Этот учебник назван живым потому,что его главная цель не столько быть учебным материалом по шахматам на 150 процентов,сколько стать для читателя помощником,собеседником и другом на всю жизнь,который через живое общение увлечет в процесс познания мира,пользуясь моделью шахмат. Основной задачей этой книги как учебника-это в игровой форме способствовать развитию системного взгляда на жизнь путем изучения и объяснения на языке шахматной модели взаимосвязи основных закономерностей материального мира,отражённых в различных школьных дисциплинах. Базовая концепция книги – " Шахматы для всех"или"Книга на всю жизнь, начиная со второго года обучения".Книга адаптирована под учебный план школьных занятий по шахматам и является вторым представителем из комплекта учебников автора.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метапредметные шахматы или Конструкции смыслов: живой учебник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 6. Дальше Бога нет, или Кое-что, чего мы не знаем и никогда не узнаем[28]. Или человек пытается постичь труднопостижимое, или теоретическая физика
«Чего вы не знаете, то вам и не вредит, ибо не существует».
«Честно подсмотренное, не является украденным».
«Незнание закона не освобождает от ответственности»
«На меня глядел демиург. Беспомощный, я мог лишь прикоснуться к его сознанию».
И снова, читатель, о главном. Мы познаем мир, а мир познает нас.
Со времен древнего Рима до нас дошло изречение: «Бездна бездну призывает[29]». Уже древние догадывались о бесконечном по объёму мире, окружающем нас.
— Я тоже бесконечен? — высовывается из сознания Привереда.
— Ты? Тем более! — шутит автор, — Правда, в каждой шутке только доля шутки. Всё остальное — правда.
На наших глазах в мире сосуществуют два разнонаправленных потока хода событий: 1) созидание; 2) разрушение (энтропия).
Удивительно, но эти два потока пользуются одинаковым набором инструментов для своей реализации, например, понятиями добра и зла. (ЕСТЬ И ДРУГОЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ!) Как отмечалось,[30] добро и зло — понятия относительные (могут меняться местами), и люди просто приспосабливают эти понятия к своим целям.
А вот поток хода событий добро и зло только использует, причем абсолютно обезличено к любой точки зрения.
Созидание — преимущественно добро, (процесс расширения энергии, материи за счет замедления времени — пространства).
Разрушение — преимущественно зло (уменьшение энергии созидания, массы материи за счет ускорения времени-пространства).
Но созидание порядка не происходит ниоткуда. Оно осуществляется из «нейтральных» элементов материи Вселенной, которая, в свою очередь, тоже не может быть «первородной матрицей».
— Уф, с материей, кажется, сейчас разобрался! — вытирает пот со лба Привереда. — Что дальше?
— Энергия, — отвечает автор, — Материя, конечно, неплохо переходит в энергию, но, чтобы энергия в МАТЕРИЮ? ЭТО намекает на ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ, Нобелевскую премию или статую при жизни автору)))) Привереда смеется))))
— Так вот, — продолжает автор, — Материя отдельно, Энергия отдельно.
Привереда снова впереди:
— Они же взаимодействуют!?
— Именно. И делают это через ВРЕМЯ. Например, как вам такая цепочка: энергия=материя, умноженная на время в квадрате? (ФОРМУЛА ЭНШТЕЙНА)
Отсюда проистекают такие авторские утверждения, как:
1) Материя — овеществленное ВРЕМЯ при помощи энергии, если говорить по-простому, «сгоревшее время»?! НЕ исходная матрица вещества, а матрица производная? Мы выходим на теорию строения Вселенной советского астрофизика ЕВГЕНИЯ КОЗЫРЕВА и некоторую практику ЕЁ ПРИМЕНЕНИЯ
ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ «ЗЕРКАЛА ВРЕМЕНИ» КОЗЫРЕВА.
Суть теории Козырева, следующая:1) Термоядерная (солнечная) реакция, сопровождающаяся колоссальным выбросом энергии, исходя из наличествующей массы звезды, никак не соответствует миллиардам лет выброса энергии (сроку жизни звезды). Логическое противоречие Козырев устраняет изящным выражением: «ГОРИТ ВРЕМЯ, а не материя!» Автор домысливает: «Или околоподобная реакция имеет место быть». Эффект отдачи энергии получается не только от горения самой материи, но и каким-то образом от материи, взаимодействующей со временем, которое играет роль катализатора[31]?».
Жизнь, по-видимому, является закодированной программой самовоспроизводства с неясными пока целями и задачами, поставленными непонятно когда? Непонятно кем? Непонятно зачем? Правда, с использованием физики этого мира, описанной выше. И, если ты читатель хочешь преуспеть в шахматах, ты обязан знать, содержание мира, потому что, Шахматы могут его (содержание) отразить. Как говорилось в учебнике «ШАХМАТЫ. ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ», сначала был замысел — план — слово, затем возник новый порядок — жизнь.
Доказательством этому утверждению от противного есть ретроградный анализ. Если допустить, что цели жизни нет, то зачем тогда воспроизводство жизни в бесконечном цикле? Скорее верен такой постулат существования жизни:
1) это процесс движения к новому порядку новой жизни;
2) пока нет нового порядка новой жизни, то движение к нему в дороге, так сказать, является промежуточной целью созидания нового.
3) Созидание и энтропия участвуют в созидании нового порядка новой жизни, по некоторым алгоритмам, заложенным в нас творцом. Когда непонятно? Кем-то конкретным непонятно? Зачем непонятно?
4) Содержимое пункта 3 является прямым планом, который так неосторожно поднял Привереда своим вопросом в главе 1 на странице 9.
— Автор, Я все понял, давай показывай шахматы, применив теорию мироздания к передвижению шахматных фигур.
— Я, конечно, покажу влияние мироздания на шахматы. Только придется объяснять это ни одной партией-примером, а несколькими.
— Главное, чтобы Читатель, все понял.
— Хорошо, завершает внутренний монолог автор.
Итак, шахматная партия Нихал Сарин (Индия) — Алиреза Фируджа (Иран).
Чемпионат мира по рапиду и блицу город Санкт-Петербург Россия 2019 год. Партия с контролем времени 5 минуты + 3 секунды добавления.
1) b3 Kf6, 2) Cb2 g6, 3) C:f6 ef. Итак, при сделанном ходе автор будет отмечать плюс и минус сделанного хода, для каждой стороны выделяя свои действия шрифтом, чтобы это было понятно читателю: A) для Белых; Б) для Черных. А для читателя рекомендую взять чистый лист бумаги, ручку и отмечать плюсы и минусы сторон. Баланс плюсов и минусов подсчитаем по подсказке автора.
После третьего хода на доске: А) минус слон плюс сдвоенная пешка f черных; Б) плюс слон на доске минус плюс (!) сдвоенная пешка f на доске.
4) c4 d5, 5) cd Ф:d5, 6) Kc3: А) минус активный ферзь Черных, плюс приобретенный темп, полученный в результате нападения коня на ферзя Черных; Б) плюс активный свой ферзь по сравнению с ферзем Белых. Минус темп Черных где-то как-то может нивелироваться разницей силы наполнения энергией хода (энергия хода ферзя = 1,0–5,0 энергия хода коня, правда, это требует дальнейших доказательств, при помощи правильных ходов).
6)…Фd8, чувствуется железная рука тренера-компьютера. 7) g3 Cg7.
Последний ход Черных, это никакая ни потеря темпа, так как черные планируют сыграть f5, и слон на g7 приобретет гордое название «Суперрабочий слон!»
8) Cg2 f5, 9) Лc1 0–0, 10) e3 c5. Точнее и веселее (…Kc6). 11) Kge2 Kc6. Очень широко и амбициозно. 12) С:c6 bc, 13) Ka4: (а, наши амбиции могут пересечься с чужими, и при этом могут сломаться; A) минус второй слон, плюс вторая сдвоенная пешка у Черных; Б) плюс на доске образовалась пара слонов (смотрим главу 28, странице 139 учебника «Шахматы. Первое приближение»); минус — уж слишком дефектная структура пешек, которая в нормальной жизни лечится только радикально — ампутацией[32].Теперь подсказка автора, и считаем баланс плюсов и минусов. Делаем свой вывод. Позиция на диаграмме 26.
Диаграмма 26. Ход Черных
Теперь вопрос к читателю: «Ты заметил, что оба слона Белых ушли с доски за возможность образования двух сдвоенных пешек у Черных?» Если сразу заметил, то молодец. Но вот есть маленький зуд у Белых — две пары сдвоенных черных пешек незафиксированы; образоваться — образовались, но… не зафиксировались. Доводилось ли, наблюдать читателю, как в жизни летают дрова? Это страшно.
Летают они по непредсказуемым траекториям. Поэтому нужно лишь выбрать удобный момент для массового полета дров (сдвоенных) пешек в пространство шахматной доски. А когда пространство доски будет слегка шокировано массовым полетом дров во имя собственного самосожжения, откроется свобода маневров для черных слонов, и они отомстят за свои сожженные дрова.
13)…h5? Этот ход — не конкретная подготовка к бросанию. Тут было два приемлемых исхода: 1) или сразу бросаем 13)…с4; или зовем дядю 13)…Фd5.
14) h4c4! Первое полено полетело! Черные меняют материю на время. 15) Л:c4 Ce6. (+1 темп компенсации материала) 16) Лc1 Cd5.
(это не темп, но хотя бы полтемпа еще +) из-за 17) 0–0 Сf3 (и еще кусочек темпа+). Подсчитаем наши компенсации; 2 темпа времени за одну пешку материи имеем плюс суперактивный слон на f3 по сравнению с конем e2. Компенсация за пешку полная. Алирезе нужно грамотно сбросить еще одну пешку, для полного счастья. 18) Лe1 f4. Позиция на диаграмме 27. вторая пешка пошла, демонстрируя свое бесстрашие и подставляясь сразу под три боя белых фигур. Но Белые резонно не соблазняются жертвой, ибо любое взятие приносило только печаль. Они играют 19) Фc2 и fg. Была у Черных сдвоенная пешка, а теперь её нет. Она плавным полетом дровяного полена раздвоилась, образовав уже у Белых, слабость на g3. (И поле слабое теперь, и пешка, находящаяся на g3 тоже слабая, требующая защиты). В дальнейшем, Алиреза Фируджа был не столь убедителен, сыграв после обязательного 20) fg Ле8 (промедление). Другой естественный ход 20)…Фd7, приводил к закономерной позиции:21) Крh2 Ce5, 22) Kf4 g5, третья пешка пошла,23) hg h4 четвертая пешка пошла, намекая на красочный вариант 24) gh (Позиция на диаграмме 28)…Фg4! С победой. Компьютерный соскок на ничью Белыми находится после 23)…h4, но он, уже очень труднонаходим, даже при всем таланте Н. Сарина. После долгой борьбы в партии после 20)…Ле8 была зафиксирована ничья.
Диаграмма 27. Ход Белых
Диаграмма 28. Ход Черных. Торжество Одухотворенного Времени над Материей. Космическая красота. И теоретическая физика сотворения мира бывает очень полезна в шахматах
1. Позиция на диаграмме 26. Ход Черных. Они исполняют ход 13)…Фd5, С примерно следующим логичным для вас (Черных) вариантом: _________________Заполните содержанием примерный вариант.
2. Позиция на диаграмме 27. Ход Белых. Приведите исчерпывающие варианты не в пользу каждого взятия черной пешки на f4:
А) 13) gf_____________________________________________;
В) 13) K:f4___________________________________________;
Б) 13) ef_____________________________________________;
3. Позиция на диаграмме 28. Ход Черных. Приведите последовательный победный вариант для Черных.
4. Переведите шахматное уравнение: слон + слон = конь + конь + пешка в выгодное неравенство для Черных (в данной партии у них два слона).
5. Назовите побудительный алгоритм, которым вы руководствовались, когда был сформирован ответ на пункт 4.
6. Побудительные алгоритмы действия бывают различными. Но всегда имеют имя и фамилию. Например = слон + слон = ферзь (не буквально конечно, а по аналогии действия).
Шахматы — это всегда смысловой анализ. Побудительных алгоритмов в том числе, в частности. И смысловой анализ можно применить и в рассмотрении любой публичной информации.
Например: бессмертная цитата министра обороны Российской Федерации Сергея Кужугетовича Шойгу на вопрос о возможной причастности спецназа РФ к событиям в/на Украине в 2014 году:
«Трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Тем более глупо, если эта кошка умная, смелая и вежливая».
От умного ученика требуется анализ смысла цитаты. Желательно, пошаговый. Удачи!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метапредметные шахматы или Конструкции смыслов: живой учебник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других