Всемирные Корифеи. Том 4

Елена Склярова, 2022

Вдумайся, сколько трудов вложил автор в книгу «Всемирные корифеи»? За филигранными строками прячется поток её мыслей, чувств, знаний и умений, которые она облекла в форму текста, чтобы приобщить тебя к ним. В её педагогической поэзии ты сможешь найти смысл, который так долго искал, почерпнуть знания и просто насладиться её мелодичным текстом. Интригует именно та нить сюжета, которую хочется распутать, и именно она в конце становится действительностью с неожиданным поворотом событий. Если сказки Пушкина предназначались для взрослых, а они, в свою очередь, читали их детям, то современная поэтесса Елена Склярова адресовала свой новый национальный проект «Колыбель поэзии», охвативший эпохи Возрождения, Просвещения, Золотой век, Серебряный век, непосредственно нынешнему поколению. В каждом из своих стихотворений, включённых в сборники, она излагает биографию и творческий путь классиков не только русской литературы: Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, но и зарубежных: Лопе де Вега, Байрона, Шекспира, Гёте. Сборник предназначен для широкого круга читателей, интересующихся литературой. Отзывы взяты из интернета и откорректированы Л. Доброхотовой.

Оглавление

Гений эпохи Возрождения

(Посвящается Данте Алигьери)

«О благородный разум, гений свой запечатлей моим

повествованьем!

Я начал так: “Поэт, вожатый мой, достаточно ли мощный

я свершитель,

Чтобы меня на подвиг звать такой? Ты говоришь,

Что Сильвиев родитель. Ещё плотских не отрешась оков,

Сходил живым в бессмертную обитель. Но если поборатель

всех грехов

К нему был благ, то, рассудив о славе его судеб, и кто он,

и каков”».

Римскому роду принадлежал,

Который Флоренцию создал.

Прадед верным рыцарем был:

В крестовых походах служил,

В одном же голову сложил

В сраженьи с мусульманами.

Сынок хорошо учился.

С детства к знаниям стремился:

К естественным наукам, стихам.

Наставником латыни стал

И правильно свой путь избрал.

Книгу «Новая жизнь» написал

В жанре автобиографии.

Первой в истории стала.

От деда унаследовал

Пристрастие к политике.

Систематически следил

За происходящим в стране.

В тринадцатом веке возник

Острый конфликт между Папой

И императором, в коем

Флоренция роль сыграла,

Где помощь Данте сказалась.

Вмиг важнейшим назначили.

Через год всё изменилось.

Он гонениям подвергся,

И во взятках обвинили,

Имущество описали,

Большим штрафом обложили

И к смерти приговорили.

Благо в это время уехал,

Но о приговоре узнал.

В родной город не вернулся:

«Воды, в которые я вступаю, не пересекал ещё никто.

Горек чужой хлеб и тяжелы ступени чужого крыльца.

Не действуй против божества влюблённых:

Какое бы ты средство не привлёк, ты проиграешь битву,

будь уверен.

Нет больше мученья, как о поре счастливой вспоминать.

Обман и сила — вот орудье злых».

Без крова над головой остался,

По разным городам скитался,

Где только он ни побывал

И место жительства менял:

Верона, Равенна, Болонья

И даже Франция — Париж:

«Он и после смерти не вернулся в старую Флоренцию свою.

Этот, уходя, не оглянулся, этому я эту песнь пою.

Факел, ночь, последнее объятье, за порогом дикий вопль

судьбы…

Он из ада ей послал проклятье и в раю не мог её забыть…»

И эти строки посвятила

Анна Ахматова ему.

Ах, как же сильно возмутила

Судьба великого Данте.

Ведь все свои произведенья

Вдали от Родины писал.

Но трудом всей его жизни

«Комедия» считается:

«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился

в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины. Каков он был,

о, как произнесу,

Тот дикий лес, дремучий и грозящий, чей давний ужас

в памяти несу!

Так горек он, что смерть едва ль не слаще, но, благо в нём

обретши

Навсегда, скажу про всё, что видел в этой чаще,

не помню сам,

Как я вошёл туда, настолько сон меня опутал ложью,

Когда я сбился с верного следа».

Пятнадцать лет её писал.

Бокаччо «Божественной» назвал.

Прототипом же главного

Лирического персонажа

Сам же Данте являлся.

Поэму свою представил

Как путешествие в загробный

Мир, который решил исследовать

После кончины любимой

Девушки Беатриче:

«Услышанное при желанье вами едва ли вас оставит

в безразличье

К тому, что этот город перенёс? Он без своей остался

Беатриче,

И если рассказать о ней словами, то сил не хватит

выслушать без слёз».

Три части в поэме лежат:

Первая названа «Адом».

В ней имеются девять кругов,

Чтоб каждый грешник смог занять

Своё «достойное место»

В зависимости от греха,

Сделанного им при жизни.

В первый он поместил врагов:

Политических и личных,

В другой распутниц отправил,

Затем, кто нравы нарушил.

«Чистилище» же состоит

Из семи кругов, согласно

Точной Солнечной системе.

Больше всего порицались

Гордыня, алчность, похоть.

Вокруг поэмы рождались

Разные слухи, легенды,

Дошедшие до наших дней.

После смерти Алигьери

…Тринадцать песен исчезли

Второй части «Рай».

Их безуспешно искали

Пока его сын Якопо

Отца во сне не увидал.

Тот место ему подсказал.

Любовью всей жизни была

Беатриче Портинари.

С первого взгляда влюбился.

Через девять лет повстречал.

Она за другого вышла

И очень рано умерла.

Данте долго сокрушался,

С годами горе улеглось.

Когда на Джемме женился,

Отцом троих детишек стал —

Пьетро, Якопо, Антонии:

«Любви ж природной — злобы не дано.

Она не оскорбляет Провиденья.

И ей в греховность впасть не суждено.

Любовь людей послушна их стремленью».

В Равенне он поселился.

Послом Гвидо да Полента стал.

Покровитель в Венецию

Отправил с целью заключенья

Мирного соглашения

С республикой Святого Марка.

Возвращаясь, заразился

Малярией, вскоре умер.

Местом упокоения

Церковь Сан-Франческо стала.

Большую утрату понёс

Флорентииский простой народ:

Литературный язык создал,

Своим творчеством вдохновлял.

Прошло уже столько веков,

А память в народе живёт.

Примером для творчества служит

Музыкантам, художникам,

Режиссёрам, драматургам

И поэтам, сценаристам.

«Лишь по ночам, склонясь к долинам,

Ведя векам грядущим счёт,

Тень Данта с профилем орлиным

О Новой Жизни мне поёт», —

Не безучастным остался Блок.

08.07.21

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я