Мастерство педагога восточного танца. Методика обучения начинающих групп

Екатерина Се

Помните, что вы прививаете Женщинам эстетику тела, танца и музыки. Внимательно относитесь к каждому движению, музыке, словам и замечаниям. Педагог – это психолог. Важно не просто научить танцевать, важно помочь раскрыться Женщине, почувствовать свое тело и порадоваться ему. Вдохновить танцевать в любом возрасте. Воспитать уважение к сцене и зрителю. Женщина в танце должна быть грациозна, сильна и уверенна!Создайте эффективную Систему преподавания для вашей Студии!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мастерство педагога восточного танца. Методика обучения начинающих групп предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

I. Цели и задачи обучения

Суть Восточного танца (ВТ)

Восточный танец имеет много названий: арабский танец, танец живота, беллиданс, ориенталданс. Я же под словосочетанием «Восточный танец» понимаю женский танец бедрами в любом его проявлении.

«Когда-то он существовал по всему миру — танец, в котором движения бедрами иногда энергичные, а иногда плавные и волнообразные — были основным средством выразительности. Сначала этот танец был основной составляющей ритуалов и церемоний, изображая таинства жизни и смерти в представлении людей того времени» — так описывает этот танец Венди Буонавентура в своей книге «Рожденная в танце»

Арабский танец сейчас является народным творчеством стран арабского мира. Как и любой народный танец, он имеет вполне бытовой смысл: развлечение на праздниках и в обыденной жизни.

Со временем этот вид танца стал интересен женщинам разных стран, он стремительно распространился по всему миру (думаю именно потому, что это естественные движения для женского тела). Но сейчас, на мой взгляд, не найден новый смысл этого танца, новая форма. Иностранные исполнители танцуют под арабскую музыку, пытаются передать эмоции носителей, но это всегда выглядит удивительно! Ни исполнитель, ни иностранный зритель не понимает языка песни, что лишает смысла все представление. Поэтому этот вид самодеятельного творчества не всегда понятен зрителю и не трогает его как, например, балетное искусство или академический народный танец.

На сегодняшний день это некая форма любительского творчества. Отсутствие четких определений движений, методики преподавания, общепонятного смысла исполнения танца не позволяет назвать его целостной художественной системой, способной создавать действо! Техник и манер исполнения несметное количество, начиная от вульгарной, и заканчивая чересчур балетной.

Многие движения не имеют грации или сложности координации тела (что, как правило, и восхищает зрителя, т.к. он не может повторить этого). Часто танец выглядит слишком простым и расслабленным, халтурным! Поэтому этот танец не может считаться сценическим видом искусства.

Попытки поднять этот танец до высокого уровня предпринял известный хореограф Египта Махмуд Реда. Он, по моему мнению, является Игорем Моисеевым для Египта и, кстати, много опыта перенимал у него. Он создал Государственный ансамбль народного танца. Они исполняли сцены народных гуляний, бытовое жизненное общение мужчины и женщины стран Востока. Он собирал движения разных народностей и обогащал их, создавал целые стили. Внедрил элементы классического танца. В таком виде это, конечно, интересно, потому что это танцуют носители культуры и зритель верит им и получает эстетическое удовольствие!

На мой взгляд, техника восточного танца (в исполнении женщины) пробуждает глубинную природу женского тела, пластику и силу! Этот танец является Одой Женщине! Ни в одной другой форме танцевального искусства нет такого количества земных, женских, естественных движений, снимающих зажимы в тазовой области и раскрывающих внутреннюю силу женщины. Сочетание пластики, грации и силы лучшим образом передает женскую природу.

Непременные условия ВТ

1. Оттяжка бедрами.

2. Положение таза «в бедре»

3. Четкая работа коленей и стоп.

4. Пластика рук и корпуса.

5. Изоляция движений бедер.

Для достижения и закрепления этих навыков необходим регулярный тренаж, основанный на ясной системе преподавания, и постоянная танцевальная (сценическая) практика. Эти навыки ученицы получать, изучая технику танца, которая описана в разделе «Базовая техника».

Кроме этого, условиями любого танца являются:

1) устойчивость;

2) координация;

3) выносливость;

4) владение вращениями.

Эти условия также необходимы исполнительницам восточного танца. Их мы разберем в разделе «Хореографическая подготовка».

Основным характерным движением танца является Оттяжка (смещение таза в тазобедренный сустав). Она есть в 80% движений, и придает танцу необычный колорит. Движения бедер, благодаря оттяжке, существенно отличаются от движений латины, фламенко и других танцев, где присутствует техника бедер. Оттяжка соединяет движения в единое целое, добавляет женственной заземленности. Внимание больше уходит на линию бедер. Визуально движениями создается идеальная форма женского тела — песочные часы.

Цель обучения любителей

Определим категорию Любители как девочки женщины от 5 лет и старше, которые занимаются ВТ в качестве хобби, 1—3 раза в неделю по 1—2 часа

Целью занятий любителей любого возраста является получение эмоционального удовольствия и физической нагрузки, удовлетворение потребности танцевать, реализация детской мечты!

Для педагога любительского класса важно понимать, что удовольствие и радость от занятий — главный результат. При этом целью Педагога в обучении любителей скорее является качественное владение учениками техникой ВТ для выступлений на отчетных концертах, вечеринках, личный мероприятиях учеников, а также для физического и эмоционального оздоровления женщин.

Важно сразу определить для себя, с какой целью вы хотите вести группы, обучать людей, чтобы в дальнейшем не было разочарований. Также важно опросить учениц, с какой целью пришли они на занятия, и выделить три главные цели! Систему обучения надо строить таким образом, чтобы своих целей достигали и вы, и ваши ученицы.

Принципы обучения

1. Системность

Весь учебный материал должен быть систематизирован. Четко определена последовательность обучения движениям. От простого к сложному. Каждое движение нужно раскладывать на элементарные составляющие и готовить ученика постепенно к полноценному движению. Необходимо рассчитывать время усвоения нового движения группой (в среднем 4—8 занятий) прежде чем вводить его в танец или сложные комбинации. Любое новое движение должно получаться относительно легко, вызывать интерес и желание к его освоению, а значит, оно должно почти сразу получаться! Для этого нужно грамотно и последовательно выстраивать учебный процесс, не перескакивать на разные движения.

2. Музыкальность

Занятие, с самой разминки и заканчивая заминкой или поклоном, должно сопровождаться понятной и приятной музыкой. Для первого года она должна быть не сложной, легко просчитываемой. Не следует брать слишком быстрые темпы и отрабатывать движения в 4 раза медленнее, если они в итоге не смогут сейчас исполнить его в полном темпе. Так же следует учитывать характер музыки и движений. Для плавных движений выбирать мелодичные композиции, для более четких и динамичных движений выбирать ритмичную музыку. Хорошо иногда использовать звучание чистых арабских ритмов.

3. Сценичность

Сразу с первого занятия следует приучать девушек к правилам сценического движения. Подробно это будет рассмотрено в темах «Хореографическая подготовка» и «Ориентация в пространстве»

4. Увлекательность

Очень важно сделать процесс обучения любителей не занудным и рутинным, а увлекательным и динамичным. Этого можно достичь планированием года, месяца, урока, меняя виды уроков, разминки, осваивая новые движения. Не стоит долго задерживаться на уроке на каком-то движении, даже если оно не получается. Важна регулярность, а не длительность. Т.к. это любители, нужно понимать, какого уровня исполнения они могут достичь и не ожидать большего. Но, при этом, стимулировать их развиваться. Это очень тонкая грань. Здесь важен опыт педагога. Нельзя перегрузить отработкой и доведением до идеала исполнения. Это уже задачи профессионального обучения.

Задачи первого года обучения

1. Постановка таза, корпуса, ног, рук, головы.

2. Укрепление мышц всего тела.

3. Развитие гибкости и растяжки, необходимой для ВТ.

4. Развитие навыков ориентации в пространстве и работы в группе.

5. Развитие устойчивости.

6. Освоение Базовой техники ВТ.

7. Развитие простой координации тела.

8. Развитие музыкальности.

9. Овладение предметами: юбка, платок.

10. Усвоение правильных переходов между движениями бедер.

11. Знакомство со стилями ВТ: эстрадная песня, соло табла, саиди без трости (по желанию педагога), межансе (по успеваемости).

План мероприятий на учебный год

Это первый план, с которого мы начинаем строить свою работу с любой группой. Вам необходимо продумать заранее (например, летом, перед началом сезона), в каких мероприятиях будут участвовать ученики группы первого года обучения: новогодняя вечеринка, конкурс, отчетный концерт и т. д. Конечно, не всегда девушки сразу хотят выступать, но лучше, чтобы они были готовы к этому заранее, чем потом экстренно готовить их к какому-то событию. Вы должны спланировать работу так, чтобы к нужным мероприятиям они выучили необходимые танцы заранее. Первый год обучения пока не способен быстро и качественно запоминать танцевальный материал и на сцене у них совсем нет опыта, поэтому их нужно очень заранее готовить к выступлению!

План для первого года скорее ориентир для вас. Если группа готова, то можно выступать, если нет — лучше не заставлять! Пусть первый год они посмотрят ваши концерты как зрители, и ко второму году будут гореть желанием принять участие в них!

Пример плана мероприятий на год приведен в Приложении 1. Вы можете составить такой план на все ваши группы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мастерство педагога восточного танца. Методика обучения начинающих групп предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я