Профессиональный стандарт «Педагог». Вызовы времени и ключевые компетенции

И. Ф. Слепцова, 2018

В пособии раскрываются основные положения инновационного документа профессиональный стандарт «Педагог» и особенности его применения в дошкольной образовательной организации (ДОО). Оно призвано помочь педагогическим работникам и руководителям ДОО в осмыслении новых требований к квалификации работников, в изучении структуры и содержания профессионального стандарта. Материалы пособия могут быть использованы при разработке плана действий по организации применения профессионального стандарта «Педагог» в ДОО, формировании педагогического коллектива, а также при осуществлении рефлексии педагогами своей деятельности с целью профессионального роста, совершенствования профессионального мастерства. Пособие адресовано педагогическим работникам и руководителям ДОО. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Управление детским садом (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Профессиональный стандарт «Педагог». Вызовы времени и ключевые компетенции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Особенности периода перехода на профессиональный стандарт «Педагог»

Принятие и утверждение профессионального стандарта «Педагог»

Профессиональный стандарт «Педагог» в нормативно-правовом поле закреплен Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Профессиональный стандарт “Педагог” (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» (приложение 1). Важно отметить, что в настоящий момент разработан Проект профессионального стандарта для руководителя ДОО, который находится в открытом доступе на сайте ФГАУ ФИРО (Проект приказа Минруда России «Об утверждении проекта профессионального стандарта “Руководитель образовательной организации”» — подготовлен 23.06.2016).

Рассмотрим особенности периода перехода на профессиональный стандарт «Педагог» и этап вступления его в силу. Изначально планировалось его введение с 1 января 2015 г. Затем последовал Приказ Минтруда России от 25.12.2014 № 1115н «О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 № 544н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» (приложение 2) и период введения был отложен до 1 января 2017 г.

Далее в открытых источниках появилась информация о последующих изменениях в нормативно-правовой базе функционирования двух профессиональных стандартов. Согласно Приказу Минтруда от 15.12.2016 № 745 «О внесении изменения в профстандарт “Педагог”», дата вступления в силу профессионального стандарта переносится на 1 сентября 2019 г. В то же время Приказ Минтруда от 26.12.2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”» устанавливал дату его вступления в силу с 1 января 2018 г.

Таким образом, изменения в законодательной сфере привели к тому, что правоприменение профессиональных стандартов «Педагог» и «Педагог дополнительного образования» было отложено, чему во многом способствовала роль профсоюзных организаций, призванных отстаивать интересы педагогических работников. В конечном счете, был установлен период перехода образовательных организаций на профессиональный стандарт «Педагог» до 1 января 2020 г.

В связи с этим важно указать на вышедшее Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов», согласно которому до 1 января 2020 г. устанавливается переходный период для всех профессиональных стандартов (приложение 3).

Итак, в настоящий момент каждая ДОО находится на стадии поэтапного внедрения профессионального стандарта «Педагог». Выделяют следующие периоды его введения:

— 2017–2019 гг. — переходный период;

— 2020 г. — полный переход на профессиональный стандарт, вступление его в силу и правоприменение в образовательном пространстве РФ.

Все образовательные организации должны перейти на профессиональный стандарт «Педагог». В настоящий момент государственные и муниципальные учреждения отрабатывают данный механизм. Затем он будет внедряться в частные детские сады, которые тоже должны соответствовать новым требованиям.

Чем характеризуется период апробации профессионального стандарта «Педагог»? В настоящий момент должна быть создана система его поэтапного внедрения в практику работы ДОО. Для этого необходимо разработать план перехода, или дорожную карту, согласно которой все педагогические работники ДОО к концу 2019 г. должны соответствовать требованиям профессионального стандарта.

Как отмечалось выше, Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов» устанавливает для введения профессиональных стандартов переходный период до 1 января 2020 г. Это означает, что несмотря на вступление в силу ряда профессиональных стандартов, образовательное учреждение может не применять их в отношении уже работающих в нем сотрудников. Таким образом, действие профессионального стандарта «Педагог» будет распространяться только при приеме новых сотрудников, а работающие смогут за это время пройти соответствующую переподготовку (по необходимости). И только в 2020 г. будет введена аттестация работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов.

В переходный период внедрения профессионального стандарта «Педагог» важна роль управленческой поддержки педагогических кадров и всех сотрудников ДОО. Управленцы разного уровня должны понимать происходящие события в контексте модернизации российского образования. Деятельность административно-управленческого персонала, в первую очередь, связана с созданием условий для освоения содержания и внедрения в практику работы профессионального стандарта «Педагог». Вопросы, стоящие перед руководителями ДОО, служат задачами переходного периода, среди которых:

— система повышения квалификации и профессиональной компетентности воспитателей;

— обновление системы научно-методической работы в ДОО;

— организация мониторинга соответствия уровня профессиональной компетентности воспитателей ДОО требованиям профессионального стандарта «Педагог»;

— готовность педагогов и руководителей к использованию современных образовательных технологий, к сетевому взаимодействию с профессиональными объединениями.

Одним из достоверных источников, предоставляющих информацию по данному вопросу и выполняющих функцию сопровождения деятельности руководителя и педагогов, служит сайт «Учитель. Межрегиональный профсоюз работников образования» (http://pedagog-prof.org). На нем можно найти сведения о введении профессиональных стандартов, ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы.

Характеристика профессионального стандарта «Педагог»

Чем вызвана необходимость разработки профессионального стандарта «Педагог»?

Во-первых, модернизация системы российского образования связана с вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому дошкольное образование является первым уровнем общего образования (приложение 4). Это, в свою очередь, потребовало разработки ФГОС ДО как документа государственных гарантий, общественного договора с родителями воспитанников. Теперь образовательная деятельность выступает отдельной услугой, одной из функций дошкольного образования, которую финансирует государство и за которую несет ответственность. Основная образовательная программа в детском саду относится к общеобразовательным программам, поэтому школа вправе реализовывать программы дошкольного образования (приложение 5).

Во-вторых, новым требованиям перестали отвечать существующие квалификационные характеристики и должностные инструкции.

В-третьих, меняется современная социокультурная ситуация, характеризующаяся рядом вызовов, на которые должны реагировать система образования и государство. Результаты социологических исследований указывают на ценностно-нормативную неопределенность взрослого мира; резкий эмоциональный фон, определяющий становление ребенка; резкую вестернизацию детской субкультуры; социальную дифференциацию; влияние техноэволюционных процессов; деформацию традиционного уклада семьи; разрушение культуры детской жизни; гендерное неравенство; завышенные школьные требования; изменение национально-демографического компонента и пр.

Среди особенностей социальной ситуации развития (рисков современного детства):

• поляризация детского развития. Есть дети с ОВЗ и одаренные; для них должны быть созданы особые условия с целью удовлетворения особых образовательных потребностей;

• снижение уровня соматического здоровья ребенка (45–48 %) (В.И. Лубовский). Многие дети после рождения страдают дефицитарностью («уязвимые дети»), поэтому перед педагогами стоит задача создания для них образовательных и социализирующих программ;

• уменьшение числа благополучных детей. Нормальная кривая развития выглядит так: «продвинутые дети — благополучные — с особыми нуждами». У благополучных дошкольников все чаще фиксируются трудности в развитии (неуверенные, застенчивые, необщительные и пр.);

• трудности института семьи:

— сокращение содержательного общения детей и взрослых, что приводит к эмоциональному обеднению;

— дефицитарная витальность и как следствие — уход в виртуальное пространство, снижение мотивации, нежелание детей взрослеть;

— избыточный уровень комфорта (в больших городах), ведущий к дефициту переживаний (дети перестают испытывать чувство удовольствия от простых вещей, что влияет на формирование ценностей жизни);

— хаос ценностных ориентаций. Если в семье наличествует хаос ценностей, отсутствует четкость в понятиях «хорошо — плохо», у детей формируется высокая планка гибкости: манипулировать, обманывать и пр.;

— проблемы детско-родительских отношений: неполная семья (30 % детей) представляет собой группу риска за счет ролевой перегрузки, чрезмерной напряженности матери; искажение отношений, меньше эмоционально насыщенного общения; больше требований, замечаний, наказаний, одергивания; проблемы быта. Это не способствует формированию у ребенка таких личностных новообразований, как: гордость за собственные достижения, самоуважение, чувство собственного достоинства и др.;

— спутанность ролей в семье, что приводит к отсутствию вертикальной структуры (старшие учат младших, авторитет старших) и соподчинению ролей в семье;

• сокращение детских вопросов. Современные дети перестали задавать вопросы родителям, поскольку получают готовые ответы. Это служит следствием урочных форм, преобладания технологии обучения, при которой знаниевая парадигма доминирует над детской инициативой;

• снижение уровня детской любознательности. Родители не стремятся отвечать на вопросы детей. В условиях информационной социализации переизбыток информации ведет к торможению и, как следствие, нежеланию познавать, исследовать, уход в себя, пассивность;

• сокращение типично детских видов деятельности (игра, рисование, конструирование, восприятие драматических произведений и пр.) приводит к появлению признаков акселерации развития и «школяризации» детского развития, когда на дошкольное образование переносятся школьные виды деятельности. Одно из главных прав ребенка — право на игру, закрепленное законодательно в Конвенции о правах ребенка, в Международной ассоциации по защите игры (IPA — International Play Assotiation).

Ассоциация ставит своей задачей консолидировать усилия специалистов разных стран для исследования состояния игры в разных странах, для поддержания ценности детской игры и создания благоприятных условий, обеспечивающих право ребенка на игру. Это право зафиксировано в Конвенции о правах ребенка среди других жизненно важных прав. Статья 31 данной Конвенции гласит: «Каждый ребенок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни. Взрослые, в том числе государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают»;

• влияние современных ИКТ представляет собой новый вид реальности, в которой появились определения современных детей: рожденные цифровыми; дети информационной социализации; информационные акселераты; информационные вундеркинды; дети сетевого столетия. Ключевая линия социализации ребенка сегодня — информационная социализация;

• исчезновение детской субкультуры. Детей следует учить общаться и играть друг с другом. Ведущая роль в этом принадлежит взрослому, который организует детские виды деятельности. Среди основных компетенций педагога: уметь играть с воспитанниками, сотрудничать с ними, получать общий результат и др.

Таким образом, особенности социокультурной ситуации развития влияют на возникновение новых феноменов современного детства. В постоянно изменяющихся условиях появляются разные категории детей, трансформируются модели взаимоотношений детей и взрослых и пр.

В этой ситуации ФГОС ДО призван преодолеть риски социальной ситуации развития ребенка, гарантируя доступность и качественность системы дошкольного образования. Стандарт включает новые принципы воспитания и финансово-экономические условия. Один из основных принципов гласит: не надо ребенка воспитывать, с ним надо просто жить, уважать его личность, прислушиваться к его мнению, давать возможность общаться, принимать решения (Т.В. Волосовец, О.А. Карабанова и др.).

Воспитательно-образовательный процесс требует организации социального партнерства с родителями, использования вариативных форм работы с детьми, решения проблемы преемственности и др. при ведущей роли компетентного педагога.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Управление детским садом (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Профессиональный стандарт «Педагог». Вызовы времени и ключевые компетенции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я