Как говорить, чтобы покорить. Клиентов, партнеров, начальника, подписчиков, поклонников

Екатерина Баркова

От чего зависит успех любого выступления – будь то вебинар, блог в соцсетях или деловые переговоры? Как говорить так, чтобы вызывать доверие, оказывать влияние и располагать к себе с первых слов? Нужен ли для этого особый талант или этому можно научиться?В книге «Как говорить, чтобы покорить» вы узнаете, какой силой обладает ваш голос и речь. Вас ждут простые и действенные техники, понятные примеры и секреты мастерства. Книга будет полезна для всех, кто хочет раскрыть в себе талант оратора.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как говорить, чтобы покорить. Клиентов, партнеров, начальника, подписчиков, поклонников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 2. Интонация. Как привлечь внимание к своим словам

Часто людям кажется, что для яркого выступления нужно просто подобрать правильные слова. Но этого недостаточно. Ваша речь — это не только и не столько слова.

Поясню на простом примере. Представьте, что вы слышите комплимент в свой адрес, но сказан он с сарказмом. Сами слова весьма приятны, но вы понимаете, что сказаны они неискренне. Вряд ли вам доставит радость такой комплимент. Получается, одна и та же информация, сказанная по-разному, воспринимается так же по-разному.

Интонации и ударения играют в речи иногда даже более важную роль, чем сами слова. Секрет прост: то, ЧТО вы говорите — это информация, а то, КАК вы говорите — это ваше отношение к информации.

Без интонаций слова — просто текст. Интонации говорящего придают словам «второй смысл», они могут как дополнить значение сказанного, так и кардинально изменить. Именно интонации, тон голоса создают невидимую связь между вами и собеседником. Они — душа голоса, его настроение.

О чем говорят ваши интонации

Интонация говорит о том, как человек относится к своим словам. Если вы говорите о своей работе, например, то ваши интонации скажут о том, нравится ли вам работа, какие ваши ценности она поддерживает, интересно ли вам о ней говорить. О чем бы вы не говорили, тон вашего голоса, слова, которые вы выделяете, паузы откроют собеседнику ваше истинное отношение к предмету разговора.

Интонация расскажет, как человек относится к самому себе. Разговаривая на любую тему, вы говорите прежде всего о самом себе, о своем отношении к жизни. Ваши интонации поведают людям о том, какой у вас характер, настроение, как вы к себе относитесь, насколько вы искренни и открыты для общения. Эта информация «считывается» на интуитивном, невербальном уровне. Слушая вас, люди поймут, нравитесь вы им или не нравитесь, есть ли у вас с ними что-то общее, вызываете ли вы доверие и самое главное — хотят ли они продолжать с вами общаться. Ваши интонации скажут о вас иногда даже больше, чем вы бы хотели.

С помощью интонаций можно управлять вниманием и настроением. Если вы владеете своим голосом, вы можете управлять вниманием людей (привлекать и удерживать его), формировать впечатление (о предмете разговора и о самом себе) и создавать настроение разговора (энергию, взаимосвязь). При этом не буду утрировать — важно и содержание, и правильно выбранный тон голоса. Нужно обращаться и к уму собеседника, и к его сердцу.

Подъемы и спуски голоса

Итак, что такое интонация? Если опустить сложную терминологию, интонация — это «подъемы» и «спуски» голоса, то есть чередование повышения и понижения тона голоса при произнесении слов и фраз. В лингвистике интонации отводится множество функций: она различает части высказывания по смысловой важности, эмоционально воздействует на слушателя, а также делает речь приятной для слуха.

Интонацию можно сравнить с волной — волна тоже не что иное, как подъемы и спуски. Представьте себе бассейн и горную реку — и там и там есть вода. Но если вы находитесь рядом с бассейном, в котором никто не купается и не спускает воду, вы не услышите звука воды — его просто не будет. Напротив, если вы находитесь рядом с горной речкой, то ее звучание будет настолько сильным, что вы не услышите даже себя самого. Вода в реке постоянно преодолевает препятствия в виде неровностей дна, камней и песка. Благодаря этому образуются волны, разные по своим характеристикам, каждая — со своим звучанием. Многообразие этих волн и делает звучание воды таким богатым. В отличие от реки, в бассейне с гладкими стенами и дном нет никакого движения воды, в нем не образуются волны и, соответственно, нет звука.

Когда люди не различают изменения тона или не умеют пользоваться высотным диапазоном своего голоса, их речь становится монотонной («моно» — «один») и скучной. Если интонационно окрашенная речь — это река, то монотонная — бассейн. Монотонная речь утомительна, потому что в ней сложно выделить главное, и скучна, так как в ней не чувствуется энергетика говорящего, нет глубины и силы.

Почему же люди говорят монотонно? Можно выделить две причины. Первая связана с телом — раскрасить речь интонациями мешает неумение использовать резонаторы, слабое дыхание или зажатость речевых мышц. Вторая причина психологическая — когда человек не хочет или не может передать голосом свои эмоции. О том, как укрепить «тело» голоса, мы с вами поговорим в следующей главе. А сейчас давайте разберем, как добавить голосу эмоций — в нужное время и в нужном месте.

Базовые интонации или сила привычки

Главное, что делает ваш голос скучным — это использование одних и тех же привычных интонаций (их иногда называют «базовыми»). Эти интонации формируются у каждого человека под влиянием воспитания, образа жизни, характера. За много лет они входят в привычку настолько, что вы их уже не осознаете. Ваш голос выдает их автоматически — и не всегда эти интонации соответствуют эмоциям, которые вы хотите выразить.

Например, если вы человек добрый и мягкий, то ваш голос будет мягким даже тогда, когда вы чем-то недовольны. Но, согласитесь, «добрым» тоном очень сложно давать указания или делать выговор. Или, наоборот, у человека командный голос (такой тон свойствен руководителям, учителям, военным), который он не может «отключить» даже дома, с близкими.

Это, конечно, наиболее показательные примеры. На самом деле «базовые» интонации звучат более тонко: это оттенки, которые, с одной стороны, придают вашему голосу индивидуальный рисунок, а с другой, не дают вам иногда выразить то, что вы хотите. То есть вы чувствуете одно, а ваш голос говорит другое — особенно это касается ситуаций, когда вы испытываете не полярные (радость — печаль, любовь — ненависть), а более сложные эмоции (вдохновение, забота, эмпатия).

Для того чтобы сделать свой голос гибким, необходимо расширять диапазон своих «базовых» интонаций. Но для начала нужно понять, какими оттенками ваш голос обладает, а что хотелось бы добавить.

ПРАКТИКУМ

1. Наблюдайте.

Начните прислушиваться к своему голосу и подмечать, какие интонации вы используете чаще всего. Это и будут ваши «базовые» интонации. Определите, какие из них вам нравятся, а какие не очень. Пока примите и те, и другие.

Наблюдение за собой — очень важный процесс, требующий терпения и дающий необыкновенные результаты. Прежде чем меняться, поймите, с чего вы начинаете процесс перемен. Наберитесь терпения и попробуйте услышать, что стоит за вашими привычными интонациями — какие черты вашего характера, какие желания и трудности.

2. Примите свое сопротивление.

В первое время будет очень силен соблазн отказаться от тех интонаций, которые вам не нравятся. Особенно когда вы поймете, что они очевидны не только вам, но и окружающим. Каждому человеку хочется состоять из одних только достоинств. Поэтому первая ваша реакция на привычные интонации может быть такая: «больше — никогда». Но не спешите.

Во-первых, избавиться от любой привычки не так-то просто. А во-вторых, любым внешним переменам должны предшествовать внутренние. Пусть ваш голос меняется постепенно. Если вы будете наблюдать не только свои интонации, но и стоящие за ними эмоции, перемены могут произойти сами собой.

Кроме того, лучше усиливать свои достоинства, чем бороться с недостатками. Поэтому запоминайте, как звучат ваши привлекательные интонации, а тем интонациям, которые вам не нравятся, позвольте просто быть.

3. Развивайте гибкость.

Чем больше эмоций и оттенков вы сможете выразить своим голосом, тем более выразительным он со временем станет. Обратите внимание на то, какие богатые голоса у актеров, которым каждый день приходится перевоплощаться и играть разные роли. Для того чтобы ваш голос стал гибким, регулярно практикуйте следующее упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ «Голосовой спектакль»

Подготовьте небольшие карточки, на которых напишите разные эмоции. Например: удивление, радость, превосходство, энтузиазм, кокетство, смущение, уверенность, агрессия, волнение, энтузиазм. Добавьте также различные роли или персонажей: заботливая мама, первоклассник, секс по телефону, баба Яга. Придумайте свои эмоции, пусть их будет не менее 20—ти. Для карточек выбирайте понятные и комфортные вам определения: например, не «игривость», а «кокетство», не «неуверенность» — а «сомнение» и т. п.

Каждый день читайте любой прозаический текст с выбранной интонацией. Карточки вытаскивайте наугад: один абзац текста читайте с интонацией радости, другой — с восторгом, следующий — высокомерно, сексуально и т. д. Обязательно пробуйте отыграть все интонации на карточках. Старайтесь не привязываться к смыслу текста, главная задача — менять голос. Слушая себя в этом упражнении, вы обязательно откроете в своем голосе новые черты.

Еще один важный нюанс упражнения — не пытайтесь избежать интонаций, которые даются вам с трудом. Они для вас наиболее важны — именно потому, что непривычны.

Настраиваем интонации через тело

Участники моих тренингов часто жалуются на то, что им сложно сыграть голосом эмоцию, которую они в настоящий момент не чувствуют. Если для вас это также кажется трудным, есть несколько способов себе помочь.

Для начала вам нужно «вжиться в роль». То есть если вы хотите говорить как начальник, представьте, что вы и есть начальник. Поможет вам в этом ваше тело.

Для любого эмоционального состояния характерны определенные мимика, жесты и положение тела. Вам будет проще говорить с нужной интонацией, если вы эти жесты и мимику воспроизведете, то есть «включите» эмоцию через тело. Например, чтобы почувствовать радость, попробуйте расслабить все тело, широко улыбнитесь, добавьте открытый жест руками. Если же вам нужно разозлиться, стисните зубы, сожмите руки в кулаки, нахмурьте брови.

У вашего тела есть мышечная память — оно само запустит нужное настроение. Найдите такие телесные «формы» для разных эмоций — и «примеряйте» их, для того чтобы настроиться на нужное состояние.

Еще один способ — вспомните реальную ситуацию, когда вы эту эмоцию ощущали. Вспомните событие, которое вызвало у вас когда-то грусть, восторг, сомнение и т.п., снова проживите его и связанные с ним чувства, зарядитесь ими. И начинайте говорить из этого воспоминания. Тогда в вашем голосе зазвучат нужные вам интонации.

Если у вас хорошее воображение, попробуйте в деталях визуализировать ситуацию, для которой подходит необходимая интонация. Например, если хотите передать голосом торжественность и официальность (чтобы сказать тост, например), представьте, что вы — регистратор в загсе. Мысленно примерьте на себя строгий смокинг или нарядное платье, проверьте микрофон на громкость, обведите взглядом зал, полный счастливых людей. И после этого громким и хорошо поставленным голосом начните говорить. Вам важно максимально войти в образ, чтобы легко воспроизвести характерные для него интонации.

Аудиалам может помочь запустить эмоцию эмоционально заряженная фраза. Найдите свою фразу, характерную для того или иного эмоционального состояния. Что-то короткое и емкое, понятное только вам. Это может быть даже одно слово. Например, радость прекрасно отражает «Yes!» или «Ура!». Чтобы ощутить уверенность в себе, можно сказать «Я невероятно крутой!» или «Я это сделаю!». В общем, найдите свою фразу для нужной эмоции и произносите ее несколько раз с характерной громкостью и накалом. Это поможет вам зарядиться необходимой энергией. Фразу можно произносить как вслух, так и про себя.

Интонационные ударения

Интонационные ударения в речи нужны для того, чтобы отделить в высказывании главное от второстепенного (логика изложения). Кроме того, они помогают понять позицию говорящего (адресность изложения).

При логическом ударении выделяется одно слово (или сочетание) в пределах одной фразы. (Не путайте его с грамматическим ударением, при котором выделяется лишь отдельный слог в слове).

В зависимости от места расположения логическое ударение может менять смысл фразы. Например, в предложении «Летом родители живут на даче» в зависимости от того, что вы хотите сказать, может быть три варианта логического ударения. Если выделить «на даче», то вы подчеркнете место проживания родителей (что это не квартира, не санаторий). Если поставите ударение на слове «родители», то этим вы дадите понять, что кроме родителей на даче никто не живет. А слово «летом» обращает внимание на то, что родители живут там не круглый год.

Место постановки логического ударения зависит от того, какой смысл вы хотите в него вложить.

ПРАКТИКУМ

1. Произносите фразу, каждый раз выделяя голосом, ставя ударение на новое слово. Почувствуйте, как это меняет смысл сказанного.

Я не говорил (а) Наташе, что Игорь сердится на нее.

(Это сказал кто-то другой.)

Я не говорил (а) Наташе, что Игорь сердится на нее.

(Я только намекнул на это.)

Я не говорил (а) Наташе, что Игорь сердится на нее.

(Но я сказал Оксане.)

Я не говорил (а) Наташе, что Игорь сердится на нее.

(Речь шла о Васе.)

Я не говорил (а) Наташе, что Игорь сердится на нее.

(Я сказал, что он показался мне недовольным.)

Я не говорил (а) Наташе, что Игорь сердится на нее.

(Я сказал, что он сердится на Марину.)

2. Аналогичное действие повторите в следующих фразах:

Большие результаты невозможны без больших усилий.

Человек, который сдвинул гору, начинал с одного камня.

Самые главные вещи в жизни — это не вещи.

Скука и отсутствие интереса к людям — враг любого оратора.

Ничто не может заменить упорства.

Промолчать — это то же самое, что дать совет, только лучше.

Способы выделения интонационных ударений

Очень тяжело воспринимать монотонную речь, в которой отсутствуют интонационные ударения, но еще труднее понять речь, в которой подчеркивается чуть ли не каждое слово, и непонятно, на чем задерживать внимание. Ударения должны делать речь структурной, но не перегруженной. Их цель — выстроить логику всего выступления.

Есть несколько способов постановки ударений: изменение высоты и громкости голоса, паузы и длительность звучания. Для того чтобы выделить слово или фрагмент речи, необходимо использовать либо какой-то один из них, либо — лучше всего — умело чередовать все способы.

Высота голоса

Изменение высоты тона голоса — это результат работы ваших связок. Голосовые складки (или связки) находятся в слизистой оболочке гортани и имеют мышечную природу. Любой звук, который мы произносим, вызывается колебанием связок: когда мы выдыхаем, поток воздуха заставляет связки вибрировать. Чем чаще колебания связок — тем звук выше и, наоборот, чем реже колебания — тем ниже звук. Повышение и понижение тона голоса измеряется в герцах (Гц) и проявляется индивидуально, в зависимости от основного тона человека. Об удивительном устройстве нашего речевого аппараты вы узнаете подробнее в следующей главе. Сейчас же вам просто важно понимать, что, меняя высоту голоса, вы можете расставлять интонационные «акценты» в речи.

Чтобы понимать разницу в изменении тона, необходима слуховая практика. К сожалению, есть люди, которые с трудом различают высотные изменения голоса. Для простоты понимания охарактеризую высокий тон голоса как более звонкий, пронзительный, «тоненький», писклявый. Тогда как для низкого тона подходят такие определения, как глубокий, басовитый, тягучий, размеренный. У мужчин обычно бывает более низкий тембр голоса, чем у женщин и детей.

То, какой тон вы используете для выделения интонационных ударений, будет влиять на восприятие ваших слов слушателями. Если вы хотите побудить людей к действию, заставить их мозги включиться — говорите выше, так как высокий тон возбуждает нервную систему. Если же хотите расслабить людей, создать атмосферу доверия и интимности — используйте низкий тон голоса, он действует на нервную систему успокаивающе.

Громкость

Громкость — это сила, интенсивность звучания голоса. Произнося отдельные слова или фразы с разной степенью громкости, вы можете придавать им разный смысл. Когда вы говорите громко, вы можете заставить своих слушателей встрепенуться и начать действовать, если же вы начнете говорить тише — это привлечет внимание к вашим словам и создаст атмосферу доверия.

Забегая вперед, хочу подчеркнуть один важный нюанс — не путайте высоту голоса с громкостью, это разные понятия. Действительно, более низкий тон голоса воспринимается нами как более тихий и, наоборот, при повышении тона нам приходится говорить громче. Но на громкость, то есть звучность, слышимость голоса в большей степени влияет умелое использование резонаторов (об этом вы тоже узнаете в следующей главе).

Паузы

Это исключительно действенный способ привлечь внимание к своим словам. Паузы придают словам вес, солидность. Наш мозг так устроен, что он не терпит пустоты ни в чем, поэтому когда мы слышим паузу в речи, появляется желание чем-то ее заполнить. Таким образом, пауза всегда привлекает внимание.

Для того чтобы поставить интонационное ударение, необходимо сделать паузу до и после выделяемого слова (или фразы). Когда вы делаете паузу перед словом, это заставляет слушателей обратить внимание на то, что вы говорите, и ждать продолжения. Пауза после слова помогает оценить значимость сказанного вами.

Самое важное при использовании пауз — с ними нельзя слишком усердствовать. Когда человек ставит паузы после каждого слова, это похоже на то, как будто он кладет кирпичи, и тем самым размеренно и верно создает стену между собой и слушателями. Да, конечно, люди вольно—невольно будут ждать, когда же вы произнесете следующее слово, но это будет вызывать у них скорее раздражение, нежели интерес. Наверное, исключение в этом правиле составляет только очень значимая информация (например, речи политиков), в которой действительно важно каждое слово.

Запомните главное правило: пауза должна быть короткой и громкой, как звук выстрела, тогда она произведет нужный эффект.

Длительность звучания

При этом способе вы проговариваете выделяемое слово более продолжительно, чем другие, — это задерживает на нем внимание. При произнесении слова необходимо чуть дольше тянуть гласные звуки, тем самым как бы «растягивая» его.

Другой способ «удлинить» слово — произносить его по—сло—гам. Помните, такой прием часто использовали наши учителя в школе. «Сила тока измеряется в ам-пе?.. — рах!» — дружно заканчивали мы предложение. Этот прием хорош тем, что слушатель невольно начнет повторять ваши слова, но с ним так же, как и с паузами, необходимо быть осторожным. Если, конечно, вы не хотите, чтобы слушатели воспринимали вас как школьного учителя.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как говорить, чтобы покорить. Клиентов, партнеров, начальника, подписчиков, поклонников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я