Вы держите в руках необычное издание. В определенном смысле даже уникальное. Монографий, посвященных изображению ключа и замка, а также трактовке и оценке их символического значения в истории изобразительного искусства, практически не существовало до настоящего времени. Работа историка, краеведа, визионера и коллекционера старины Игоря Даченкова — это, пожалуй, первая системная и кропотливая попытка представить на суд читательской аудитории обзор данной темы через научно-популярную призму. Автор попытался обобщить и проанализировать зарубежный и отечественный опыт изобразительного искусства, вычленив тематические работы известных мастеров, которые использовали ключ и замок в своих произведениях. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ключ и замок в истории изобразительного искусства» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Символический комплекс
На текущий момент ретроспективный анализ произведений живописи, начиная с эпохи Возрождения и заканчивая ХХ столетием, в рамках европейской истории изобразительного искусства, позволяет говорить примерно о двух-трех десятках картин всемирно известных художников, которые запечатлели на своих полотнах изображение такого артефакта как ключ (ключи).
Каждое из этих произведений имеет свою концепцию, сюжетную линию, обладает авторской манерой и техникой исполнения. Но все указанные картины объединяет композиционно изображение одного артефакта — ключа.
Безусловно, за его использованием в той или иной картине стоит определенный смысл или значение, бенефициаром которых является сам художник, точнее — его сознание. Очевидно, что автор пытался вложить в этот символ определенный месседж (сообщение), адресованный зрителю — ценителю произведения в контексте конкретной исторической эпохи и, соответственно, присущими ей как изобразительной традиции, так и ментальной картины мира.
Безусловно, «ключ — замок», рассматриваемые в паре или по отдельности, символы чрезвычайно многозначные. Ключ составляет единый символический комплекс с дверным замком. Способность отпирать или запирать делает ключ символическим предметом, олицетворяющим «разрешающую и связывающую» силу его владельца. В истории изобразительного искусства, во многом — живописи, авторы произведений прибегали к изображению, прежде всего, ключа, в разных символических значениях (аспектах).