Разбить стёкла теплицы. Книга 3. Техника педагогической безопасности. Словарь для родителей

Дмитрий Морозов, 2023

Этот словарь составлен не из определений, а из уточнений, размышлений, объяснений, предостережений, подсказок. Ведь все мы – и родители, и дети – настолько различаемся, что в интимном деле воспитания не может быть универсальных рецептов. Но такой словарь помогает увидеть, что происходит в сознании детей, найти свой собственный путь в хитросплетении межличностных отношений, чтобы дать ребёнку стимул к развитию, уберечь себя и его от необдуманных поступков и сохранить гармонию отношений в семье. «Словарь для родителей» – одна из частей трилогии Дмитрия Морозова «Разбить стёкла теплицы». В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Школа для каждого – школа для всех

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разбить стёкла теплицы. Книга 3. Техника педагогической безопасности. Словарь для родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Дорога к счастью

Для начала я признаюсь, что перестал верить в счастье.

Я живу интересной, насыщенной жизнью, я окружён теми, кого люблю, и теми, кто любит меня. И всё это вместе взятое я не могу назвать счастьем. Счастье быстротечно и чаще всего нежданно (знаю из опыта), это очень короткий, пронзительный миг. И мы чаще всего говорим: «теперь я понял, что вот тогда-то я был счастлив» или «ты подарила мне мгновения счастья», но «счастье нельзя удержать».

Счастье быстротечно, это только переживание. Если же говорить о более стабильном состоянии, то тут можно скорее использовать такие определения: ощущение полноты жизни, лёгкость бытия, радость жизни. А вот на этой основе появляется время от времени и переживание счастья.

Счастье нельзя пережить по плану, но можно создать условия, при которых оно будет время от времени проявляться в нашей жизни.

* * *

Одно из простейших переживаний счастья — всем вместе посидеть у костра, посмотреть на огонь, позволить собаке прильнуть к твоим ногам, ощутить плечо друга, открыть окружающим самые заветные мысли, слиться в единстве общей песни.

Вы скажете — нет, это не новая программа, нам просто приятна эта тусовка.

Но новая программа и не может осознаваться нами! Она работает не напрямую, а через подталкивание наших желаний! Оставляя за нашим разумом право осмысления, выбора.

Поэтому проблески того же инстинкта я вижу и в безумной тусовке тинейджеров на рок-концерте, и в коллективной медитации. Я не люблю рок-концерты. Но эволюцию толкают потоки энергии, а культуру создаём мы — люди; культура и задаёт направление, то есть выбор между созиданием и разрушением.

* * *

Мир вокруг нас находится в постоянном процессе перемен, от него в нашу чувственную сферу вторгаются будоражащие энергии, совершенно безостановочно и независимо от нашей воли текут мысли, даже наше тело течёт, так как клетки постоянно умирают и заменяются новыми. И как бы мы по привычке ни стремились к постоянству, мы изменчивы и даже, увы, конечны по самой своей сути. Поэтому и для нашего сознания, призванного всесторонне постигать мир, именно постоянное развитие и расширение можно назвать естественным состоянием.

Значит, для человека следовать своему человеческому предназначению, означает идти по пути высших душевных порывов, делая выбор в пользу коллективной нравственности, а остановка в развитии означает уступку животному началу.

Повторю!

Внутренней опорой для человека, живущего в несовершенном обществе, является стремление к идеалам.

Детская мечта, заброшенная вверх, как тонкая паутинка по мере восхождения наполняется смыслом и сама начинает играть роль внутреннего стержня, который не даёт упасть, разменяться на мелочи, то есть собирает личность в фокус устремления.

Д.С. Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном» пишет:

Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьёзно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей.

Люди, не имеющие этого,( — несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в(пустом приобретательстве или мелких, низменных, «скоропортящихся» наслаждениях.

Человек как «общественное животное» просто не может быть счастлив в одиночку.

Нельзя поделить любовь, культуру, интеллект. Ими можно наполниться и начать дарить окружающим. Возможно, расширение привычек к этому и даёт исторический шанс, поворотный момент для человечества шагнуть к чему-то большему, чем борьба за существование.

Но ощущение счастья рождается у человека только тогда, когда он реализует свой собственный жизненный план.

Чужое счастье заведомо не подойдёт ему.

Сытость (равно как тупое безразличие) лишена черт индивидуальности. Но такое «благополучие» преходяще.

Зато счастье — это состояние, а не реакция на раздражитель, поэтому оно никогда не лежит на поверхности нашего сознания. Жить сильно, чувствовать глубоко. Где этому учат, какая профессия это обеспечивает?

Жить и чувствовать нас обучает реальная жизнь, борьба за свои ценности или ценности того общества, которое вы считаете своим, погоня за идеалом, душевные муки, всё то, что делает жизнь сложнее и заставляет нас развивать свои лучшие человеческие качества.

Вам самим пробовать делать выводы о том, как вашему ребёнку лучше выстраивать траекторию накопления жизненного опыта, в каких условиях он скорее почувствует радость бытия, научится опираться на свои внутренние силы, станет независимой личностью, способной чувствовать глубоко и жить ярко.

Пусть не каждый день, но всё-таки достаточно часто у него будет желание сказать: «Я счастлив».

* * *

Мы видим ребёнка и его окружение со стороны.

А он видит всё изнутри, из своих оценок первообразов страхов и болей.

Научитесь смотреть на ребёнка из состояния интенсивного восприятия, не связанного с оценками и ожиданиями. То есть смотрите на ребёнка здесь и сейчас, без подключения файлов памяти с родительскими программами.

Научиться видеть, как образ захватывается из внешнего мира и записывается, то есть становится полноценной частью более общего образа мира, который ребёнок считает самим собой.

Приучать признавать страхи, но не жить в них.

Умение скучать и быть с самим собой.

Чувствовать свои границы.

Потом ощущать границы ребёнка: он рад вас видеть? Он бежит навстречу? Если вы кладёте ему руку на плечо, он напрягается?

Он пускает вас в свои игры?

* * *

Нам ещё предстоит научиться смыслу бытия и любви. Нам надо научиться радоваться семье и работе, друзьям и соседям, деревьям и чистому небу, да и самому факту жизни! Самореализация — иностранное слово, но передаёт-то оно очень близкое для нашей русской души состояние — лёгкость, открытость, доверие, свобода воли.

Приведу цитату Ивана Ефремова:

— А из чего оно складывается, ваше счастье?

— Из удобной, спокойной и свободной жизни, с(одной стороны, а также из строжайшей самодисциплины, вечной неудовлетворённости, стремления украсить жизнь, расширить познание, раздвинуть пределы мира.

— Но это же противоречит одно другому.

— Напротив, это диалектическое единство, и, следовательно, в(нём заключено развитие.

Один из важных психологических устоев творческой жизни( — сознание бесконечности пространства с(его недостижимыми границами и ещё не открытыми человеком мирами.

Примеры такого порядка воспринимаются человечеством как нечто очень привлекательное, пусть и не достижимое на данный момент массовым сознанием.

Фантастика? Или просто гениальное прозрение уготованного нам пути эволюции?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разбить стёкла теплицы. Книга 3. Техника педагогической безопасности. Словарь для родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я