Путь предпринимателя ― не только ровное скоростное шоссе. Он проходит через разбитую грунтовку сомнений и перемен, узкие тропки поисков правильных решений, многополосную магистраль, на которой нужно свернуть вовремя. Этот бизнес-роман о том, как меломан из Волжского стал концертным директором звезд российской эстрады, а затем основал премиальное event-агентство. Он искал возможность проявляться в любимом деле, падал в ямы на пути предпринимателя, но поднимался и продолжает идти к целям более двадцати лет. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Из пустого в Городжего» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
В памяти моей сейчас, как в детстве, тепло
(«Песня о далекой Родине» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»)
Наша лестничная площадка была заселена такими же семьями, как моя. Отцы и матери работали на близлежащих заводах, а мы, мальчишки, были примерно одного возраста. В моем детстве мы все дружили семьями. Нередко ходили в гости к соседям направо или к семье налево. Порой гости приходили к нам. Телевизор у нас был цветной, самый большой на нашей лестничной площадке. И поэтому, когда телевидение анонсировало интересный фильм, дружеские вечерние посиделки происходили или у нас, или у Сулим в квартире. У них тоже был хороший телевизор. Мне запомнилось, как несколько вечеров подряд к нам приходили со своими табуретками и стульями в полном составе семьи Никериных и Сулим. Мамы втроем собирали почти праздничный стол, звали детей и пап. Мы — компания мальчишек и единственная девочка, старшая сестра Игоря, Ирина Никерина, — занимали почетное место в первом ряду у телевизора — прямо на ковре под ногами родителей. Все вместе мы смотрели «Семнадцать мгновений весны».
Иосиф Кобзон — «Где‑то далеко», песня из к/ф «Семнадцать мгновений весны»
Нам тоже было интересно кино про войну, а родители объясняли нам непонятные места. Мы были вдохновлены хитростью Штирлица, героизмом радистки Кэт и очень переживали за рассеянного опьяненного свободой профессора Плейшнера. Потом, конечно, мы разыгрывали увиденные сцены. Как все маленькие дети, в своих играх мы были невероятно талантливы. Уже тогда я был заводилой в этих инсценировках. А Саша и Игорь — классические ведомые в кружке мальчишеской дружбы — поддерживали эти начинания, как любые новые игры. Просто так бегать с пластмассовым пистолетом мне быстро надоедало. И я придумывал — точнее, переиначивал — только что виденное на свой лад. Эти постановки были, что называется, для своих, только для играющих, без зрителей. Они нас захватывали, захлестывали и требовали какого‑то продолжения, выплеска в свет.
Я с гармошкой. Я с раннего детства стал проявлять свои творческие желания. Брат Виталик второй слева, сестра Леночка четвертая слева
Это я в садике. У меня здесь температура 39, но фотоссесия проходит один раз в год, поэтому не мог пропустить
Это я. Фотосессия в садике
Это я на фоне одеяла фоткаюсь
Еще дошколятами мы понимали, что праздник — это когда мама и батя дома, когда вкусный стол, много сладостей: торт «Птичье молоко», лимонад «Дюшес», какие‑то особенные конфеты. Праздник предполагает множество нарядных гостей и разнообразные развлечения: общие игры, фанты, когда все читают стихи, или танцуют, или показывают фокусы…
Когда был праздник, эмоции становились яркими, их можно было искренне показывать всему миру — радость, жизнелюбие, восторг, теплоту к близким. В обычной жизни эмоции особенно не показывались, прятались, стирались меж бытовых дел. Но все менялось, когда приходил праздник! Как сервиз из серванта, доставались улыбки, громкий смех, слова благодарности, объятия, одобрение… Праздник был способом открыто и уместно показать себя настоящим, чувствующим, открытым к другим. Когда детьми мы делали праздник, мы были искренними.
Не помню, чей именно это был день рождения и даже у кого дома мы его справляли, но началось все с фантов. Сначала мы отвечали на них — по очереди читали выученные в детском саду стихи. Мне показалось этого мало.
— А давайте покажем родителям танец, который в саду выучили! — предложил я Саше и Игорю.
— А давай! — согласились мальчишки.
Танец наш воспитатели именовали матросским, имея в виду «Яблочко», но пластика дошколят предполагала танцевальные фигуры исключительно образца пятка-носок-топ-топ-топ.
Песня «Эх, яблочко»
— А костюмы? — с сомнением протянул Сашка. — Костюмы‑то у нас в саду остались!
— У меня похожие штаны и дома есть! — сказал Игорь.
— А тебе мамин берет натянем, прям как бескозырка будет смотреться! — мою фантазию было не остановить.
Я в детском саду — во втором ряду четвертый справа
В детском саду. Я в третьем ряду второй слева рядом со Снегурочкой
Аккомпанировали мы себе сами, истошно вопя в три глотки:
— Ла-ла-лай, ла-ла-ла-ла-ла-лай!
Наш номер был еще не очень хорошо отрепетирован и слаженность движений хромала, но задора было хоть отбавляй. И мы были твердо уверены, что наш матросский танец прекрасен!
— Молодцы! Молодцы! — смеялись и хлопали, поощряя нас, наши родители.
Ясли-сад «Дельфиненок». Выпуск 7987 года. Последний год перед школой. Я в верхнем ряду пятый слева
Они были довольны. Хвалили и обнимали нас. Нам такой прием понравился. И начался в нашей жизни период, когда наша мальчуковая компания — Игорь, Саша и я — придумывала разные номера, чтобы концертировать перед родителями. Иногда к нам присоединялись Сережа — старший брат Саши, Ира — старшая сестра Игоря, и Виталик, мой двоюродный брат. Он был помладше на пару лет, но тянулся за нами, для него старшаками. Помню, как‑то раз я предложил:
— Давайте поставим спектакль, посвященный 23 Февраля!
— О! Классно! — поддержали идею ребята.
Каждый старался придумать что‑нибудь пооригинальнее, позабористее, чтобы перещеголять других. Так проявлялось в нас природное человеческое соперничество. И конечно, в этих постановках находило отражение то, что мы видели в окружающей нас жизни. В выходной день, когда все родители дома, мы говорили:
— Дорогие родители, у нас есть для вас концерт. Сегодня собираемся у Сулим.
Родители ставили стулья, усаживались, как будто в Доме культуры, и мы выступали для них.
Праздник — это способ разделить с близкими радость. Это не только про выпить и поесть, это прожить вместе эмоции, наполниться чем‑то хорошим и светлым, почувствовать поддержку. И сейчас мы в семье празднуем события, и это тоже важная часть жизни. На страницах этой книги вы прочитаете про самый прибыльный год моей компании по организации частных мероприятий. И удивительно, но это был второй год пандемии! По планете шел вирус, стастика по летальным исходам росла, но люди хотели праздновать жизнь здесь и сейчас. Когда, если не теперь, жениться, радоваться, находить что‑то светлое? Они соскучились по этой части бытия, по событиям. Потому что праздник — это важная часть жизни.
Становясь старше, мы уже не удовлетворялись повтором выученных детсадовских сценок и танцев. Мы сами принимали решение, какие номера приготовить. Сами придумывали и выступления, и костюмы. Сами изготавливали их из подручных материалов. Ко Дню космонавтики мы готовили космическую песню и наряжались в скафандры. К 7 Ноября изображали всадников на конях и с шашками. Я, конечно, был Мальчишом-Кибальчишом.
Одним из самых запомнившихся моих образов был робот. Я надевал на голову одну картонную коробку, вторую — на попу. Коробки, кстати, пришлось стащить из молочного магазина (тара была оборотной, и такие коробки стоили по 60 копеек). Сам рисовал техно-глаза и был очень современным танцующим роботом. Вдохновила меня на этот номер композиция группы Kraftwerk “The Robots”, которую впервые я услышал в фонотеке семьи Сулим. Электронная музыка и неживые голоса, произносящие “We are the robots” — мне слышалось: «Мы все роботы», — обусловливали отрывистые, как бы механические движения.
Kraftwerk — “The Robots”
Вспоминая эти представления, я думаю: до чего же мы были любимы нашими родителями! Сколько нужно терпения, чтобы в течение пяти минут смотреть на неумелые, практически бессмысленные движения ребенка, потом хлопать и хвалить его! Дорогие мои родители, спасибо вам за это! Спасибо за вдохновляющие любовь и терпение! Без этого я бы не вырос таким уверенным в себе.
Игорь Никерин тоже делал какой‑то свой номер. У Саши фантазии было поменьше, но он подхватывал наши начинания и участвовал в концерте на равных. Потом мы почувствовали, что выступать в квартирах нам уже тесно. И творческое объединение мастеров эстрады третьего этажа вышло на международную сцену — наш концерт был перемещен на улицу, к входу в подъезд.
Подъезды в нашем хрущевском доме были с крылечками перед входной дверью. И это место подходило на роль подмостков самым замечательным образом. Само крыльцо приподнималось над уровнем земли на несколько ступенек. Козырек над ним опирался на две колонны, обозначая границы сцены. Перед ступеньками было достаточно места, чтобы расставить стулья для публики. А подъездная дверь исполняла роль кулис.
На такие концерты мы уже звали соседей. Обыкновенно в тихие летние вечера все дворовые бабушки сидели около подъездов, судача о своих и соседских делах. Мы давно были знакомы со всеми соседками и звали их на наши концерты, и они знали нас и потому приходили. В этом было что‑то уютное, семейное…
Втроем мы ходили по двору маленьким парадом и объявляли:
— Сегодня вечером у подъезда номер два состоится концерт. Просьба приходить со своими стульями.
И к нам приходили бабушки со своими табуретками. Они были довольны развлечением, а мы — счастливы от проявленного к нам внимания. Воодушевление и радость от обмена положительными эмоциями заряжали и нас, и старшее поколение.
В то лето обстановка в нашем дворе сложилась очень творческая. Девчонки, выгуливавшие кукол рядом с песочницей и видевшие наш концерт, тоже решили попробовать себя. Они не только пели и плясали вместе с нами, но и проявили выдумку: натянули между колоннами скатерть, сами прятались за ней и показывали сценки, используя свои обыкновенные игрушки. Почти настоящий кукольный театр получался.
Это я до школы, примерно таким я пошел со старшими пацанами на речку
Отношение к нашим занятиям у всех соседей было очень уважительное.
— Вот какие хорошие у нас дети! — гордились нами взрослые.
Если кому‑то надо было выйти из подъезда во время концерта, человек не прорывался с руганью на улицу, а терпеливо дожидался окончания номера. Пришедшие с работы домой зачастую присоединялись к публике. Никто не кричал, не ругал нас за перекрытый вход, наоборот, хвалили.
— Детишки подготовились, какие молодцы! — говорили соседи с одобрением. — Вот у нас какие дети растут! Какие умнички!
Уже тогда я проявлял свои режиссерские и лидерские способности. Правда, я еще не знал тогда, что это так называется. Но по максимуму участвовал во всех номерах. Подавал идеи для новых номеров, подначивал ребят. Сам ставил все номера и устанавливал концертную очередность. Мог ли я тогда представить, что буду заниматься этим профессионально? Что сделаю организацию праздников и выступлений делом своей жизни?
Хорошая летняя погода предполагает долгое времяпрепровождение на свежем воздухе. Мы, дети, бегали по двору целыми днями, заскакивая домой попить водички или пообедать.
Однажды — мне было лет семь — я бегал по двору с другими ребятами. День был ясный, жаркий, и мальчишки постарше предложили:
— Ребят, а пошли на речку купаться!
— Пошли, — поддержали все.
А среди них был Сережа Зуев и Сережа Сулим, старший брат Сашки. А мы же с Сашкой закадычные друзья — куда он, туда и я. Мне не хотелось отставать от компании. Тем более что ощущал‑то я себя вполне взрослым и самостоятельным. Понятное дело, я пошел на речку со старшими.
От нашего двора до места, где можно окунуться, примерно пять километров. Для детских ножек это вполне серьезное расстояние, мы целый час шли пешком и очень устали. Отдохнули на берегу, искупались в прохладной воде и, проголодавшись, направили свои стопы к дому. Я со всей веселой ватагой потихоньку поднялся по косогору от речки наверх, к домам и к улице.
И тут я увидел маму. Она полубежала мне навстречу — от соседей во дворе узнала, с кем и куда я ушел. Дыхание ее совсем сбилось, потная, с серым от страха за меня лицом. Когда она меня увидела, то остановилась.
В руке у нее подрагивал длинный тонкий прут. Отправляясь на поиски меня в сторону речки, мама заранее отломила его от какого‑то дерева в нашем дворе и всю дорогу несла с собой.
— Ах ты ж, твою дивизию, Димка! Ах ты ж, едрить твою за ногу, чего удумал! Как ты посмел без спросу пойти со старшаками! А ну марш домой, ёшкин кот! — приговаривала моя мама и нахлестывала этим прутиком мою ставшую внезапно такой ценной пятую точку.
— А-а-а-а! — орал я. — Я не нарочно! Я больше так не буду!
ВИА «Синяя птица» — «Клен»
И вот, исполняя каждый свою партию, этаким дуэтом мы и вернулись домой. Всю дорогу мама нахлестывала меня. А я, позабыв про усталость, бежал впереди и подпрыгивал, не очень ловко уворачиваясь от грозного прутика.
А через пару месяцев моя детская жизнь изменилась.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Из пустого в Городжего» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других