Профессиональный стандарт «Педагог». Вызовы времени и ключевые компетенции

И. Ф. Слепцова, 2018

В пособии раскрываются основные положения инновационного документа профессиональный стандарт «Педагог» и особенности его применения в дошкольной образовательной организации (ДОО). Оно призвано помочь педагогическим работникам и руководителям ДОО в осмыслении новых требований к квалификации работников, в изучении структуры и содержания профессионального стандарта. Материалы пособия могут быть использованы при разработке плана действий по организации применения профессионального стандарта «Педагог» в ДОО, формировании педагогического коллектива, а также при осуществлении рефлексии педагогами своей деятельности с целью профессионального роста, совершенствования профессионального мастерства. Пособие адресовано педагогическим работникам и руководителям ДОО. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Управление детским садом (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Профессиональный стандарт «Педагог». Вызовы времени и ключевые компетенции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Профессионализм и компетентность педагогических кадров

Сравнительная характеристика содержания дошкольного и школьного образования показывает, что неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам освоения программы дошкольного образования к ребенку, который выпустился из детского сада и поступает в школу

Если задать требования к результатам освоения программы (п. 3) в ДОО, то при государственной аккредитации их нужно будет проводить экспертизу как содержания программ, так и качества подготовки выпускников детского сада. В итоге следует понимать, что такая контрольно-экспертная деятельность может «лишить детей детства», поскольку существует серьезная опасность: воспитательно-образовательный процесс в ДОО будет сориентирован в основном не на всестороннее развитие дошкольников, а на их подготовку к школе.

Во ФГОС ДО даны векторы развития ребенка, определены ценностно-целевые ориентиры, которым должно соответствовать дошкольное образование. На первый план выступают психолого-педагогическая подготовка педагога и уровень его квалификации, совокупность компетенций, позволяющих вырабатывать целесообразные модели поведения в ситуациях неопределенности, которые обусловливают модель детского сада сегодня.

Педагог — главный ресурс достижения качества образования, поэтому необходим рост профессионального мастерства. Существующие квалификационные характеристики и должностные инструкции перестали отвечать новым требованиям. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, способствует повышению квалификации педагогов. Это инновационный документ, который:

— должен повлиять на развитие педагога и системы образования в целом;

— призван повысить мотивацию педагогов;

— предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству, оценки уровня квалификации педагогов, формирования должностных инструкций.

Стратегия дошкольного образования сегодня — это детство ради детства (А.Г. Асмолов), предусматривающая смену ценностных ориентиров. Детский сад выступает как институт социализации личности: не ребенок готовится к школе, а школа, учитель готовятся и адаптируются к ребенку; не подготовка к школе, а позитивная социализация, индивидуализация развития и поддержка детской инициативы; не готовность к обучению, а готовность к развитию и др.

Можно констатировать, что появление Профессионального стандарта «Педагог» — это ответ на ключевые вызовы времени, современной социокультурной ситуации развития ребенка.

Анализ ситуации показывает, что реализация ФГОС ДО в современных условиях сопряжена с рядом социально-психологических рисков, среди которых:

— отсутствие в истории российского дошкольного образования опыта введения и реализации образовательных стандартов, а также возможности его заимствования из каких-либо источников;

— консерватизм системы профессионального образования, которая не успевает перестраиваться, чтобы подготовить специалистов в рамках профессионального Стандарта педагога, отвечающего современным требованиям педагогической науки и практики;

— целевые ориентиры как возможные достижения ребенка дошкольного возраста очень специфичны. Выстраивание педагогической работы в этом направлении в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) требует со стороны педагога высокого уровня профессионализма, набора профессиональных «универсальных» компетенций, позволяющих целесообразно действовать не только в заданных условиях, но и в ситуациях неопределенности;

— основной заказ общества и государства сформулирован в виде программных целей и задач и направлен на достижение целевых ориентиров дошкольного образования.

Поэтому деятельность педагогов в условиях рисков современной социокультурной ситуации должна строиться в направлении системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки с целью совершенствования профессиональных компетенций.

Предлагаемое пособие нацелено на формирование у педагогов ДОО целостного видения и представления о новых требованиях к квалификации с учетом концептуальных положений ФГОС ДО.

Материалы, вошедшие в книгу, представляют собой разъяснения основных положений профессионального стандарта и включают Практические рекомендации по их реализации в деятельности ДОО. В частности, в предлагаемом пособии в контексте новых требований:

— раскрываются особенности переходного периода и вступление в силу профессионального стандарта; рассматривается нормативно-правовая база его принятия и утверждения;

— даются характеристика профессионального стандарта «Педагог», сравнительный анализ этого документа и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС);

— излагается история разработки профессионального стандарта;

— анализируются требования к аттестации педагогических работников;

— показана структура профессионального стандарта «Педагог»;

— представлены «Модель национальной системы учительского роста», план действий по организации применения профессионального стандарта «Педагог» в ДОО;

— анализируются риски применения профессионального стандарта «Педагог»;

— рассмотрены особенности формирования педагогического коллектива.

Все вышесказанное обусловливает актуальность предлагаемого пособия, которое:

— систематизирует весь материал по введению и применению профессионального стандарта «Педагог» в ДОО;

— ориентирует педагогов в новых квалификационных требованиях;

— описывает условия повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

— формирует у педагогов ясный уровень понимания происходящих изменений в системе профессионального дошкольного образования;

— повышает уровень профессионального самосознания педагогических кадров.

Четкая логика изложения материала, основанная на анализе концептуальных положений профессионального стандарта «Педагог» и особенностей их реализации с учетом вызовов современной социокультурной ситуации, позволит каждому педагогу ДОО сформировать новый уровень понимания и мотивации, позитивное и критическое оценочное отношение к профессиональной деятельности, а также выработать новые модели поведения во взаимодействии с дошкольниками.

Оглавление

Из серии: Управление детским садом (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Профессиональный стандарт «Педагог». Вызовы времени и ключевые компетенции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я