1. книги
  2. Изобразительное искусство
  3. И. Б. Даченков

Ключ и замок в истории изобразительного искусства

И. Б. Даченков (2024)
Обложка книги

Вы держите в руках необычное издание. В определенном смысле даже уникальное. Монографий, посвященных изображению ключа и замка, а также трактовке и оценке их символического значения в истории изобразительного искусства, практически не существовало до настоящего времени. Работа историка, краеведа, визионера и коллекционера старины Игоря Даченкова — это, пожалуй, первая системная и кропотливая попытка представить на суд читательской аудитории обзор данной темы через научно-популярную призму. Автор попытался обобщить и проанализировать зарубежный и отечественный опыт изобразительного искусства, вычленив тематические работы известных мастеров, которые использовали ключ и замок в своих произведениях. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ключ и замок в истории изобразительного искусства» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Ключи апостола Петра

Один из наиболее распространенных сюжетов в истории изобразительного искусства средневековой Европы, а также в период Ренессанса и Нового времени. Более того, в числе картин с использованием изображения ключа (ключей) этот сюжет в европейской истории изобразительного искусства занимает, пожалуй, самое заметное место. В чем заключаются мистический смысл и символическое значение этого сакрального акта, когда Учитель-Христос или Иисус Христос вместе с Богоматерью передает ключи своему ученику-апостолу?

Как пишет специалист по истории искусства Зара Малаян, пространство за запертыми воротами — желанная цель, к которой стремятся все или многие, в ином случае не было бы самой необходимости его запирать.

В христианстве (как и в исламе, иудаизме и некоторых других религиях) такой целью является рай («парадиз» — в греческом варианте, «сад, парк» — от древнеиранского «отовсюду отгороженное место»; из греч. — лат. Paradisus и обозначения рая во всех западноевропейских языках), место, из которого в начале творения были изгнаны первые люди и куда, по идее, они стремятся вернуться. Надо сказать, что на момент изгнания Адама и Евы пространство рая никакими дверьми не ограничивалось, а значит, замками и ключами не запиралось.

Статуя апостола Петра перед фасадом базилики Святого Петра, Ватикан, Рим, Италия

«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни» (Бытие. 3: 24).

Если следовать простой логике, отсутствие двери и замка-ключа означает, что никакого возвращения в рай для человека изначально предусмотрено не было, херувим с пламенным мечом — не привратник, а охранник. Однако, согласно новозаветному тексту, Иисус вручает Петру ключи от Царства небесного: «Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:17-19).

Иными словами, запрет на проникновение в рай уже не абсолютный, а лишь частичный, право на доступ зависит от обладающего ключами Петра, который заменил охранника-херувима. С другой стороны, замена фигуры охранника на привратника связана с изменением самого представления о рае: если ветхозаветный Эдем представлялся как сад (Быт. 2: 8-3, 24), то новозаветный Небесный Иерусалим (Апок. 21, 2-22, 5) — это уже город, творение урбанизирующего сознания. Город, согласно канонам древнего градостроительства, обычно имел запирающиеся врата, а значит, и привратника, который мог их отпирать.

В тексте Писания ключи упоминаются несколько раз, в частности, в Откровении Иоанна Богослова Иисус говорит Иоанну: «И имею ключи от ада и смерти» (1:18). Отметим, что речь идет уже о другом, втором ключе, на этот раз от ада, который, очевидно, мыслится как зеркальный рай, соответственно — тоже в урбанизированном виде.

Немного ниже упоминается «Ключ Давидов, Который отворяет и никто не затворит, затворяет и никто не отворит» (Откровение. 3:7).

Основываясь на этих высказываниях, в иконографии европейского средневековья закрепляется изображение апостола Петра с двумя ключами в связке.

Питер Пауль Рубенс «Иисус передает ключи от рая апостолу Петру»

Скрещенные ключи в живописи, иконописи, скульптуре, геральдике аллегорически олицетворяют апостола Петра, его власть (или власть права). Присутствуют на гербах римских пап, Святого Престола, в дальнейшем — и мини-государства Ватикан. Другие названия: «ключи святого Петра», «небесные ключи», «ключи власти» и тому подобное.

Жан Огюст Доминик Энгр

«Христос, передающий св. Петру ключи от рая»

Фигура Петра-привратника (в настоящем исследовании не рассматриваются другие функции этого святого) находит выражение в устойчивом атрибуте — паре ключей, которые к романскому периоду (XIX-XII вв.) в европейском искусстве сами приобретают характерный тип изображения. Так, в самой большой коллекции романской живописи Испании — в Музее Национального искусства Каталонии в Барселоне, где собраны сохранившиеся фрагменты фресок нескольких церквей, изображения св. Петра с ключами встречается неоднократно: это роспись из церквей Эль Бургаль, св. Эулалии в Эстацион, Санта Мария в Анью.

Роспись из церкви Эль Бургаль

Роспись из церкви св. Эулалии в Эстацион

Роспись из церкви Санта Мария в Анью

Все росписи, украшавшие некогда небольшие сельские церкви испанской провинции Каталонии, отличаются определенным стилевым сходством, но чувствуется и своеобразие художников, очевидно, их писала «разная рука». Можно предположить, что живописцы так или иначе соприкасались и перенимали манеру и иконографию друг у друга. Возможно, этим объясняется, что, хотя персонажи в росписях этих церквей отличаются и обладают специфическим обликом (лица, фигуры, конечности, одежда, постановка фигуры св. Петра и других персонажей в каждой церкви написаны в своеобразной манере), однако ключи весьма схожи. Они очень большие — рука Петра держит их за середину оси, ключи скорее походят на небольшую булаву или короткий посох.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ключ и замок в истории изобразительного искусства» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я