Библия – основа знаний

Дмитрий Вячеславович Клейменов

Книга для тех, кто хочет понять, какой смысл несут в себе Ветхий и Новый Заветы. Также подробно рассматривается Коран. Она была представлена различным специалистам в области религии, многим священнослужителям. При изучении Библии становится понятно – там все очень последовательно и понятно сказано о Боге, человеке, смысле жизни и что есть истина. Отличие книги от других в том, что ответ на какой-либо вопрос подтверждается всеми текстами Библии и Корана, также сам принцип определения истины.

Оглавление

Глава 4.

Единство Бога в ипостасях

Библия — самая важная книга, дошедшая до нас, которая на все времена и в неизмененном виде всегда будет наставлять человека. Доступная в настоящее время, являясь твердым основанием христианства, абсолютной истины, данной Богом, что бы мы ни придумывали, ни искажали историю и причины всего. Людям дана возможность осознать и разобраться в вечных вопросах, опираясь не на вымышленные теории и предположения, а имея знания о себе, понимая человеческую природу, исходя из сказанного — человек сотворен по образу и подобию Божию. Опираясь на достижения в естественных науках, отталкиваясь от здравого смысла, который не зависит от объективности знаний какого-либо исторического периода, мы постараемся еще раз понять Святые Писания. Ветхий Завет практически полностью соответствует основополагающему Слову Божию в иудаизме — Торе. Она у Израиля в целом отличается от Ветхого Завета не текстом, а количеством книг и смыслом в толковании. Книги Ветхого Завета делятся на канонические и неканонические, все они написаны до Рождества Христова, но канонические более ранние. Израиль не признает книги, не вошедшие в Тору, то есть неканонические, считая их апокрифами (недостоверными). Например, 1, 2, 3, Маккавейские книги, которые не принимаются Израилем, в некотором смысле более патриотичны, рассказывают о мужестве и победах малой части Израиля, частью двух его колен, в борьбе за свободу своего народа, зачастую без явного видения Бога. В них же, в книгах, не вошедших в Тору, более отчетливо прослеживается смысл существования вечной жизни, который во времена древнего Израиля принимался далеко не всеми, было разделение, где большая часть образованного населения, саддукеи, не признавали существование жизни после смерти, тогда как фарисеи не сомневались в загробной жизни. В Пятикнижии видим неопределенность существования жизни после смерти. Необходимо отметить — непонимание в вопросах о вечности было неслучайным у иудеев, и христианство принесло окончательный ответ в этом вопросе. В канонических, а также неканонических книгах отчетливо указывается на приход Мессии, Сына Божия Иисуса Христа. В Израиле, помимо письменной Торы, существуют устные предания, переходившие ранее в устной форме среди священнослужителей, затем устная Тора стала достоянием всего народа, и позже ее изложили в Мишне, затем — в Талмуде. Они имеют значение только для людей, исповедующих иудаизм. Устные предания Мишна, Талмуд — это неотъемлемая важная часть у евреев, в познании тонкостей своей веры, которые впоследствии дополнялись мудрецами Израиля на протяжении тысячелетий, в основном исходя из обстоятельств в жизни общества. Это большое количество книг, суть которых в пояснении законов, данных Богом народу для правильного их исполнения, в том числе новые законы от мудрецов, написанные позже, но которых должен держаться Израиль, по их мнению, это исходит от Бога. Письменная Тора — Святые Писания, являются основой иудаизма и принимаются христианством как дошедшие до нас в изначальном виде. Хотелось бы заметить несостоятельность утверждений о измененных текстах Библии, и, не углубляясь в этот вопрос, о котором много сказано, обратим внимание пока на одно обстоятельство — тексты Святых Писаний рассказывают историю падения Израиля и милосердие к ним Бога, несмотря на постоянную неверность народа, отступление от Него. Изменяя тексты Писаний, в первую очередь были бы исправлены повествования об отступничестве, как можно меньше говорилось бы о поражениях и падении, но в своем избрании Израиль не позволял себе обмана в текстах, они Господом данные, подтвержденные историческими фактами о трагедиях общества, принимаются ими как уроки, ожидают прихода Миссии и царства на Земле. В Писаниях Ветхого и Нового Заветов необходимо обратить внимание на очень важный факт, прослеживающийся на каждой странице, — единство во множестве. Об ипостасях Бога в полной мере открыто в Новом Завете, но и в Ветхом Завете можно увидеть тексты, из которых это понимается. Бог в трех лицах является Единым Богом, а знание, что человек сотворен по его образу и подобию, также открывает нам некоторое понимание о Господе. Божественное слово в Ветхом Завете, из которого понимаем о Единстве Бога в Ипостасях: [1] Быт1, 2 «В начале сотворил Бог небо и Землю. Земля же была безвидна и пуста, и Дух Божий носился над водой»; 1 Быт 26, 27 «И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»; 2 Пс 11, 12 «Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все уповающие на Него»; 109 Пс 1 «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Мудрость (Премудрость) в Писаниях мы часто видим, как бы самостоятельное знание, пришедшее людям, которое вполне можно понимать за ипостась Единого Бога. Мудрость человека перед Господом, как понимается из Писаний, — это надежда на Бога и благодарение Ему. 11 Притч 2 «Придет гордость; придет и посрамление; но со смиренными — мудрость», 1 Притч 7 «Начало мудрости — страх Господень…»; 1 Притч 4—7 «В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды. Человеколюбивый дух — премудрость, но не оставит безнаказанным богохульствующего устами, потому что Бог есть свидетель внутренних чувств его и истинный зритель сердца его, и слышатель языка его. Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлюющий, знает всякое слово»; 21 Сир 1—5 «Премудрость прославит себя и среди народа своего будет восхвалена. В церкви Всевышнего она откроет уста свои, и перед воинством Его будет прославлять себя: „Я вышла из уст Всевышнего и подобно облаку покрыла Землю; я поставила скинию на высоте, и престол мой — в столпе облачном“». Остальные тексты из Ветхого Завета: 1 Быт 1, 2; 1 Быт 26, 27; 3 Быт 22; 6 Быт 1—4; 11 Быт 6—7; 18 Быт; 19 Быт 15—24; 23 Исх 20—22; 33 Исх 18—23; 11 Числ 16, 17, 25; 27 Числ 18; 6 Суд 12—24, 34; 13 Суд 24, 25; 11 1 Цар 6; 16 1 Цар 12—14; 15 2 Пар 1, 2; 20 2 Пар 14; 9 Неем 20, 30; 33 Иов 3, 4; 2 Пс; 32 Пс 4—6; 44 Пс; 50 Пс 12—15; 81 Пс 8 «Восстань (в славянском переводе „Воскресни“), Боже, суди Землю, ибо Ты наследуешь все народы»; 109 Пс; 138 Пс 7—10; 142 Пс 9, 10; 3 Прит 13—20; 4 Прит 5—9; 8 Прит; 9 Прит; 11 Прит 2; 15 Притч; 1 Прем; 6 Прем; 7 Прем; 8 Прем; 9 Прем; 10 Прем; 11 Прем; 12 Прем; 14 Прем 5; 18 Прем 14—16; 1 Сир; 4 Сир 12—22; 6 Сир 18—34; 14 Сир 21—27; 15 Сир; 18 Сир 28; 24 Сир; 25 Сир 1—5; 39 Сир 1—8; 42 Сир 18—22; 43 Сир 36; 45 Сир 3; 49 Сир 10; 51 Сир 14; 3 Ис 8; 5 Ис 1; 6 Ис 1—8; 7 Ис 14—16; 9 Ис 1—8; 11 Ис 1—9; 28 Ис 16—22; 30 Ис 27, 28; 32 Ис 1—5, 15; 34 Ис 16, 17; 35 Ис 1—3; 40 Ис 5, 13; 42 Ис 1—6; 44 Ис 3; 48 Ис 15, 16; 49 Ис 8—12; 50 Ис 3—11; 51 Ис 4, 5, 9, 10; 52 Ис 14, 15; 53 Ис; 55 Ис 10, 11; 59 Ис 15—21; 60 Ис 1, 2, 7; 61 Ис 1—3; 62 Ис 8, 11, 12; 63 Ис; 66 Ис 18, 19; 1 Иер 12; 14 Иер 21; 23 Иер 5, 6; 33 Иер 14—18; 3 Вар 8—38; 1 Иез; 2 Иез; 3 Иез; 8 Иез 4; 9 Иез 3, 4; 10 Иез; 11 Иез; 21 Иез 27; 36 Иез 16, 27; 37 Иез 12—14; 39 Иез 21, 29; 43 Иез 1—7; 44 Иез 4; 3 Дан 52—55; 4 Дан 4—6, 10—15; 5 Дан 11, 14; 7 Дан 9, 10, 13, 14; 9 Дан 23—26; 2 Иоил 27—29; 2 Мих 7; 3 Мих 8; 5 Мих 1—9; 2 Авак 14; 3 Авак 3; 3 Авак 3; 2 Агей6, 7; 2 Зах 7—13; 3 Зах 8—10; 4 Зах 6—9; 6 Зах 8—13; 7 Зах 12; 9 Зах 9—10; 11 Зах 10—13; 12 Зах 8—14; 14 Зах 9; 3 Мал 1—4; 4 Мал; 2 2 Мак 8; 2 3 Мак 13; 2 3 Езд 33—48; 3 3 Езд 19; 6 3 Езд 39, 40; 7 3 Езд 28, 29; 8 3 Езд 17, 18; 12 3 Езд 31—35; 13 3 Езд 25—52; 14 3 Езд 9.

Часто мы видим обращение к Иисусу Христу как к Богу с самого начала, ученики или другие люди, пришедшие к Нему за помощью, называют Его Господом. Так написано, соответственно, именно так и происходило. То есть на тот момент, когда кто-либо обращался к Нему со словом «Господи» — в этот миг человек видел в Нем человека не от мира сего, Сына Божия, способного совершать невозможное. Впоследствии от того, что непросто понять и удержать в себе истину, это понимание уходило, но от Апостолов о событиях и сказанном тогда мы имеем возможность узнать через написанное 14 Мф «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего…»; 26 Мф 22 «Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?»; 9 Мк 24 «И тот час отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» и т. д. Также Господь Иисус Христос был в полной мере и человеком, принимая страдания в уничижении и крестной смерти, умирая за наши грехи по Собственной воле, Он как бы не Сам соизмерял испытания, а Бог Отец допустил этому исполниться, чтобы искупить всех людей. Эти сверхстрадания Господа, снизошедшего к нам, настолько велики, что стали искупительными каждому, рождающемуся на Земле. И степень этих страданий мог определить только Бог Отец, которому Бог Сын оставил исполнение задуманного о Себе, воплотившись в ограниченной человеческой природе, в полной мере сопереживая и страдая, борясь с искушениями, став человеком, но без греха, оставаясь Богом. Тексты Святых Писаний открывают все, что мы способны осознать, о смысле жизни на Земле, где Новый Завет принес единственно правильное понимание Ветхого Завета, когда Бог говорит о Себе, исходя из пределов понимания человеком. Необходимо также отметить — для утверждения истины, Бог открывает правду в откровении и пророчествах не только праведникам и исповедующим истинную веру. Так в Ветхом Завете: 22 Чис 7—13 «И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские… и пришли к Валааму… и пришел Бог к Валааму… и сказал Бог Валааму: не ходи с ними, не проклинай народа сего …пойдите в Землю вашу, ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами»; 19 1 Цар 24 «И снял он одежды свои, и пророчествовал пред Самуилом;…поэтому говорят: „неужели и Саул в пророках“». Также:28 1 Цар 4—25 и т. д. Новый Завет: 2 Мф 1—12 «…пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский?.. пришли поклониться ему… И получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» и т. д. В Библии есть множество текстов о добром в людях другой веры и милости к ним Бога (см. §1 Главы 9). Это подтверждает, что и среди различных народов Господь наделяет людей необычными способностями из их числа. Также в Коране какие-то тексты можно понимать как подтверждение Святых Писаний Библии.

О Коране подробно будет рассказано в последней части, но в контексте определенной темы будут приведены цитаты из текста. Переводов Корана на русский язык большое количество, здесь будем опираться на перевод Гордия Семеновича Саблукова (1803—1880) — русского востоковеда, профессора Казанской духовной академии, исследователя ислама, автора первого опубликованного перевода с арабского. В скобках нумерация айатов от Г. С. Саблукова, а рядом та, которую используют все или почти все переводчики после И. Ю. Крачковского. Возвращаясь к вопросу понимания об Ипостасях (Триединство) Господа нужно отметить, что и в Коране есть указание на это, хотя в исламе не принимается такое утверждение. Первое — когда Аллах говорит о Себе «Мы», но также «Я», это видим во всех переводах: Сура 2:33, 2:34 (2:31, 2:32) «Он сказал: Адам, возвести им имена их!.. И вот Мы сказали Ангелам: поклонитесь Адаму, и они поклонились, кроме Ивлиса; он отказался…»; Сура 2:38 (2:36) «Мы сказали: низвергнитесь из него вполне такими, какими вы ныне; некогда придет к вам от Меня руководство…» и т. д. Это нельзя понимать как признание многобожия, потому что в Коране на протяжении всех текстов обличается такое явление среди других народов. Также о Святом Духе: Сура 2:253 (2:259) «…и укрепили его Духом Святым…» (мусульмане считают, что это архангел Гавриил); Сура 5:110 (5:109) «…Я укрепил тебя Духом Святым…»; Сура 16:2 «…ниспосылает с ангелами духа (рух)…» Слово «рух» переводится и как «дух», такого мнения придерживался переводчик Корана И. Ю. Крачковский, другие считают, что это «откровение». Святой Дух — как ипостась Бога не принимается. Остальные тексты о Духе Святом: 2:102 (16:104) (сказано «…Дух Святый от Господа твоего…»); Сура 19:17 (сказано «…послали Мы к ней Духа Нашего…»); Сура 32:9 (32:8) («…и вдохнул в него от Духа Своего…»); Сура 38:72 (сказано «…и вдохну в него от Моего Духа…»).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я