Путь учителя. Советы начинающему педагогу

Дарья Панамарчук

Что собой представляет профессия школьного учителя в настоящее время? Как найти себя на этой трудной, но очень важной работе? Как справиться с возникающими сложностями во взаимодействии с коллегами, учениками и их родителями? Об этом и многом другом автор рассказывает всем заинтересованным, делясь своим опытом преподавания и полезными практическими советами, а также призывая постоянно развивать свои личные качества и навыки для поиска новых горизонтов и перспектив в текущей работе.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь учителя. Советы начинающему педагогу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Совет 1. Если вы еще студент

Поступая в институт, на педагогический факультет, каждый преследует свои цели. Не все после вуза станут учителями. Чего скрывать, многие парни поступают «лишь бы куда», чтобы скрыться от армии. Девушки мечтают работать в частных школах за большую зарплату или в частных воспитательных центрах с группами детей по 5—10 человек. Многие после окончания педагогического института уедут «покорять Москву» (что скрывать, в московских школах платят больше, и можно найти другую, более престижную работу по востребованной специальности). Несколько девушек пойдут работать воспитателями в детский сад. Кто-то пойдет в аспирантуру и станет преподавателем в университете… Судьба у всех разная. Но что ждет тех, которые пойдут работать в школу? Сразу скажу, что учитель — профессия творческая и благородная, но на пути у молодого педагога большие трудности. Трудности от слова «трудно», то есть нужно много трудиться, чтобы их преодолеть. Если вы еще студент, у вас будет время поработать над собой заранее. Если нет — работать над собой никогда не поздно.

Одна из главных трудностей — это материальные проблемы. Маленькая зарплата, так как нет стажа и категории. Иногда молодых специалистов не берут сразу учителями, а предлагают поработать вожатыми, воспитателями на продленке. Бывают и так, что предлагают мало часов. Ставка в школе составляет 18 часов. От этого зависит зарплата. Как правило, учитель работает на 1—1,5 ставки, реже — на 2 ставки (36 часов). Но бывает, что часов не хватает, и молодому специалисту приходится работать на 0,5—0,25 ставки, получая копейки. Очень трудно выжить в таких условиях, особенно молодым матерям (если женщина воспитывает ребенка одна). И никто не даст слабины, и не пожалеет, даже не надейтесь. Пишу это, чтобы вы знали, на что идете. Могу дать совет начинать уже в институте работать на 0,5—0,25 ставки в школе, чтобы там знали, какой вы специалист, и готовили вам часы. Можно с института начинать участвовать в профессиональных учительских конкурсах (их большое количество). Также, будучи студентом, собирать свое портфолио.

Портфолио — это созданный и оформленный список проектов представителем отдельной профессии, т. е. папка, где написана ваша биография, стаж работы, достижения. Портфолио проверяют при приеме на работу и аттестации педагога на категорию. Кроме того, учась в институте, можно стать хорошим специалистом в своей предметной области. Вы — будущий учитель истории. Выучите как можно лучше историю России (именно по ней сдается ЕГЭ и ОГЭ). Знайте наизусть все даты и термины. Возможно, потом, когда вы приступите к преподаванию, вам некогда будет заучивать материал, а ученики — любители задавать каверзные вопросы и ставить учителя в тупик. Можете уже начинать печатать свои статьи в педагогических журналах. Это тоже вам поможет.

Приобретите полезные навыки, например:

1. Научитесь печатать «слепым» методом на компьютере. Это поможет вам сэкономить время при подготовке различных бумаг (в школе этого добра очень много).

2. Научитесь экономить и копить деньги. Если в институте вы получаете стипендию, откладывайте ее часть, экономьте, ведите роспись доходов и расходов. К сожалению, если не будете этого делать, ваши расходы быстро превысят доходы.

3. Ведите дневник. Все мы знаем, что многие великие люди вели дневник (Николай II, например). Записывайте в дневник события за день, неделю, месяц, свои мысли и чувства. Чем это поможет? Очень просто — это позволяет видеть себя в прошлом как бы со стороны и анализировать свои ошибки, решать проблемы. Так что дневник — очень важный источник информации о себе самом. Это интересный процесс, обязательно попробуйте. Если сомневаетесь или не знаете, с чего начать, прочитайте дневники великих людей: адвоката Кони, военного министра Милютина, писателя И. Бунина. Кроме того, дневник помогает решить и многие психологические проблемы. Бывает так, что не с кем поговорить или трудно озвучить проблему. А вот когда написал и несколько раз прочитал — становится легче и появляется решение. О написании дневника и личной биографии много пишет психотерапевт международного реестра М. Е. Литвак. Многие его книги написаны на основе дневников. Обязательно прочитайте его книги.

4. Совсем забыла сказать о стрессах. С ними вам тоже предстоит столкнуться. Точно не помешает овладеть навыками аутогенной тренировки, которая помогает расслабиться и даже снять головную боль!

5. Помогает снимать стресс и напряжение, новизна. Сделайте что-то новое, то, что никогда не делали. Или сделайте что-то по-новому. Сделайте другую прическу, пойдите другой дорогой, используйте другой вид транспорта. Перемены заставят вас меняться и мыслить по-другому.

Итак, после того как вы начали составлять портфолио, овладели новыми полезными навыками, начали вести дневник, необходимо приступить к написанию резюме. Образцы резюме и как его писать, вы можете найти в интернете. Далее выясните, какие учебные заведения (школы и частные школы) есть у вас в городе. Можно посмотреть и в других регионах и сравнить зарплаты. Выясните их телефон и электронный адрес. Разошлите свое резюме. Может, вам уже сейчас, пока вы студент, предложат работу. Могут предложить работу на лето, в школьном лагере. Испытав на себе роль вожатого, вы поймете, ваша это работа или нет. Период работы краткосрочный и большими потерями не грозит. Но напоминаю вам, что работа учителя (воспитателя, вожатого, педагога-организатора, классного руководителя) специфическая. Она не для всех. Пока вы учитесь в вузе, вы детей не видите и с воспитательными и образовательными задачами не сталкиваетесь. Практику проходят, как правило, на пятом курсе. Студентам дают хорошие классы, рядом педагог-наставник, и все равно не все это выдерживают. Но на 5 курсе что-то менять и перечеркивать полученное образование как-то «не очень». Можно уберечься от ошибок раньше. Я призываю, если вы еще студент, раньше познакомиться с детьми. Можно даже попроситься в школу или детский сад работать бесплатно. Этот опыт вам окупится и убережет от многих ошибок. Успехов.

Краткий вывод по главе: Если решили сделать карьеру в школе — заранее готовьте себя и свое портфолио (а также резюме). Овладейте полезными навыками: записи доходов-расходов, печатать «слепым» методом, АТ (аутогенная тренировка), вести дневник, хорошо выучите свой предмет и т. д. Cписок продолжите сами. Это поможет вам в работе.

РАБОЧИЙ ЛИСТ №1

Заведите свой дневник. Сначала запишите туда свою биографию. Если это сложно, то просто какие-то важные и значимые события из жизни. Далее — ведите дневник каждый день. Записывайте туда все события и свое отношение к ним. Можно вести дневник раз в неделю. Цель дневника — увидеть свою жизнь со стороны. Чем дольше ведете дневник — тем лучше. Я веду дневник вот уже 10 лет. За эти годы видны изменения в различных сферах (работа, карьера, семья). Без дневника эти изменения и личностный рост незаметны. С дневником будет проще увидеть цели и их достижение, легче ставить дальнейшие цели.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь учителя. Советы начинающему педагогу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я