Две эврики
Занятие в старшей группе, ребятам от 10 до 13 лет. Проходим новую тему и разбираем соответствующие партии. Время от времени я даю задания — найти лучший ход, выигрывающее продолжение. За это начисляются очки, благодаря которым в конце каждого месяца определяется лучший ученик группы.
Очередное задание — найти две идеи последнего хода соперника.
В последнее время дети практически любого возраста не улавливают смысл таких понятий, как идея, маневр, маршрут, смысл. Несмотря на многократные объяснения, «нужная картинка» в голове у них не возникает.
Звучат многочисленные вопросы и уточнения, чтобы выполнить задание.
— Идея — это то, что нам грозит?
— Идея — это то, от чего нам надо защищаться?
— Идея — это то, что задумал соперник?
— Идея — это как сейчас пойдет соперник?
Пытаюсь объяснить, что такое идея. Судя по лицам детей, они и в этот раз не поняли. Пытаюсь снова и снова.
Вдруг лицо одного из мальчиков озаряется, и он радостно кричит:
— Ребята, я все понял и сейчас вам объясняю. Короче, в этой позиции надо найти две Эврики!!!
Сделавший открытие, кажется, уверен, что он понял смысл слова в высшей степени правильно. Пытаюсь вернуть его в реальность:
— Ты знаешь, Архимед, наверное, перевернулся бы в гробу, услышав подобное объяснение.
Мальчик хохочет, но выясняется, что он не знаком и с этим выражением. Следует еще одно удивительное:
— А разве в гробу можно хоть раз перевернуться?