Этот словарь составлен не из определений, а из уточнений, размышлений, объяснений, предостережений, подсказок. Ведь все мы – и родители, и дети – настолько различаемся, что в интимном деле воспитания не может быть универсальных рецептов. Но такой словарь помогает увидеть, что происходит в сознании детей, найти свой собственный путь в хитросплетении межличностных отношений, чтобы дать ребёнку стимул к развитию, уберечь себя и его от необдуманных поступков и сохранить гармонию отношений в семье. «Словарь для родителей» – одна из частей трилогии Дмитрия Морозова «Разбить стёкла теплицы». В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разбить стёкла теплицы. Книга 3. Техника педагогической безопасности. Словарь для родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Дом. Повседневность
«Добродетель, озаряющая весь мир, взращивается в тёмном углу собственного дома», — написал китайский мудрец XVII века Хун Цзычен. Взращивание ростка из проросшего семени должно происходить в защищённом месте. Ребёнок прорастает в мир среди обыденных, маленьких вещей. Через предметы быта и сердечные отношения в семье он неосознанно воспринимает представление о своей причастности (идентичности) семье, друзьям, городу, родине. Большое вырастает из малого.
Ребёнок живёт в маленьком мире, для него значимы маленькие открытия, дороги игрушки, которые давно потеряли всякую ценность для родителей. И родителям, чтобы полноценно участвовать в жизни ребёнка, нужно раствориться в этой стихии повседневного общения, так как каждый наш взгляд — одобрительный или осуждающий, каждый окрик или подбадривающее слово программируют ребёнка на всю жизнь!
Нейропсихология получает всё больше фактов о том, что большинство связей между нейронами (нервными клетками) возникают в первые годы жизни ребёнка, и картина этих связей зависит от внешних раздражителей и собственных ответных действий, включая «осмысления» ребёнком жизненных ситуаций.
Таким образом, родители, вернее, их сознание и есть та окружающая среда, в которой проявляют себе программы взаимодействия с миром.
Замечания родителей «не бегай, не ори, учи уроки» никаких существенных изменений в Образе мира не производят. Они вызывают автоматическую реакцию сопротивления, то есть путь в сознание им закрывается на ранних рубежах. Можете образно представить, что ребёнок сбивает ваши нотации из зенитных орудий, ваши замечания и наставления сгорают во вспышках неприятия, не достигая командного пункта.
А вам будет приятно слышать от кого-то, что вы неправильно воспитываете, что как родители вы совершенно не успешны? Вы тоже закроетесь, ответите грубостью, кинете мою книгу в помойку. (Ой, не кидайте, это я для примера сказал…)
Родители, как и раньше, остаются центральными фигурами воспитания, но только влияние на ребёнка оказывают не их назидания и придирки, а их образ жизни. И это особенно важно в наше время, так как общество почти не оставило безопасного пространства для взросления наших детей.
Мы, взрослые, знаем, что мир небезопасен, и никто не застрахован от боли, страха и потерь.
Но взрослая «правда жизни» не должна обрушиваться на неокрепшее растение ураганом, выдирая его с корнем, тем более что у каждого из нас своя правда жизни.
Мои родители, прошедшие войну, никаких иллюзий относительно человеческой природы не питали. Даже иногда предупреждали меня, что люди бывают всякие, и надо быть сильным и так далее. Но они защищали меня, помогали справляться с трудностями и любили.
Так, вопреки собственным словам, заложили в меня безотчётную уверенность в справедливости мира. Периодически реальность демонстрировала обратное (и у меня потом с этим было много сложностей).
Дети хорошо развиваются только в иллюзии своей защищённости, бессмертия и неуязвимости. Наивная вера в то, что родители всесильны, даёт отвагу и силы развиваться.
Когда ребёнок дорастает до понимания того, что эта истина не так уж надёжна, у него начинается подростковый кризис.
А нам нужно научиться смотреть на своих детей без обид, оценок и сожалений, что они не соответствуют нашим планам. Тогда нам в ощущениях и образах откроется внутренний мир тех, кого мы хотим защитить и научить, откроются их потребности — не постоянно бегущая рябь их реакций, желаний и мыслей, а программы, которые управляют их развитием.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разбить стёкла теплицы. Книга 3. Техника педагогической безопасности. Словарь для родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других