Хозяин тайги. Рассказы

Денис Валерьевич Соболев

Эта книга для тех, кто никогда не бывал в тайге и тех, кто исходил ее вдоль и поперек. Для детей и подростков, для убеленных сединами опытных лесовиков и мечтающих о тайге пленников душных офисов. Для тех, кто при слове «Тайга» чувствует свет.Эта книга о тех, кто живет в тайге и тайгой – прямых и честных, решительных и трудолюбивых. настоящих.Эта книга о жизни по мудрым таежным законам…

Охотничьими тропами

Слава об охотничьих угодьях севера Томской области уже давно ходит среди охотников и просто причастных, к коим отношусь и я. Здесь полно зверя и боровой дичи. Я сам многократно наблюдал здесь и глухарей, и косачей. А во время перехода на Крыме по Оби и Кети мы регулярно поднимаем большущие табунки утки. И крякаш, и чирки с нырками — здесь их очень много! А по осени, в ноябре, случается прекрасная охота на гуся.

Про медведей и лосей и говорить не приходится — они полновластные хозяева этих мест. И следы их пребывания можно встретить везде. А порой медведи и в деревню заходят, бедокурят и уходят. Из пушного зверя здесь в наличии соболь, белка, лиса, норка, бобер. В общем, для охотника настоящее раздолье. И как-то в сентябре решили мы поохотиться на боровую дичь. В очередной наш приезда взяли с собой ружья, патроны и заехали в тайгу. Там, в сердце тайги, стоит хорошее зимовье, добираться до которого нужно 30 км по реке. Глухомань. Вокруг сосны и мхи, кедровая грива неподалеку. Зимовье стоит на берегу, так что мы решили совместить охоту и рыбалку. Забросились в зимовье, сгрузили поклажу и пошли побродить по тайге, оглядеться и принюхаться к обстановке. По утрам легкий морозец прихватывает лужи, пощипывает пальцы. Иней сверкающим покрывалом укрывает траву и подлесок. Побродив по лесу, мы очень быстро насобирали белых грибов на жареху. Добрались до зимовья, расположились, растопили печь и принялись за готовку. В тайге темнеет достаточно быстро, но мы снабжены фонариками и керосиновой лампой. Лампа создает в бревенчатом зимовье какую-то особую атмосферу. благодаря ей ты вдруг понимаешь, что ты на охоте, в тайге.

Затеплили лампу и уселись ужинать. Картошка с белыми грибами — есть ли что-то вкуснее? После ужина улеглись спать, так как вставать нужно рано. Утро. Морозное, звонкое и очень солнечное. В тайге — тишина. Ни ветерка, ни шороха. Идем, поглядываем по сторонам, примечаем грибы, чтобы на обратном пути набрать. Минут через 10 перестали это делать — грибов просто море. Периодически останавливаемся и прислушиваемся, не пискнет ли где рябчик. У товарища с собой манок, и он регулярно манит. Вот и откликнулся рябчик, а отошли мы от зимовья всего метров на четыреста. Что значит коренная тайга. Остановились и подманиваем, спрятавшись за деревьями. И вот рябчик подлетел на верный выстрел. Свистнет и ждет, смешно склонив голову набок. Выстрел! Есть первый трофей.

Потом ходим еще пару часов без результата. отошли от зимовья уже километров на 5. Вышли на лесовозную дорогу и отправились в обратный путь, благо дорога шла в нужном нам направлении. И вдруг за поворотом метрах в 30 от нас видим глухаря! Он стоит на обочине в профиль, как на выставке. Не шевелится почти. Товарищ припадает на колено, целится и вдруг начинает шипеть сквозь зубы. Оказывается, в колиматоре села батарейка и точки нет. Товарищ решает стрелять без прицела. Выцеливает долго. Глухарь стоит словно по заказу. Выстрел! Мимо. Глухарь не улетает, он уходит в лес пешком, грузно перевалив через бровку. мы с товарищем опрометью кидаемся в ту сторону… и видим глухаря, который вылетает из леса метрах в 50 дальше по дороге, и снова стоит. Но теперь он уже глядит в нашу сторону. Мы аккуратно идем в его сторону, затаив дыхание и мечтая подойти на выстрел. Все же 100м для 12 калибра даже с контейнерной 5-кой — это много. Хотя бы 50, а лучше 40. Идем. Глухарь стоит. Подобрались на выстрел, примерно 50 м до глухаря. Как он красив! Огромный, по пояс мне, смоляно-черный. Гордая посадка головы, хвост веером… даже жалко стрелять в такую красоту. Но все же выстрел и… глухарь тяжело поднимается и улетает. Сначала он летит вдоль дороги, а затем сворачивает и исчезает среди сосен.

И хоть была возможность выстрелить в угон, но товарищ не стал этого делать. Просто проводил его взглядом. А на обратном пути мы добыли еще одного рябчика — вылетел прям на нас. Вечером нас ждал шулюм из рябчиков и грибная жареха. В зимовье мы прожили еще 3 дня, на вторые сутки к нам присоединились рыбаки из Томска, с которыми мы успешно порыбачили. Для себя решили, что приедем сюда еще раз поохотиться на утку и гуся.

Горная рыбалка в Улагане

Съездил с группой ответственных и не очень товарищей в такие далекие, но такие любимые Алтайские горы. И, как показала практика, не зря! Но обо всем по порядку… Помотавшись без малого неделю по Алтайскому краю, решили мы с моими друзьями съездить в далекий и прекрасный Улаган — на красоты поглядеть да и половить чего ни есть. До Улагана, как обычно, без приключений. Чайку с дороги (все ж отмахнули 800 с гаком за день), и в путь!

Погрузили свой нехитрый скарб в УАЗон и помчались навстречу приключениям. Обладая большущим опытом в поездках по тем местам, я приготовился к родео на пару-тройку часов, то бишь зафиксировался в УАЗике как новичок на рампе. А в это время мои ничего не подозревающие товарищи ошалело открыв рот любовались открывающимися панорамами, благо посмотреть в тех местах и правда есть на что!

Родео получилось настоящим, но длилось всего минут 40 — до места, куда я ехал впервые, оказалось всего 15 км. И вот мы прибыли на место. О, что это было за место! Прекрасное, первозданное горное озеро (всего их 7, вытянувшихся в цепь), вокруг крутобокие горы, заросшие тайгой, и НИКОГО! В общем, испытав все положенные в таких случаях восторги, принялись ставить лагерь. Я слинял первым, прихватив спиннинг и так и не забив положенные на мою долю колышки. Первый заброс — и на берегу оказывается килограммов 5…травы. Метнулся в лагерь, быстренько качнул верного Фрегата и на воду. Мои товарищи провожали меня не самыми приветливыми взглядами, но, понимая рыбацкую душу, не брюзжали.

Вышел на воду, а вокруг как в сказке. Рыба била везде и часто. Смачные шлепки раздавались со всех сторон, и я заподозрил неладное. Ехали мы в поисках форели и крупного османа. Но эти хищники не ведут себя так вызывающе! Настолько вызывающе, что мне захотелось ловить рыбу путем простого оглоушивания веслом. Но дотерпел, вышел на чистую воду. Первый заброс и…

В это время с берега уже доносились горестные стенания моих обездоленных друзей. Они корили меня за единоличность, но таки не смогли разбудить во мне мирно дремавшую совесть, ибо совесть настоящего рыбака не только в курсе, но и в доле. Удар, подсечка, неуверенное жужжание фрикциона, короткая борьба и в лодке оказалась первая щука. Щука?!!! Откуда на высоте 1700 над морем щука? В общем все мои мечты о крупной нежной жирной форели рухнули в бездонную щучью глотку. Я для вида расстроился, но тут же сделал следующий заброс. А в это время мои друзья, поняв всю тщетность своих стенаний, облачились в гидрокостюмы и погрузились в пучину прекрасного горного озера с романтичным названием Колдынкель. А я продолжал наслаждаться ловлей щуки, ибо щука в этом озере оказалась голодной, злой и абсолютно нескромной.

Я перепробовал кучу приманок, и каждая из них была встречена на ура еще на подлете. Но верх цинизма зубастые бестии продемонстрировали, когда стряхивал с блесны очередную порцию травы. В момент, когда последняя, самая упорная травинка, все же упала в воду, самая уважаемая щука в озере атаковала блесну в воздухе, выпрыгнув из воды на полметра. Вы когда-нибудь видели, как белые акулы едят котиков морских в далеких океанах? Так вот они дети по сравнению с улаганскими щуками! Кульбит, и щука падает в воду, разочарованно хлопнув хвостом по воде и обдав меня веером брызг. Ну я и не стал ее разочаровывать окончательно, а быстренько уронил блесну в воду и принялся играть ей как на зимней рыбалке. Эффект меня ошеломил! На моих глазах (а вода в озере нереально прозрачна!) сразу две щуки попытались лишить меня любимого БлюФокса! Успела, как обычно, самая нагла. И оказалась в лодке.

От увлекательной ловли меня отвлекли странные звуки, доносившиеся из-под воды. Как я узнал позже, это был счастливый смех моих друзей, абсолютно ошалевших от обилия щуки и ее доступности. Они даже не стреляли, а просто наслаждались, демонстрируя чудеса выдержки и благодушия. За 3 дня рыбалки в 3 палки нами поймано 110 щук, большая часть из которых перевалила за 2 кг. Часть отпущена, часть пошла в фонд поддержки доблестных стражей порядка, посетивших нас в один из дней в поисках пропавшего туриста, часть съедена. Рыбалка удалась на славу!