Хозяин тайги. Рассказы

Денис Валерьевич Соболев

Эта книга для тех, кто никогда не бывал в тайге и тех, кто исходил ее вдоль и поперек. Для детей и подростков, для убеленных сединами опытных лесовиков и мечтающих о тайге пленников душных офисов. Для тех, кто при слове «Тайга» чувствует свет.Эта книга о тех, кто живет в тайге и тайгой – прямых и честных, решительных и трудолюбивых. настоящих.Эта книга о жизни по мудрым таежным законам…

Коккёль. Голубое озеро

Впервые я услышал об этом чудесном озере от моего друга Миши, когда в очередной раз приехал к нему в гости в далекий Улаган. От Новосибирска до Улагана почти 900 км в горы, в сторону Монголии. Прекрасные места! Горы поросли тайгой, очень малолюдно. Местные алтайцы говорят, что волков в этих местах больше, чем людей. До сих пор проблема волков стоит настолько остро, что местные власти платят по 6.000 рублей за каждого добытого волка. И не удивительно. Я был свидетелем ситуации, когда волки загнали косулю на стадион Улагана и съели ее там средь бела дня.

Ну да история не об этом. В тот раз я приехал к Мише зимой, в январе. Стояли трескучие морозы, за 50. Но в горах сухо, и мороз переносится легче, чем у нас на равнине (Улаган расположен на высоте 1700 м над морем). Дорога в Улаган обычно занимает у меня 14 часов. Первые 600 км ничем особенным не отличаются. Но после Семинского перевала начинается сказка. Крутобокие горы по обеим сторонам от идеально ровной трассы, реки то с одной стороны дороги, то с другой. Урсул, Катунь, Чуя… даже названия звучат как-то необычно.

После баньки сели мы пить горячий чай. И Миша рассказал, что недалеко от Улагана есть удивительной красоты озеро с названием Коккёль, что с алтайского переводится как Голубое озеро. И предложил нам летом туда добраться. Я конечно же согласился. И вот прошла тягучая зима, пролетела стремительная звонкая весна и пришло лето: терпкое, знойное, пахнущее в горах богатейшим разнотравьем. Пришла пора собираться на Коккёль. Походный опыт у меня богатый, так что со сборами проблем не возникло. Добрались до Улагана как обычно. После Семина не отрываясь смотрел по сторонам, наслаждался видами. Не зря же Чуйский тракт признали одной из самых красивых автотрасс мира. В Улагане короткий передых, загрузили хабар в прицеп и поехали. Ехали на УАЗе 469, который в горах просто незаменим. 70 км до места перегрузки хабара на коней мы ехали 3,5 часа.

Основной груз мы разместили в арчемаки (большущие седельные сумки из коровьей кожи), но снасти оставили себе. Нам предстояло подниматься в гору по пешей тропе отдельно от коней. Кони с проводником пошли по конной тропе, что длиннее пешей. И начался подъем. Кто ходил по горам, тот знает, что главное — держать темп. Идти размеренно, без спешки, не пить в пути много жидкости.

Так мы и шли. Шли 6 часов в гору. По тропе, которая временами поднималась вверху под немыслимым углом, мы карабкались в гору. А вокруг — тайга. Но тайга в горах Улагана — удивительная. Чистая и прозрачная как парк, густой белый мох сплошным ковром покрывает землю, и ты проваливаешься в него по колено, как в пуховую перину. По пути пересекли в брод реку Улаганчик, которая берет начало из озера Коккёль и по которой назван весь район. В этой небольшой речушке много хариуса! Горный Алтай ближе к Монголии примечателен тем, что здесь почти нет комаров и прочей гнусной мошкары, нет клещей. Идти было не сказать чтобы очень легко, но без комаров шлось просто замечательно. Но на вершине перевала нас ждало удивительное открытие — горное болото. И вот здесь-то комары нас настигли. И отыгрались за всех своих родичей. Мы кое-как прорвались сквозь это гулкое облако и вышли на берег озера. Удивительной красоты картина открылась нашим глазам!

Густая дремучая тайга на нашем берегу и крутобокая гора со снежной шапкой на другом. С ледника стекает ручей, питающий озеро. Густой запах хвои и разнотравья, стрекот кузнечиков и кобылок и болье никаких звуков. Яркое солнце и ярко-голубая поверхность озера. Изредка где-то в небе тоскливо кричит коршун. Мы пошли по берегу, выбирая место для лагеря. И нашли чудесную полянку на самом берегу под разлапистыми кедрами. Первое, что мы сделали, сбросив рюкзаки — разулись и зашли в воду. Вода — ледяная! 4 градуса всего. Брррр! Но какое же наслаждение!

Минут 15 отдышались, развели костерок и поставили чай, зачерпнув воды прямо из озера. Вода — кристальная, в глубину видно на пару метров. Попив чаю, решили начать рыбалку. Кони с поклажей еще не дошли до лагеря, и времени терять не стали) Первый заброс, поклевка и на берегу ворочается неведомая рыба. Тело вытянутое, без чешуи, но по строению чем-то похожа на судака. Я спросил у Миши, что это за зверь. Оказалось, это осман, или горный елец. Удивительный беззубый хищник. И пошла рыбалка — осман клевал как заведенный. Стало даже немного скучно — рыба на каждом забросе. Через час прибыли и кони с поклажей, мы занялись постановкой лагеря: палатки, баня, отхожее место. И вот тут нас ждал сюрприз: отойдя от лагеря метров на 30, я увидел свежий медвежий помет. Это означало, что мишка где-то рядом с нами и точно придет в гости на запах пищи ночью, когда мы будем спать. Допускать этого было нельзя. Я сообщил о находке своим друзьям. В результате проводники на конях отправились на охоту, и часа через 3 привезли нам части медвежьей туши. основное мясо и шкуру они увезли на стоящую поблизости летнюю стоянку (о ней я расскажу дальше).

И вот мы уже варим медвежатину в ведре на костре в горах возле Монголии) Удивительное приключение. Медвежатина — очень вкусное мясо. Но медведь болеет очень опасными для человека болезнями, поэтому лучше перед употреблением сдать его мясо для исследований. Так за делами пролетел остаток дня и опустилась ночь. В горах ночь наступает стремительно. Только солнце спряталось за гору — и все, ночь, никаких тебе сумерек. Мы наварили чаю из собранной вокруг костра травы (курильский чай, брусничник, смородина, малина) и сидели вокруг костра. Смолистый кедровый сушняк горит жарко и быстро, выбрасывая в небо целые снопы искр. И почти нет дыма. Сидим, пьем чай, щуримся на огонь. Говорить не хочется. Да и переговорили уже все за день. Аромат чая смешивается с легким смоляным дымком. Вокруг — полнейшая тишина. И ощущаешь себя поневоле героем романов Джека Лондона, затерянным где-то на неосвоенной еще никем земле. Ощущение это усиливается еще и тем, что вокруг нет людей и до ближайшего поселения добираться и добираться. Утром я проснулся раньше всех, разжег теплившийся всю ночь костерок, подвесил котелок с водой и пошел к озеру умываться. Над водой повис тонкой кисеей туман. И тут я увидел на другом берегу марала. Он вышел к воде у впадения в озеро ручья, и пил, низко склонив голову. Я замер, завороженно глядя на эту невероятную картину, забыв о фотоаппарате и кажется не дыша. Но вот марал напился, поднял голову и принюхался. И увидел меня. Испуганно прянул было в сторону, но остановился, увидев, что я не шевелюсь. Мы смотрели друг на друга пару долгих мгновений, и тут в лагере кто-то заворочался в палатке, закашлял. И марал ушел. Величественно развернулся и мощными прыжками умчался в гору.

Я потрясенно постоял пару секунд, а затем быстро разделся и нырнул в воду. Она показалась мне такой теплой этим ранним утром. Солнце уже взошло над дальними горами и покрыло снеговую шапку на горе розовым светом. Пока я купался, солнце взошло выше, и вот уже вокруг стало светло, но все еще зябко. Выбравшись из воды, я растерся полотенцем и вприпрыжку побежал к костру. А там уже заварили чай. Какой же кайф утром на берегу пить чай с дымком. Вокруг — невероятная, фантастическая, первозданная красота! Примерно до полудня мы рыбачили, а затем занялись строительством коптильни — решили закоптить османа и угостить родных. Вкус у рыбы оказался необычный, но отменный. Единственное, уху из него варить не стоит — слишком костляв. А вот жареный и копченый он отменный. Коптильня выглядит так: на берегу выбираем участок с уклоном. Копаем канаву шириной и глубиной около 30см и длиной около 5м. Застилаем ее дерном, создавая своеобразный тоннель. В верхней части канавы устанавливаем конструкцию из жердей. Внутри устраиваем вешала для рыбы. Сверху накрываем полиэтиленом так, чтобы не было щелей. дальше в нижней части канавы копаем яму, в которой разводим костер. Дым от костра проходит по тоннелю, остывает и на выходе получаем рыбу холодного копчения.

А после обеда налетели тучи и началась гроза. Да какая! Она грохотала над самой водой. Каждый удар грома переворачивал все внутри, хотелось спрятаться куда-нибудь… Но вот гроза пролетела и ушла в сторону Чулышмана, и открылась красота. Капли дрожат на длинных иглах кедра как слезы на ресницах (уж такая ассоциация родилась), сверкают на траве россыпью алмазов, играют на солнце…

А вечером Миша позвал меня сходить с ним к соседям на летнюю стоянку. Идти около километра. И пока шли, Миша рассказал мне о том, что на эту стоянку местные алтайцы приходят раз в 3 года. Они пригоняют сюда скот на все лето и живут здесь всей семьей. Алтайская летняя стоянка — это пара аилов (6 и 8-угольные дома с конусной крышей). Внутри — земляной пол, очаг по центру и нары по стенам. В одном аиле живут все от мала до велика. Пришли, познакомились. Ну как познакомились, обитатели стоянки по-русски не говорили от слова совсем. Поэтому просто улыбались и кормили меняю По обычаю гостя нужно накормить, и они кормили. Пытались еще и напоить арачкой — самогоном на кислом молоке. Ужасный напиток, честно сказать. Я выпил граммов 100—150, и голова потом болела просто страшно. А вечером вся семья уселась вокруг костра на улице возле аила, и старый дедушка начал что-то рассказывать. Я не понимал ни слова, но странное ощущение причастности и понимания охватывало меня все сильнее. И возникло полное впечатление путешествия на машине времени. Лет эдак на 1000 назад. Фантастическое ощущение. Еще пару дней мы пробыли на озере Коккёль, ловили и коптили рыбу. С той поездки прошло уже 8 лет. Умер мой друг Миша, я не был в Улагане уже лет 5. Но я помню Мишу и его прекрасное Голубое озеро.