Хозяин тайги. Рассказы

Денис Валерьевич Соболев

Эта книга для тех, кто никогда не бывал в тайге и тех, кто исходил ее вдоль и поперек. Для детей и подростков, для убеленных сединами опытных лесовиков и мечтающих о тайге пленников душных офисов. Для тех, кто при слове «Тайга» чувствует свет.Эта книга о тех, кто живет в тайге и тайгой – прямых и честных, решительных и трудолюбивых. настоящих.Эта книга о жизни по мудрым таежным законам…

Небо под Белухой

Самое безумное лето в нашей жизни. Тогда мы могли все и делали все, о чем мечтали! В это лето я летал под Белухой…

Тогда, в 2008, мы совершили невозможное — провели первую за Уралом воздухоплавательную регату! Но об этом — в отдельном рассказе. В рамках подготовки к Регате мы всей командой аэростата (3 друга), отправились в никому из нас тогда еще неизвестную Усть-Коксу. Усть-Кокса — районный центр в Республике Алтай, расположенный в живописной Уймонской долине, раскинувшейся у подножья Белухи, или Кадын-Бажи, как зовут ее алтайцы. Той самой Уймонской долине, где Рерих искал и нашел Беловодье. Но тогда мы об этом еще не знали. Погрузились в ярко-красный Шевроле и рванули в неизвестность, навстречу приключениям. Расстояние от Новосибирска до Усть-Коксы — больше 850 км. Первые 600 км до Семинского первала — обычная трасса. А вот после Семина нас ждал сюрприз Буквально в 30 км от перевала дорога закончилась. И началась гравийка, укатанная гусеничными тракторами, полная ям и выбоин.

О, какая прекрасная это была дорога. Мы буквально стелились над ней на скорости 20 км в час, потому что быстрее стелиться было нереально. Но это нас не спасло — мы пробили колесо. Когда меняли колесо, увидели, что и шланг топливопровода тоже поврежден, и бензин вытекает на дорогу. В общем, пришлось повозиться. Ну ничего, пережили этот момент. Благо, гравийка закончилась и началася асфальт. Вот тут-то мы и оторвались, разогнались до 60.

Долго ли, коротко ли, но мы доехали до перевала Громотуха. Он прекрасен! Справа от дороги — высоченный обрыв, и внизу, на глубине метров 500 бурлит и кипит Кокса (или Кок-Суу, Голубая река в переводе с алтайского). Красота невообразимая! Тайга, горы и голубая река. Сам же перевал — очень крутой короткий серпантин с поворотам далеко за 100 градусов. Внизу находится родничок с очень вкусной, ледяной до ломоты в зубах, водой. Но вот и Громотуха пройдена, и мы въехали в Уймонскую долину. Был уже вечер, сумерки мягким покрывалом опускались на долину, размывая очертания окрестных гор. Слышалось мычание коров, собаки лаяли, где-то прокричал петух… Пастораль. Мы поехали искать место для ночлега. С собой была палатка, так что никаких переживаний мы не испытывали. Просто проскочили Усть-Коксу и поехали на берег Катуни, выбирать подходящую полянку. Довольно быстро нашли, берега здесь у Катуни ровные. Поставили палатку, распалили костерок, подвесили котелок… обычная походная суета.

Много было таких ночевок на берегах, но тут было что-то необычное. И я никак не мог понять, что. Сел, прислушался и понял. Катунь в этом месте широка и не очень быстра, говорлива. Серебристые колокольчики ее разбивающихся на перекатах струй поют тебе колыбельную, зовут за собой. Мы быстро перекусили и пили чай, слушая Катунь и планируя завтрашний день. И тут из темноты к костру шагнули два молодых парня, явно не местных. Один с гитарой, второй нес рюкзак. Они приветливо поздоровались и попросились к костру. Места у костра нам никогда не было жалко. парни оказались с понятием, поэтому быстренько сгрузили пожитки и отправились за сушняком… Но вот они вернулись, мы налили им чаю, разговорились. Выяснились, что они автостопом прибыли на музыкальный фесиваль какой-то и теперь тем же манером добираются домой, куда-то за Урал. Поудивлявшись, мы рассказали им и о с своей цели разведать место для проведения одного из этапов Регаты. Ух как загорелись глаза у парней! Они смотрели на нас как на космонавтов каких-то. Потом тот, что с гитарой, взял в руки инструмент, и ночь стала какой-то невероятной. Мы слушали его тихое пение, местами не в лад и не в ряд, Но оно как-то так здорово вплеталось в пение Катуни и треск костра, что прерывать просто не хотелось. Так и просидели до глубокой ночи. А утром мы уехали дальше. Проехали до Тюнгура, преодолев подвесной мост на машине — острые ощущения, скажу я вам! Мост висит на вантах метрах в 7 над бурлящей Катунью, и скрипит всеми суставами по весом машины, покачиваясь…