Я знаю про вас 3 вещи.Вы можете лучше говорить и влиять на других..Вы можете получать деньги за то, что говорите.Вы можете достигать больших целей..В этой книге то, что Вам поможет!Вы разовьете:1) мышление;2) голос;3) стиль;4) уверенность.Содержание этой книги целиком вы можете найти в книге «3 грани мастера» – «Глава 3. Говори», и книге «Путь бизнес-тренера» – «Глава 3. Ораторское мастерство тренера».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Говори! Ораторское мастерство на практике. Слушают того, кто говорит! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Алексей Осипенко, 2020
ISBN 978-5-0051-1899-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Что теряет человек, который плохо говорит?
Что получает человек, который хорошо говорит?
Какие бывают проблемы, связанные с речью и публичными выступлениями?
Что значит профессиональный оратор?
Когда-то я учился в ПТУ и служил в стройбате. Я не хотел учиться и учить, но в 19 лет во время службы в армии я поверил в Иисуса Христа и стал читать Библию, и мой мозг проснулся, я начал активно развивать свое мышление и умение говорить. Сегодня, я выступаю публично и обучаю больше 25 лет. В числе моих слушателе были дети от 5 лет, школьники, студенты, солдаты, продавцы, менеджеры, бизнесмены, бизнес-тренеры, учителя.
Однажды я спросил себя — как можно помочь начинающему оратору быстро достигнуть хороших результатов, чему нужно его учить? В ответ на этот вопрос я создал систему развития голосового аппарата, мышления, стиля выступления и уверенности в себе — «ГОВОРИ». Сегодня вы прочитаете и сможете применить основные техники этой системы
Провожу я тренинг в одной фирме для продавцов и обнаруживаю, что один из участников шепелявит — у него плохая дикция. Я подхожу к нему ненавязчиво и говорю: «Извините, пожалуйста — вам неплохо бы поработать со своей дикцией. Её нужно подтянуть». Он смотрит на меня — извините, обалдевшими глазами и говорит: «У меня хороСая дикСия». Что я хочу сказать? Люди обычно не замечают и не осознают, что у них проблемы с речевой деятельностью. Даже если они говорят дрожащим голосом, даже если у них плохая дикция, даже если у них абсолютно путанное изложение мыслей.
Как вы думаете, если человек плохо говорит — как влияет это на способность продавать, управлять людьми, вести переговоры, проводить презентации, признаваться в любви, решать конфликты?
И как вы думаете, что нужно изменять вам, чтобы улучшить качество речевой деятельности?
……………………………………………………………
……………………………………………………………
Основы успешной речевой деятельности
Общее понятие об успешной речевой деятельности
Итак, первая тема — «основы успешной речевой коммуникации». Что такое основы? Это нечто, что закладывается сначала и на этом возводиться всё остальное — здание или картина мира — всё, что угодно. Поэтому для начала заложим основы.
На чём же основывается успешная речевая коммуникация? Давайте рассмотрим общее понятие успешной речевой деятельности, обратимся к некоторым научным терминам. Успешная речевая деятельность — что это такое? Куда мы стремимся? Что такое деятельность, в принципе?
Деятельность — это набор действий, направленных на достижение определённой цели. Что такое успешная деятельность? Это деятельность, которая приводит меня к достижению поставленной цели.
Таким образом, что такое успешная речевая деятельность? Это деятельность, совершаемая с использованием речи, которая, в свою очередь, приводит меня к достижению моей цели.
Цель речевой деятельности
Вспомните главу о постановке целей тренинга, там мы подробно разбирали три группы целей: научить, вдохновить, или изменить поведение. В публичном выступлении, в общении, в любом речевом действии мы также можем выделить три направления: передать информацию, воздействовать на эмоции, изменить поведение нашего собеседника, либо группы слушателей.
Например, если я преподаватель античной литературы на филологическом факультете — я учу студентов всему этому пласту знаний. Какая у меня цель? За что мне, как преподавателю, платят деньги? Что я хочу от студентов? Я хочу, чтобы они научились. Чтобы их знания расширились, их картина мира изменилась, чтобы их внутренний мир обогатился. Моя цель — просто их научить.
А теперь давайте посмотрим на другого человека — представьте себе, что я юморист. Вы собрались меня послушать, а я собираюсь вас… Скажите, если я юморист — у меня есть интерес, чтобы вы запомнили мои анекдоты? Хочу ли я радикально изменить ваши жизни? Нет. Если я юморист, то моя цель — рассмешить вас. А рассмешить вас — это означает воздействовать на ваши эмоции, на ваши чувства. Если у преподавателя цель — научить, то у представителя ораторского цеха как юмориста цель — рассмешить, воздействовать на эмоции. Цели совершенно разные.
Если я провожу презентацию для ответственных людей в компании — презентацию тренинга и вот я рассказываю людям как это важно, как это хорошо, как у них всё в жизни изменятся, когда они меня пригласят. Скажите мне — какова моя цель? Хочу ли я научить этих людей за время своей презентации чему-нибудь новому? Хочу ли я развеселить их? Или чего на самом деле хочу? Я надеюсь что к этому моменту читатели уже получили представление, что означает заказать тренинг компании? Это значит — изменить расписание сотрудников, подготовить класс для проведения занятий, может быть, выехать всем вместе за город, — это поделиться деньгами с тренером, в конце концов. А что это такое? Это называется поведение. Когда я провожу презентацию я не хочу научить или развеселить. Я хочу изменить поведение людей. Это третья цель.
Итак, у нас все те же три группы цели. Мы можем учить, мы можем воздействовать на разум, соответственно. Мы можем воздействовать на чувства и мы можем воздействовать на поведение. Если разум — то это знания, если чувства — то это настроение, если поведение — это воля.
Бизнес-тренер работая на общую цель тренинга использует в своей речи все три направления. Важно, чтобы вы в каждый момент осознавали ведущее направление конкретного речевого действия. Тогда оно будет максимально эффективным.
Речь, самовыражение, удовольствие и власть
Теперь мы поговорим о целях, но только с другой стороны. Если чувства, разум и воля — это относится к нашему слушателю, то какие цели я, как оратор, могу достигать во время своего выступления по отношению к самому себе? И, соответственно, какие цели я рекомендую поставить перед собой вам на время обучения, чтобы в конце вы могли именно этого для себя достичь?
Первое, что необходимо делать, когда ты выступаешь — получать удовольствие. Если вы научились получать удовольствие от выступления — вы 100% будете хорошим оратором.
— Что касается меня — я могу быть в любом настроении — унылый, уставший, депрессивный, но всё это только до того момента, когда я подхожу к классу, сцене. Когда я выхожу на аудиторию — я знаю, что в этом месте я получу кайф, потому что выступать — это очень приятно. Получайте удовольствие.
Почему приятно выступать? С чем связано удовольствие в момент выступления? С таким понятием, как самовыражение. Вот посмотрите — с чем, в принципе, связано самое большое полноценное удовольствие в жизни людей? С самовыражением. Когда я что-то сделал, когда я как-то себя проявил — нарисовал картину, это дело признали. Я сыграл какую-то роль в фильме, я построил дом, в конце концов. Это всё — самовыражение. Самый короткий путь самовыражения — это говорить.
Говорить красиво, говорить понятно, говорить интересно. Поэтому когда я самовыражаюсь, я и получаю удовольствие.
Есть ещё одна вещь, которая неразрывно связана с публичными выступлениями, с ситуацией, когда я говорю с людьми — это саморазвитие. Речь — она неотъемлема от моей личности. Если я что-то говорю, то я говорю то, что у меня внутри. Соответственно, меняя, развивая свое внутреннее содержание я изменяю свою речь. И, меняя свою речь, я определённым образом развиваю свое внутреннее содержание.
Поэтому каждый раз пусть вызов изменится — радует вас. Выходите и говорите — нервничаете, не знаете, что сказать — но это вызов. Вызов, чтобы стать лучше, чтобы чему-то научиться.
Оратор меняется в процессе своего профессионального становления. Он является основой своей речевой деятельности.
7 этапов становления оратора
Я выделил 7 этапов, проанализировав себя, проанализировав людей, которых я знал и которых я знаю. Каждый этап или каждая ступень становления оратора связана с тем, что человека больше всего волнует в момент его выступления.
Первая ступень звучит так: я говорю. На первом этапе человеку больше всего радостно от того, что он просто говорит. Потому что было время, когда он молчал. Было время, когда он смотрел на других ораторов и его бросало в дрожь от одной мысли, что он тоже сможет выйти и что-то говорить. И теперь он говорит. И это уже приносит ему достаточно много адреналина и эйфории. Но это только первый этап.
На втором этапе или на второй ступени становления человек начинает задумываться ещё вот о чём: я долго говорю. Уже важно, сколько времени — 15, 30 минут, час, полтора часа — время говорения начинает волновать, начинает интересовать. Ты слушаешь людей, которые говорят целый день, восторгаешься ими и думаешь: «Как это вообще возможно? Я хотя бы 20 минут уже могу говорить».
Третья ступень: я понимаю, о чём говорю. Рано или поздно я себя спрашиваю: «Я говорю уже полчаса. Но о чём, собственно, я говорю? Какая моя цель, в конце концов, от того, что я здесь делаю?». Итак, первая ступень — «я говорю», вторая — «я долго говорю», третья — «я понимаю, о чём я говорю».
Четвёртая ступень: я осознаю, как я это говорю. Уже пришло время учиться стилю преподавания. Только на четвёртой ступени человек может учиться тому, как правильно вести себя перед аудиторией, как эффектно выглядеть. Он задумывается о своих жестах, о своём голосе, задумывается о том, как он одет. Это четвёртый этап. Но все 4 этапа, друзья мои, это полное дилетантство. Если вы пока на них, то вы пока дилетанты как ораторы.
Итак, пятый этап или пятая ступень становления ораторского мастерства. Слушатели меня слушают? Представьте себе, как это может выглядеть — человек работает над собой, он говорит, он говорит долго, он о чём-то говорит, он даже начинает себя как-то правильно позиционировать и вдруг он обнаруживает, что его кто-то слушает! Появляются слушатели. Раньше их не было. Не до них было, в конце концов. Но теперь вы видите слушателей. И вы себя спрашиваете: «А интересно, эти люди меня слушают? Этим людям интересно со мной общаться?».
Шестой этап ораторского мастерства: слушатели меня понимают. Да, люди на меня смотрят. Да, люди кивают мне головой. Да, люди аплодируют мне, когда я закончил, потому что я научился хорошо говорить. Потому что я знаю, как держать их внимание, потому что я знаю, как раскачать их эмоции, потому что я знаю, как развеселить их, в конце концов. И они в конце аплодируют. Но вопрос задаёт себе более-менее зрелый оратор: «А они вообще что-то поняли? Они чему-то научились за это время?». И вот теперь мы переходим на седьмую ступень.
Седьмая ступень — там меня вообще это всё уже не волнует. Мы это всё уже проехали, мы это всё уже умеем делать. Осталось выяснить только одно — жизни слушателей меняются из-за того, что я с ними разговариваю? Что происходит, что приношу я людям, когда я говорю? Ведь ораторское мастерство — это серьёзнейший инструмент влияния на жизни людей. Я поговорил с людьми — у них были проблемы. Они меня выслушали — интересно, получили ли они ответы? Нашли ли они ключи к решению своих проблем? Знают ли они, что теперь делать и сделают ли они это? И если я на седьмой ступени — именно это меня волнует. Это моя цель. Я здесь не развлекаю людей — я не шоумен, я не артист. Я оратор. Это больше, чем ведущий телепередач. Это больше, чем ведущий юмористических передач, это больше, чем артист. Оратор — это человек, который влияет на жизни других людей.
УПРАЖНЕНИЕ
Подумайте и подчеркните — на какой ступени ораторского мастерства сейчас находитесь вы? Где вы?
1. Я говорю
2. Я долго говорю.
3. Я понимаю, о чем говорю.
4. Я осознаю, как я говорю.
5. Слушатели меня слушают.
6. Слушатели меня понимают.
7. Жизни слушателей меняются.
Секреты успешного взаимодействия со слушателями
Если на каждый секрет дать по одному слову, то это будет звучать примерно так.
Первый секрет — это ясность.
Постарайтесь говорить ясно, понятно, чтобы люди вас понимали, чтобы люди вас не переспрашивали.
Второй секрет — это интерес или заинтересованность.
Людям должно быть интересно общаться с вами. Не просто сухое изложение фактов, не просто сухие теоретические схемы — должно быть интересно.
Третий секрет успешного взаимодействия со своими слушателями — это практичность. Покажите людям — как это использовать в жизни.
Четвёртый секрет — это наглядность.
Не просто говорите — показывайте, рисуйте, делайте что-то ещё, используйте мультисенсорный стиль воздействия. Мультисенсорный — это значит, что на сразу много чувств надо воздействовать, когда мы говорим.
И пятый секрет успешного взаимодействия со своими слушателями —
это контактность.
Не просто говорите, спрятавшись за столы, умные фразы, непрошибаемый вид, а контактируйте с аудиторией, постарайтесь наладить с ними контакт.
Это 5 секретов. На следующих страницах мы будем говорить о них более подробно.
Распространённые ошибки в речевой коммуникации
Теперь ваше понимание общей картины ещё более полное. Идём дальше. Что ещё необходимо знать, понимать, учитывать, закладывая фундамент успешной речевой коммуникации? Назовём это — распространенные ошибки. Дело в том, что есть некие общие проблемы, которые объединяют всех неопытных ораторов и даже опытных, время от времени.
Первая проблема, которая может возникнуть у вас или у слушателей с вами — это ваша неподготовленность. Люди выходят говорить, ожидая, что что-то придёт в голову в процессе говорения и не готовятся. Это очень распространённая ошибка, о которой нужно знать и которой нужно избегать. Готовьтесь к своим выступлениям.
Вторая ошибка, которая свойственна людям — это монотонность. Когда всё говорится на одной ноте, не выразительно, полу-убаюкивающим голосом. Может быть, очень громким голосом, но всё ещё на одной ноте — монотонно.
Третья ошибка — торопливость. Иногда выступающие очень торопятся — может быть, это связано с их темпераментом.
— Это одна из моих ключевых ошибок или моя ключевая проблема. Моя супруга, слушая мои выступления в том или ином месте или ситуации, говорила: «Слушай, ну не надо так торопиться». А я же не могу — мне так много надо сказать, поэтому я тороплюсь. Но не надо торопиться.
Четвёртая, очень распространённая ошибка — это непоследовательность. Когда человек скачет с одной мысли на другую, возвращается к той, которую начала когда-то, но не закончил, потом он переходит к третьей и таким образом слушатель прибывает в некотором полу-гипнотическом состоянии, потому что его органы слуха раздражаются, но идея никакая не прослеживается. Итак, непоследовательность.
На самом деле, то, о чём мы будем говорить дальше, направлено на то, чтобы помочь избавиться нам всем от этих ошибок. И даже от многих других, о которых я сейчас пока не говорю.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Говори! Ораторское мастерство на практике. Слушают того, кто говорит! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других