О чём рассказали картины

Денис Смоляков, 2022

О чём думают персонажи известных картин? Кто они? Чего хотят? Этот сборник – попытка наполнить теплом каждый штрих знакомых полотен.Пятьдесят одна картина – пятьдесят одна история Большинство из них вымысел, некоторые основаны на глубоком изучении истории создания.

Оглавление

САВОЯР

Спит маленький савояр. Ещё вчера у него была старая флейта с куском хлеба. Сегодня ее не стало. Сухорукий Генри с приятелями решили, что набережная принадлежит им.

Раньше Генри работал на стройке, пока не сломал руку. Теперь он с приятелями был главным на набережной. Даже местный ажан закрывал глаза на их бесчинства. Они таскали еду с прилавков, залезали в карманы. И главное — не пускали таких, как Мишель — пришлых попрошаек и бродяг. Их территория тянулась по набережной от кафе господина Огюста до моста. Генри уже взрослый — целых десять лет! На три года старше Мишеля.

Мишель отважно дрался, защищая своё добро. Он был один против троих, старый сурок не в счёт. Результат — поражение и сломанная флейта. В слезах он брел по уцелевшим от сноса узким улочкам Монмартра. Теперь он, вернее всего умрёт здесь в этом бескрайнем лабиринте стен домов и заборов, в обнимку со своим сурком.

Вряд ли кто сжалится над его судьбой — таких, как он, много на улицах Парижа. Мишель об этом знал. Знал ещё с той поры, когда дед Арни учил его играть на флейте.

— Дорогой мой Мишель, — говорил он, — этот год будет хуже прошлого, тебе надо научиться играть, тогда ты сможешь найти еду. Поверь, кусок, пускай и черствого, хлеба гораздо лучше лепешки из желудей.

С той поры, старый сурок и Мишель неразлучны. Несколько сантимов в день — едва хватало на лепешку.

Теперь этот клубок из переулков, лестниц и оград станет для него могилой, а не спасением. Здесь он лишняя обуза для всех и некому пожалеть сироту.

Он ждал чего-то подобного. Знал, готовился, но надеялся, что флейта и сурок помогут ему. Трудные были времена. Сейчас не лучше.

«Сын великого Дюма женился на русской принцессе» — вопили мальчишки газетчики у него над ухом, но усталость была сильнее.

Мишель разговаривал с одним из них, спрашивал о работе, искал жилье. Тот ему ответил, что сейчас он больше получит за сурка, чем от газетного крика. С жильем было не лучше — тот спал под навесом для бумаги.

Весь день Мишель ходил от пассажа к пассажу пытался свистеть, напевать песенку старого шарманщика, но голос дрожал, срывался и тонул в общем гаме зазывал и уличных артистов.

«Из края в край вперёд иду», — продолжал он уже не петь, а бормотать, бредя среди разношерстной толпы.

Не найти ему сегодня крова — Генри пригрозил утопить сурка если Мишель появится под их мостом. Надо идти дальше, искать еду и ночлег.

Юный савояр шёл сквозь чужой и враждебный город, но внезапно потеряв сознание рухнул возле ограды парка. Какой-то нищий поднял шляпу и положил рядом с ним. Больше никто не обратил на него внимание.

***

Мишель проснулся оттого, что кто-то тряс его за плечо

— Эй, малыш, проснись! Ты живой? — услышал он звонкий голос и открыл глаза.

Над ним стояла девочка лет двенадцати, с рыжими волосами и ярко накрашенным лицом.

— Ну ты меня напугал, — продолжала щебетать она, — Откуда ты? Что случилось?

От неожиданности Мишель икнул.

— Ты что испугался, — спросила девочка, — Не бойся. Давай знакомиться. Меня зовут Мари. Проказница Мари, слыхал?

Мишель замотал головой.

— Ты немой! Бедняжка! Может быть ты голоден? У меня где-то был кусочек булки, сейчас поищу.

Мишель уже начал приходить в себя и замахал руками.

— О, благодарю, — сказал он хриплым голосом. В горле пересохло и голос не слушался своего хозяина.

— Потерпи, сейчас принесу тебе попить, — обрадовалась девочка и скрылась в толпе разношерстной публики пассажа. Вскоре Мари появилась, держа в руках глиняную кружку.

— Выпей молока, — сказала она.

При слове «молоко» у Мишеля вновь перехватило дыхание: вспомнился дом в предгорьях, стада, идущие на выпас, дым из трубы родного дома, лес и тишина. От этого он залился слезами. Он сделал маленький глоток воды, подкрашенной молоком, и принялся рассказывать доброй девочке о своих злоключениях.

Вскоре сбивчивое повествование было прервано негодующим возгласом:

— Негодяи! Теперь, её уже не починишь, — сказала Мари, — но есть другой путь. Ты пока посиди тут, а я сейчас поговорю с отцом.

Она вновь исчезла. Мишелю даже показалось, что это ему сниться — так быстро исчезать и появляться могут только волшебники.

Но через несколько минут она появилась, ведя за собой мужчину в потертом сюртуке и скрипкой в руках.

— Вот, — сказала она голосом, не терпящим возражений, — ему надо помочь.

— Один номер. Что дадут всё — его, — сказал скрипач и жестом пригласил Мишеля идти за ним.

— Это мой папа, он согласился дать тебе возможность выступить на сцене, — сбивчиво, на ходу, полушепотом тараторила Мари.

Вскоре они пришли. «Сцена» — грубо сколоченный ящик, на котором рыжий клоун жонглировал под смех и гомон зрителей кувшином и кружками.

Вскоре номер закончился Мари пробежалась по толпе зевак с бубном собирая гонорар, затем стремительно впорхнула на сцену и позвенев бубном обратилась к присутствующим:

— Уважаемые дамы и господа! Минутку внимания! Сейчас перед нами выступит Мишель. Представитель Савойи! Новый гражданин Франции! Поприветствуем его! Добро пожаловать, Мишель! Не стесняйся! Тише, господа! Прошу вас, тише! Сегодня с Мишелем приключилась беда — его старая флейта сломалась и потому, вместо флейты споёт он сам. Поприветствуем нашего юного артиста!

Сильные руки подхватили его и поставили на ящик.

— Пой, — еле слышно сказала Мари.

И Мишель начал петь. Сперва робко, тихо, смущено разглядывая свои башмаки. Вдруг кто-то, перебирая струны, подхватил его песню. Мишель осмелел, поднял голову и начал петь всё громче и громче. Вкладывая в песню всю свою боль, одиночество, горечь потерь и обиды.

Вот уже скрипка с флейтой подхватили мотив. Перед Мишелем стояла толпа и внимательно слушала как он рассказывал им свою историю.

…«Из края в край вперед иду

И мой сурок со мною»…

Неожиданно всё исчезло, а перед глазами поплыла вереница картинок. Присыпанная снегом могила отца, могила матери с пожухлой травой, старик Арни, опираясь на свою трость, о чем-то говорит с возницей дилижанса и тот берет Мишеля с собой. Постоялые дворы, трактиры и бесконечная дорожная тряска. У него больше нет флейты. Он голоден и мечтает поспать в тепле…

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я