Сила вечной Тишины. 49 ступеней духовного восхождения (часть первая)

Герцель Давыдов

В современном мире большое внимание уделяется поиску смысла жизни. Многие стремятся найти себя, обрести баланс, внутреннюю гармонию и задаются вопросом, как добиться результата?В данной книге представлен симбиоз древних знаний из разных культур и опыта, проанализированных с точки зрения современной психологии. Книга послужит глотком свежего воздуха в жизни духовного искателя.Для лучшего понимания темы саморазвития в книге приведена одна из глав книги: «Сет и Гор. Два бога древнего Египта».

Оглавление

ЧЕТВЁРТАЯ ГЛАВА

Эго на пути к Вечной Тишине

Вы, наверное, обратили внимание, что все вышеприведённые истории говорят практически об одном и том же. В гностицизме София, двенадцатый Эон, произошедший от Человека и Церкви, ослушалась указа Первоотца и нарушила целостность Плеромы, за что была изгнана в Кеному. В библейской версии первые люди ослушались Бога и были изгнаны из рая. В египетском мифе идеальное общество разрушил Сет, после чего начались тёмные времена. Таким образом, чтобы духовному искателю вернуться к Тишине — поскольку Творец непостижим — ему нужно совершить обратное действие, реинтеграцию. Только внимая Гласу Тишины, можно приблизиться к Творцу, Первоотцу, то есть вернуться в Эдемский сад.

В предыдущих главах мы говорили, что этот таинственный голос был в начале времён, во время золотого века, о нём также говорится в Священном Писании, но впоследствии из-за нарушения некого запрета Глас Тишины был утерян, спрятан внутри нас, как Исида спряталась от мести Сета в дельте Нила. Важно понимать, что Тишина не покинула наше тело, она укрылась далеко от глаз посторонних в шишковидной железе, чтобы сторонники Сета не смогли отыскать её. В мистических традициях она пребывает на вершине пирамиды, где ожидает, когда человек, встав на путь духовного развития, найдёт Её. В каббале это соответствует невидимой сфире Даат (знания), которую ещё называют верхним раем, поскольку она символизирует Эдемский сад, который был закрыт для первых людей после того, как они вкусили плод от древа познания добра и зла. Стоит особо отметить, что сфира Даат символизирует не обычные, а мистические знания. Только постигнув тайные мистические знания и победив в себе пороки, духовный искатель сможет раскрыть внутри себя знания, которые в восточных традициях называют третьим глазом, и вернуться в рай. Но как известно, путь к Вечной Тишине преграждает Эго — голос наших непрекращающихся мыслей и чрезмерных желаний. Но искатели истины, следующие за спасителем-Гором, отыщут Исиду и вернут ей власть над Египтом, то есть над своим Разумом.

История о спасителе есть практически в каждом народе и религии. Как говорится в гностических учениях, мессия живёт в каждом из нас под разными именами, в еврейской традиции он известен как Машиах, в христианской — Христос, оба этих слова переводятся как «помазанник». Как взрастить Спасителя, можно узнать из жизнеописаний Христа, Будды, а также других легендарных героев и просвещённых прошлого разных народов. Все тайные учения сходятся в одном: основной упор нужно делать на целомудрие, которое должно победить Эго, пороки, а также на развитие осознанности, которая поможет пробудиться и понять, в каком направлении нужно двигаться. Целомудрие — это контроль своих мыслей, желаний и поступков. Когда человеку удаётся развить в себе это качество, то Спаситель, пребывающий внутри него, становится Великим Мастером, инструктором, который ведёт его к свободе, выводит из рабства. Темнота, постепенно отступая, сменяется светом, и внутри человека наступает мир и гармония.

Религия много рассказывает о спасении и призывает дожидаться мессию, который прибудет, чтобы сразиться с несправедливостью и освободить своих последователей, после чего наступит вечный мир. Но отличие тайных учений от традиционных религий в том, что по ним люди не должны дожидаться Спасителя, а призваны пройти путь к личному освобождению, а затем помочь и окружающим. Своей духовной работой они взращивают спасителя внутри себя и расчищают дорогу для будущего Спасителя всего человечества. Только тот, кто спасся сам, то есть стал просвещённым, способен осветить путь другим.

«Прежде чем выпрямлять горбатого, сделай нечто более трудное — расправь свои плечи».

(Будда)

Но без внутренней работы человека все усилия будут напрасны. Жизнеописание пророков и Иисуса из Назарета в аллегорической форме демонстрирует нам путь к спасению, это инструкция по внутреннему пробуждению. Если вы вспомните фразу о том, что человек — это микрокосмос, то осознаете необходимость внутреннего освобождения, не дожидаясь внешнего спасителя. Если провести аналогию, то Иисус Христос, который спускался в этот мир, тоже внутренний спаситель по отношению к макрокосмосу, мировой душе. И если следовать древним формулам «Что вовне, то и внутри», а также «Человек — это маленький мир», то получается, что в каждом из нас пребывает Спаситель, рождённый от Девы и Святого Духа. И только вобрав в себя тайные знания и подняв сознание на новый уровень, мы поможем спасителю раскрыть свой потенциал внутри нас. Встав на путь саморазвития, духовный искатель возводит храм внутри себя, где будет пребывать Вечная Тишина.

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?»

(Первое послание к Коринфянам, 3:16)

Как вы могли убедиться, Вечной Тишине, к которой стремились все просвещённые прошлого, отводится особое место в эзотерических школах. Божественная Тишина отличается от современного значения этого слова, поэтому нам приходится разделять Тишину на внутреннюю, к которой нужно стремиться, и внешнюю, которая служит ступенью к внутренней Тишине. Одно без другого просто невозможно.

В предыдущих главах говорилось о том, что внешнюю Тишину мы можем ощущать, уединившись в закрытой комнате, но в таком состоянии мозг всё равно продолжает работать. Мыслительный процесс, внутренний диалог не останавливается, несмотря на отсутствие внешних шумов. Без внешней тишины гораздо сложнее прийти к внутренней. Человеку важно достичь состояния внутреннего безмолвия, когда его разум замолкает и даёт проникнуть слову Мудрости.

Если внешнюю тишину мы можем получить, уединившись в комнате, надев наушники, поднявшись в горы или спрятавшись в пещере, то для достижения внутреннего безмолвия необходима духовная работа. Без работы над своими качествами к Тишине подобраться невозможно. Познав хорошее и плохое в себе, человек сможет отделить позитивные качества своего характера от негативных и начать контролировать их. Если вам удастся постепенно возвращать власть светлым силам, то в вашем разуме произойдёт преображение.

В следующих главах мы подробнее рассмотрим пути, ведущие к Тишине, а сейчас постараемся разобрать три основные цели на пути к духовному развитию:

1. Внешняя Тишина. Уединение в комнате на время, чтобы научиться концентрироваться на внутренних объектах. Вы можете расслабиться, закрыть глаза и мысленно представить одну из букв алфавита или своё имя. Основная цель данного упражнения — удерживать букву или определённую последовательность букв в вашем внимании на протяжении десяти секунд, затем двадцати, минуты и так далее. Также вы можете представить перед собой одну из египетских пирамид и удерживать её в сознании, чтобы ничего не могло отвлечь вашего внимания от объекта. Эти упражнения помогут вам стать более сконцентрированными, собранными и позволят лучше контролировать мысли. Со временем вы научитесь погружаться в медитативное состояние даже тогда, когда вокруг многолюдно. Вы сможете смотреть на собеседника, но ваши мысли будут направлены вовнутрь, или ехать в общественном транспорте, но в это время игнорировать внешние шумы и погружаться в свой внутренний мир.

2. Познай себя. Следующий этап после концентрации — работа с отрицательными качествами. Они могут находиться там, где мы и не подозреваем, вот поэтому столь важен честный самоанализ. Только так вы сможете научиться обнаруживать тёмные мысли, которые порой могут выдавать себя за светлые. С медитативной практикой вы сможете направлять энергию на обнаружение и преодоление негативных качеств. Пороки укоренились в нас, и мы не всегда можем их отличить или признать таковыми. Необходимо ежедневно предаваться медитации и познавать себя, чтобы понять, в каком именно месте засели агенты Сета. Вы должны проверить каждый город в своём царстве, расщепить каждый из пороков, которые в совокупности образуют Эго.

3. Научиться отключать мыслительный процесс, когда это необходимо, чтобы услышать Глас Вечной Тишины.

Более подробно о методах контроля над мыслями мы поговорим в последующих главах, но сейчас хотелось бы в очередной раз коснуться вопроса мыслительного процесса в разуме человека. Каждый, кто встал на путь Тишины, не должен игнорировать не один из вышеприведённых пунктов, поскольку без отделения зёрен от плевел, хороших мыслей от плохих достичь заветной цели будет невозможно. Чем больше светлых мыслей, то есть сторонников Гора, будут пребывать в разуме, тем проще будет управлять мыслительным процессом, но пока в нём сражаются практически одинаковые по численности армии Сета и Гора, наш разум продолжает блуждать от одной мысли к другой. Поэтому Разум, а вернее, ту его часть, которая отказывается подчиняться словам Гора и идёт на поводу Сета, называют блудницей, а вторую его часть, подконтрольную Гору, называют Святая Дева Исида, или Премудростью.

В мистических учениях Спаситель прибывает в этот мир, чтобы очистить его от пороков, греховных мыслей, то есть вывести материальный мир из блуда, а если говорить о микрокосмосе, человеческом теле — очистить разум от тёмных мыслей. Мессия призван вернуть искуплённую дочь к Матери, то есть сделать всё, чтобы тёмные мысли, символизирующие блудницу, раскаялись и сделались светлыми. Тогда произойдёт главное событие — соединение Дочери с Матерью, и человеческое сознание поднимется на новый уровень, то есть сможет вернуться в рай. Всё это описывается не только в египетском мифе и Евангелии, но, как вы могли убедиться, также в греческом мифе о Деметре и Персефоне.

Грядущая эра Духа Святого должна поднять человечество на качественно новый уровень. Мы можем подготовить себя и окружающих к плавному переходу в новую реальность. Этот процесс в первую очередь нужно начать с себя, поскольку в эзотерических учениях нет коллективного спасения, оно там индивидуальное. Если вы изучите жизнеописание праотца Авраама, пророка Моисея, Иисуса из Назарета, Будды Шакьямуни и других великих личностей, то сможете найти в них много общего. Особенно в том, что все они прошли индивидуальный путь, просветились, а затем уже начали помогать другим. Они не жили в ожидании спасителя, не оставались в общине, а встали на тернистый путь к личному спасению. Только выбравшись самому, просветившись, то есть вобрав в себя внутренний свет, можно помочь другим. В этом и есть основное отличие мистических учений от религии.

Но главные отличия между мировыми религиями и тайными учениями в том, что они говорят о разных эрах на земле и путях к спасению. Религия призвана пробудить душу человека, а тайные учения — дух. Долгие века приверженцев эзотерических школ преследовали за инакомыслие. Как говорили просвещённые всех времён, этот мир не целостен без тайного учения, специальных знаний, и сколько бы религия ни преследовала последователей эзотерических школ, дух, обитающий в человеке, всё равно стремился к глубинным знаниям. Чем ближе мировой ковчег будет подплывать к новой эре, тем разделение человечества на три группы (материальных, душевных и духовных) станет приобретать всё более отчётливые черты. Разногласия, которые веками царили между этими тремя группами, усилятся. Но, несмотря на все противоречия, духовные знания должны спасти душевных людей, вытащить их из рук материи. Более наглядно это показано в притче о зёрнах и плевелах.

«Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём; когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоём? откуда же на нём плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдём, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».

(Мф. 13: 24—30)

Из притчи мы узнали, что душевное и материальное сплелось воедино, и только раскрытие духовных знаний в этом мире, то есть в преддверии «жатвы», освободит людей душевной природы. Религия и просвещённые с нетерпимостью относятся друг к другу, всё это потому, что душевные, смешавшись с материальными, оказались в плену иллюзии. Они раз за разом отказывались следовать за своим спасителем, как было в истории с пророком Моисеем, поскольку люди так привыкли к жизни в Египте, что уже успели позабыть о главной цели своей жизни — спасении души. Духовные прибыли в этот мир, чтобы им об этом напомнить.

В гностической литературе процессу спасения также уделяется особое внимание. Гностические истории призваны показать, какой путь, какие испытания требуется преодолеть, чтобы приблизиться к спасению, то есть одолеть пороки, исправить свои тёмные мысли. Каждый человек призван пройти путь духовного героя, победить в себе пороки и вызволить мысли, попавшие в царство блуда, после чего соединить внутри себя мать и искуплённую дочь. В греческой культуре это иносказательно описывается в мифе о Деметре и Персефоне, где Гермес спускается в Аид, чтобы вызволить оттуда Персефону и соединить её с матерью Деметрой. Все эзотерические учения иносказательно говорят об этом.

Путь к Тишине не близок. В тайных учениях говорят о пятидесяти вратах (49 сфирот + Кетер мира Адам Кадмон), ступеньках, которые ведут к Храму высшей мудрости. В еврейской традиции эти ступени называют вратами, сфирами или сфиротами. В других источниках, особенно в древнегреческих и более поздних, древнеримских, в частности, в Мистерии Митры, говорится о семи вратах, которые разделяют семь ступенек, что в сумме даёт сорок девять.

В еврейской традиции даже существует заповедь «Отсчёта Омера», когда ведут счёт 49 дней между праздниками Песах и Шавуот. Каждый день символизирует определённую духовную ступень на горе Синай, и в процессе отсчёта 49 дней человеку надлежит подготовить к главному 50-му дню, празднику Шавуот. Тогда происходит дарование Торы, божественного Света на горе Синай. В Христианстве также существует праздник, который носит название Пятидесятница или День Святой Троицы. Он считается одним из главных христианских праздников и также длится 49 дней, а отмечается на 50-й день после Пасхи. Все эти совпадения не случайны, в древности люди знали о Вечной Тишине, которую в некоторых традициях называют Святым Духом, и о том, что путь к ней пролегает через 49 ступеней духовного восхождения.

Дорогу к вершине пирамиды называют лестницей в небеса. Добраться до храма Тишины можно, только преодолев сорок девять крутых ступенек, вырубленных по всей вертикали пирамиды. Многим не под силу взобраться даже на первую ступень и удержаться там на некоторое время без специальной физической, а в нашем случае — духовной подготовки. Вот поэтому большая часть человечества находится у подножья той самой пирамиды Тишины или, как её называют в религиозной литературе, горы Синай, а те, кто пытаются взобраться на неё, не проделав внутреннюю работу, скатываются вниз, как Сизиф в известном всем мифе. Просвещённые рекомендуют начинать проходить путь в юном возрасте, так как пожилым это уже не под силу. Они могут только поделиться опытом, как правильно взбираться, а главное — удержаться на нужной высоте.

Прибыв в Храм, каждый может исполнить заветные мечты. Но у горы, на которой стоит святилище Вечной Тишины, есть одно волшебное свойство — чем выше вы взбираетесь, тем быстрее ваши молитвы достигают Храма, и они начинают исполняться сами по себе.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я