Кашкуль света. Пояснение суфийских терминов

Джавад Нурбахш, 2018

В книге собраны высказывания выдающихся наставников Пути, служащие ключом к пониманию основных понятий и аспектов суфизма. Составитель этой подборки – Джавад Нурбахш, глава суфийского братства ниматуллахи с 1953 по 2008 годы, видный суфийский поэт и мыслитель, автор более чем тридцати книг о суфизме. Он сопроводил цитаты своими комментариями. Книга может быть интересна специалистам в области религии, психологии и мистических традиций, а также тем, кто следует пути духовного развития. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Суфии о суфизме

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кашкуль света. Пояснение суфийских терминов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Этика суфиев

(ахлак-и суфийан)

Автор: Этика суфиев заключатся в том, чтобы не чувствовать себя обиженным и не обижать, а вместо этого служить Божьим созданиям и проявлять к ним доброту, дабы снискать Его довольство. Тот, кто чувствует себя обиженным или причиняет обиду, все еще является кем-то, тогда как суфий является никем — в том смысле, что его свойства и качества исчезли в Боге.

Рассказывают, что как-то ночью Байазида видели выходящим с кладбища. Некий юноша из благородной семьи Бастама играл на лютне. Когда он приблизился к шейху, тот произнес: «Нет силы и власти, кроме Бога». Не разобрав сказанное, юноша обрушил свою лютню на голову Байазида, разбив инструмент вдребезги! Шейх, ничего не сказав, вернулся в ханаку, а утром отправил к тому юноше своего ученика, велев возместить стоимость лютни и отнести поднос халвы. Шейх велел ученику сказать молодому человеку: «Байазид просит тебя покорно его простить за то, что твоя лютня пострадала от его головы. Пожалуйста, прими эти деньги и купи новый инструмент, а также отведай халвы, чтобы гнев и горечь утраты покинули твое сердце».

Когда юноша услышал это, он отправился к Байазиду и упал к его ногам, рыдая от раскаяния. Так же поступили и некоторые другие молодые люди, привлеченные утонченностью и благородством поведения шейха. (TA 171)

Я слышал, что на рассвете праздничного дня

Байазид вышел из бани в тот момент,

Когда кто-то высыпал золу прямо над выходом,

Не зная, что он был внизу.

В экстазе Байазид начал тереть руками тюрбан и волосы,

Затем с благодарностью растер золу по лицу со словами:

«О нафс, я гожусь для огня,

Раз мое лицо ссохлось от одной крупицы золы!»

Саади

Мы храним постоянство, приемля все порицания, и полны радости,

Ибо ощущать обиду на нашем Пути — это неверие.

Хафиз

Абу Абдалла Хафиф однажды поссорился с шейхом Мусой Имраном Джируфти и написал ему такое письмо: «У меня тысяча учеников в Ширазе, и если я скажу каждому из них принести мне тысячу динаров, то получу их еще до рассвета». Муса Имран ответил ему следующим образом: «У меня тысяча врагов в Джируфте, и если бы они схватили меня, то немедля предали бы смерти! Тогда кто из нас настоящий суфий, ты или я?» (TSA 539)

Шейх Абу Талиб Хазрадж был наставником Абу Абдалла Хафифа из Шираза, который сказал о нем так: «Когда я служил Абу Талибу, он страдал от сильной желудочной болезни, так что кровь шла у него изо рта. Поставив перед ним чашу, я ушел. Затем Абу Талиб прокричал: «Ширази!», но я его не слышал. Он снова закричал: «Ширази, будь ты проклят!», и на этот раз я поспешил к нему и протянул чашу».

Али Дайлами спросил Абу Абдалла Хафифа: «Как ты воспринял от него это проклятье?» Абу Абдалла ответил: «Как будто бы он говорил: „Да благословит тебя Бог!“» (TSA 547)

Джунайд сказал: «Суфии не отделяют себя от Господа ради того, чтобы познать Его, ибо для них приемлемо только единение». (KAM V 196)

Когда Тирмизи вернулся из путешествия в Мекку, он обнаружил, что в его доме, двери которого не запирались, ощенилась собака. Шейх не хотел выгонять ее с щенками на улицу. Он входил и выходил восемьдесят раз, пока собака сама не вынесла своих щенков наружу. (Т? 527)

Абу Бакр Варрак: Когда ты сидишь рядом с мусульманином, не отгоняй от себя мух. Ведь тогда ты отпугнешь их, и они будут садиться на него. (TSA 611)

Ансари: Однажды Шах Шуджа Кирмани сидел в мечети среди неглупых людей. Вдруг какой-то бедняк встал и попросил немного хлеба, но никто не откликнулся на его просьбу. Шах обратился к собравшимся: «Кто купит заслуги пятидесяти паломничеств в Мекку в обмен на хлеб для этого бедняка?»

Рядом с ним сидел правовед, который, услышав это, спросил: «Шейх, ты насмехаешься над шариатом?» Шах ответил: «Нет, я никогда не смотрел на себя или на других и никогда ничего не оценивал, поэтому как я могу назначить цену своим поступкам?» (TSA 237)

Однажды, когда Ансари сидел с последователями Хамида в лавке в г. Мерве, мимо проходил водонос и налил ему воды. Долгое время Ансари держал воду в сложенных пригоршней ладонях, пока водонос не спросил: «Шейх, почему вы не пьете?» «Воду пьет муха, и я жду пока она вволю напьется, поскольку друзья Бога не потребляют ничего, если для этого нужно побеспокоить других», — ответил Ансари. (TSA 625)

Рассказывают, что Байазид, возвращаясь из Мекки в Бастам, зашел по пути в Хамадан и купил немного семян, привязав сверток с ними к своей накидке. Приехав в Бастам и развернув сверток, он увидел в нем несколько муравьев и воскликнул: «Я побеспокоил их и заставил покинуть свой дом!» С этими словами он поднялся и отнес муравьев обратно в Хамадан. Если человек не относится к Божественному повелению настолько бескомпромиссно, он не сумеет выразить сострадание к Божьим созданиям в той же степени. (TA 164)

Хамдун Кассар: Держись общества суфиев, поскольку они прощают низость и в их кругу великодушию не угрожает опасность того, что тебя будут высоко ценить за это великодушие и тем самым ввергнут в заблуждение. (TA 403)

Джунайд: Суфии — это те, кто неколебимо пребывают с Богом. Они не знают ничего, кроме Него. (TA 446)

Сахл ибн Ибрахим: Однажды, путешествуя с Ибрахимом Адхамом, я заболел. Он потратил на меня все, что имел. Я попросил его о чем-то, и он продал своего осла, а полученные деньги потратил на меня. Поправившись, я спросил его: «Где же осел?» «Я продал его», — ответил Адхам. Я спросил: «На чем мне тогда ехать?» «Садись на мои плечи, брат!», — был ответ. Три дня он нес меня на своих плечах. (RQ 26)

Однажды к Хатиму Ассаму подошла женщина, намереваясь его о чем-то спросить. Однако, начав говорить, она вдруг громко пустила ветры и застыла в смущении и замешательстве. Когда Хатим заговорил, он притворился глухим и сказал ей: «Говори громче!» Женщина обрадовалась, а позже стала рассказывать всем, что Хатим не слышит. Так за ним закрепилось прозвище «глухой» («ассам»). (RQ 42)

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кашкуль света. Пояснение суфийских терминов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я