Батюшка есаул

Екатерина Шубочкина, 2021

Повесть «Батюшка есаул» посвящена людям и событиям начала двадцатого века в России: периоду революций и гражданской войны в стране. В основу этой книги легло житие одного из малоизвестных широкой православной общественности Российских святых священномученика Михаила Каргополова. События разворачиваются в Сибири, в Енисейской губернии, ныне Красноярском крае. Михаил Каргополов, потомственный казак, в тридцать с небольшим лет в чине есаула уже командовал в Красноярске целым казачьим дивизионом в триста сабель. Но непостижимым Промыслом Божьим в годы усиливающихся гонений православной Церкви после прихода к власти в России большевиков казачий офицер вдруг принял священнический сан, в корне изменив свою жизнь и жизнь своей семьи.

Оглавление

От автора

Как хоругви несем от рождения

Имена святых по бескрайности

Вечной памятью откровения:

Не бывает на свете случайности.

Наши тёзки с икон с назиданием

Укрепляют, храня молчание,

Низвергая наши страдания

В груду мелкого недомогания…

С авторским волнением представляю вам ныне, дорогие читатели, свою работу в историческом жанре из цикла «Белые повести о России» — «Батюшка есаул». С уже представленной мной в медийном и печатном пространстве повестью из этого цикла «Белый снег» кто-то из вас уже познакомился, а кто-то даже поделился своим мнением о книге. Благодарю сердечно! Мои «Белые повести» посвящены людям и событиям начала двадцатого века в России: периоду революций и гражданской войны в стране.

События книги «Батюшка есаул» разворачиваются в Сибири, в Енисейской губернии, ныне Красноярском крае, центром которого являлся и является город Красноярск. Время происходящих событий немного разнится с историческим периодом, описанным в повести «Белый снег», поэтому хронологических повторений в книгах немного, и они интересно исторически дополняют друг друга.

В основу книги «Батюшка есаул» легло житие одного из малоизвестных широкой православной общественности российских святых священномученика Михаила Каргополова. Официальная биография батюшки Михаила очень скудна, но история жизни крайне любопытна даже тем малым, что известно об этом человеке и его семье.

Интересно, что имя Михаил еврейского происхождения и в переводе с древнеиудейского означает буквально «кто как Бог». Есть у Бога и архангел с таким именем, которого христиане особо почитают как архистратига — главу святого воинства ангелов и архангелов.

Так вот, Михаил Каргополов, живший в конце девятнадцатого — начале двадцатого века в Енисейской губернии России, был и сам Михаилом, и сыном Михаила. Сам был казак, и предки были казаками. В тридцать с небольшим лет он в чине есаула уже командовал в Красноярске целым казачьим дивизионом в триста сабель. Но непостижимым Промыслом Божьим в годы усиливающихся гонений православной Церкви после прихода к власти в России большевиков казачий офицер вдруг принял священнический сан, в корне изменив свою жизнь и жизнь своей семьи. Поражает и то, что не прошло и года после этого судьбоносного шага, как отец Михаил погиб насильственной мученической смертью, не дожив даже до сорока.

По моему авторскому замыслу, эта историческая, но художественная книга нужна, для того чтобы попытаться понять путь такого человеческого преображения: от военного до священника, от обычного мирского человека до святого мученика. Такие судьбы, как жизненный путь Михаила Каргополова, считаю, душеполезно знать христианину для обретения мужественного устремления в вере и преданности Богу при любых обстоятельствах. Однако нельзя сказать, что представленная повесть только о Михаиле Каргополове, по сути — это драма одной казачьей семьи, в которой каждый геройски нес свой крест в те трудные для всей страны годы, преодолевая и личные, и внутрисемейные скорби.

Пользуясь случаем, хочу с вами поделиться некоторой личной информацией, которая, как мне кажется, также указывает на некоторую промыслительность данной исторической работы. Моя любимая бабушка Людмила Константиновна Лопаткина (в девичестве Ляшкова) была родом из Красноярского края, из города Ачинска. Работала она журналистом, редактором районной газеты, писала стихи и прозу. Её супруг, мой дед, Геннадий Степанович Лопаткин был родом из Омской области, в Ачинск приехал вместе с бабушкой, где много лет работал учителем, а затем и директором школы, активно занимался краеведением, издал труд по истории города «Сказание о землях Ачинских». Так вот, девчонкой я часто гостила у бабушки с дедушкой на каникулах в Ачинске — замечательный город! Именно в Ачинский уезд, в село Петровское, был направлен служить из Красноярска после рукоположения в сан иерея Михаил Михайлович Каргополов. Может, этот факт ничего не значит, но я его для себя отметила.

Божьим Промыслом я как-то прочитала заметку о священномученике Михаиле, посвященную организованной к месту гибели этого святого несколько лет назад исследовательской экспедиции Красноярской епархии «Сибирский крест», и куратором экспедиции от Ачинского благочиния был протоиерей Сергий Пигасов. Батюшка Сергий, за что выражаю огромную ему благодарность, благословил меня на начало представляемой вам ныне, уважаемые читатели, повести и поделился всей известной ему информацией о святом. Что в итоге из этого у меня получилось, судить вам, дорогие читатели!

Жду ваших откликов на книгу на сайте http://shubochkina.ru или через социальные сети, ссылки на мои официальные страницы указаны там же!

С уважением, Екатерина Шубочкина

Все фотографии, иллюстрирующие книгу «Батюшка есаул», найдены автором в открытых интернет-источниках.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я