вселенной. Как можно было догадаться из эпиграфов главы, речь пойдет о вещах или явлениях, проходящих через препятствия. В шахматах, кстати, препятствия бывают на каждом шагу. И, конечно, с практической точки зрения очень важно знать способы и приёмы преодоления препятствия или препятствий, если их несколько.

Сначала о классификации препятствий. Они (препятствия) бывают:

А) материальные;

— природные («орел мух не ловит»);

— природные и рукотворные при этом (например, водопад);

— искусственные и не целевые при этом (не для вас специально);

— искусственные и целевые при этом (исключительно под ваш размерчик);

Б) духовные:

— собственные сомнения в способности оценить последствия действий с понятным (непонятным) способом достижения цели из-за неидентифицированной (необозначенной) цели;

— собственные сомнения в возможности совершения действия (поступка) с идентифицированной целью и способом её достижения, (проще говоря, я хочу или не хочу).

А+Б= В) семантические или языковые:

— не понятен смысл действия;

— осуществляется действие слова (где есть действие может быть препятствие, например неповторимая конструкция русского изящного словопостроения);

Г) сочетанные (медицинский термин, обозначающий «множественные»), который весьма уместен в нашей классификации, как термин = комбинированные, но с существенной добавкой — неясными последствиями переплетения разного вида и рода препятствий.

В общем, после различного рода детализации препятствия мы можем его начать преодолевать, если имеем желание и необходимость. О способах преодоления препятствий мы поговорим в главе 8. А сейчас коснемся очень нередких явлений в нашей жизни — электромагнитных излучений.

Излучение — сочетание двух вещей сразу: энергии и материи (в волновой форме) вместе взятых. «Взгляд Бога», пронзает суть вещей и моделирует события, или даже их последовательность. Мы с тобой, читатель, живём во время революционных технологических прорывов. Как ты, например, отнесёшься к сочетанию слов «волновая генетика?»

Некоторые из вас скажут:

— Не слышали ничего подобного вообще.

— А волновая генетика очень даже есть, — ответит автор, — И возникла она в этом веке.

Генетика в виде науки произошла по большому счету, начиная с опытов старины Менделя. А сейчас мы едим лимоны. В некоторый период времени в СССР генетика успела даже побывать в качестве лженауки. К чести страны, надо отметить такой факт, что русские долго запрягают, зато быстро ездят. Современная генетика в нашей стране вызывает уважение всего мира. Сражение с эпидемией короновируса мы, русские, всё равно выиграем. Это не равнодушное констатирование, а генетическая спокойная уверенность победоносного народа.

Есть одна маленькая деталька: для того, чтобы излучение приняло форму материи, должна или должен быть изначальный реципиент[33]. В приводимой ниже партии реципиентом выступило поле h8. На этом поле в результате направленного излучения оказался десантированный мат Черному королю.

Итак: шахматная партия автор (2250) — Гулянский (2370).

Контроль времени 11 минут на партию без добавления (по сути, рапид, но с риском просрочить время)

1) b3. Интересный с недавних пор для автора ход. Должен сказать читателю, что набираю много плюсов:

А) это дебют Рети;

Б) Влад Артемьев играет так в каждой первой партии белыми (правда, варьируя порядок ходов, начиная с 1. Kf3, второй или третий ход b3. В общем, чтобы гроссмейстер[34] уровня 2750 Владислав Артемьев не играл, получается вкусно для него и совершенно невкусно для соперника, подробнее об Артемьеве в главе 12;

В) Уэсли Со (США/Филиппины/ (2770), тоже исполняет;

1)…e5, 2) Cb2 d6, 3) g3. Чего мелочиться подумал автор, и второй слон полезет на большую диагональ, но очень внимательно надо следить за противником. Как-то раз Виктор Львович Корчной сыграл g3 в дебюте. После выигранной им партии на вопрос журналиста на пресс — конференции:

— Почему Вы не сыграли после g3 следующий ход Cg2?

— Некогда было, ответил он.

3)…Kf6, черед настал 4) Сg2 Ce7, 5) c4 0–0, 6) Kc3 c6, 7) d4 ed, 8) Фd4 Kbd7.

Диаграмма 29. Ход Белых

После 8 хода Черных Белые на перекрестке многих дорог. Перед выбором дороги, одной из многих, по старинному русскому обычаю нужно сесть и посидеть, задуматься… 9) e4 секундное желание. До сих пор партия развивалась по заданной программе для белых. Они получили устойчивый перевес в пространстве. Что можно предложить? Давайте подумаем… и ход 9) е4 просится к исполнению. Есть в психологии такой термин «первый взгляд — самый лучший», или «быстрый верный взгляд», на котором основана методика скоростного чтения.

Себя всегда надо слушать, ты сам себе лучший друг, хотя ошибку может совершить каждый человек, но всегда совершённую ошибку полезно проанализировать и понять, почему ты её сделал, на основании чего ты ее сделал, и после проделанного анализа не повторить её в дальнейшем. Только так мы продолжаем свой рост в выбранном деле (шахматы как имитация любой профессиональной работы). Однако, сейчас Белые могли пропустить мгновенный контрудар в центре: 9)…d5 (с примерным вариантом, 10) ed Cc5, 11) Фf4 cd, 12) K:d5 K:d5, 13) C:d5 Ле8+,14) Крf1 (+0,75), который вблизи оказался не таким уж и страшным, как представлялось издалека.

9)…Kb6. У Черных такой же взгляд на позицию. Правильная реакция первого впечатления, правильное поле, только неправильная фигура на этом поле (белый ферзь занимает уникальную позицию в центре доски и обязательно должен быть разменян, или хотя бы, отодвинут с поля d4). Этому требованию отвечал ход «9)…Фb6». 10) Kf3 Cg4,

11) h3 C:f3, 12) C:f3 Лe8. Перед нами перекресток множества путей, и большая вероятность пойти не туда (диаграмма 30). Что можно порекомендовать Читателю? Учитывая пешечное расположение Черных, можно с большой долей вероятности предположить, что Черные атаковать на королевском фланге не будут, вернее, при помощи своих пешек не будут, а для чёрных фигур нет пространства для разбега. С этой точки зрения стоило предпочесть ход 13) 0–0. (С возможной дальнейшей игрой на 100 ходов, с перевесом). 13) 0–0–0 Белые хотят не просто выиграть, а сокрушить соперника. Похвально, но обычно влечёт такую психологическую ошибку, как недооценку сил, а главное, возможностей соперника, и дает встречную игру Чёрным. Например, 13)…а5, 14)…а4 и полное равенство, причем приятнее играть как раз Чёрным. Но они медлят 13)…Фс7, и Белые идут дальше, 14) g4. Уже сейчас я понял, что мату на h8 быть. 14)…Cf8. На самокате 15) g5 Kfd7. Сделанный ход 16) Ch5 (по меньшей мере, самобытен), но перевес уменьшает (диаграмма 31); (простой же ход 16) h4, с опережающим простым накатом h5-h6 —

— мат на h8 выглядит просто и эффективно).

А, уменьшает, опять-таки, из-за простого наката, но уже черной пешки: а7-а5-а4. Драка, из одностороннего избиения, превращается во встречное сражение. При этом, очень кровопролитное. 16)…Ke5.

И снова промедление.

— Немного странно, конечно, накат пешкой, занимающий три темпа (…ab плюсуем к пробегу-a5-a4), это не потеря времени. А ходы конём — потеря?» — удивляется Привереда.

— Ходы чёрного коня только способствуют тому, что пешки белых продвигаются вперед с темпами, нападая на него, — комментирует автор. 17) f4 Kg6, 18) Лhf1. На поле f1 становится именно ладья Белых с поля h. (На линии h столпотворение белых фигур.)

Диаграмма 30

Диаграмма 31

18)…d5. Без комментариев. Нервы не выдерживают. Позиция на диаграмме 32.

Диаграмма 32. Ход Белых

И Белые его делают. Но не тот. К сожалению, начинает поджимать время. Вернее, его отсутствие. У Белых оставались секунды, отсюда досадные помарки. Конечно, в другой ситуации таких помарок бы не было. Вместо этого последовал ход 19) cd. Пока не ошибка, но звонок к ней. Обычно, как понял, Читатель, все начинается с первого шага. В том числе и ошибка. Но, 19)…cd? Теперь уже черные не заметили 19)…Лad8 с проступающей контригрой. 20) С:g6. Видится химера. Простое взятие на d5(ed), и иллюзий бы не было, впрочем, как и красивейшего финала, случившегося в партии. 20)…hg. 21) Крb1 (?) (Гримаса цейтнота 21) ed) 21)…de, 22) K:e4 Ле6.

«Все. Заметил соперник»! — С досадой подумал автор, но продолжил. «23) f5 gf, 24) Л:f5 Лae8». — «Поздно метаться».

25) Кf6!!! Где-то сейчас в небе громыхнул гром, и БОГ в голове автора подумал: «Катастрофа неминуема, спасения нет, БОГ соперника ничего не слышит»). 25)…Л:f6. Этот ход, робкая попытка выбраться из волны мирового потопа. 26) gf. Но, могучим ураганом всё учтено. 26)…g6. Последнее волевое усилие не утонуть, пресекается на корню.

27) Лg1 Крh7. И ФИНАЛ 28) Фh4+ Крg8, 29) Л:g6+ fg, 30) f7+(!!!!) Ф:f7, 31) Фh8#.

Диаграмма 33. Финал

Привереда поет: «Лапти буду-дай, Лапти-буду-да!!»… И соло на барабане!

Задания и вопросы для закрепления пройденного на уроке материала

1. Перечислите, пожалуйста, какие препятствия вы знаете.

2. Расскажите о препятствиях, о которых вы узнали из содержания урока.

3. Представьте картинку такого содержания: вы на поле сражения. У вас волшебная аптечка препятствий для соперника. Выберите или наберите ряд препятствий для него. Любая ваша фантазия будет вам в помощь.

4. Возможно ли бесконтактное действие?

5. Назовите или идентифицируйте его.

6. Возможен ли интенсивный бесконтактный боевой прием?

7. Если да, то какой, и можно (возможно) ли перевести его в системное, раз от раза повторяющееся действие?

8. Вы работаете волшебником: выберите, пожалуйста, нужное для вас из следующего меню «сотворить»:

А) дерево желаний;

Б) золотая рыбка;

В) волшебная палочка для мелких нужд;

Г) кольцо всевластия;

Д) замысел творца.

8а. К сожалению, после получения желаемого из предыдущего меню работать волшебником вы перестанете. Есть смысл подумать.

Назовите критерий вашего выбора. Назовите смысл, по которому вы пришли к этому критерию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метапредметные шахматы или Конструкции смыслов: живой учебник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

33

Реципиент — латинское слово recipiens — получающий, тот, кто получает что-то. Подразумевается, что имеется некто передающий. Реципиент и донор рассматриваются неразрывно друг от друга в области оптимизации взаимодействия.

34

Гроссмейстер — немецкое слово. В буквальном переводе — «большой мастер».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я