1. книги
  2. Изобразительное искусство
  3. И. Б. Даченков

Ключ и замок в истории изобразительного искусства

И. Б. Даченков (2024)
Обложка книги

Вы держите в руках необычное издание. В определенном смысле даже уникальное. Монографий, посвященных изображению ключа и замка, а также трактовке и оценке их символического значения в истории изобразительного искусства, практически не существовало до настоящего времени. Работа историка, краеведа, визионера и коллекционера старины Игоря Даченкова — это, пожалуй, первая системная и кропотливая попытка представить на суд читательской аудитории обзор данной темы через научно-популярную призму. Автор попытался обобщить и проанализировать зарубежный и отечественный опыт изобразительного искусства, вычленив тематические работы известных мастеров, которые использовали ключ и замок в своих произведениях. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ключ и замок в истории изобразительного искусства» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Ключ главнее замка

Изображение различных бытовых предметов (артефактов) в картинах мастеров мировой живописи было распространенным явлением. Безусловно, авторы живописных полотен прошлого стремились использовать некоторые из этих предметов не столько в их утилитарном значении, сколько в символическом смысле.

В этом контексте предметы бытовой повседневности, окружающие человека, становились определенными знаками, символами и несли от имени художника определенный месседж, адресованный зрителю творческого произведения.

Эта закономерность относится к использованию изображения ключа в истории мирового изобразительного искусства (живопись, скульптура и др.).

Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве все известные художники прошлого, начиная с эпохи Ренессанса, в диаде «замок-ключ» как предметном комплексе использовали изображение именно ключа.

Изображение замка как непосредственного механизма для запирания дверей, сундуков, ларцов и др. в европейской или отечественной истории изобразительного искусства до новейшего периода практически не известно. Разумеется, прежде всего, речь идет о тех картинах мастеров кисти, как зарубежных, так и российских, которые вошли в мировую сокровищницу живописи.

При этом следует подчеркнуть, что в современном изобразительном искусстве, в том числе в живописи, изображение замка как механизма или запорного устройства в определенном символическом значении встречается у многих авторов. Достаточно просто «погуглить» на эту тему Всемирную паутину.

В чем заключались причины данного явления?

Во-первых, символика ключа со времен раннего средневековья была известна за счет христианских, библейских сюжетов и Святой престол активно способствовал их дальнейшей популяризации.

По мнению многих исследователей, ключ в христианстве — очень распространенный символ. Например, ключ является методом расшифровки тайнописи или толкования символов, в духе Евангелия от Луки (11, 52): «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения», т.е. в результате неверного толкования Библии сделали невозможным путь к познанию Бога.

Или: «И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах…» (Мф. 16:19), т.е. Христос передает ключи, олицетворяющие собой «разрешающую и связывающую силу», апостолу Петру, которого поэтому считают охранителем, стражем Небесных врат.

Пара ключей (золотой и серебряный или железный) — папский атрибут. Серебряный и золотой ключи олицетворяют, соответственно, светскую и духовную власть, меньшую и большую тайну, земной и небесный рай.

Герб Ватикана, утвержден в 1929 году

А вот цитата из Апокалипсиса: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Откр. 20:1-2).

Во-вторых, ключ, в отличие от замка, приобрел в европейском сознании, в культуре европейской ойкумены более знаковый, сакральный смысл за счет восточного и античного наследия (египетский Анк, фригийская Кибела, римский Янус, митраизм в римской армии и бог ключа Айон). Эта мощная, разноплановая этнически и конфессионально традиция напитала ментальное и знаковое пространство средневековой культуры.

В-третьих, в античную эпоху ключи и замки были широко распространены в быту, в повседневном хозяйственном обиходе. Достаточно вспомнить ключи от личных шкатулок римских легионеров, которые носились ими как перстни на пальцах. Ключ был более практичным предметом: его в отличие от замка носили с собой. Замок как более громоздкий предмет всегда статичен. Он находится на месте. Зрительный контакт всегда сопряжен с ключом. Как тут не вспомнить сентенцию: «Ключ главнее замка». Вполне вероятно, что бытовое, практическое, утилитарное использование ключа трансформировалось в его сакральное, мистическое и символическое восприятие как уникального знака, что послужило предпосылкой для его дальнейшего культивирования в духовной и материальной культуре средневековья.

Миниатюра из книги «Апокалипсис трехтолковый». Московская старообрядческая книгопечатня 1909 г., с древлеписьменной рукописи первой половины XVII века

Таким образом, ключ как символ стал более распространенным в паре «ключ — замок». Ключ в этой паре стал главным элементом и поэтому из категории бытовых предметов перешел в символическую. Замок же не прошел стадию «символизации» (гипотетически это случилось в гораздо более поздний период истории, фактически в ХХ столетии), поэтому во многом так и воспринимает через призму своей утилитарной бытовой природы.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ключ и замок в истории изобразительного искусства» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я