Этот учебник назван живым потому,что его главная цель не столько быть учебным материалом по шахматам на 150 процентов,сколько стать для читателя помощником,собеседником и другом на всю жизнь,который через живое общение увлечет в процесс познания мира,пользуясь моделью шахмат. Основной задачей этой книги как учебника-это в игровой форме способствовать развитию системного взгляда на жизнь путем изучения и объяснения на языке шахматной модели взаимосвязи основных закономерностей материального мира,отражённых в различных школьных дисциплинах. Базовая концепция книги – " Шахматы для всех"или"Книга на всю жизнь, начиная со второго года обучения".Книга адаптирована под учебный план школьных занятий по шахматам и является вторым представителем из комплекта учебников автора.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метапредметные шахматы или Конструкции смыслов: живой учебник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 8. Я мыслю, или Я знаю, что ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь, или Просто продолжение физики этого мира 2, или Сдвоенный взгляд преодоления препятствия
«Если звёзды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно».
«Хорошо, когда зажигается звезда и, конечно, лучше, когда зажигаются три, а ещё лучше, когда пять».
Согласись, мой юный читатель, хоть раз в жизни, ты бы хотел стать космонавтом.
И если ты подумаешь, что автор не прав, эту книгу тебе прочитать тем более необходимо, ибо с фантазией своей ты не дружишь. А если с фантазией своей не дружить, не поливать, не растить, значит, прощай детство, и здравствуй, беспросветная унылость текущего мира, где тебя мало что радует, или тем более вдохновляет. На ВЕЛИКИЕ дела ЧЕЛОВЕК СПОСОБЕН ТОЛЬКО НА КРЫЛЬЯХ ФАНТАЗИИ, КОТОРАЯ ИНОГДА ПРИТВОРЯЕТСЯ ВДОХНОВЕНИЕМ.
В этой главе мы будем говорить об искусственном сдвоении, сдвоении, как осознанном приеме жизнебытия при преодолении препятствия. Ведь препятствие, это — недружелюбное к тебе материальное или нематериальное действие. И преодолеть его лучше живым, и, желательно, без потерь. Скажи, пожалуйста, читатель, кто, в нашей истории, придумал скафандр? И, главное, когда придумал? Ответ за таблицей.
* Интерпретация — другое прочтение действия.
** «Друг кочегара» — приспособление для автоматического наполнения парового котла и поддержание в нём воды на определённом уровне.
И обещанный ответ о скафандре[35]. Автор — изобретатель, французский аббат Ла Шапель, в 1775 году предложил пробковый костюм солдату французской армии для преодоления рек.
Человечество всегда показывает себя предприимчивым коллективным создателем и моментально быстрым пользователем нужной для него вещи или процесса, что очень верно подмечено великим американским писателем Робертом Хайналайном в его едва ли не первом романе «Есть скафандр, будь готов к путешествию».
В общем, было бы что (предмет или вещь или процесс), а человек к этому что, быстро приделает всё, что ему интересно и в интересном для него направлении.
— Я готов к путешествию! — доносится из внешнего динамика космического скафандра, в котором находится Привереда.
— Тогда отправляемся! — говорит Автор, также находясь в скафандре высшей защиты, — и, перед нами, шахматная партия Рамешбабу Прагнанадха (Индия) — Уэсли Со (США). Рапид 25 минут + 10 секунд добавления за каждый сделанный ход. 2019.
У партии имеется небольшая предыстория. Малыш Рамешбабу уже успел в блице пару раз «дернуть» шахматистов калибра Уэсли. Поэтому Уэсли Со уже понимал уровень соперника и соответственно подготовился. Партия шла по его высшей планке уровня понимания игры или силы игры. Уровень Уэсли Со заоблачный, что автор доносит до читателя сразу, это уровень первой десятки людей в мире однозначно. И малыш Рамешбабу понял, что кое-чего он еще не знает. И как ему узнать было до партии, он же не «взрослый» человек.
1) e4 e5, 2) Kf3 Kc6, 3) Cc4 Cc5, 4) 0–0 Kf6, 5) d3 0–0, 6) a4 h6,
7) h3 d6, 8) c3 a5, 9) Ле1. Как уже понимает читатель, Рамеш почему-то питает необьяснимое пристрастие к этому ходу, а ведь выбор есть. Надо признать, привычки чисто человеческие в шахматах скорее минус, чем плюс. И снова «попадание» в дебюте, как с Мамедьяровым. Симптоматично, что удар пропускают белые, на фоне совершенно бесцветно сделанного хода. 9)…Се6, 10) С:e6 fe.
— Ничего себе удар, — ворчит Привереда, — я — то в скафандре, — а вот черные, похоже, сами себе избивают лицо. Сдвоенная пешка — это сплошной пассив. Главный минус — было две нормальные пешки, а стало — пара «дров». Позор и только. — Так же думает и юный индиец, — комментирует автор. И продолжает:
— Плюсы у хода тоже присутствуют. Давайте их обозначим:
1) ладья с поля f8 включается в игру без дополнительного движения и сразу производит будущее опосредованное давление на «свинку», пешку f2 (+1 темп);
2) Чёрные убрали своего белопольного слона, при этом захватив два шикарных поля в центре доски;
3) теперь два поля в лагере Чёрных — d5 и f5 — обрели своего защитника;
4) это неплохая карьера для пешки f7;
5) повысилась устойчивость всего пешечного фронта у Чёрных.
— Полегче, пожалуйста, — вступает Привереда, — я болею за молодость. — А я за объективность, — объясняет автор, — оценка друга (2750) (=0,11).
11) Безусловно, сильнейшее продолжение Се3 С:e3 натыкается на собственный затык 12) Л:e3. Вместо в сделанного в партии, конечно, белые были обязаны взять на e3 пешкой. В таком случае, после примерного продолжения, 12) fe d5,13) Kbd2 Kh5, 14) Kh2 Фe8, 15) Kg4 на табло голые баранки: = 0,00 (оценка компьютера).
Конечно, Рамеш это видел, но 0,00 в дебюте? Скучно. Грустно. На этом, и играет хитрый Уэсли; 12)…Фe8. И в дальнейшем на протяжении всей партии Рамешбабу ничего сделать не смог, потому что Уэсли продемонстрировал технику чемпиона мира. По крайней мере, автор не смог найти никакого изъяна в его ходах до 47 хода включительно. Сделать 35 ходов в силу компьютера. Это что-то. Если бы автор сидел в шляпе, а не в скафандре, голову пришлось бы обнажить, но каждый из вас читателей обязан поучиться технике Уэсли.
13) Kbd2 Kh5, 14) g3 Фf7, 15) Фе2 Лad8, 16) Kh4 d5! Очень идейно!
17) Лаf1 Kf6. Конь отошел, но пообещал вернуться! 18) Фd1 d4, 19) cd ed. Пешки черных раздвоились, а вот поле e5 Чёрные оставили, присвоили себе. 20) Лее1 g5 белый конь получает направляющий импульс в филейную часть, который приводит его в офсайд[36] 21) Kg2 и положение после 21-го хода белых на диаграмме 34. В этой, безусловно, интересной позиции, Уэсли применяет типовой план (конструкция второго порядка). И звучит он так: В ПОЗИЦИИ БЕЗУСЛОВНОЙ СОБСТВЕННОЙ ДОМИНАЦИИ сбрасываются (размениваются) все фигуры, не имеющие преобладания перед фигурами соперника[37]. В этой конкретной позиции такая фигура у чёрных только одна — Ферзь.
Диаграмма 34. После 21 хода Белых
Поэтому; 21)…Фh5. Приходится 22) Ф:h5 K:h5, 23) Kc4 Kf6.
24) Лс1 Kd7. Чёрные захватили ключевое поле e5. 25) Ka3 Kde5,
Диаграмма 35. После 25-го хода Чёрных
26) Лfd1 Лd7, 27) Kc4. (Поменяемся?) Kf3 (конечно, нет!)
28) Крf1 Л7 f7, 29) Лс2 Kрg7, 30) Ke1 Kfe5, 31) K:e5 K:e5, 32) Лdc1 c5, 33) Лсa1 b6, 34) Kрg1 h5, 35) Крg2 Крf6, 36) Ла3 Кре7, 37) Лb3 Kd7, 38) Лe2 Крd6, 39) Kc2 Крc6. Конь освободился от защиты пешки b6, и сейчас эту функцию взял на себя король Черных. 40) Ka3 Ke5, 41) Kc4 K:c4, 42) dc g4, 43) hg hg, 44) Лd3 Лh8, 45) Лd1 Л7h7, 46) Лg1 Лh2, 47) Крf1 Лf8?48) e5 Лf3. Финал. Оставшиеся 10 ходов, — Рамешу можно было и не делать. И автор их не будет показывать. Финал должен быть эстетичным.
Позиция на диаграмме 36.
Диаграмма 36. (0–1) Финал
1. Вопрос из логики. Наша Вселенная или метавселенная, или ряд метавселенных, проходит, по мнению ученых, этап расширения. Расширение закончится, на твой взгляд, читатель, потому что:
А) закончится объём для расширения;
Б) закончится время для расширения;
В) закончится материя для расширения.
2. Вопрос из логики. Если присутствует расширение, то, значит, где-то идёт процесс сужения:
А) два потока идут одновременно;
Б) движение — это протожизнь.
3. Вопрос из логики. Верно ли утверждение:
А) движение — это протожизнь;
Б) если движение это жизнь, то мы находимся в движении к другому качеству жизни, ибо движение идёт к чему-либо или кому-либо.
4. Массивные объекты могут искривлять движение пространства — времени. Значит ли это, что:
а) теоретически цикл жизни можно превратить в круговое движение?
б) сделать его теоретически бесконечным?
в) практически бессмертную жизнь?
г) практически Бога?
д) возникает вопрос практического размера бога?
е) и где он находится, во времени (растворен во времени)? или во времени-пространстве (растворен во времени-пространстве? Или, — вне времени-пространства (находится за гранью времени-пространства (на границе в-вне)?
5. Попробуйте выработать собственное видение мироздания: cводный ответ на логические предпосылки, обозначенные в четырех пунктах.
6. Если предположить, что наше тело лишь очередная оболочка, то что тогда наше «истинное ТЕЛО»?
7. Возможна ли двухслойная оболочка человека (человек в человеке), Читатель? Надо посмотреть биологию человека (подсказка). И где тогда предел человеческих жизней, по-твоему мнению? Фантазия читателя должна себя проявить.
8. Оценку за домашнюю работу должен поставить ты сам, читатель.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метапредметные шахматы или Конструкции смыслов: живой учебник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
35
Скафандр — дословное сочетание двух греческих слов лодка (скаф) и человек (андр) получается человек-лодка или рыбак. Изящное соединение смысла двух слов. Современное понятие скафандра — внешняя сфера человека, оберегающая внутреннюю (самого человека во плоти).
37
В любой конструкции второго порядка присутствует альтер-эго с противоположным содержанием по сути, но что приводит к одинаковому результату. В нашем случае с противоположным знаком, возможна дискриминация собственных фигур, и в таком случае, менять свободную от дискриминации фигуру менять нельзя.