Сила вечной Тишины. 49 ступеней духовного восхождения (часть первая)

Герцель Давыдов

В современном мире большое внимание уделяется поиску смысла жизни. Многие стремятся найти себя, обрести баланс, внутреннюю гармонию и задаются вопросом, как добиться результата?В данной книге представлен симбиоз древних знаний из разных культур и опыта, проанализированных с точки зрения современной психологии. Книга послужит глотком свежего воздуха в жизни духовного искателя.Для лучшего понимания темы саморазвития в книге приведена одна из глав книги: «Сет и Гор. Два бога древнего Египта».

Оглавление

СЕДЬМАЯ ГЛАВА

Вечная Тишина в Каббале

В еврейском эзотерическом учении Даат (в переводе: «Знание»), которое в мире известно как Каббала, внутренней трансформации и борьбе с Эго уделяется особое внимание. Чтобы лучше понять основные моменты, мы разделим эту главу на четыре части.

1. История Каббалы

Каббала («получение») — это древнее учение о структуре мироздания и душе. За время своего существования она породила относительно мало литературы. Учение Каббалы передавалось из поколения в поколение, от учителя к ученику, исключительно в устной форме, пока не пришло время изложить его на бумаге.

Чтобы скрыть смысл изложенного от недостойных людей, великие мудрецы окутали большую часть повествования притчами и иносказаниями.

В Пятикнижии различают четыре уровня:

Пшат — простой смысл текста;

Ремез — намёк;

Драш — толкование;

Сод — тайный смысл.

Аббревиатура этих четырёх слов известна как ПаРДеС — Сад.

Каббала — это и есть тот самый четвёртый уровень Сод: тайное учение. Мудрецы Каббалы называют её «душой Торы».

СОТВОРЕНИЕ МИРА И СВОБОДА ВЫБОРА

Каждый мыслящий человек, созерцая прекрасный мир вокруг себя, не раз задавался вопросами: Как появилась Вселенная? Появилась ли она случайно, или же за этим стоял некий замысел? Если Вселенная была создана, то кем?..

Перед тем, как мы начнём, хочется процитировать фразу, которая приведена в книге «Шаар а-Акдамот», а также в самом начале книги «Эц Хаим». Она призвана ещё раз предостеречь читателя от того, чтобы не относиться ко всем аналогиям, названиям и рисункам в Каббале буквально, а также напомнить, что Всевышний один и у Него нет тела и какой-либо формы.

В переводе:

«Несмотря на то, что это ясная истина, нет „наверху“ тела и телесной силы, не дай Бог. И все аналогии и рисунки, приведённые в книге, не потому, что это так, не дай Бог, а для того, чтобы человек смог понять высокие и духовные вещи, которые не могут быть восприняты и поняты человеческим мозгом. Поэтому мы позволим себе воспользоваться рисунками и аналогиями для того, чтобы сделать материал более понятным».

(«Шаар а-Акдамот», 5:1)

Давайте обратимся к Пятикнижию, чтобы понять, как был создан мир и как всё начиналось.

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет».

(Быт. 1:1—3).

Если обратить внимание на третью фразу в книге Бытия, то на первый взгляд непонятно, о каком именно свете здесь говорится. Если разбирать эту фразу по пшат, прямому толкованию, то речь может идти об обычном свете. Но это не совсем так, поскольку мы знаем, что небесные светила были созданы только в четвёртый день, а не в первый.

Чтобы понять, о каком свете говорится в этой фразе, обратимся к книге «Эц Хаим».

«Знай, что перед тем, как всё образовалось, только «простой» Высший Свет заполнял всю Вселенную и не было никакого свободного места, а всё было заполнено Бесконечным Светом (Ор Эйн Соф).

(«Эц Хаим», 1:1) (рис. 1)

Как мы видим из этих строк, всё пространство было заполнено только Ор Эйн Соф. Этот Бесконечный Свет заполнял всю Вселенную, и в подобной ситуации даже и речи не могло идти о существовании чего-либо ещё. Ор Эйн Соф занимал всё пространство, которое по своим размерам было безграничным.

Мудрецы древности предостерегали, что человек не должен думать, что Всевышний и есть Свет или состоит из света, так как, предположив это, он будет пытаться представить некий образ Творца. Если вернуться к книге «Эц Хаим», то в ней говорится, что во фразе «И сказал Всевышний: „Да будет свет!“ И был свет» именно об этом Бесконечном Свете и идёт речь. Этот Свет обладал такой невероятной силой, что ничего другого во Вселенной существовать не могло.

Осознав это, мы подходим к моменту самого Творения.

В переводе из книги «Эц Хаим»:

«И когда у Всевышнего возникло желание создать миры и сотворить людей… Он в один момент цимцем (сжал, сократил) свет в центральной „точке“, „месте“, до такой степени, что там образовался вакуум, маленький шар, окружённый со всех сторон Ор Эйн Соф. В этом вакууме Ор Эйн Соф находился, но в гораздо меньшей своей сосредоточенности, что давало возможность для сотворения мира, в котором могли бы существовать объекты Творения».

В этой фразе описываются первые секунды сотворения мира. Она свидетельствует о том, что мир не возник из ниоткуда — в этом был определённый замысел, желание Всевышнего. Мир был создан на определённом этапе, в определённый момент.

Что же было до этого? Всё пространство было заполнено только Ор Эйн Соф — Бесконечным Светом.

Если вернуться к цитате, то скрытие, сжатие, которое описано в этой фразе, способствовало образованию вакуума, шара, что в книгах Каббалы называется словом «цимцум» (сжатие). В процессе цимцум образовался маленький шар, где Ор Эйн Соф как бы неизвестен, не виден, скрыт. Это было сделано для того, чтобы позволить в вакууме, где Свет не имеет прежней огромной мощности, зародиться природе и человеческой жизни.

Из этих фраз мы можем сделать однозначный вывод, что Ор Эйн Соф присутствует везде, просто между нами и им есть множество «экранов», которые поэтапно сокращают Свет, и до нас он практически не доходит. Людям этот Свет практически не известен, не виден.

Для чего потребовались такие «экраны»? Приведём более понятную нам аналогию из современности. Например, телевизор не может выдержать напряжение в сотни вольт, поэтому ток проходит через множество подстанций, прежде чем достигнет домашних электроприборов. Если бы в дома поступало электричество напряжением в сотни вольт, минуя подстанции, то техника, находящаяся там, утратила бы работоспособность. При первом же контакте с таким высоким напряжением она бы взорвалась, другими словами, лишилась возможности функционировать.

Аналогичное сравнение можно сделать и в отношении всего живого.

Чтобы избежать полного уничтожения человечества и природы при прямом соприкосновении с Ор Эйн Соф, и понадобился цимцум — «сжатие».

Вернёмся к книге «Эц Хаим».

«И когда был создан этот шар, чтобы создание этого мира стало возможным, внутрь этого шара Всевышний спустил тонкую линию света. И благодаря этой тонкой линии света, которая является влиянием, проявлением Всевышнего, а не самим Всевышним, и была создана вся реальность — как духовная, так и материальная».

(«Эц Хаим», 1:1) (рис. 2, 3, 4)

Эта маленькая линия, которая была «спущена» в шар, питает и приводит в действие всю Вселенную, планеты, звёздные системы, галактики. Если бы свет был мощнее, он бы прошёл сквозь шар, и тот, не выдержав его энергии, «лопнул», снова став частью Ор Эйн Соф, то есть растворился бы в нём. Поэтому была «дана» или «спущена» только маленькая ниточка света, и даже она обладала слишком сильным светом для нашей Вселенной, поэтому ей также пришлось пройти через множество экранов, чтобы позволить существовать нашей реальности.

Но скрытию Ор Эйн Соф, помимо образования нашей реальности, была отведена ещё одна важная роль — чтобы всё выглядело так, словно нет никакого Ор Эйн Соф и этот мир как будто «отключён» от Создателя и существует сам по себе. Всё это сделано для того, чтобы у человека была свобода выбора. Всевышний не даёт явных намёков на то, что всё было сотворено по Его желанию, и позволяет материальному миру выглядеть так, как будто он существует по своим законам и правилам. И, как было сказано выше, всё это было сделано для того, чтобы человек смог пробудиться, понять что у этого мира есть Творец, после чего встать на путь духовного просветления и раскрыть Свет, вернее, искру этого Света внутри себя.

Каббала пишет, что на иврите наш мир называется словом «олям», от корня «элем» — «сокрытие, утаивание». И, как мы поймём позже, цель человека в этом мире — отыскать, раскрыть Свет Всевышнего.

ВЫСШИЕ МИРЫ

В самом начале Бесконечный свет заполнял собой всё и был такой силы, что ничто живое не могло существовать. В книге «Эц Хаим» говорится, что Всевышний цимцем (сжал) свой свет в каком-то определённом месте в виде круга (шара), и там были созданы все миры.

В Каббале сказано, что мир был создан из ничего, а сам процесс создания происходил путём иштальшелут (развития событий), эманаций.

После того как луч света проник в шар, начали образовываться десять кругов, и каждому соответствовала своя сфира (речь о них пойдёт в следующей части). Затем начали появляться миры. После цимцума были созданы пять духовных миров (рис. 5).

Для большего понимания снова приведём пример с шаром. Первым от внешнего края был образован очень духовный мир, который называется Адам Кадмон (АК, в переводе с иврита — «первоначальный человек»). Затем из мира АК путём эманаций образовался мир Ацилют (от ивр. «эцель» — «у, рядом»). От него развился мир Брия («сотворение»), от него — мир Йецира («форма, создание»), и в самом низу — мир Асия («действие») (рис. 6).

Давайте более подробно рассмотрим каждый из пяти миров.

Первый мир — Адам Кадмон (АК). Так как он ближе всего к Ор Эйн Соф, то соединяет с ним четыре последующих мира, расположенных ниже. Поскольку мир АК был создан в самом начале Творения, именно через него поступает Ор Эйн Соф во все прочие миры. Соответственно, в мир Ацилют он поступает в большей степени, в мир Брия — в меньшей, в мир Йецира — ещё в меньшей, а в мир Асия он поступает в такой малой степени, что его практически не видно. От мира к миру поток Ор Эйн Соф всё уменьшается из-за множества «экранов».

Как уже говорилось выше, «Адам Кадмон» переводится с иврита как «первоначальный человек» или «древний человек». Этот мир называется так, поскольку он имеет форму человеческого тела, которое в свою очередь уподоблено конфигурациям десяти сфирот. Мир АК представляет собой некую модель всего сущего.

Как мы узнаем позже, тело человека было также создано по модели мира АК, поэтому мудрецы Каббалы говорят, что человек — это маленький мир, мир в миниатюре.

Мир Ацилют духовный и чистый, полностью прозрачный. Как уже говорилось, в его названии есть слово «эцель», которое переводится как «у, рядом». Этот мир носит такое название, так как был создан, он в полной мере не покидает своего Создателя и всегда находится рядом с Ним. В отношении мира Ацилют неприменимы какие-либо понятия, которые есть в нашем мире. Это единственный из оставшихся миров, который получает свет напрямую от Ор Эйн Соф через мир АК, и он состоит только из хорошего.

Мир Брия произошёл путём эманаций (иштальшель) от мира Ацилют. Здесь зародилось понятие сотворения. По размерам он меньше мира Ацилют и одновременно является его уменьшенной копией. В мире Брия находятся души людей. В нём, в отличие от мира Ацилют, который полностью хороший, существует как хорошее, так и плохое. Мир Брия в большей степени хороший, а в меньшей — плохой.

Далее следует мир Йецира. Слово «йецира» имеет корень «цура», что означает «форма». Именно в этом мире начинаются понятия количества и формы, но это всё ещё духовный мир, хотя уже не такой, как Брия и Ацилют. Йецира — копия нашего мира, но в бóльших размерах. Там находятся ангелы. Он наполовину хороший, наполовину плохой.

От мира Йецира иштальшель очень маленький мир — Асия. Это самый низкий из духовных миров, так как он находится на самом далёком расстоянии от Создателя. Мир Асия в большей степени плохой и в меньшей — хороший. Наш мир также находится в мире Асия. (рис. 7)

Другими словами, есть духовный мир Асия, а внутри него, в самой нижней его части, есть также материальный мир Асия. Это и есть наш материальный мир. Он отдалён от Ор Эйн Соф ещё бóльшими экранами. По этой причине у некоторых из населяющих этот мир людей может сложиться впечатление, что он существует сам по себе. Согласно Каббале, все галактики, звёзды и планеты, которые мы видим и не видим, находятся именно здесь.

Итак, как мы можем убедиться, чем выше расположен мир и, соответственно, чем ближе он к Ор Эйн Соф, тем больше в нём хорошего. И чем больше мы спускаемся вниз по лестнице миров, тем больше «экранов» отделяет эти миры от Ор Эйн Соф, и тем дальше они от Всевышнего. На данном рисунке мы рассмотрели только четыре мира, так как мир АК очень высокий, и у нас нет никакого представления о нём.

Эти четыре мира — Олям («мир») а-Ацилют, Олям а-Брия, Олям а-Йецира и Олям а-Асия (духовный). В самой нижней его части находится материальный мир Асия. Это наш мир.

В Каббале эти четыре мира имеют аббревиатуру «АБИЯ» — по заглавным буквам названий.

Таким образом, все миры следуют один за другим и соединены с Ор Эйн Соф. Связь с Ор Эйн Соф — это и есть то единственное, что позволяет им продолжать своё существование. Другими словами, Бесконечный Свет даёт им ту самую энергию, которая и приводит все эти миры в действие. В противном случае они бы сразу же прекратили существование.

Мудрецы сравнивают эти миры с цветком, а стебель цветка — с Ор Эйн Соф. Если мы оторвём цветок, который начинается от стебля, он в скором времени увянет, так как потеряет контакт с тем, что даёт ему возможность жить и развиваться.

ДЕСЯТЬ СФИР

В «Книге Творения» («Сефер Йецира»), автором которой считается праотец Авраам, говорится, что Всевышний создал Вселенную, произнося буквы, которые позднее составили ивритский алфавит. И в этой же книге впервые зашла речь о сфирах.

В ней говорится, что Всевышний сотворил свой мир 32 чудесными путями из 10 сфир и 22 букв, впоследствии ставших еврейским алфавитом.

Слово «сфира» в иврите относится к женскому роду, и, соответственно, описание всех сфир будет происходить тоже в женском роде.

Сфирот — это множественное число от слова «сфира», которое происходит от слова «сапир» — «драгоценный камень», «камень, который сияет».

Сфир всего десять.

«Десять сфир без ничего. Десять, а не девять и не одиннадцать…»

(Книга Творения, 1:3). (рис. 8)

Через эти десять сфир Всевышний управляет Вселенной. И Каббала говорит, что всё в мире, как в одушевлённом, так и в неодушевлённом, создано по «модели» десяти сфир.

Вот они, эти десять сфир:

1. Кетер — корона;

2. Хохма — мудрость;

3. Бина — разум;

4. Хесед — милосердие, милость;

5. Гвура — доблесть, героизм, могущество;

6. Тиферет — красота;

7. Нецах — вечность;

8. Од — слава, величие;

9. Йесод — основа;

10. Мальхут — царство физического.

Есть ещё одна невидимая сфира — Даат (знание). Она располагается между сфирами Хохма и Бина. Её принято считать в том случае, когда не считают сфиру Кетер, которая находится на высшем уровне. Выше сфиры Кетер — только Ор Эйн Соф (Бесконечный Свет).

ДРЕВО СФИР

КЕТЕР — КОРОНА

Кетер — самая высшая сфира. Её даже не принято считать в числе десяти сфир подобно тому, как корону на голове короля не принято считать частью его тела. Считается, что Кетер выше сфир, потому что в ней пребывает Бесконечный Свет, который предшествовал Творению.

В Кетер сосредотачиваются все мысли, которые спускаются одна за другой в сфиру Хохма. Её основное свойство — желание, так как ни одно действие не начинается без предварительного желания, и без желания невозможно что-либо осуществить.

ХОХМА — МУДРОСТЬ

Хохма считается первой сфирой из десяти. Она — начало мысли, начало мыслительного процесса; именно в ней раскрывается желание Кетер.

В сфиру Хохма поступает бесконечный поток мыслей из сфиры Кетер. Но она отбирает только несколько из них, а именно те, которые показались ей наиболее интересными для дальнейшего развития. Именно их Хохма передаёт дальше сфире Бина. Другими словами, на её уровне возникают планы реализации желаний, поступающих из Кетер.

БИНА — РАЗУМ, ПОНИМАНИЕ

Бина развивает поступившие к ней от Хохмы идеи, расширяет их, чтобы воплотить в реальности. В этой сфире идея получает форму и детали. В иврите есть слово «биньян» — «строение»: оно однокоренное со словом «бина», и этим соответствует своему названию. Можно сказать, что сфира Бина как бы строит ту идею, которая поступила от Хохмы.

ДААТ — ЗНАНИЕ

Даат — это сфира, которая как бы соединяет между собой Хохму и Бину, служит мостом между ними. Она образует первый треугольник: «Хохма», «Бина», «Даат».

После того как от Хохмы к человеку пришло семя идеи и Бина расширила, развила его, следует получение некоего результата. Даат символизирует веру в реальное осуществление той «теоретической» идеи, которая появилась в Хохме и развилась в Бине. Даат — это полученный результат от взаимодействия двух предыдущих сфир.

ХЕСЕД — МИЛОСЕРДИЕ, МИЛОСТЬ

Сфира Хесед переводится как «милость». Имеется в виду безграничная милость, всеобъемлющая любовь Всевышнего к своим Творениям. В ней заключено стремление Творца проявить милость ко всем без исключения, невзирая на то, заслужена она или нет.

Для сравнения можно привести пример с тем, как отец всё время хочет баловать своего ребёнка, несмотря на его поведение. Даже если чадо ведёт себя плохо или капризничает, он готов всё простить и продолжать его баловать, хотя, как мы понимаем, это не всегда правильно.

Если отец будет опекать и баловать ребёнка сверх разумного предела, то в дальнейшей жизни дитя окажется практически не способным самостоятельно справляться с житейскими проблемами. И эта безграничная, слепая любовь в Хесед может оказать медвежью услугу тому, кто её получает.

В душе человека сфира Хесед символизирует желание делать добро. Например, если человек подаёт милостыню нуждающемуся или помогает благотворительной организации, значит, он действует, основываясь на Хесед.

Сфира Хесед относится к личности праотца Авраама, дню недели воскресенью и правой руке на теле человека.

ГВУРА — СИЛА, СУРОВОСТЬ

Сфира Гвура («суровость») также называется правосудием. В данной сфире происходит процесс ограничения, сжатия тех безграничных благ, которые Всевышний хочет передать посредством сфиры Хесед.

Приведём пример с ребёнком. Если родители будут только баловать его, это может иметь негативные последствия в будущем. Он вырастет капризным, перестанет развиваться и не всегда сможет противостоять вызовам окружающего мира. Например, ребёнок любит конфеты, и родители исходя из сфиры Хесед будут давать их, как только он заплачет, не думая, что это может негативно сказаться на его организме и привести к серьёзным заболеваниям.

Чтобы этого не происходило, в сфире Гвура происходит ограничение добра, поступающего от Хесед. Гвура полностью противоположна Хесед и выступает за строгие ограничения. Если следовать только сфире Гвура, то ребёнка нужно воспитывать в строгости и давать ему конфету, например, только тогда, когда он заслужил её своим поведением.

Сфира Гвура в меньшей мере принимает во внимание то, ребёнок это или же взрослый, и относится к каждому исходя из его поступков.

В реальной жизни сфира Гвура раздаёт блага тем, кто в самом деле их заслужил. Но она также и наказывает тех, кто этого заслуживает, не считаясь с их слабостями.

Через эту сфиру в нашем мире проявляются наказания за прегрешения, совершённые одним человеком или обществом в целом. И выразиться это может глобальным наказанием в виде наводнения, землетрясения, войны и т. п. И когда всё это происходит, значит, в этот момент Всевышний правит миром посредством Гвуры. Но Всевышний не может постоянно наказывать свои Творения, а делает это лишь с той целью и в тех временных рамках, чтобы человек или общество задумались и начали менять свою жизнь.

Мудрецы приводят ещё один пример важности сфиры Гвура в проявлении суровости для человека, который заключается в умении сказать «нет». Если человека склоняют к непристойному делу, или в его голове возникают недостойные мысли и желания, то он должен воспользоваться Гвурой, чтобы уметь поставить им заслон и не дать им возможности отдалить себя от Света Всевышнего. Именно Гвура учит нас этому. Если бы человек вёл себя только в соответствии с Хесед и положительно реагировал на все соблазны из-за своего безграничного добра, то совсем скоро он впал бы в полный разврат и отдалился от Всевышнего. Сфира Гвура помогает человеку сказать «нет» тем, кто пытается сбить его с правильного пути, или неправильным мыслям, которые хотят увести его в ложном направлении.

Из всего вышесказанного мы можем понять, что в сфире Гвура есть необходимость, так как именно она учит человека говорить «нет» и даёт знаки, позволяющие вернуться на правильный путь.

«Если бы Бог отца моего, Бог Авраама и Страх Ицхака не был со мною, ныне с пустыми (руками) ты отослал бы меня».

(Быт. 31:42)

Эта сфира относится к личности праотца Ицхака, дню недели понедельнику и левой руке.

ТИФЕРЕТ — КРАСОТА, ВЕЛИКОЛЕПИЕ

Тиферет завершает вторую группу, второй треугольник сфир: «Хесед», «Гвура», «Тиферет».

Сфира Тиферет уравновешивает Хесед (стремление давать) и Гвуру (ограничение, строгость, суровость). Она приносит в мир некий баланс, гармонию, что и является тем самым великолепием. Дополнительное имя этой сфиры — «милосердие».

Тиферет относится к личности праотца Иакова, дню недели вторнику и грудной клетке и животу в теле человека.

НЕЦАХ — ВЕЧНОСТЬ

Нецах — третья сфира после Хохмы и Хесед, которая находится на правой линии милосердия. Именно это её расположение даёт нам намёк на то, что мы должны возвысить реальность и устремить её к Эйн Соф.

Слово «нецах» переводится как «вечность», напоминая, что душа вечна, но также происходит от слова «ницахон» — «победа», а это означает, что мы должны победить наши плохие качества. Это не может произойти моментально: человек обязан последовательно менять свои качества, работать над собой, чтобы победить и подняться на достойный уровень. Человеку необходимо уметь ставить перед собой высокие цели и, несмотря на все трудности, достигать их.

Эта сфира относится к личности Моисея (Моше), дню недели среде и правой ноге.

ОД — СЛАВА, ВЕЛИЧИЕ

Название сфиры Од происходит от слова «одаа» — «признание», то есть признание правды (справедливости). У человека могут возникнуть некие сомнения в нужности следовать пути Всевышнего, но в определённый момент, взвешивая все доводы, он признаёт правду и осознанно «капитулирует» перед Всевышним.

Название сфиры Од имеет и второе значение: оно происходит также от слова «тода» — «спасибо». Объективно посмотрев на вещи, человек осознал, что блага, которые он получает, происходят не вследствие его заслуг, но от милости Всевышнего. Он должен быть благодарен Всевышнему за них и говорить «спасибо».

Сфира Од связана с братом Моисея — первосвященником Аароном, днём недели четвергом и левой ногой.

ЙЕСОД — ОСНОВА

Девятая сфира, Йесод, в переводе с иврита означает «основание». Она уравновешивает Нецах и Од и образует третий треугольник: Нецах — Од — Йесод.

Сфира Йесод получает всё изобилие от предыдущих сфир и передаёт их сфире Мальхут, которая отправляет благодать (шэфа) от Всевышнего в наш мир.

Она служит неким переходом благ Всевышнего от духовного мира в материальный.

Эта сфира относится к личности сына праотца Иакова — Иосифа. Иосиф всей жизнью служит примером праведности и целомудрия, и поэтому только к его имени принято присоединять слово «праведник»: Иосеф праведник (Иосиф а-Цадик).

«Праведник — основа мира».

(Мишлей, 10:25)

Йесод связана с Иосифом, относится ко дню недели пятнице и органам размножения у мужчин.

МАЛЬХУТ — ЦАРСТВО

Десятая сфира — Мальхут. Значение этого слова переводится с иврита как «царство». Мальхут получает все блага Всевышнего, которые скопились в сфире Йесод из других сфир, и передаёт их в материальный мир. Её также называют «божественным присутствием», так как она «спускает» блага из духовного мира в материальный, указывая на присутствие Всевышнего и в материальном мире:

«Вся Вселенная наполнена славой Его».

(Йеошуа, 6:3)

Имеется в виду, что нет свободного места от Него и что Всевышний заполняет всю Вселенную.

Сфира Мальхут связана с личностью царя Давида, днём недели субботой (Шаббат), а в теле человека — с органом размножения.

В КАЖДОЙ СФИРЕ — ЕЩЁ ДЕСЯТЬ, И ТАК ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ

Книга «Зохар» пишет, что всё состоит из 10 сфир, но это ещё не всё: каждая из них содержит в себе ещё десять сфир, и так до бесконечности (рис. 9). Например, сфира Кетер содержит в себе все десять сфир, а те десять — ещё по десять каждая, и так до бесконечности.

СФИРЫ ДЕЛЯТСЯ НА ТРИ СТОЛПА

Вернёмся к рассмотрению десяти сфир.

Сфиры делятся на три столпа: милосердие, строгость и равновесие.

Как мы уже говорили раньше, невозможно добиться хороших результатов, пользуясь только одним столпом, будь то милосердие, строгость или равновесие. В идеале нужно их совмещать. Вспомним пример с комнатным цветком или ребёнком, которого нельзя воспитывать, только балуя или держа в строгости: нужно найти некий баланс, который позволит ему расти и развиваться гармонично. (рис. 9.1)

Рис. 9.1

В правом столпе («Милосердие») находятся Хохма, Хесед и Нецах. Вместе их называют ХаХаН (аббревиатура от заглавных букв). В левом столпе («Строгость») находятся Бина, Гвура и Од. А в центральном столпе («Равновесие») расположены сфиры Кетер, Даат, Тиферет, Йесод и Мальхут.

Сфиры в правом столпе относятся к мужским, сфиры в левом столпе — к женским, а центральные сфиры — это результат спаривания (зивуг) мужских и женских сфир.

СТРОЕНИЕ МИРОВ

Если вернуться к строению миров, то каждый из них состоит из десяти сфир (рис. 10).

Теперь мы знаем, что в высших мирах есть женские сфиры, а также есть мужские, и, объединяясь, они создают следующий мир. К примеру, Йесод и Мальхут мира Ацилют «рождают» Кетер мира Брия.

Поэтому в каждом последующем мире самая нижняя сфира предыдущего мира Мальхут занимает место Кетер. Мальхут мира Ацилют становится Кетер мира Брия. Мальхут мира Брия становится Кетер мира Йецира. Мальхут мира Йецира становится Кетер мира Асия. В Мальхут мира Асия находится наш мир.

И так можно проследить непрерывную связь между всеми мирами — от Кетер мира Ацилют до Мальхут мира Асия.

Также хотелось бы рассказать, что каждому из миров соответствуют определённые сфиры.

СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ИЛИ ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ

В Каббале говорится, что Всевышний создал этот мир, чтобы поделиться любовью со своими творениями, сделать им добро. Другими словами, Всевышний хотел проявить таящееся в нём сокровенное чувство по отношению к кому-то, поскольку любовь переполняли Его. По тому же принципу можно сказать, что не бывает королевства без подданных. Другими словами, если ты хочешь дать кому-то что-то, нужно, чтобы кто-то смог это получить. И по этой причине Всевышний и создал этот мир с населяющими его людьми — чтобы сделать им добро. Выполнив свою миссию в материальном мире, они получат это добро от Творца в Будущем мире.

Всевышний облачил душу в человеческое тело на определённое время, и с тех пор она спускается в этот мир, чтобы «заработать», «заслужить» блага Всевышнего. Но порой душа забывает о своём истинном предназначении, о цели пребывания в этом мире, чрезмерно увлекаясь материальным. Пройдёт время, душа покинет это тело и вернётся на место, где ей придётся дать ответ за все поступки. Поэтому пребывание человека на земле ограничено, чтобы он не растрачивал время зря, а успел выполнить возложенную на него миссию, прошёл испытания и тем самым заслужил благо по праву, а не из милости.

Важно понимать, что когда ребёнок рождается и получает душу, душа забывает всё виденное ею до рождения, и человек не помнит, кем он был в прошлой жизни, и не знает, с какой миссией был отправлен в этот мир. Ему неведомо, является ли его душа новой, впервые спустившейся в мир, или же перерождением, реинкарнацией души, которая уже жила в мире и была снова послана сюда, чтобы сделать окончательный тикун (исправление).

Чтобы лучше понять в чём состоит смысл жизни человека и цель Творения, вернёмся к истокам — к тому моменту, когда был создан человек.

Для тщательного рассмотрения этого вопроса обратимся к Пятикнижию.

«И сотворил Бог человека в Его образе, в образе Божьем сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил Он их».

(Быт. 1:27)

Здесь говорится, что Всевышний создал первозданного человека, Адама Ришона, с мужским и женским началом. В книге «Зохар» написано, что изначально Адам Ришон объединял в себе оба пола, — мужской и женский.

Андрогин — это изначальная, совершенная, или как её ещё называют «целостная» форма души в высших духовным мирах, а не человек наделенный внешними признаками обоих полов. Прежде чем спуститься в материальный мир, андрогинная (целостная) душа разделяется на две части, а физическое тело в этом мире, служит ей одеждой.

Поскольку мужчина и женщина изначально жили в одном теле и составляли единое целое, то и мужчина, и женщина после заключения брака должны рассматривать себя как единое целое. И поэтому по Каббале день свадьбы считается более важным для человека, чем день его рождения, поскольку в день свадьбы он как бы воссоединяется со своей второй половиной. Из этого следует, что обязанности мужчины и женщины — с уважением относиться друг к другу, не отвечать обидой на обиду, оскорблением на оскорбление. Мудрецы проводят замечательную аналогию по этому поводу: если человек, разрезая правой рукой яблоко, нечаянно поранит левую, — выхватит ли он нож левой рукой и поранит ли в отместку правую руку? Конечно же, нет, так как это — одно тело. Человек осознаёт, что, поранив и правую руку, он причинит себе ещё больший вред. Так и мужчина и женщина: если одна половина причинит обиду другой, обе они, не осознавая того, делают больно самим себе.

Всевышний знал, что впоследствии Адам Ришон будет разделён надвое, и всё же прежде создал его единым. Мудрецы объясняют: мужчина и женщина неспроста изначально существовали в одном теле, поскольку в такой последовательности событий был заложен глубокий замысел Всевышнего. Он хотел, чтобы в памяти людей сохранилось сознание того, что когда-то они представляли собой единое целое, единый организм.

Но необходимо было разделить мужчину и женщину, чтобы они могли помогать друг другу.

«И сказал Господь Бог: Нехорошо быть человеку одному, сделаю ему подспору соразмерно ему».

(Быт. 2:18)

В одном теле они были не способны одновременно выполнять разные функции: мужчина должен был работать, а женщина — создавать дома уют, готовить еду, помогать мужу. А вместе им предназначено дополнять друг друга, разделив между собой обязанности по хозяйству в зависимости от способностей.

* * *

В книгах Каббалы написано, что целью Творения было создать человека, который будет обладать свободой выбора. Выбор заключается в том, чтобы осознать, что существует реальность вне этого мира, вне его реальности, и это — духовная реальность. Человек должен бороться с пороками и плохими качествами, с материальной частью своего «Я» и всеми силами стремиться приблизиться к духовной реальности, которая находится вне его, вне материального мира.

Именно для достижения этой цели человеку дана свобода выбора: поддаться материальному и отдалиться от духовного или стараться перебороть материальную природу и приблизиться к духовной реальности. Только от человека зависит, что он предпочтёт и что одержит верх в этом поединке.

Об этом и говорится в «Зохар»:

«Цель, ради которой был сотворён этот мир, — чтобы люди познали Всевышнего».

Другими словами, чтобы они отыскали Его, своего Создателя, признали Его величие в суете мирской жизни.

Сделать это порой непросто, но человек спускается в мир со всеми необходимыми инструментами, которые могут помочь ему выполнить поставленную перед ним задачу — пробудиться и «отыскать» Всевышнего в этом мире. Сделав правильный выбор между духовным и материальным, добром и злом, правильным и неправильным, ему следует работать над качествами. Человек не должен говорить: «Если это качество заложено во мне, если я с ним родился — так и должно быть». Мудрецы приводят пример с алмазом: когда его находят, грязный и необработанный, он имеет неприглядный вид, и только долгий упорный труд превращает его в драгоценный бриллиант.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что человек приходит в этот мир для того, чтобы работать над собой. Он должен совершенствовать свои качества и стать ответственным за свои поступки. Для того, чтобы человек выполнил свою миссию на Земле, а не растрачивал жизнь попусту, думая, что впереди у него целая вечность и ему ещё не раз представится возможность встать на правильный путь, и появилось такое понятие, как смерть. Смерть должна была ограничить срок пребывания человека в мире и постоянно напоминать, что мир принадлежит не ему, а находится он в мире с определённой миссией.

Поколения перед потопом жили по 700, 800 и даже 900 лет. Но основная часть людей вместо того, чтобы использовать отведённое им время на исправление себя и мира, растрачивали его на праздность и развлечения. Поэтому позже Всевышний сократил период, данный человеку на совершенствование и исправление ошибок, и ограничил продолжительность его жизни 120 годами.

Если не начать процесс исправления прямо сейчас, то на это может не хватить и 1000 лет.

В этом отрывке «Зохар» приводит пример с первым человеком, Адамом: Всевышний показал ему книгу «Тольдот Адам» («Формирование человечества»), в которой были описаны все будущие поколения. И когда Адам увидел, что у царя Давида вообще нет земных лет, то есть он должен покинуть этот мир сразу после рождения, отдал ему 70 лет от своей жизни, а сам прожил не 1000, а 930 лет.

Мудрецы Каббалы говорят: Адам увидел в этой книге, что он стал смертным и его душа должна спуститься в этот мир ещё два раза — в теле царя Давида и будущего Машиаха. Написание имени «Адам» состоит из первых букв его перевоплощений: А — Адам, Д — Давид, М — Машиах.

Но Адама мучил вопрос, почему в следующий раз, когда его душа должна леитгальгель (спуститься в этот мир) в теле царя Давида, царь Давид должен будет умереть сразу после рождения. И он обратился за ответом к Всевышнему.

Всевышний ответил, что после вкушения плодов с древа добра и зла жизнь Адама ограничена 1000 годами, которые он проживёт в первой жизни, а в следующей жизни он умрёт через три часа после рождения.

«…а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь».

(Быт. 2: 17)

Тогда Адам, увидев огромный потенциал царя Давида, который позволит привнести в этот мир значительное исправление того, что было нарушено самим Адамом, вкусившим плод с древа добра и зла, решил из отведённых ему 1000 лет передать царю Давиду 70.

Но когда Адаму исполнилось 929 лет, он обратился к Всевышнему с просьбой вернуть ему эти 70 лет, так как время пролетело слишком быстро и он не успел сделать надлежащее ему исправление. Но Всевышний сказал, что договор не имеет обратной силы и что Адаму нужно будет покинуть этот мир в возрасте 930 лет.

Царь Давид пишет в своей книге «Псалмы», что он удостоился жизни в этом мире только благодаря Адаму, который подписал договор и передал ему 70 лет своей жизни.

«Вот, иду, (как) в свитке книжном предписано мне».

(Псалтирь, 40:8)

И впоследствии именно царь Давид внёс значительный вклад в исправление этого мира.

Теперь давайте разберём несколько важных моментов относительно Адама и царя Давида.

На примере Адама мы видим, что человек, прожив даже 930 лет, может не успеть полностью выполнить свой тикун (исправление), так как ему по-прежнему будет казаться, что время пролетело слишком быстро. Потомки Адама тоже жили сотни лет, но вместо своей основной цели в этом мире — его исправления — занимались неподобающими делами. За это на землю был послан потоп, после которого выжили только потомки Ноаха (Ноя), а продолжительность жизни была значительно сокращена.

Мы видим это на примере наших праотцов Авраама, Ицхака, Иакова, которые жили около 150 лет и за это время смогли внести большое исправление в этот мир.

Ещё до потопа из-за грехов поколений продолжительность человеческой жизни становилась короче. И когда человек заметил это, он начал в большей степени ценить время и перестал думать, что впереди — целая вечность.

По мере взросления человек осознаёт, что ему отведён в этом мире небольшой период времени, который постоянно сокращается. Он должен с бóльшей ответственностью стремиться к тому, чтобы закончить личное исправление в этом мире и тем самым внести лепту в общемировое исправление. Пример тому — тысячи праведников, живших в разное время и посвятивших этому служению жизнь. Особая роль среди них отводится праотцу Аврааму, который смог исправить все дни своей жизни и тем самым внести большой вклад в общемировое «исправление».

ЦИМЦУМ И СВОБОДА ВЫБОРА

Итак, целью Творения было создание человека, у которого была бы свобода выбора. Но чтобы этот выбор стал добровольным, осознанным, не спровоцированным ничем явным, был нужен процесс цимцум, чтобы скрыть влияние Всевышнего. Если бы люди видели Бесконечный Свет, который поступает в наш мир и даёт энергию всему живому, они подсознательно приняли бы эту подсказку и пошли правильным путём. Но Творец хотел, чтобы человек самостоятельно осознал, что есть духовная реальность вне этого мира, поэтому Он скрыл Ор Эйн Соф и его влияние на наш материальный мир.

Познать духовность сквозь материальный мир или же остаться в неведении, что есть высшие миры и настоящая реальность, которая находится вне нашего мира, — для этого Всевышний и дал человеку право выбора.

Смысл человека, помещённого в этот мир, где есть много соблазнов и испытаний, — выдержать их и отыскать Свет, тем самым осознав, что есть настоящая реальность вне этого мира, которая питает всё зримое, и она вечна. Тот, кто с честью прошёл испытания, не поддавшись искушениям, получает свой заработок от Всевышнего в Будущем мире по праву, а не как милостыню.

«И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама…».

(Бытие, 22:1).

Только идя путём исправления и духовного пробуждения, человек может достичь духовного благополучия. А каждый неподобающий поступок лишь добавляет «экранов» и тем самым ещё больше заслоняет Свет и отдаляет от Источника.

Конечно, встать на путь духовного пробуждения — это не то же самое, что выбрать, какие туфли сегодня надеть — белые или чёрные: это выбор между материальной реальностью, которая повседневно окружает нас, и реальностью духовной, которая находится вне его, между добром и злом, правдой и ложью.

Но, как утверждают мудрецы, человек способен сделать правильный выбор, так как где-то глубоко в нём изначально заложен весь потенциал, благодаря которому он может управлять своими действиями. Ведь не случайно одна из частей его души, нешама, спускается из второго из высших миров — мира Брия. Она даже выше ангелов, которые находятся в третьем мире, называемом Йецира.

ИСПЫТАНИЯ. КАК ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ

Книга «Зохар» начинается со слов: «…Написано: „Как роза среди колючек“».

Это означает следующее: прекрасный цветок роза находится среди колючек. Но, как показывает природа, чем острее колючки у цветка, тем шушана (роза) будет красивее. В «Зохар» эта аллегория должна была указать на то, что чем больше вокруг Израиля врагов, тем сильнее он становится.

То же самое происходит и с человеком. Он не всегда попадает в благоприятную среду, поэтому ему часто приходится бороться и преодолевать трудности, чтобы выжить, задействовав инстинкт самосохранения. Можно привести и другое сравнение: чем больше недоброжелателей окружает его, тем больший потенциал он задействует, как в примере с розой. Если каждый из нас вспомнит своё прошлое, то, несомненно, поймёт, что именно недоброжелатели были той самой силой, которая толкала нас вперёд. Получается, что испытания призваны пробудить, закалить и очистить душу человека. И, осознав это, мы будем относиться к ним совсем по-другому.

Иными словами, недоброжелатели и есть основная движущая сила в совершенствовании человека. И наоборот: не будет недоброжелателей (колючек) — не будет и конкурентной среды, а это приведёт к «увяданию» человека.

Пожалуй, это сравнение в определённой степени можно применить к целым государствам. Их политические лидеры выдумывают внешних врагов, чтобы мобилизовать потенциал своего народа или сплотить его ради не самых чистых замыслов. Но всё же народ чаще объединяется для того, чтобы отстоять свои национальные интересы, и в эти трудные исторические периоды, как правило, отмечается появление значительного количества передовых мыслителей и технологических прорывов. Достаточно вспомнить, сколько великих раввинов появилось именно в тот период, когда Израиль был под протекторатом Римской империи и находился под угрозой уничтожения.

ЧЕЛОВЕК — ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ

Человека можно считать венцом Творения, потому что он был создан на шестой день, на конечном этапе рождения всего сущего. И на иврите он носит имя Адам, которое происходит от того же корня, что и слово «адама» — «земля», поскольку Всевышний сотворил его из земли, а затем вдохнул в него душу, жизнь.

«И сформировал Господь Бог человека — прах с земли, и вдохнул в ноздри ему дыхание жизни, и стал человек живым существом».

(Быт. 2:7)

Мудрецы Каббалы говорят, что несмотря на то, что тело Адама было сотворено из земли («заготовлено») задолго до создания Вселенной, Всевышний вдохнул в него жизнь только на шестой день Творения, поскольку именно Адам является венцом и главной целью всего Творения. И к этому процессу были причастны все силы, участвующие в сотворении мира. Всевышний начал всё Творение с Адама задолго до образования всего живого и завершил этот процесс именно им после того, как сотворил всё живое, и поэтому Адам заключает в себе весь этот мир.

Как уже говорилось выше, всё в мире состоит из десяти сфир, и человек — не исключение. Другими словами, каждый из пяти миров выглядит как целое человеческое тело, и каждый из этих миров в свою очередь состоит из 10 сфир. И человек, как миниатюрная копия высших миров, был сотворён по строению высших миров и тоже, как и всё сущее на земле, состоит из 10 сфир (рис. 11).

Рис. 11

И здесь мы подошли к одной из основных идей Каббалы: «человек — это маленький мир» или миниатюрная модель мира.

Так как в создании человека принимали участие все те силы, которые участвовали в Творении, мы должны рассматривать его как миниатюрную модель мира. То есть всё, что есть вне человека, существует и в самом человеке. Изучая себя, строение своего тела, человек может больше узнать о мире, который окружает его, о высших мирах и о путях правления Всевышнего во Вселенной. Подтверждение этому мы находим в Писании во фразе Иова:

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я