Преврати свою страсть в профессию

Игорь Авдеев

Тренер – ключевая фигура в развитии фитнес-индустрии. От мастерства фитнес-тренера зависит не только его личная востребованность у клиентов, но и репутация фитнес-клуба. Книга поможет профессиональным тренерам упорядочить знания, научиться методически правильно строить тренировочный процесс с максимальным учетом особенностей и интересов клиентов, давать грамотные советы в области питания, фармакологии, а также будет полезна всем, кто хочет оставаться активным, здоровым, физически подготовленным.

Оглавление

Аспекты административной деятельности

В небольших фитнес-клубах тренер может быть ответственным за управление некоторыми административными обязанностями, но в большинстве случаев основная административная ответственность возложена на фитнес-директора, который должен иметь сертификат. Однако весь персонал фитнес-клуба должен иметь представление обо всех принимаемых в нем решениях. Главным, ключевым аспектом административной деятельности является планирование.

Успех фитнес-клуба во многом определяется четким планированием.

Фитнес-директор непосредственно отвечает за планирование в следующих сферах:

— решения, касающиеся вида предлагаемых занятий, времени и места их проведения, а также контингента занимающихся;

— подбор и оценка работы персонала;

— разработка и исполнение бюджета;

— поддержание нормальных взаимоотношений;

— обеспечение контроля качества.

Любая организация: частная, общественная, с платными или бесплатными услугами — должна четко определить цель. Перспективный план содержит задачи, которые необходимо решить, указывает, что для этого необходимо, показывает, как изменится сама организация и какие процессы приведут к реализации поставленной задачи. Администратор принимает участие в разработке долгосрочного плана, сотрудничая с руководящим органом в определении основных аспектов деятельности.

Роль фитнес-тренера состоит в детализации возможных занятий, отвечающих задачам данного центра, которые должны привлечь внимание потенциальных клиентов. Он работает вместе с директором, отвечающим за выбор оборудования, оснащения, разработку расписания занятий, персонал.

Управление персоналом

Наиболее важным аспектом любого фитнес-клуба, студии является квалификация персонала.

В первую очередь следует определить, какие специалисты необходимы для осуществления запланированных целей. Обычному фитнес-клубу требуются следующие сотрудники.

Полная рабочая неделя:

— фитнес-директор;

— фитнес-тренер;

— координатор;

— администратор.

Неполная рабочая неделя:

— врач;

— диетолог;

— психолог;

— специалист по оборудованию.

При подборе персонала следует учитывать уровень образования, личные и профессиональные качества. Отмечаются следующие функциональные обязанности для фитнес-персонала: планирование, управление, руководство, наблюдение, воспитание, мотивация, проведение занятий, оценка, оказание помощи и другие.

Для каждого сотрудника эти общие установки детализируются и конкретизируются, определяются специфические задачи.

Фитнес-клуб должен способствовать созданию хорошей деловой обстановки и обеспечению надлежащих условий для работы персонала. Рабочие места должны быть безопасными, чистыми, оборудованными исправным инвентарем, необходимыми материалами и быстро приводимыми в порядок, если это необходимо. Профессиональная обстановка должна способствовать повышению уровня мастерства персонала и росту качества услуг. Психологическая обстановка в фитнес-клубе доброжелательная и располагающая, призвана обеспечивать должную оценку персонала. Сотрудники должны находиться в искренних и открытых взаимоотношениях, чувствовать постоянную поддержку в проблемных ситуациях.

Персонал фитнес-клуба несет ответственность за квалифицированное осуществление всех процедур, за выявление любых признаков, свидетельствующих о возможном возникновении проблем, за своевременное прекращение занятий до осложнения.

Если появляются проблемы, необходимо принять меры по их устранению и оказать срочную помощь.

Необходимо разработать инструкцию по действиям персонала в экстремальных случаях, а также тщательно подготовить его к таким действиям.

Разработка бюджета

Одним из аспектов долгосрочного планирования является бюджет.

Примерный план разработки бюджета представлен ниже.

1. Задачи фитнес-клуба.

2. Описание задач.

3. Текущие расходы:

А. Персонал.

Б. Сооружения:

1) погашение ссуды;

2) страхование;

3) обслуживание и ремонт;

4) коммунальные услуги;

5) налоги.

В. Поставки оборудования.

Г. Другое.

4. Текущие доходы:

А. Членские взносы.

Б. Страхование.

В. Дотации.

Г. Инвестиции.

Д. Другие.

5. А. Какие предполагаются изменения в клубе (занятия, персонал, сооружения, инвентарь и др.) в течение следующих 5 лет?

Б. Укажите, как изменится стоимость и доходы в результате каждого изменения в фитнес-клубе.

6. А. Укажите потенциальные источники повышения доходов.

Б. Что для этого необходимо сделать?

В. Каково будет чистое увеличение средств для каждого потенциального источника?

7. Какой ожидается доход каждый год в течение следующих 5 лет?

8. Что можно финансировать за счет этого дохода каждый год?

9. Если доход превысит ожидаемый, какие изменения можно сделать в клубе?

10. Если доход окажется ниже ожидаемого, какие изменения можно произвести в клубе, сократить или изъять?

Большая часть бюджета уходит на зарплату сотрудников. Высокая зарплата плюс периодическое ее увеличение на основании оценки деятельности позволяют привлечь в фитнес-клуб специалистов высокой квалификации. Это, в свою очередь, повышает производительность труда сотрудников.

Значительная часть бюджета уходит также на закупку, эксплуатацию и ремонт фитнес-оборудования. Попытка сэкономить на сервисном обслуживании приводит к более существенным расходам на ремонт оборудования и инвентаря.

Нет необходимости приобретать дорогостоящие тренажеры и инвентарь, поскольку упражнения для развития мышечной силы и выносливости можно выполнять с минимальным количеством снарядов.

Эффективное общение

Одним из условий успешной работы администратора является его умение общаться с персоналом, клиентами и общественностью.

Откровенная манера общения с персоналом играет очень важную роль. Персонал должен ощущать, что его действия оцениваются должным образом. Это стимулирует его к поиску новых и более эффективных программ для занятий.

Фитнес-занятия должны играть важную роль в просвещении всего населения с точки зрения положительного влияния на здоровье.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основным аспектом административной деятельности является планирование. Необходимо разрабатывать долгосрочные прогнозы, причем в процессе разработки должны принимать участие все заинтересованные лица: персонал, клиенты. Все клубы одинаковы, разница в квалификации персонала. Работу персонала необходимо периодически оценивать.

Бюджет должен составляться на реальных оценках прибыли и расходов, связанных с выплатой зарплаты служащим, приобретением фитнес-инвентаря. Необходимо регистрировать все процедуры клиента. Качество работы фитнес-клуба возрастет, если документация будет полной.

Тренер будущего, или Каким должен быть фитнес-персонал?

Ежегодно процент людей, которые страдают избыточным весом и ожирением, низкой физической активностью и другими заболеваниями, требующими физических нагрузок, стремительно растет. В ближайшие 10 лет востребованность фитнес-тренеров вырастет минимум на 13% — больше, чем в среднем по всем профессиям, где потенциал роста на несколько пунктов ниже. Это говорит только об одном: потребность в фитнес-тренерах будет расти. Кто они, защитники жизни и здоровья? Давайте разберемся, готовы ли владельцы фитнес-клубов к такому росту. И достаточно ли созрела профессия тренера, чтобы соответствовать таким тенденциям роста.

Тренерская ноша будет тяжелеть, задачи — усложняться. С другой стороны, чтобы оставаться востребованным на рынке, уже сейчас нужно принимать меры к тому, чтобы измениться. Притом что спрос на услуги тренеров растет, повышается и конкуренция среди них. И в тот момент, когда у одних тренеров идет запись на тренировки на несколько месяцев вперед, другие просиживают бесценное время на скамье запасных. Что нужно сделать уже сегодня, чтобы быть востребованным завтра?

До сих пор многие работающие в фитнес-индустрии воспринимают профессию тренера всего лишь как трамплин. Человек размышляет: «Поработаю тренером, пока не подвернется вариант получше: с более высокой оплатой и перспективами». По статистике, в некоторых фитнес-клубах текучесть персонала достигает ужасающих 80%. В таких условиях фитнес-клубу сложно установить доверительные, долгосрочные отношения с клиентами. А ведь тренер — порой единственный человек, который общается с клиентом напрямую.

Но для того чтобы клуб был успешным и приносил прибыль, нужно в первую очередь вкладывать деньги в своих тренеров: обучать их, развивать и удерживать. Да и тренеры сами должны вкладывать в себя, обучаться, и обучаться всегда, на протяжении всей деятельности.

Думаю, вы со мной согласитесь, что в ближайшие 10—15 лет исчезнут десятки привычных нам профессий. Искусственный интеллект и технологии позволят выполнять работу эффективнее и быстрее, но машина еще долго не сможет заменить фитнес-тренера. Клиент может покупать абонемент в фитнес-клуб только потому, что построил хорошие отношения с тренером, и наоборот — конфликт с тренером может привести к тому, что вы навсегда потеряете лояльного, казалось бы, клиента.

Сегодня клиенты подписываются на разных фитнес-блогеров по различным темам. Наверняка вы сами подписаны на десяток фитнес-блогеров, которые по полочкам раскладывают принципы питания и рассказывают, как правильно выполнять упражнения. Ваши клиенты тоже это читают. А теперь представьте, что от личного тренера клиент не узнает ничего нового.

Еще лет десять назад человек, который пришел в фитнес-клуб, слепо следовал указаниям тренера. У него еще не было ожиданий. Не избалованный сервисом, он не ждал улыбки на стойке рецепции. Не перегруженный информацией и знаниями, не анализировал, какую тренер подготовил для него программу: удачную или не очень.

Времена изменились. Теперь клиент может быть подготовлен лучше, чем сам фитнес-тренер. Если вы хотите соответствовать ожиданиям, тренеры должны непрерывно обучаться.

Раньше к тренеру шли за новой фигурой, а сейчас — за новой жизнью. Ни больше, ни меньше, но новая роль фитнес-тренера — это преобразователь жизни.

Сейчас тренер учит, как нужно тренироваться, сколько спать и чем питаться. Совсем скоро лучшими тренерами будут те, кто умеет развивать духовную сторону жизни. Уже сейчас это делают мастера йоги и единоборств. Хороший тренер должен доносить, что физическое тело — это только один из аспектов здоровой и благополучной жизни. Клиент идет в фитнес-клуб за новым качеством жизни и долголетием. А если тренер доносит только идею о том, как быстрее похудеть или нарастить массу, то перспективного сотрудничества в этой связке не получится.

Личный тренер будущего — это человек, который сам способен измениться в текущих обстоятельствах. Тренер не просто дает гантели в руки, а готов изменить привычки человека и мотивировать его становиться лучше. Причем не только благодаря улучшению качества тела.

Личность фитнес-тренера

Чтобы понять психологические особенности тренировочной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов — личности фитнес-тренера.

Некоторые авторы и исследователи предприняли попытки классифицировать типы характера фитнес-тренеров и на основании полученных данных создать портрет идеального тренера. Эти предположения, выводы, заключения направлены на то, чтобы дать хотя бы ориентировочные ответы на следующие вопросы:

1. Существует ли идеальный тип личности фитнес-инструктора?

2. Что важнее: количество баллов в соответствующей шкале оценки личности тренера или его спортивный опыт?

3. Как воспринимаются личностные особенности «идеальных» и обычных фитнес-тренеров их воспитанниками?

4. Какие черты личности тренера проявляются в его поведении на тренировках?

5. Какими наиболее важными чертами должен обладать фитнес-тренер как педагог?

6. В какой степени авторитарность тренера отражается на результатах, его уверенности в стрессовых ситуациях, на его собственных потребностях в авторитете, зависимости или независимости?

Каждый по-своему может определить личностные характеристики идеального фитнес-тренера. Однако успех в работе фитнес-тренера, по-видимому, в значительной мере зависит от опыта и знаний, которыми обладает тренер, от того, как он строит отношения с занимающимися и как преподносит свои знания. Способность тренера играть роль, которую от него ожидают, в сочетании с его профессиональными знаниями может, по-видимому, компенсировать некоторые его недостатки.

Фитнес-тренеры высокого класса обладают такими личностными чертами, как эмоциональный самоконтроль, агрессивность и высокий уровень интеллектуального развития. Большинство из них к тому же достаточно устойчивы, активны, имеют твердый характер и определенность взглядов.

Поведение тренера должно быть гибким. Иногда можно использовать и авторитарные методы.

Для фитнес-инструкторов, быстро воспринимающих все новое, характерно стремление к творчеству, и их действия не замыкаются узкой программой. Они активно общаются с коллегами, в курсе всех событий, знают все в своей специализации.

Более того, успешно работающие фитнес-тренеры обладают определенными педагогическими качествами, так как существует прямая зависимость между способностями преподавателя и результатами у клиентов.

Профессионализм фитнес-тренера состоит в выявлении основных ошибок, препятствующих освоению упражнения и устранению причин, приводящих к совершению ошибок. Только после этого появляется возможность использовать правильные средства и методы для устранения ошибок. Сложность освоения физических упражнений и обеспечение технической подготовки клиента является трудной задачей для фитнес-тренеров. Освоение новых двигательных навыков сопровождается большим психическим напряжением. Чем сложнее структура упражнения и требования к двигательным способностям, точности движений, ритма и т. д., тем выше напряжение. Даже спортсмены высшей квалификации в сложнокоординационных видах спорта довольно редко отмечают полное удовлетворение от совершенного исполнения упражнений. Примерно каждое второе исполнение сложных упражнений содержит серьезные ошибки.

Закрепление первичных ошибок в технике становится в дальнейшем серьезным препятствием для достижения высоких спортивных результатов. Переучивание всегда проблематично. Несмотря на прилагаемые усилия, переучивание закрепленного двигательного стереотипа редко бывает успешным. В циклических упражнениях переучиванием в конце концов все же возможно достигнуть ломки установившегося стереотипа. По ходу освоения упражнения необходимо выстроить ряд ошибок в соответствии с их значимостью.

Основные — это ошибки, определяющие результат двигательного действия и создающие опасность получения травмы.

Типичные — чаще всего встречающиеся ошибки, возникающие при освоении упражнения.

Частичные — это второстепенные в отношении основных ошибок, мало влияющие на двигательную деятельность.

Причины ошибок при освоении двигательных задач могут быть:

— биомеханические (неправильная исходная позиция и т. д.);

— морфологические (особенности телосложения, кинестетическая чувствительность и т. д.);

— физиологические (низкий уровень физиологических функций);

— спортивно-педагогические (низкий уровень физических способностей, неверная методика обучения);

— спортивно-психологические (готовность, мотивация);

— условия окружающей среды (скользкая спортивная площадка, плохое скольжение и т. д.).

Анализ навыков и устранение ошибок фитнес-инструктором (учителем, наставником) — это способность анализировать исполнение упражнений и передача информации о результатах этого анализа клиенту (спортсмену). Каждый клиент исполняет двигательное упражнение в присущей ему индивидуальной манере. Даже в видах спорта с обязательной программой упражнений (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду) каждый спортсмен имеет свой индивидуальный стиль, что очень усложняет анализ исполнения упражнений. Фитнес-тренер должен быть способен, опираясь на принципиальные закономерности освоения навыков, несмотря на большую вариативность индивидуальных способностей клиентов, помочь им в совершенствовании техники исполнения упражнения.

Чрезмерное проявление эмоций, характеризующее отсутствие самоконтроля у фитнес-тренера, может быть нежелательным. При этом не только ухудшаются результаты его клиентов, снижается его собственная способность принимать правильные решения.

Роль фитнес-тренера

Ведущая роль тренера реализуется на всех уровнях обучения, а также при реализации дидактических принципов.

Поочередность практических действий фитнес-тренера в процессе обучения:

1) устанавливает цель обучения,

2) устанавливает задачи обучения,

3) устанавливает начальный уровень подготовки,

4) устанавливает этапы обучения — начальное, углубленное и т. д.,

5) устанавливает критерии оценки,

6) вырабатывает стратегию обучения — целостный метод и по частям; очередность освоения и т. д.,

7) создает необходимые условия обучения,

8) подготавливает инвентарь и учебные пособия,

9) оценивает уровень освоения в целом и по частям.

Основные черты, которыми должен обладать процветающий фитнес-тренер ХХI века

Далее приводятся основные черты, которые вы должны в себе развить, если хотите процветать и быть лучшим в своем деле в ХХI веке.

1. Образование, наличие сертификатов признанных учреждений. Это поможет вам добиться признания среди профессионалов и клиентов, чьи знания растут не по дням, а по часам.

2. Непрекращающийся процесс обучения. Читайте книги, участвуйте в образовательных конференциях. Это необходимо для обеспечения постоянного профессионального роста и возможности предоставлять клиентам свежую информацию — наука фитнеса постоянно развивается.

3. Глубина и разносторонность образования. Эта черта позволит вам расширить клиентуру, сделать программы эффективнее, сохранить интерес к своей работе.

4. Умение определять постоянно изменяющиеся запросы населения. Старайтесь всегда держаться на лезвии бритвы, учитесь удовлетворять постоянно изменяющиеся нужды и запросы клиента.

5. Освоение новых тенденций в фитнесе. Будьте пионером новых идей.

6. Умение работать на персональном уровне. Если программе не хватает индивидуальности, значит, вы плохой тренер: вы не можете воспользоваться преимуществом работы один на один.

7. Постоянный диалог с клиентом. Вы должны четко представлять себе цели ваших клиентов, умело удовлетворять их, предоставляя безупречные услуги.

Главное — уметь очаровывать, уговаривать, учить, заинтересовывать, при необходимости заставлять. Ваша задача — не только убедить клиента и помочь ему достичь поставленных целей, но и взлелеять в нем энтузиазм и интерес к здоровому образу жизни и регулярным упражнениям.

Самое главное умение, которое ценится гораздо выше профессиональных навыков, это умение обаять человека. Комбинация всех перечисленных качеств призвана обеспечить успех вам и вашему клиенту, заставив его возвращаться к вам снова и снова.

Как масштабировать фитнес-бизнес персонального тренера

Допустим, у вас уже есть свой персональный фитнес-бизнес, но вы понимаете, что на каком-то этапе возникают проблемы с его масштабированием, а именно банально не получается увеличить количество персональных тренировок. Чтобы помочь вам решить эту проблему, мы предлагаем список из девяти работающих советов, следуя которым можно масштабировать фитнес-бизнес персонального тренера в короткие сроки.

1. Знайте то, что знают ваши клиенты

Чтение профессиональных журналов и книг важно, но недостаточно. Обратите внимание на те источники, из которых ваши клиенты получают информацию на тему фитнеса. Ваши клиенты могут интересоваться новыми тенденциями в области фитнеса, упражнениями и рецептами питания. В этих вопросах вы все равно должны оставаться для них авторитетом. Когда ваши клиенты после прочтения новой информации подвергнут сомнению какие-то тренировочные приемы или методы, вы должны быть первым, кто подтвердит или опровергнет то, что они узнали.

2. Будьте гибкими

Сейчас речь идет не о физической гибкости — хотя, конечно, это тоже важно. Мы говорим о гибкости в плане того, как вы работаете и коммуницируете с вашими клиентами. Это личный бизнес, и вы имеете дело с людьми в формате «один на один». От того, как вы выстроите взаимоотношения с ними, будет зависеть средний жизненный цикл клиента в вашем фитнес-бизнесе. Учитывайте также, что все люди разные.

Например, если клиент отменяет занятие менее чем за 24 часа, потому что он болен, для прояснения ситуации скажите ему что-то вроде: «Николай, мы с вами говорили, что при отмене занятия менее чем за 24 часа оно должно быть оплачено. Хоть вас на нем и не будет, но технически вы должны заплатить за это занятие. Сейчас я понимаю, что вы больны, поэтому будем считать, что это занятие просто переносится. Но только на этот раз».

3. Задавайте домашнее задание

Увеличьте немного длительность тренировочных сессий, назначая своим клиентам упражнения, которые они должны выполнить дома самостоятельно. Это могут быть какие-либо дыхательные упражнения. Другой вариант — ведите с клиентом дневник питания и обсуждайте прогресс по нему после каждого занятия.

Это поможет увеличить вовлеченность и заинтересованность клиента в вашем фитнес-сервисе, ведь вы даете больше, чем обещаете (не один час, а больше), и реально заинтересованы в его фитнес-результатах.

4. Инвестируйте в собственное образование

Знания укрепляют доверие, поэтому вкладывайте средства в образование — даже после того, как вы получили сертификат, подтверждающий вашу квалификацию персонального тренера. Вам нужно много читать и изучать, чтобы оставаться в курсе всех тенденций и новостей в фитнес-индустрии. Изучайте современную литературу, посещайте занятия, фитнес-конвенции и конференции. Расценивайте это как инвестиции в ваш фитнес-бизнес, не расходы.

5. Будьте вашим клиентом

Очень малый процент ваших клиентов будет думать и действовать так, как это делаете вы. Не разрабатывайте программы упражнений, которые были бы эффективными для вас. Вместо этого разработайте программы, которые будут работать для ваших клиентов. Большинство персональных тренеров обучают своих клиентов тому, как тренируются они сами, и по факту не слушают клиента. Такие инструкторы не делают все от них зависящее, поэтому клиенты и уходят.

6. Ведите клиентскую базу

Одной из наиболее распространенных причин, почему фитнес-бизнес персонального тренера не может стать успешным, является неумение собрать и поддерживать устойчивую клиентскую базу. Высокая текучесть клиентов и низкий показатель удержания сильно осложняют ведение прибыльного фитнес-бизнеса. Какие еще могут быть причины, почему клиенты уходят от персонального тренера?

Отсутствие результатов. Когда клиенты не видят результатов, которые думали, что получат, они теряют интерес и выпадают из тренировочного процесса. Если это разовьется в систему, ваш бизнес не будет иметь той клиентуры, которая необходима для поддержания его рентабельности.

Неустановленные цели. Огромную ошибку может допустить персональный тренер, не выяснив, какие цели есть у клиента. Немаловажно также дать ответ, достижимы ли они в том промежутке времени и темпе тренинга, который выбирает клиент.

Отсутствие чувства ответственности. Клиент должен понять, что тренировки это важно. Так же важно, как встать с утра и почистить зубы. Если давать клиенту регулярно пропускать тренировки, от такого тренинга он не будет видеть результата и, как следствие, уйдет.

7. Не забывайте клиентов

Поддерживайте базу данных с контактной информацией о спящих и потенциальных клиентах, которые прошли через первичную консультацию, но не стали посещать тренировки. В будущем вы можете отправить им SMS, которым дадите знать о новых услугах или специальных пакетах персональных тренировок, которые вы предлагаете.

8. Решите, сколько вы готовы работать

Когда вы являетесь владельцем персонального фитнес-бизнеса, вы не можете считать, что каждый час — это персональная тренировка. Вам также придется тратить время на ведение минимальной документации, SMS, e-mail-рассылку клиентам, телефонные звонки и т. д.

Чтобы защититься от профессионального выгорания, заранее решите, сколько часов в неделю вы будете тратить на работу, а затем создайте график и придерживайтесь его. Конечно, вы можете работать по 12—14 часов в день плюс в выходные, но это морально и физически утомительно, так что не пытайтесь так работать длительный период времени.

9. Продвигайте себя

Рекламируйте себя в качестве личного тренера всякий раз, когда вы находитесь на конференциях, городских мероприятиях, саммитах. Носите одежду с вашим именем, логотипом вашего фитнес-бизнеса или каким-либо другим указанием того, что вы делаете и как можете помочь людям. Превращение себя в «ходячий рекламный щит» является простым и недорогим способом продвижения своего персонального фитнес-бизнеса.

Как привлечь клиентов фитнес-тренеру

Просматривая объявления и анкеты персональных тренеров, в 99% случаев можно найти следующее: «Услуги фитнес-тренера. Составление программы тренировок, составление плана питания». Это достаточно стандартный шаблон, который в принципе не работает, в котором нет никакого смысла и от которого необходимо избавляться как в презентациях, так и в своей работе.

Данная формулировка не несет в себе ценности для потенциального клиента, так как основная задача фитнес-тренера — это не план питания, а решение проблемы клиента. Питание и тренировки не цель, а способ.

Не все фитнес-тренеры помнят об этом, из-за чего в определенный момент времени возникают сложности с привлечением новых клиентов. Во избежание этого и с целью устранения слабых мест фитнес-бизнеса персонального тренера рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которых категорически нельзя допускать. Если следовать рекомендациям, то ваша реклама тренера по фитнесу сможет привлечь больше потенциальных клиентов.

Ошибка №1: фитнес-тренер остается просто тренером

Что отличает продвинутого фитнес-инструктора от просто тренера тренажерного зала? Любой тренер может сказать: «Занимайтесь фитнесом, чтобы похудеть / набрать вес», «Ешьте больше здоровой пищи», «Избавьтесь от вредных привычек». Это основная ошибка — фитнес-тренеры просто говорят, что нужно делать.

Чтобы понять, как стать успешным фитнес-тренером, необходимо обратить внимание на тех фитнес-тренеров, которые уже добились признания и уважения со стороны клиентов. Они никогда не начинают свою работу с клиентами с того, что расписывают программы тренировок и правильного питания. Их основная задача на первом этапе — получить как можно больше информации о клиенте, о его образе жизни. Чем больше данных они смогут собрать, тем более точно можно будет решать фитнес-задачи.

Еще одна распространенная тенденция — усложнять весь процесс: клиент получает более сложные программы, тогда как можно обойтись и совсем простыми вещами. Это происходит по нескольким причинам.

1. Иногда сами тренеры не до конца понимают значение тех или иных элементов в программах питания/тренировок.

2. «Сложнее значит лучше», но это не так.

Ошибка №2: стандартные программы тренировок и бесполезные планы питания

Многие фитнес-тренеры ошибочно полагают, что программы тренировок и планы питания это основополагающие составляющие в тренировочной практике. Основная загвоздка в том, что те же планы питания зачастую не работают и в них нет вообще никакого смысла. Почему?

План питания не дает права на ошибку. Как обычно выглядит программа питания для клиента: «1-й прием пищи, 2-й прием пищи… 7-й прием пищи». Как думаете, сколько клиентов будут следовать такому плану питания? Один, два, три из двадцати. А что же делать с остальными, у которых загруженный рабочий график или недостаточно внутренней мотивации, чтобы следовать тому плану?

Результатом такого «планирования» для клиента становится снижение уровня мотивации к занятиям, принятие за аксиому того, что без соблюдения именно этого плана невозможно добиться поставленных целей и т. д. Хотя это не так. План питания — краткосрочное решение проблемы. Часто так бывает, что клиенты следуют определенному плану и не понимают его значения для организма.

Именно поэтому, когда по определенным причинам следовать программе становится невозможным, клиент (не понимая, как можно поменять форму, не меняя механизм) начинает есть «как обычно» и весь прогресс откатывается обратно.

Планы питания и тренировок ничему не учат. Клиенты должны понимать, какой эффект для организма и тела имеет то или иное действие. Клиенты должны прежде всего научиться слышать свое тело. Задача фитнес-тренера — помочь им в этом.

Ошибка №3: фитнес остается набором упражнений для клиента, а не привычкой

Задача фитнес-тренера это не дать набор упражнений и перечень правильных продуктов, а «привить» клиенту фитнес. Подумайте сами. Любые программы тренировок и планы питания можно сейчас найти в Сети. Вопрос: зачем нам фитнес-тренер?

Если вы сможете сделать так, что клиент станет «зависимым» от фитнеса круглосуточно, то такие клиенты станут вашими на максимально продолжительное время. Для этого не нужно давать им стандартные схемы и планы питания. Просто начните давать то, что действительно полезно для частного случая — те рекомендации, которые невозможно (ну или по крайней мере проблематично) найти в Сети.

Ошибка №4: отсутствие качественной и успешной системы тренинга

Реальность такова, что многие фитнес-тренеры дают всем клиентам подряд одну и ту же схему тренировок/питания, которая помогла именно им (тренерам) достичь результатов в фитнесе. Второй вариант — предлагать все подряд, пока что-нибудь да не сработает.

Отсутствие отработанной и качественной системы в данном случае приводит к потерянному времени клиента. Пройдет 10—15 тренировок, и такой клиент уйдет, не получив желаемого результата.

Ошибка №5: больше сертификатов, меньше понимания

Конечно, 20 различных сертификатов в портфолио персонального тренера выглядят многообещающе, но действительно ли это дает хоть какой-то практический результат? В последнее время все больше мастер-классов строятся по принципу «рассказать то, что все и так знают», выдать «сертификат специалиста» и отпустить восвояси.

Обучаться необходимо, безусловно, но еще более важно применять на практике полученные знания. Квалифицированный специалист не тот, кто имеет больше регалий, а тот, кто может решить проблему максимально быстро и качественно. За всю мою деятельность у меня ни один клиент не спросил сертификат. Никогда нигде не выставлял их.

Что в итоге?

Итак, что же хотелось бы выделить по итогу.

В работе персональный тренер должен фокусироваться на целях клиента.

Способы достижения — вторичны.

Помнить, что фитнес — это не просто тренировки в зале, а образ жизни.

Прививать это понимание своим клиентам (= хорошая мотивация продолжать тренироваться).

Нужно давать только то, что действительно поможет решить проблему.

Искать оптимальные варианты решения для конкретного случая. Возможно, для клиента, который хочет немного похудеть, более полезной будет рекомендация убрать сахар из еды, чем план питания на семь приемов пищи, которому он попросту не будет следовать.

Проходить обучение с целью улучшить свой потенциал как персонального тренера, а не с целью получить очередной сертификат. Следование данным рекомендациям как минимум повысит авторитет персонального тренера среди постоянных клиентов, как максимум — увеличит клиентский поток в несколько раз. При этом всего лишь нужно посмотреть на вопрос ведения фитнес-бизнеса под другим углом. Не более.

Научитесь готовить чемпионов

Людей, которые хотят стать профессиональными спортсменами, становится больше с каждым годом. Цели клиентов меняются, а запросы расширяются. Что вы будете делать, если к вам пришел человек, который готовится к марафону или выступлению на международной арене? Люди начали приходить в фитнес-клуб не только за личным, но и профессиональным результатом, и вы как фитнес-тренер должны быть готовы к этому.

Подготовить девушку на европейский конкурс фитнес-бикини или отправить бывшего оператора кол-центра на марафон в Будапешт — вы как тренер справитесь с этой задачей? Потом вы сможете хвастаться в соцсетях или в стенах клуба всеми сертификатами, которые завоюют ваши подопечные. Даже если клиент не возьмет призовое место, подготовка участника — тоже большое и важное дело. И отличный пиар для вас!

Пять причин начать: почему уже сейчас нужно запускать онлайн-проект персонального тренера

С появлением интернета и социальных медиа персональные инструкторы получили в свое распоряжение огромное количество инструментов по продвижению собственного фитнес-бизнеса в Сети.

Тем не менее не все еще до конца понимают, как именно запуск полноценного онлайн-проекта поможет в развитии фитнес-бизнеса. Поэтому данный вопрос в 90% случаев уходит на второй план. Но существует ряд причин, почему это нужно начинать делать прямо сейчас. Вот почему.

1. Онлайн-проект — это новые клиенты

Каждый день персональный тренер проводит тренировки для своих клиентов. Иногда тренировать приходится в разных локациях и в разное время. В таких условиях возможное количество персональных тренировок в день может доходить максимум до десяти. Да и то десятичасовой рабочий день это уже предел, и не каждый сможет работать в таком режиме продолжительное время.

Напрашивается закономерный вопрос: «А как увеличить доход, не увеличивая время?» Онлайн-проект дает такую возможность. Тратя меньше времени, вы можете тренировать больше клиентов и получать, соответственно, более высокий доход.

Есть две основные модели маркетинговой коммуникации для онлайн-проекта персонального тренера. Это может быть привлечение клиентов через лид-магнит с последующей продажей фитнес-продуктов (проект BodyLab) и просто прямая продажа фитнес-продуктов (проект FitForYou). Обе модели могут работать эффективно, а внедрение той или иной зависит от направления фитнес-бизнеса.

2. Онлайн-проект — это мощный рекламный инструмент

Онлайн-проект дает возможность взаимодействовать с большой интернет-аудиторией. Если еще учесть, что около 70% всех интернет-пользователей совершают покупки прямо в интернете, персональному тренеру просто необходимо вводить мощный онлайн-продукт.

В данном случае простого присутствия в социальных медиа будет недостаточно. Нужно запускать различные проекты по фитнесу, видеокурсы, вовлекать людей в пользование услугой.

3. Онлайн-проект — это огромное комьюнити

Помимо того, что онлайн-проект — это возможность привлекать клиентов, это еще и хороший способ создать сообщество, в котором ваши клиенты смогут давать обратную связь, демонстрировать свои результаты (которые вы можете использовать в качестве успешных кейсов), задавать вопросы и т. д.

Чем больше людей будет в этом сообществе, тем лучше будет работать сарафанное радио и тем больше будет доверия к персональному тренеру и его фитнес-сервису.

Примером подобного комьюнити может быть онлайн-проект #Sekta. В данном сообществе обучается около 2500 учеников. В отличие от других проектов #Sekta предлагает клиентам тренироваться не самостоятельно, а через большое сообщество. Поэтому помимо дистанционного фитнес-обучения есть и дополнительные направления, такие как летние фитнес-лагеря для участников.

4. Онлайн-проект — это пассивный доход

Это, пожалуй, самая главная причина, по которой персональному тренеру необходимо запустить онлайн-проект. В случае персональных тренировок вживую клиент платит за одну тренировку или за блок тренировок. Для онлайн-проекта способы и возможности для оплаты намного шире. Клиенты могут платить за ежемесячный или годовой доступ к ресурсу, могут приобретать готовые видеопрограммы тренировок, мини-курсы по похудению, электронные книги и т. д. Возможностей действительно много. Также в случае уже имеющегося сообщества можно монетизировать видео, размещенные, например, на YouTube, и получать с этого определенный ежемесячный доход.

5. Онлайн-проект — это надежный и долгосрочный продукт

Онлайн-проект не обязывает персонального тренера постоянно находиться в фитнес-клубе для того, чтобы вести фитнес-бизнес. С таким проектом можно фактически забыть о понятиях «сезон» или «не сезон».

Также независимо от того, какой сейчас день недели, праздник или выходной, персональный тренер будет получать стабильный доход благодаря онлайн-проекту.

Вот пять самых основных причин, почему персональному тренеру необходимо запускать онлайн-проект. Если мы хотим вывести наш фитнес-бизнес на принципиально новый уровень, мы должны по максимуму использовать все инструменты продвижения, которые предлагает нам рынок сегодня. Главное, о чем нужно помнить: онлайн-проекты — это не только возможность заработать больше, но и сделать жизнь фитнес-предпринимателя и его клиентов проще.

В мире инновационных технологий практически все становится доступным в онлайн-режиме. Сидя за компьютером, можно осваивать новые профессии, изучать иностранные языки, получать консультации специалистов, в том числе медиков, совершать покупки и даже путешествовать по странам. А теперь и опыт ведущих фитнес-тренеров можно перенять через экран монитора!

Популярность онлайн-тренировок неуклонно растет. Они позволяют быть мобильным, доступны и удобны как для тренеров, так и для клиентов. Необязательно тратить время на дорогу и спешить в зал, программа составляется заранее с расписыванием занятий на целый курс. И самое главное — тренироваться онлайн можно где угодно. Но прежде чем решаться на «удаленный» фитнес, стоит подробнее рассмотреть этот современный подход.

Три главных преимущества онлайн-тренировок

Свобода. Занятие может проходить в любом месте: в зале, дома, на даче, на море, в командировках. Ни тренера, ни клиента не стесняют временные рамки, место жительства и прочие обстоятельства. Все, что нужно, — компьютер и интернет. Ну и, конечно, удобный уголок для тренировки.

Больше возможностей. Независимость от места открывает огромный выбор среди тренеров. Клиент может подобрать подходящего фитнес-инструктора из любого города, а то и из любой страны.

Цена. Как правило, онлайн-тренировки стоят дешевле персональных занятий в тренажерном зале (не нужно платить за аренду помещения, тренажеры и тому подобное).

Как это происходит

В плане построения онлайн-тренировка мало чем отличается от классического занятия в тренажерном зале. Все начинается с выбора уровня сложности в зависимости от пожеланий клиента: похудеть, набрать вес, держать тело в тонусе, укрепить конкретные мышцы и т. д. Также на характер программы влияют рост, вес, возраст клиента, состояние его здоровья, медицинские противопоказания, физическая подготовка, количество занятий в неделю.

Обычно программа составляется сразу на целый курс, вплоть до конечной цели. Но в процессе допустимо вносить небольшие корректировки. Тренер записывает упражнения, распределяя нагрузку на определенные группы мышц, устанавливает количество подходов и длительность занятий. Он показывает и объясняет, на что следует обратить внимание, как правильно выполнять ту или иную связку, какие при этом должны возникать ощущения, а чего следует избегать. Если что-то непонятно, всегда можно написать или позвонить своему инструктору и получить живую консультацию.

Как правило, фитнес-клубы создают отдельные группы для тех, кто тренируется онлайн. Участники обмениваются впечатлениями, рассказывают о достижениях и спортивных успехах. Тренеры делятся опытом, полезной информацией, пишут рекомендации и советы по улучшению тренировок. Кстати, вместе с составлением персональной программы корректируется питание.

Подводные камни

Нужно понимать, что в занятиях онлайн львиная доля успеха зависит не только от стараний занимающегося, но и от четкого выполнения всех рекомендаций. Тренер не наблюдает за выполнением упражнений и физически не в состоянии поправить положение тела, рук, ног и т. д. В зале он смог бы проследить за процессом, попросить повторить подход или заменить упражнение более эффективным. Дома такого не будет. Девиз занятий — самодисциплина и самоконтроль. И конечно, важно выбрать настоящего профессионала, который ответственно отнесется к онлайн-тренировкам и будет охотно консультировать даже на расстоянии.

Онлайн-фитнес лишен живого общения, и это тоже следует учитывать. Многие посещают тренажерные залы не только ради укрепления тела, но и для разговоров с другими спортсменами, тренерами. Часто этот фактор служит дополнительной мотивацией и побуждает регулярно заниматься. Поэтому тренировки в режиме онлайн требуют больших усилий и железной силы воли. Они созданы для тех, кто точно знает, чего хочет, и действительно настроен на успех.

Как выбрать метод тренировки

Когда у клиента улучшается состояние кардиореспираторной системы, его целевая направленность занятий изменяется. Чтобы удовлетворить его растущие запросы, можете выбрать любые упражнения на большие группы мышц. Первое, на что вы должны обратить внимание при разработке программы: необходимо проанализировать упражнения с точки зрения работы энергетических систем организма. Признаком эффективной работы энергетической системы является хорошая техника выполнения упражнения и прекрасная физическая форма. Чтобы улучшить работу кардиореспираторной системы, необходимо выполнять как аэробные, так и анаэробные упражнения. Интервальный метод позволяет отодвинуть анаэробную границу.

Адаптация к интервальным нагрузкам, превышающим границу состояния равномерного потребления кислорода, повышает способность человека работать с большой интенсивностью анаэробно, а также при высоком уровне молочной кислоты в крови.

В деле выбора упражнений следует в основном ориентироваться на интересы клиента, при этом, конечно, необходимо задавать такие нагрузки, которые позволяли бы эффективно тренировать кардиореспираторную систему. Может возникнуть вопрос, как правильно выбрать нагрузки. Прежде всего ориентируйтесь на физическое состояние человека и его цели. Не забудьте спросить своего клиента, зачем он пришел к вам: улучшить технику выполнения упражнений, свою физическую форму, похудеть, поправить здоровье.

Помимо упражнений для улучшения работы кардиореспираторной системы рекомендуется заниматься ходьбой, аквааэробикой, плаванием, бегом, горным велосипедом, степ-аэробикой, сайклом и др.

Объективно оценивайте временные и физиологические возможности своего клиента. Оставляйте только такие упражнения, которые человеку нравятся; старайтесь найти индивидуальный подход к каждому клиенту.

Кардиореспираторная программа не должна быть скучной: не надо много раз повторять одни и те же упражнения. Чтобы правильно задавать уровень интенсивности, вы должны хорошо знать, как взаимодействуют все энергетические системы организма.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Преврати свою страсть в профессию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я