В этом издании есть новшество. Нумерация стихов вынесена наверх и теперь они предоставлены сами себе. Кто-то поблагодарит меня за это. А кому-то не понравится. В любом случае одновременно выходит в свет бумажная версия со всеми традиционными обозначениями. В печатном издании можно ознакомиться и с моими заметками по ходу работы с текстом.Это первый том моих переводов. Во второй том вошли ветхозаветные книги Бытие, Иов, Псалмы, Экклезиаст и Песнь песней под общим названием «Пять cамых».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Новозаветные писания. Библейские переводы Гелия Вишенчука-Вишеньки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Евангелие Марка
1:1—45
Начало евангелия об Иисусе Христе, Сыне Бога.
У пророка Исайи написано: «Впереди Тебя посылаю вестника. Он Твой путь для Тебя приготовит.
Голос зовет в пустыне: приготовьте путь Господу, проложите Ему прямую дорогу!»
Так пришел Иоанн Креститель. Он в пустыне звал народ к себе на крещение с покаянием и прощением грехов.
И шла к нему вся Иудея с жителями Иерусалима. Все крестились у него в реке Иордан, признаваясь в грехах.
Иоанн носил рубаху из верблюжьей шерсти и кожаный пояс, а питался саранчой акридой и диким медом.
Он говорил: «За мной идет Тот, кто сильней моей силы. Я недостоин даже нагнуться и развязать Ему ремни на сандалиях.
Я крещу вас водой, а Он будет крестить вас Святым Духом».
Так было в те дни: пришел Иисус из Назарета, что в Галилее, и крестился в Иордане у Иоанна.
И только Он стал выходить из воды, как видит: раскрылись небеса и на Него сходит голубем Святой Дух.
И с неба раздался голос: «Ты Мой любимый Сын, Мое все самое дорогое».
Дух сразу бросает Его в пустыню.
Сорок дней испытывал Его в пустыне Сатана. Иисус жил там среди диких зверей, и Ему служили ангелы.
Иоанн был в тюрьме, когда Иисус пришел в Галилею и стал провозглашать Божье евангелие.
Он говорил: «Настала пора. Божье Царство не за горами. Покайтесь! Верьте евангелию!»
Проходя берегом Галилейского моря, Он увидел двух рыбаков, которые забрасывали в море сеть. Это были братья Симон и Андрей.
Иисус говорит им: «Идите за Мной. Я сделаю вас ловцами людей».
Они сразу бросили сети и пошли за Иисусом.
Дальше по берегу Иисус увидел братьев Зеведеевых, Иакова и Иоанна. Они в лодке чинили сети.
Он сразу позвал и их. И они пошли за Ним, оставили своего отца Зеведея с пайщиками в лодке.
Все вместе приходят в Капернаум, и там в субботу Иисус сразу стал говорить в синагоге.
Всех поразила Его речь: в Его словах было то, чего не было у смотрителей Книги, — неземная власть.
Как раз тогда в синагоге был человек, одержимый нечистым духом. Он вдруг закричал:
«Какое у Тебя к нам дело, Иисус Назарянин? Ты погубить нас пришел? Я знаю, кто Ты. Ты — Святой от Бога».
Иисус крикнул на беса: «Уймись! Выйди вон!»
И нечистый дух в корчах, с воем вышел из одержимого.
Люди были потрясены и говорили друг другу: «Что это? В Его словах какая-то новая власть. Скажет — и нечистые духи слушаются».
Слухи об Иисусе сразу разошлись по всей Галилее.
Прямо из синагоги Он с Иаковом и Иоанном идет к Симону и Андрею.
И сразу Иисусу говорят, что теща Симона лежит в горячке.
Иисус подошел, взял ее за руку и поднял. Жар сразу спал, и она принялась собирать на стол.
Вечером, после захода солнца, к Нему привели больных и одержимых.
У дверей собрался весь город.
Иисус исцелил все болезни и хвори, какие у кого были, и изгнал всех бесов. Бесам Он не позволял ничего говорить: они знали, кто Он.
Утром Он встал еще до рассвета и вышел, уединился на пустыре и молился.
Симон с товарищами хватились Его, пошли искать.
Нашли и говорят: «Все Тебя ищут».
Иисус сказал: «Пойдемте дальше к людям. Мне нужно везде быть с евангелием. Я ради этого пришел».
И Он ходил по Галилее и во всех синагогах провозглашал евангелие и изгонял бесов.
К Иисусу подходит прокаженный, падает на колени и просит: «Скажи, что хочешь меня очистить».
Иисус сжалился, протянул руку, тронул его и говорит: «Хочу. Очистись».
И сразу больной выздоровел, очистился от проказы.
Иисус сразу велел ему уходить и предупредил:
«Только никому об этом ни слова. А ступай к священнику — пусть он увидит. И принеси за очищение что следует по Моисею. Это и будет для всех твоим свидетельством».
Но тот пошел, стал ходить и везде всем подряд рассказывать, что с ним было. Поэтому Иисус уже не мог открыто бывать в городе и держался глухих мест. Но и туда шли и шли к Нему отовсюду люди.
2:1—28
Прошло несколько дней, и Он вернулся к себе домой в Капернаум. Там об этом сразу все узнали.
Собралось много народу. Места не хватало, люди теснились даже в дверях. Иисус проповедовал Слово.
Принесли к Нему парализованного больного и не смогли протиснуться сквозь толпу. Тогда те четверо, что принесли его, разобрали крышу и оттуда спустили к Иисусу подстилку с больным.
Иисус увидел в этом веру и говорит больному: «Сынок! Прощаются твои грехи».
Смотрители Книги, которые там сидели, поняли эти слова по-своему: «Что Он такое говорит? Это кощунство. Кто, кроме Бога, может прощать грехи?»
Иисус сразу своим духом уловил их мысли, и говорит им: «Напрасно вы так думаете.
Что легче? Сказать ему: прощаются твои грехи? Или сказать: встань, бери подстилку и иди?
Пора вам знать, что у Сына человеческого есть на земле власть прощать грехи». И говорит парализованному: «Говорю тебе: встань! Бери подстилку и иди домой».
Больной сразу встал и у всех на глазах взял подстилку и ушел. Люди удивлялись, славили Бога и говорили: «Ничего подобного мы никогда не видели».
Иисус снова вышел к морю. К Нему толпами начал стекаться народ, а Он говорил.
Левий, сын Алфея, сидел у себя в конторке сборщика податей. Иисус шел мимо, увидел его и говорит: «Иди за Мной». Левий встал и пошел за Иисусом.
Иисус был потом у него в гостях со своими учениками. Вместе с Ним угощались грешники — сборщики податей и другие. Таких за Ним шло много.
Смотрители Книги, из фарисеев, видят, что Иисус ест со сборщиками податей и другими грешниками, и говорят Его ученикам: «С кем ест! Со сборщиками податей, со всякими грешниками!»
Иисус услышал и говорит: «Не здоровым нужен врач, а больным. Я пришел призвать не праведников, а грешников».
Ученики Иоанна и фарисеи постились, и люди спрашивают Иисуса: «Почему ученики Иоанна и ученики фарисеев постятся, а Твои нет?»
Иисус ответил: «Зачем гостям жениха поститься на свадьбе? Жених-то еще тут. Пока он с ними, им не нужно поститься.
Придет время — отнимут у них жениха. Тогда в тот день они и будут поститься.
Новой тканью старую вещь не подлатывают. Новая ткань на старой сядет — и дыра разлезется еще больше.
И молодое вино в старые мехи не наливают: оно разорвет их, тогда и вина нет, и мехи пропали. Нет, молодое вино наливают в новые мехи».
Была суббота. Иисус проходил по хлебным полям. Его ученики мимоходом срывали колосья.
Фарисеи говорят Ему: «Зачем они это делают? В субботу нельзя».
Он ответил: «А то вы не знаете, что сделал Давид, когда он со своими людьми захотел есть, а ничего не было.
Тогда еще архиереем был Авиафар. Давид вошел в Божий Дом и ел жертвенный хлеб сам и дал своим людям, хотя этот хлеб нельзя есть никому, кроме священников».
И Иисус сказал: «Суббота для человека, а не человек для субботы.
Каждый сам хозяин своей субботы».
3:1—35
Когда в другой раз Иисус пришел в синагогу, там был калека с сухой рукой.
Фарисеи не спускали глаз с Иисуса: исцелит в субботу — вот и готово обвинение.
Иисус говорит сухорукому: «Выйди вперед!» — и спрашивает фарисеев: «Что делать в субботу? Делать добро или делать зло? Давать жизнь или отнимать жизнь?» Фарисеи молчали.
Иисус посмотрел на них с гневом. Его убивало их тупое упрямство. И говорит калеке: «Подними руку!» Тот поднял — и рука ожила.
Фарисеи ушли и сразу стали совещаться с иродианами, как им погубить Иисуса.
А Иисус отправился с учениками к морю. За Ним огромными толпами шел народ из Галилеи и Иудеи, из Иерусалима и Идумеи и из Заиорданья. Многие пришли из-под Тира и Сидона, прослышав, какие дела совершает Иисус.
Толпа оттесняла Его все дальше к воде, и Он попросил учеников подогнать лодку.
В толпе было много больных. Они изо всех сил протискивались к Иисусу, тянули к Нему руки. Он всех исцелял.
Нечистые духи, едва завидев Иисуса, сразу падали перед Ним на землю с криком: «Ты Сын Бога!».
Но Он запрещал им так говорить.
Иисус поднялся на гору — и с Ним поднялись те, кого Он пожелал взять с собой.
Там Он назначил двенадцать апостолов (так Он назвал их), чтобы они были с Ним, шли от Его имени проповедовать и Его властью изгоняли бесов.
Назначил Двенадцать: Симона и дал ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, которых Он назвал Боанергес («сыны грома»), и Андрея, и Филиппа, и Варфоломея, и Матфея, и Фому, и Иакова Алфеева, и Фаддея, и Симона Кананита, и Иуду Искариота, который и предал Его.
Иисус вернулся домой. Как всегда, собралась толпа, и тут уже некогда было даже подумать о куске хлеба.
До Его родственников доходили странные слухи, и они решили пойти забрать Его: думали, что Он не в себе.
Смотрители Книги, которые пришли из Иерусалима, говорили: «В Нем Вельзевул. Бесовский деспот помогает Ему изгонять бесов».
Иисус подзывает их и рассказывает притчу: «Сатана не будет изгонять Сатану.
Если в стране междоусобица — не уцелеет эта страна.
Если в доме междоусобица — не уцелеет этот дом.
И если Сатана ополчился на самого себя, объявил войну самому себе, то он не устоит, тут ему конец.
Вор забрался в дом, надеясь на добычу, а там огроменный хозяин. И вот пока вор не скрутит такого хозяина, ограбить его он не сможет.
Говорю вам: людям простятся все грехи и все злые слова, о чем бы они не были сказаны.
Но кто скажет злое слово против Святого Духа, тому нет прощения вовеки. Его вина — вечный грех».
Так Иисус отвечал тем, кто говорил про Него: «В Нем нечистый дух».
Пришли мать Иисуса и Его братья и, стоя снаружи, просят вызвать Его.
Вокруг Иисуса сидел народ, и Ему говорят: «Смотри, там Твоя мать, Твои братья и сестры спрашивают Тебя».
Иисус ответил: «Кто Моя мать и кто Мои братья?»
Он обвел взглядом сидящих вокруг и сказал: «Вот Моя мать и Мои братья.
Исполняющий Божью волю — вот кто Мне и брат, и сестра, и мать».
4:1—41
И снова Он вышел к морю и учил народ. Собралась большая толпа. Иисус перешел по воде в лодку и сел. Люди стояли на берегу.
Иисус учил их, рассказывая притчу за притчей. Он говорил: «Слушайте! Вышел сеятель сеять.
И когда он сеял, часть семян упала на обочину дороги. Слетелись птицы и поклевали зерна.
Другие упали среди камней, где не так много земли, и в неглубокой почве вскоре дали ростки.
Но на солнце ростки завяли и из-за слабых корней засохли совсем.
Еще часть зерен упала в репьи. Поднялся репейник, заглушил их, и они не дали плода.
А еще другие упали на хорошую почву и принесли урожай, взошли и умножились одни в тридцать, другие в шестьдесят, a третьи в сто раз».
Иисус сказал: «У кого есть уши — слушай!»
Двенадцать учеников и другие спутники Иисуса спрашивают Его: для чего притчи?
Иисус отвечал: «Вам открыта тайна Божьего Царства, а посторонним предлагается понимать через притчи, чтобы „глазами они смотрели и не видели, ушами слушали и не понимали, и ко Мне не обратились за прощением“».
И говорит им: «Вы так и не поняли этой притчи? Что же вы понимаете в других притчах?
Сеятель сеет слово.
Посеянное по обочине — это о тех, кто услышал слово, но тут же пришел Сатана и утащил все, что случайно заронилось.
А упавшее среди камней — это о тех, кто слышит слово и тут же с радостью его принимает, но он лишен корня и долго не держится. С началом испытаний и преследований за слово такие быстро сникают.
Упавшее в репьи — это о тех, кто слышит слово, но мелочи жизни, деньги, удовольствия и развлечения вытесняют слово — и плод не созревает.
А упавшее на хорошую почву — о тех, кто слышит слово, принимает его и возвращает плодами: один в тридцать, другой в шестьдесят, третий в сто раз больше».
Иисус сказал: «Для чего в доме светильник? Чтобы держать его под горшком или задвинуть под кровать? Нет, чтобы светил на ножке.
Никакая тайна не удержится — на все прольется свет. Никакой секрет не сохранится — все выйдет наружу.
У кого есть уши — слушай!»
И говорит: «Какой мерой мерите, такой, если не большей, и вам будет отмерено. Запомните эти слова.
У кого есть, тому добавится еще больше; а у кого нет, отнимется последнее».
Иисус продолжал: «Божье Царство — это вот как такой случай. Человек бросает в землю семя.
Идут своим чередом дни и ночи, человек спит и встает и не думает о том, как оно всходит и созревает.
Сама по себе растит земля свой плод: сначала росток, потом колос, потом полное зерно в колосе.
А когда созревает урожай, хозяин сразу берет в руки серп — и начинается жатва».
И еще Иисус сказал: «С чем можно сравнить Божье Царство? Какая подошла бы тут притча?
Вот, к примеру, горчичное зернышко в земле. По сравнению с другими семенами, оно самое маленькое в природе, но когда посеешь, хорошо растет, поднимается высоко над грядками, далеко простирает ветви. И в его тени птицы вьют гнезда».
У Иисуса было много таких притч. Люди слушали и учились понимать главное.
Так, на притчах, Он всегда учил народ, а их смысл раскрывал ученикам отдельно.
В тот день вечером Он сказал ученикам: «Давайте поплывем на ту сторону».
Ученики оставили толпу, расселись по лодкам, взяли с собой Иисуса и поплыли.
В пути их застиг сильный ветер. Волны с размаху бьют в лодку и она быстро наполняется водой.
Иисус спал на корме, где подголовье. Его будят и говорят: «Учитель! Ты что, бросил нас? Погибаем!»
Иисус проснулся и остановил ветер. Он крикнул в море: «Стой, не шуми!» Ветер утих. Наступила мертвая тишина.
Иисус говорит: «Что вы так перепугались? Как это у вас все нет веры?»
Потрясенные ученики в страхе говорили друг другу: «Кто Он, что Его слушаются и ветер, и море?»
5:1—43
Переправились на другой берег моря, где живут герасинцы.
Едва Иисус вышел из лодки, как навстречу Ему с кладбища выбежал бродяга, одержимый нечистым духом.
Этот бродяга жил в погребальных пещерах. Сдержать его не удавалось даже цепями.
Сколько ни пытались заковать его в железо, он все равно каждый раз вырывался из оков и цепей. Никто не мог с ним совладать.
В горах и пещерах он день и ночь, не переставая, кричал и бил себя камнями.
Бродяга издали увидел Иисуса, подбежал, упал перед Ним на колени и громко крикнул: «Что я Тебе сделал, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Богом Тебя заклинаю, не мучь меня!»
А закричал он так из-за того, что Иисус сказал: «Выйди, нечистый дух, из человека!»
Иисус спрашивает: «Как тебя зовут?» Он ответил: «Меня зовут Легион. Нас много!»,
И стал просить Иисуса не отсылать их из тех краев.
На ближних холмах паслось большое стадо свиней.
Бесы стали просить Иисуса: «Пошли нас в это стадо, позволь вселиться в свиней».
Иисус позволил, и нечистые духи человека вселились в свиней. Все стадо, около двух тысяч голов, бросилось с кручи в море и утонуло.
А свинопасы убежали и стали рассказывать об этом в городе и по предместьям. Люди вышли посмотреть, что происходит.
И видят: Иисус и с Ним тот самый одержимый, одет и в здравом рассудке, хотя было в нем тех целый легион. Людям стало страшно.
И с одержимым, и со свиньями все было так, как рассказывали очевидцы.
И люди стали просить Иисуса, чтобы уходил.
Когда Он уже сидел в лодке, к Нему стал проситься исцеленный бродяга.
Но Иисус не позволил, сказал: «Возвращайся домой к своим и расскажи, что сделал для тебя Господь, какой милостью одарил».
Тот пошел и всем в Десятиградии рассказал, что сделал для него Иисус. Люди поражались его рассказу.
А Иисус переправился на лодке опять на другую сторону. Вокруг Него собрался народ. Иисус стоял на берегу.
Подошел советник синагоги Яир. Он видит Иисуса, бросается Ему в ноги
И отчаянно просит: «У меня умирает дочь. Пойдем! Положи на нее руки, спаси, оживи ее».
Иисус пошел за ним. Он шел посреди тесной толпы. Было много народу.
У одной женщины уже двенадцать лет не прекращалось кровотечение.
Она настрадалась у многих врачей, потратила на них все свои средства, но улучшения не было, ей становилось все хуже.
И вот женщина услышала об Иисусе. Она прошла через толпу и сзади потрогала Его плащ.
Она повторяла про себя: «Только бы мне прикоснуться к Его одежде — и ко мне вернется здоровье».
И сразу кровотечение прекратилось, женщина по самочувствию поняла, что исцелилась от хвори.
Тогда Иисус, сразу ощутив, что из Него вышла сила, обернулся к толпе и говорит: «Кто дотронулся до Моего плаща?»
Ученики говорят Иисусу: «Ты видишь, как толпа напирает со всех сторон, и спрашиваешь, кто дотронулся?»
Иисус оглянулся на женщину, которая это сделала.
Дрожа от страха и понимая, что на самом деле с ней происходит, та подошла, упала Ему в ноги и рассказала все, как было.
Иисус говорит ей: «Дочь Моя! Тебя спасла твоя вера. Ступай с миром и забудь о своей хвори».
И как раз тут люди советника синагоги принесли ему из дома известие: «Твоя дочь умерла. Зачем теперь тебе просить Учителя?»
Иисус краем уха слышит разговор и говорит советнику синагоги: «Никого не слушай, просто верь!»
И всех отстранил, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.
Подошли к дому советника синагоги. Иисус видит, что люди в горести плачут и причитают.
Он входит и говорит: «Не плачьте, не убивайтесь. Девочка не умерла. Она спит».
Никто не поверил, что Иисус говорит всерьез. Тогда Он всех выдворил, и берет с собой отца и мать девочки и еще своих спутников и заходит к девочке, берет девочку за руку и говорит: «Талита́ ку́м!» — это значит «Девочка (говорю тебе), встань!»
Девочка сразу встала и пошла. Ей было двенадцать лет. Люди не могли прийти в себя от удивления и страха.
Но Иисус запретил рассказывать об этом, велел только принести девочке поесть.
6:1—56
Иисус вернулся в свой родной город. С Ним были Его ученики.
В субботу Иисус учил народ в синагоге. Там с удивлением говорили: «Откуда у Него все это? Чем объяснить такую мудрость? Как такие чудеса совершаются Его руками?
Мы что, не знаем, что это плотник, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Что это вот тут у нас и Его сестры?» И все у Него было им не так.
Иисус сказал им: «Нет пророка в своем отечестве. Где угодно, только не в семье, не у себя дома».
И не смог сотворить там никакого чуда. Только исцелил больных, положив на них руки.
Он не ожидал от них такого неверия. Обходя селения, Иисус учил и учил народ, а своих Двенадцать разослал по двое. Он дал им власть над нечистыми духами и напутствовал, чтобы ничего, кроме посоха, не брали в дорогу: ни хлеба, ни котомки, ни меди в поясах.
На ногах сандалии и на теле рубаха без смены — вот и все.
Иисус говорил: «Пригласят в дом — будь гостем, а там иди дальше.
А в какой стороне не примут тебя, не станут слушать, там отряхни им в укор пыль со своих ног и уходи».
И они пошли и говорили, что нужно покаяться.
Они изгнали много бесов и растиранием елея исцелили много больных.
У всех на устах было имя Иисуса. До царя Ирода стали доходить слухи: «Это Иоанн Креститель. Он воскрес из мертвых и теперь способен творить чудеса».
Другие говорили: «Это Илия». И еще так: «Это пророк наподобие прежних».
Ирод вынес свое суждение: «Это Иоанн, которого я обезглавил. Он воскрес из мертвых».
Ирод взял себе жену своего брата Филиппа Иродиаду, и это из-за нее он приказал схватить Иоанна и бросить в тюрьму.
Иоанн говорил ему: «Нельзя тебе спать с женой брата!»
Иродиада люто возненавидела Иоанна. Ей мечталось убить его, но она не смела из-за Ирода.
Ирод понимал, что Иоанн святой человек от Бога, боялся его и не трогал. Он отказывался соглашаться с ним и в то же время слушал его не без удовольствия.
А удобный случай представился в день рождения Ирода на ужине для придворных чинов, военачальников и галилейской знати.
К гостям вышла и сплясала его дочь Иродиада. Пляска так понравилась царю и его гостям, что он сказал дочери: «Проси у меня что хочешь. Все тебе дам».
Ирод пообещал ей: «Чего ни попросишь, ничего не пожалею, хоть полцарства».
За дверьми Иродиада спросила у матери: «Чего просить?» Та ответила: «Голову Иоанна Крестителя».
Тогда она бегом вернулась к царю и сказала, чего хочет: «Хочу, чтобы ты сейчас подал мне на блюде голову Иоанна Крестителя».
Царь был уже сам не рад, но, связанный клятвой, не мог отказать ей при гостях и тут же послал телохранителя с приказанием доставить голову.
Тот пошел и в тюрьме обезглавил Иоанна и принес голову на блюде, подал девице, а девица передала матери.
Об этом узнали ученики Иоанна. Они пришли, взяли тело и похоронили.
Вернулись апостолы и рассказали Иисусу обо всем, что делали, чему учили народ.
Иисус сказал: «Вам надо немного отдохнуть, побыть одним где-нибудь в укромном месте». Люди приходили, уходили, это продолжалось без конца, не было возможности даже поесть.
И они тихо перебрались в укромное место.
Но их видели, когда они садились в лодки, узнали их, и из ближних городов, опередив лодки, набежала толпа.
Сойдя на берег, Иисус увидел толпу и проникся жалостью к людям: они были как овцы без пастуха. Весь день Он учил их.
Был уже поздний час. Ученики говорят Иисусу: «Место глухое, час поздний.
Скажи людям, пусть пойдут по окрестным хозяйствам и селениям, купят себе поесть».
Иисус сказал: «Дайте им поесть сами». Ученики говорят: «Чтобы дать им поесть, надо накупить лепешек на целых двести динариев».
Иисус спросил: «А сколько лепешек у вас найдется?» Они посмотрели и говорят: «Пять. И две рыбины».
Иисус посадил всех, кто с кем был, на зеленую траву, покрывавшую там землю.
Люди сели рядами по сто и по пятьдесят.
Иисус взял пять лепешек и две рыбины и, глядя в небеса, благословил, разломил хлеб и дал ученикам, а те дали каждому. И две рыбины разделил на всех.
Люди досыта наелись, а что осталось, собрали. Набралось целых двенадцать корзин.
А ели хлеб пять тысяч человек.
Дело завершилось, и Иисус сказал ученикам, чтобы они садились в лодку и, пока Он прощается с толпой, первыми плыли на другой берег к Вифсаиде.
Когда все разошлись, Иисус поднялся на гору для молитвы.
Был поздний час. Лодка ушла далеко в море. Иисус был один наверху.
И видит, что из-за встречного ветра ученики на веслах продвигаются с большим трудом. Около четвертой стражи ночи Иисус подходит к ним, ступая по воде, и едва не минует их.
Ученики смотрят — Иисус идет по морю. Они подумали, что это призрак, и закричали.
Они явно видели Его и им стало страшно. И тут Он говорит им: «Все хорошо. Это Я. Не бойтесь».
И перешагнул к ним в лодку. Ветер стих. Потрясенные, они ничего не понимали.
Вот так же и случай с хлебом не укладывался у них в голове: они были глухи к новому.
Переправились. И вот уже была земля Геннисарета. Пристали к берегу.
Как только все вышли из лодки, Иисуса сразу узнали.
Жители Геннисарета бегом побежали рассказывать о Его прибытии, и люди понесли туда к Нему больных на подстилках.
Куда бы Он ни приходил, везде, в больших и малых городах и селениях, несли и клали на площади больных и те просили дать им потрогать хотя бы край Его одежды. Кто трогал — исцелялся.
7:1—37
Из Иерусалима пришли к Иисусу фарисеи и кое-кто из смотрителей Книги и видят, что Его ученики едят неомытыми, то есть не очищенными от скверны руками.
Фарисеи, как и все иудеи, соблюдают древний обычай и не едят, пока не совершат обряда омовения рук.
С рынка они ничего без этого не едят. У них принято омовение и много чего другого: чаш, ковшов, медной утвари…
И спрашивают Его фарисеи и смотрители Книги: «Почему Твои ученики нарушают древний обычай: едят неомытыми руками?»
Иисус ответил: «Xорошо пророк Исайя сказал в Писании o таких, как вы, лицемерах: «Чтит Меня на словах этот народ. Сердце их далеко отстоит от Меня.
Впустую почитают они Меня, держась понятий и правил человеческих.»
От Божьей заповеди вы отказались и завели себе свой собственный обычай».
Иисус говорит им: «Как ловко вы обходите Божью заповедь, лишь бы не пострадал ваш обычай!
Моисей сказал: «Почитай отца и мать» и еще: «Кто оскорбит отца или мать, смертью да умрет!» —
А вы говорите: «Кто скажет отцу или матери: „Вам не осталось, все пошло в корбан (так называется приношение Богу),“ — у того есть позволение оставить отца и мать без помощи.»
Божье слово вы забываете ради обычая, который от вас же и исходит, и делаете многое другое такое же».
Он созвал народ и сказал: «Слушайте!
То, что в человека входит извне, не может его осквернить. Оскверняет человека лишь то, что исходит из него самого. Запомните это».
Иисус оставил толпу и вернулся в дом. Ученики стали спрашивать Его о притче.
Иисус ответил: «Ну вот, вы тоже не понимаете. Что же тут непонятного? Пища входит в человека, и это его не оскверняет.
Что в него входит, то входит не в сердце, а в желудок, и оттуда отправляется в отхожее место. Скверной пищи не бывает».
И продолжал: «Человека оскверняет лишь то, что идет изнутри, из сердца. Вот откуда берутся злые мысли, разврат, воровство, убийство, неверность мужей и жен, жадность, непорядочность, жульничество и обман, бесстыдство, зависть, крикливость, спесь, дикость.
Все это зло идет изнутри и оскверняет человека».
Оттуда Иисус отправился дальше в город Тир. Там в одном доме Ему захотелось побыть наедине с собой. Но Иисус не мог долго оставаться незамеченным.
У одной женщины дочь была одержима нечистым духом. Услышав об Иисусе, она тут же пришла и упала Ему в ноги.
Это была язычница-сирофиникиянка. Она стала просить Иисуса изгнать беса из ее дочери.
Но Иисус сказал: «Сначала пусть наедятся дети. Не годится отнимать хлеб у детей и бросать псам».
Она говорит Иисусу: «Господин! И псы под столом подъедают крохи за детьми».
Иисус ответил: «Это верно. Возвращайся к дочери. Бес уже вышел из нее».
Женщина вернулась домой и видит: дочь легла у себя и лежит. Бес вышел.
Иисус покинул Тир, прошел через Сидон и стороной Десятиградия вернулся к Галилейскому морю.
К Нему привели глухонемого и попросили положить на него руки.
Иисус отвел его в сторону, вложил ему пальцы в уши, потом поплевал на пальцы и потрогал ему язык.
Глядя в небо, Иисус сказал с напряжением в голосе: «Эффата́! — Отворись!»
И тут же к больному вернулся слух, у него ожил язык и внятно зазвучала речь.
Иисус запретил рассказывать об этом случае, но, несмотря на все Его запреты, слухи о Нем все равно распространялись.
Люди в крайнем удивлении говорили: «Ему хоть какое дело нипочем! Глухой у Него слышит и немой говорит».
8:1—38
В те дни опять собралась большая толпа, а никакой еды люди с собой не взяли. Иисус подзывает учеников и говорит им:
«Жаль Мне людей. Уже третий день как они тут со Мной голодают.
Если Я теперь отпущу их домой, у них не будет сил на обратную дорогу, а некоторые пришли издалека».
Ученики говорят: «Откуда здесь в этой глуши взяться хлебу, да еще столько, чтобы всех накормить?»
Он спрашивает: «А сколько у вас найдется лепешек?» Они говорят: «Семь».
Иисус посадил толпу на землю, взял семь лепешек, с благодарением разломил и дал ученикам, а те раздали хлеб людям.
Нашлось еще несколько рыбешек. С благодарением Иисус велел раздать и их.
Люди досыта наелись, а что осталось, собрали. Набралось целых двенадцать корзин.
Ели около четырех тысяч человек. Наконец, Иисус сказал, чтобы все расходились, а сам с учениками, не задерживаясь, отправился на лодкe в края Далмануты.
Там фарисеи затеяли с Ним спор. Они домогались от Него указания с неба, испытывали Его.
С горечью в голосе Он сказал: «Нынешнее поколение не может без указаний. Говорю вам: не будет ему указания».
И оставил их, сел в лодку и поплыл на другой берег.
Ученики не подумали о хлебе. Была одна лепешка — все, что нашлось в лодке.
Иисус хотел предостеречь учеников и сказал: «Будьте внимательны. Нельзя забывать об опасности закваски фарисейской и закваски иродовой».
Они посовещались и решили, что это к тому, что у них нет хлеба.
Иисус вмешался в их разговор: «Почему вы, маловеры, решили тут, что это о вашем хлебе? Как вы до сих пор не подумали и не поняли? Надо же быть такими глухими!
У вас есть глаза — а вы не видите. Есть уши — а вы не слышите. А давайте-ка вспомним,
Сколько полных корзин набрали вы остатков, когда Я пять лепешек разломил на пять тысяч». — Говорят: «Двенадцать». — «А сколько корзин до верху набрали вы остатков, когда семь лепешек на четыре тысячи?» — Ученики отвечают: «Семь». — Иисус говорит им: «И вы все еще не поняли?»
Пришли в Вифсаиду. К Иисусу подводят слепого и просят прикоснуться.
Иисус взял слепого за руку и отвел за околицу, поплевал себе на пальцы, потрогал ему глаза и спрашивает: «Теперь видишь что-нибудь?»
Тот посмотрел и говорит: «Вижу людей: проходят мимо, как деревья. Вот как вижу».
Иисус еще раз потрогал ему глаза. Слепой вытаращился и прозрел, стал хорошо видеть.
Иисус велел ему идти домой и добавил: «Только на люди не показывайся».
Иисус решил пройти по предместьям Цезарии Филипповой. По дороге туда Он спрашивает учеников: «За кого принимают Меня люди?»
Они отвечали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а третьи за кого-то еще из пророков».
Иисус говорит им: «А вы за кого Меня принимаете?» Петр ответил Ему: «Ты — Христос».
Но Иисус впредь запретил им говорить это людям.
Он открыл им, что Сына человеческого ждет впереди большое страдание, что Он будет отвергнут советниками синагоги, архиерейскими священниками и смотрителями Книги и убит, а через три дня воскреснет.
Иисус говорил как можно понятнее. Петр отвел Его в сторону, стал отговаривать.
Иисус отвернулся от него к ученикам. Теперь перед Его глазами были только они, и Он жестко ответил Петру: «Сгинь с Моих глаз, Сатана! Твои мысли не с Богом, а с человеком».
Иисус собрал народ, подозвал учеников и сказал: «Кто хочет идти за Мной, забудь о себе. Возьми свой крест и иди за Мной.
Кто хочет спасти свою жизнь — потеряет ее, а кто ради Меня и евангельской вести жизнь потеряет — спасет ее.
Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а жить не будет?
Разве это равноценный обмен?
Кто Меня и Моих слов постыдится в этот беспутный и гиблый век, того постыдится и Сын человеческий, когда придет в славе своего Отца со святыми ангелами».
9:1—50
И еще Иисус сказал: «Поверьте Мне, среди стоящих здесь есть те, кто не успеет умереть, как увидит: идет Божье Царство во всей своей силе».
Прошло шесть дней. Иисус берет Петра, Иакова и Иоанна и уводит их с собой на высокую гору. И преобразился перед ними.
Его одежда засияла ослепительной белизной. Так выбелить не мог бы никакой белильщик на земле.
И тут они видят: Илия и Моисей беседуют с Иисусом.
Петр говорит: «Рабби! Как нам здесь хорошо! Вот и разбить бы три шатра: один Тебе, один Моисею и один Илие».
Он сам не знал, зачем это говорит, так было страшно.
И встало над ними облако, и из облака был голос: «Это Мой любимый Сын. Слушайтесь Его».
Только что видели одно, а смотрят — рядом уже никого нет, один Иисус.
Когда шли с горы, Он сказал им, чтобы они об увиденном никому не говорили, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых.
Этого слова они держались, а только, рассуждая, старались понять, что значит «воскреснет из мертвых».
Потом спрашивают Иисуса: «А правильно смотрители Книги говорят, что сначала придет Илия?»
Иисус ответил: «Да, правильно. Приходит Илия — и с него все начинается. И тут сразу Писание говорит о Сыне человеческом, которому суждено перенести много страданий и унижений.
Должен вам сказать, что Илия уже приходил, только люди поступили с ним по своему произволу. Об этом сказано в Писании».
Вернулись к ученикам и застали их в окружении смотрителей Книги и массы народа. Шел какой-то спор.
В толпе сразу узнали Иисуса. Люди радовались, подбегали и приветствовали Его.
Иисус спрашивает: «О чем это у вас тут спор?»
Кто-то из толпы говорит: «Учитель! Я привел к Тебе сына. В него вселился дух, отнял ему язык, то и дело хватает его, валит с ног. Малый в пене, скрежещет зубами, деревенеет. Я говорил с Твоими учениками, просил изгнать беса, но они оказались бессильны».
Иисус говорит: «Люди без веры! Долго ли еще Мне быть с вами? Долго ли еще Мне терпеть вас? Ведите его ко Мне».
Юношу подвели к Иисусу. Дух увидел Иисуса и сразу схватил малого судорогой. Тот упал и начал кататься по земле, исходить пеной.
Иисус спрашивает отца: «С каких пор это с ним?» Тот ответил: «С детства.
Дух и огнем уже не раз его жег, и в воде топил. Погубит малого. Если можешь помочь, помоги. Сжалься над нами».
Иисус говорит ему: «Если можешь помочь? Веришь — значит, можешь».
Тут отец юноши крикнул: «Верю! Помоги малости моей веры!»
Сбежалась толпа. Иисус видит это и говорит: «Дух безъязыкий и глухой! Говорю тебе: выйди из него и не возвращайся!» — и изгнал нечистого духа.
Дух в агонии скорчил юношу и с криком вышел из него. Малый сделался как мертвый. И стали уже говорить, что он умер.
Но Иисус взял его за руку и поднял — малый встал.
Иисус вошел в дом, и там наедине с Ним ученики спрашивают Его: «Почему мы не смогли изгнать беса?»
Иисус ответил: «На таких бесов действует только молитва».
Дальше шли через Галилею. Иисус не хотел, чтобы люди знали, где Он.
Ему нужно было одному поговорить с учениками, и Он сказал: «Против Сына человеческого совершится предательство. Его убьют. А через три дня Он воскреснет».
Ученики не поняли Его слов, а спросить побоялись.
Пришли в Капернаум, и там дома Иисус спросил их: «О чем это вы спорили по дороге?»
Им нечего было ответить: по дороге они спорили, кто из них главный.
Иисус сел, подозвал ближе к себе двенадцать учеников и сказал: «Кто хочет быть первым, ставь себя последним, будь всем слугой».
Он взял ребенка, поставил его перед ними, обнял и сказал: «Кто ради Меня привечает такого ребенка — привечает Меня. А кто привечает Меня — привечает еще и Того, кто послал Меня».
Иоанн говорит: «Учитель! Мы встретили человека, который Твоим именем изгоняет бесов. Мы запретили ему это, потому что не ходит с нами».
Иисус сказал: «Не запрещайте. Кто совершает чудо Моим именем, не станет потом бросать в Меня грязью.
Кто не против нас, тот за нас.
Кто подаст вам ковшик воды, зная, что вы с Христом, поверьте Мне, не останется без награды.
А кто собьет с пути одного из самых малых, верующих в Меня, то лучше бы его столкнули в море с мельничным жерновом на шее, чем это.
Если твоя рука причина твоего греха — отсеки ее. Лучше калекой войти в жизнь, чем с обеими руками угодить в геенну, в огонь неугасимый.
Если твоя нога причина твоего греха — отсеки ее. Лучше безногим войти в жизнь, чем с обеими ногами сгинуть в геенне.
И если твой глаз причина твоего греха — вырви его. Лучше кривым войти в Божье Царство, чем с обоими глазами сгинуть в геенне.
Там червь не умирает и огонь не угасает.
В огне каждый осолится солью.
Соль хороша сама по себе. Но если соль потеряет силу, она не будет солить. Берегите в себе соль, а между собой — мир и согласие».
10:1—52
Иисус повернул в сторону Иудеи и Заиорданья. К Нему снова начали стекаться толпами люди, и Он учил их. Так Иисус делал всегда.
Фарисеи задают Ему вопрос: «Позволяется ли мужу уходить от жены?» Вопрос был с подвохом.
Иисус спрашивает: «А как распорядился на этот счет Моисей?»
Они говорят: «По Моисею можно давать разводное свидетельство и уходить».
Иисус сказал: «Моисей распорядился так по причине вашей дикости.
В начале сотворения мира Бог «создал мужчину и женщину.
Оставит человек отца и мать и сроднится с женой.
И будут двое одной плотью.» Значит, они уже не сами по себе, а одно целое.
Бог соединил — человеку не разнять».
Дома ученики опять стали спрашивать Его о том же.
Иисус сказал: «Кто уходит от жены и женится на другой — неверен.
И если жена уйдет от мужа и выйдет за другого — неверна».
Люди приводили к Иисусу детей, чтобы Он прикоснулся к ним, но ученики не давали им подойти.
Иисус заметил это и в сердцах сказал: «Не мешайте. Пусть дети идут ко Мне. Пустите их. С такими, как они — Божье Царство.
Поверьте Мне: кто Божье Царство не примет, как дети его принимают, — не войдет в него».
Он обнял детей, положил на них руки и благословил.
Иисус собрался идти дальше, но тут к Нему подбежал человек, бросился на колени и говорит: «Добрый Учитель! Что нужно сделать, чтобы мне открылась вечная жизнь?»
Иисус ответил: «Зачем ты называешь Меня добрым? Кто еще добр, кроме Бога!
Заповеди ты знаешь. Не убивай. Не изменяй в супружестве. Не кради. Не говори лжи. Не обманывай. Почитай отца и мать».
Тот ответил: «Учитель! Все это я соблюдаю смолоду».
Иисус посмотрел на него (он сразу полюбился Иисусу) и говорит: «Одного тебе не хватает: продай все, что у тебя есть, и отдай нищим — вот твое сокровище на небесах. А потом иди за Мной».
Но это был зажиточный человек, и ответ Иисуса огорчил его. Ему стало обидно за себя, и он отошел в сторону.
Иисус перевел взгляд на учеников и сказал: «Как трудно войти в Божье Царство человеку с грузом богатства!»
Учеников потрясли эти слова. Иисус опять говорит им: «Дети! Как трудно войти в Божье Царство!
Легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому в Божье Царство».
В полной растерянности они говорили друг другу: «Кто же тогда может спастись?»
Иисус обвел учеников долгим взглядом и сказал: «Невозможно человеку, но не Богу. Богу все возможно».
Петр как-то стал говорить: «Вот мы все бросили и пошли за Тобой…».
Иисус сказал: «Поверьте Мне: кто бы ни оставил и дом, и братьев, и сестер, и мать, и отца, и детей, и землю ради Меня и ради евангельской вести, получит сейчас, на своем веку, вопреки преследованиям, во сто крат больше и домов, и братьев, и сестер, и матерей, и детей, и земель, а в веке будущем — вечную жизнь.
Но многие первые будут последними и последние — первыми».
Шли в Иерусалим. Иисус шел впереди. Было удивительно и страшно идти за Иисусом. Своим Двенадцати Он опять говорил о том, что будет с Ним в скором времени: «Когда придем в Иерусалим, там против Сына человеческого совершится предательство. Архиерейские священники и смотрители Книги приговорят Его к смерти и отдадут в руки язычников.
Будут глумиться над Ним, плевать в Него, бить плетью. И убьют Его. А через три дня Он воскреснет».
Сыновья Зеведея Иаков и Иоанн подходят к Иисусу и говорят Ему: «Учитель! Мы хотим, чтобы Ты исполнил одну нашу просьбу».
Он спрашивает: «О чем вы хотите просить Меня? Что Мне сделать?»
Они говорят: «Дай нам одному по правую, другому по левую Твою руку сесть во всей Твоей славе».
Иисус ответил: «Не знаете, о чем просите. Выпить чашу, которую Я пью, и принять крещение, которое Я принимаю, сможете?»
Они говорят: «Сможем». Тогда Иисус сказал: «Пусть чашу, которую Я пью, выпьете и крещение, которое Я принимаю, примете.
Но кому сесть по правую и по левую Мою руку, не Я решаю. Сядут, кому предназначено».
Это слышали другие десять учеников и рассердились на Иакова и Иоанна.
Иисус зовет их всех и говорит: «У язычников, как вы знаете, заведен такой порядок: один высокий чин командует и распоряжается всеми. Над ними всегда есть сановное лицо.
Среди вас не должно быть так. Кто захочет среди вас возвыситься — пусть будет вам слугой.
Кто захочет быть среди вас первым — пусть будет каждому рабом.
Сын человеческий здесь не для того, чтобы Ему служили. Он пришел, чтобы служить и душу свою отдать выкупом за всех».
Шли по Иерихону. И когда Иисус в окружении большой толпы выходил с учениками из города, у дороги сидел слепой нищий Бар-Тимай (сын Тимая).
Услышав, что идет Иисус Назарянин, он начал громко кричать: «Иисус, Сын Давида! Сжалься надо мной!»
На слепого шикали со всех сторон, хотели его унять, но он еще громче закричал: «Сын Давида! Сжалься надо мной!»
Иисус остановился и говорит: «Позовите его». Слепому говорят: «Давай живей подымайся! Зовет тебя».
Бар-Тимай сбросил с себя рогожку, вскочил и подошел к Иисусу.
Иисус говорит: «Что Мне сделать для тебя? Чего ты хочешь?» Слепой ответил: «Раббуни! Мне бы видеть».
Иисус сказал: «Ступай! Тебя исцеляет твоя вера». Слепой тут же стал видеть и пошел по дороге за Иисусом.
11:1—33
К Иерусалиму подходили со стороны Вифагии и Вифании. У Масличной горы Иисус посылает вперед двух учеников и говорит им: «Как пойдете, в первых же дворах на околице увидите молодого осла на привязи, еще необъезженного. Отвяжите его и приведите ко Мне.
Если станут спрашивать: «Что вы делаете?» — отвечайте: «Это для Господа. Скоро вернет»».
Ученики пошли, увидели осленка, привязанного к воротам с улицы, и стали его отвязывать.
Люди останавливались и спрашивали: «Что вы делаете? Зачем отвязываете осленка?»
Ученики отвечали, как велел Иисус. Им не препятствовали.
На осленка бросают одежду и подводят к Иисусу. Иисус садится верхом и едет.
Собралась большая толпа. Люди устилали Ему путь своей одеждой, другие принесли зеленые ветви, срезанные в рощах.
Все, от передних до задних рядов шествия, кричали: «Осанна! Идет благословенный от Господа!
Благословение грядущему царству нашего отца Давида! Осанна в небесах!»
В Иерусалиме Иисус сразу пошел в Храм, все вокруг осмотрел и поздним вечером вернулся со своими Двенадцатью в Вифанию.
Когда на другой день выходили из Вифании, Иисус захотел есть.
И видит у дороги смоковницу, одетую листвой. Он подошел взглянуть, нет ли плодов, но, кроме листьев, ничего не нашел. Смоква еще не созрела.
Тогда Иисус сказал: «Так не есть же никому твоих плодов никогда!» Ученики слышали это.
Пришли в Иерусалим. Иисус выгнал из Храма продавцов и покупателей, опрокинул столы менял и лотки торговцев голубями.
И запретил хождение по Храму с товарами.
Иисус говорил: «По Писанию „Мой Дом назовут Домом молитвы для всех народов.“ А вы превратили его в разбойничий притон».
Это дошло до архиерейских священников и смотрителей Книги и они стали думать, как им погубить Иисуса. У них был страх перед Ним, потому что Его учение захватывало народ.
Вечером Иисус с учениками покинул город.
Утром опять проходили мимо смоковницы и видят, что она засохла снизу доверху.
Петр вспомнил, как все было, и говорит Иисусу: «Рабби! Гляди-ка: смоковница, которую Ты проклял, засохла».
Тогда Иисус говорит ученикам: «Нужно, чтобы у вас была Божья вера.
Говорю вам: если кто скажет этой горе: «Встань и упади в море!» — и не допустит сомнения, а поверит, что его слово действует — будет, как сказал.
Говорю вам: чего бы вы с молитвой ни попросили, верьте, что это уже ваше — и будет у вас.
В молитвах прощайте все обиды, какие у вас накопились, — тогда и вам простит вашу вину ваш Небесный Отец».
Вернулись в Иерусалим. Иисус прохаживался по Храму. К Нему подошли архиерейские священники, смотрители Книги и советники синагоги и спрашивают: «Какой властью Ты действуешь? Кто дал Тебе эту власть?»
Иисус ответил: «Спрошу и Я у вас одно слово. Если скажете Мне, то и Я вам скажу, какой властью действую.
Иоанново крещение откуда было: от Бога или от человека? Дайте ответ».
Тут они пустились рассуждать: «Если скажем: „От Бога,“ — Он спросит: „Почему же тогда вы ему не поверили?“» — а сказать: «От человека», — побоялись толпы, потому что Иоанн считался в народе пророком.
И отвечают: «Мы не знаем». Тогда Иисус говорит: «И Я вам не скажу, какой властью действую».
12:1—44
Иисус рассказал притчу: «Один человек насадил виноградник, обнес его оградой, выкопал давильню и поставил вышку. И уехал, сдал все артельщикам.
Подошло время, и он послал к артельщикам раба за плодами виноградной лозы.
Но артельщики набросились на раба, избили его и отослали ни с чем.
Он опять послал к ним другого раба, но и этому они разбили голову, расправились с ним самым подлым образом.
И еще одного он опять послал — этого убили. И всех других встречали побоями или убивали.
Еще оставался у него единственный любимый сын. Его послал он последним. Он думал: «Сына моего посовестятся.»
Но артельщики сговорились: «А вот и наследник. Давайте убьем его, и наследство будет наше,» — и напали на него, убили и выбросили за ограду.
Что сделает хозяин виноградника? Он придет, перебьет их и сдаст виноградник другим артельщикам.
Вы же знаете Писание: «Камень, который отвергли строители, стал краеугольным камнем.
На наших глазах диво совершает Господь»».
Они понимали, что притча Иисуса прямо указывала на них, и хотели было схватить Его, но побоялись народа, оставили Его и ушли.
И посылают к Нему фарисеев и иродиан с целью поймать Его на слове.
Те приходят и говорят: «Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив, никому не угождаешь, судишь всех одинаково и учишь людей Божьей правде. Можно платить подать цезарю или нельзя? Платить нам или не платить?»
Иисус видит их лицемерие и говорит: «Зачем испытываете Меня? Принесите и покажите Мне динарий».
Принесли. Иисус спрашивает: «Чье это изображение и имя?» Они отвечают: «Цезарево».
Тогда Иисус говорит: «Отдавайте цезарю цезарево, а Богу Божье». Этот ответ их сразил.
Приходят к Нему саддукеи, — это те, у кого воскресение мертвых считается выдумкой, — и спрашивают: «Учитель! Моисей оставил нам предписание: «У кого умрет брат и оставит бездетной жену — тот пусть женится на вдове и продолжит потомство брата.»
Было семеро братьев. Первый женился и умер и не оставил детей.
Второй женился на вдове и умер и тоже не оставил детей. То же было и с третьим.
Из семерых никто не оставил детей. После всех умерла и вдова.
Которому из семерых братьев будет она женой, когда они воскреснут, если была каждому?»
Иисус сказал: «Что за путаница! Есть Писание, есть Божья сила. О них вы забыли.
Воскресшие из мертвых — что ангелы на небесах. Они ни женятся, ни замуж не выходят.
А что мертвые встанут — вы сами хорошо знаете то место из книги Моисея, где из горящего куста Бог сказал ему: «Я Есмь — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова.»
Не мертвых Он Бог, а живых. Вы совсем запутались!»
Один смотритель Книги внимательно следил за дискуссией, и ему очень понравилось, как ответил Иисус. Он подошел к Нему и спрашивает: «Какая заповедь первейшая?»
Иисус сказал: «Первейшая заповедь такая: «Слушай, Израиль! Господь, Бог наш — Господь единственный.
Люби твоего Господа Бога всем сердцем, всей душой, всем разумом, всеми силами своими.»
А вот вторая: «Люби ближнего, как самого себя.» Нет заповеди равной этим двум».
Смотритель Книги сказал Иисусу: «Все так, Учитель. Как Ты сказал, так и есть: Бог один и никакого другого, кроме Него, нет.
Любить Его всем сердцем, всей душой, всем разумом, всеми силами своими и любить ближнего, как самого себя — это выше всех всесожжений и жертв».
Иисус увидел ум в словах смотрителя Книги и сказал: «Ты недалек от Божьего Царства». После этого никто больше не смел задавать Ему такие вопросы.
Иисус продолжал учить народ в Храме. Он говорил: «Как не перестанут смотрители Книги повторять, что Христос — сын Давида!
Вот слова Давида, когда-то подсказанные ему Святым Духом: «Сказал Господь моему Господу: „Сядь по правую Мою руку, а Я брошу Твоих врагов Тебе под ноги“.»
Давид сам называет Его Господом. Как же это Он сын Давиду?» Вся огромная толпа слушала Его затаив дыхание.
Иисус говорил: «Опасайтесь смотрителей Книги. Они любят рядиться в свои длиннополые одежды и расхаживать в них по площади под приветственные крики в свою честь.
А в синагоге и на званых обедах они видят себя только на лучших, почетных местах.
Они отбирают дома у вдов, а потом с показной набожностью читают длинные молитвы. Вот кого ждет самый страшный суд!»
Иисус сидел напротив храмовой кассы и наблюдал, как туда бросают монеты. Много бросали богатые.
Подошла бедная вдова и бросила две лепты — это один кодрант.
Иисус подозвал учеников и сказал: «Поверьте, эта бедная вдова больше всех бросила в кассу.
Все бросали от избытка. А она из скудных средств бросила все, что у нее было, что оставалось на жизнь».
13:1—37
Иисус выходил из Храма, и один из учеников говорит Ему: «Учитель! Ты только взгляни на эти камни, на эти здания!»
Иисус ответил ему: «Да, видишь, какие это громады? Камня на камне от них не останется. Все будет разрушено».
Он сидел на Масличной горе напротив Храма. С Ним были только Петр, Иаков, Иоанн и Андрей. И они спрашивают Его:
«Скажи, когда это будет? Что нам укажет на то, что это скоро произойдет?»
Он ответил: «Будет много обманщиков. Не верьте им.
Они придут под Моим именем, будут говорить: «Я Есмь» — и многих обманут.
Пойдут слухи о войнах, будет объявление войны. Но вы не поддавайтесь панике: так должно быть. Это еще не конец.
Поднимется народ на народ, царство на царство. Повсеместно будут землетрясения, будет голод. Все это лишь начало зарождающихся бед.
Готовьтесь! Будут тащить вас в синедрион, бить в синагогах. Из-за Меня поведут вас к правителям и царям, предстанете перед ними свидетелями.
Но сначала нужно, чтобы все народы услышали евангельскую весть.
Вас поведут в суд и заставят держать ответ. Не запасайтесь готовой речью. Придет время — и найдутся слова. Не вы будете говорить, а Святой Дух.
Брат примет смерть от брата и сын — от отца. Дети пойдут на родителей и будут их убивать.
Из-за Меня все будут вас ненавидеть. Но кто продержится до конца — спасется.
Вы увидите мерзость запустения там, где ей нельзя быть (кто знает Писание — поймет). И тогда лучше всем бежать из Иудеи в горы, лучше не сходить с кровли за пожитками в дом, лучше не возвращаться с поля за одеждой.
Горе беременным и кормящим грудью в те дни!
Молитесь, чтобы все это не пришлось на зиму.
Придет великое бедствие, какого еще не бывало с начала творения, Богом сотворенного, и не будет.
Продли Господь те дни до конца, не спасся бы никто, но ради избранных, которых Он избрал, Он сократил те дни.
Если тогда вам будут говорить: «Христос вот где, здесь» или: «Нет, вон там» — не верьте.
Придут лжехристы и лжепророки с чудесами и диковинной силой и попытаются обмануть даже избранных.
Предупреждаю вас, будьте настороже.
Вслед за бедствием в те дни померкнет солнце и иссякнет свет луны, звезды падут с неба и опоры небесные зашатаются.
И тогда все увидят: идет на облаках Сын человеческий — идет с силой и славой несказанной.
Он пошлет ангелов, и они соберут Его избранных с четырех концов света, от края земли до края небес.
Возьмем, к примеру, смоковницу. Когда ее ветви наливаются соком и пускают листья, вы понимаете: скоро лето.
И вот так же, когда будете наблюдать приход этих событий, знайте: близок час, у дверей.
Поверьте Моему слову: все это сбудется еще до смены поколений.
У неба и земли есть свой срок, а у Моих слов срока нет.
Когда придет тот самый День и час, не знает никто: ни ангелы небесные, ни Сын. Знает только Отец.
Гоните от себя сон. Будьте наготове, потому что не знаете времени.
Это вот как такой случай. Собираясь в дальнюю дорогу, хозяин дома перед отъездом велит рабам соблюдать порядок, а привратнику не спать.
Будьте наготове, потому что не знаете, когда вернется домой хозяин: этим вечером, в полночь или поутру с петухами.
Хорошо, если он не застанет вас спящими, когда вдруг придет.
Что говорю Я вам, то говорю и всем: будьте наготове».
14:1—72
До Пасхи и праздника Опресноков оставалось два дня. Архиерейские священники и смотрители Книги задумали устроить так, чтобы Иисуса обманом взять и убить.
Но согласились, что «лучше не в праздник, а то как бы не поднялся народ».
В Вифании за обедом в доме Симона прокаженного к Иисусу подошла женщина с алебастровым кувшином миро из чистого, драгоценного нарда, разбила кувшин и умастила Ему голову.
Вокруг были недовольны и говорили: «К чему такое расточительство?
Можно было продать миро по меньшей мере за триста динариев и раздать нищим». И напустились на нее.
Иисус сказал: «Не надо так. Зачем вы ее обижаете? Она сделала для Меня доброе дело.
Нищие будут у вас всегда, и подать вы сможете когда захотите. А Я с вами не всегда.
Женщина сделала что могла. Она заранее пришла умастить Мое тело к погребению.
Поверьте Мне: где бы ни провозглашалась на земле евангельская весть, там в память о ней будет упомянут и этот случай».
Иуда Искариот, один из Двенадцати, пошел к архиерейским священникам. Он задумал выдать им Иисуса.
Там с большим интересом выслушали его, обещали дать денег. И он стал ждать удобного случая, чтобы выдать Иисуса.
В первый день Опресноков и праздничной пасхальной жертвы ученики говорят Иисусу: «Где нам приготовить Тебе на стол пасху?»
Иисус зовет двух учеников и говорит им: «Ступайте в город. Там повстречается вам человек с кувшином воды. Идите за ним.
И в какой дом он войдет, скажите хозяину дома: Учитель спрашивает: «Где у тебя Я буду есть пасху с Моими учениками?»
Он отведет вас наверх в просторную комнату, убранную к случаю. Там для нас и приготовьте».
Ученики отправились в город, пришли и отыскали все, как Он говорил, и приготовили пасху.
Вечером пришел Иисус с Двенадцатью.
За вечерей, когда все ели, Иисус сказал: «Поверьте Мне, один из вас, кто ест со Мной, предаст Меня».
Подавленные, они стали один за другим спрашивать Его: «Это не я, да?»
Иисус сказал: «Один из Двенадцати, кто макает со Мной в солило.
Сын человеческий уйдет, так говорит Писание. Но горе человеку, который предаст Сына человеческого! Лучше было бы ему не родиться».
Приступая к вечере, Иисус взял хлеб и благословил, разломил и подал ученикам со словами: «Берите. Это Мое Тело».
И взял чашу, произнес благодарение и чашу подал. И пил из нее каждый.
Иисус сказал: «Это Моя кровь, кровь договора, пролитая за всех.
Говорю вам: не пить Мне больше с урожая виноградной лозы до того дня, когда новое вино буду пить в Божьем Царстве».
Спели гимн и поднялись на Масличную гору.
Иисус говорит им: «Вы все Меня бросите, как сказано в Писании «Убью пастуха — и разбегутся овцы.»
Воскресну и встречу вас в Галилее».
Петр возразил: «Если даже все Тебя бросят, я — нет!»
Но Иисус сказал: «Поверь Мне: сегодня же ночью, прежде чем дважды пропоет петух, ты трижды от Меня откажешься».
Но Петр с еще большим жаром повторил: «Пусть даже придется мне с Тобой умереть, не откажусь от Тебя!» И каждый сказал о себе то же самое.
Приходят в урочище, называемое Гефсиманией. Иисус говорит: «Посидите здесь, пока Я молюсь».
И берет с собой Петра, Иакова и Иоанна. Ужас и тоска поднялись в Иисусе.
И Он говорит: «Душа Моя в смертных муках. Побудьте здесь. Не спите».
Пройдя немного вперед, Иисус бросился лицом в землю. Он просил, чтобы Ему, если можно, разминуться со своим часом.
Иисус говорил: «Абба! Отец! Ты все можешь. Пронеси эту чашу мимо Меня… Нет, лучше не что Я хочу, а что Ты».
Идет назад и видит, что все спят. И говорит Петру: «Симон! Ты спишь? Не в силах и одного часа не дремать?
Не спите и молитесь, чтобы на все находить в себе силу. Дух силен, а плоть слаба».
И опять Он ушел и опять все повторил в новой молитве.
Когда Он вернулся, они спали: их сморил тяжелый сон. Они не знали, какие слова нужно сказать.
В третий раз приходит Иисус и говорит: «Вы все еще спите-почиваете? Больше нельзя. Пришел час: Сын человеческий — в руках грешников.
Вставайте, идемте! Предатель уже здесь».
Он не успел договорить, как появляется Иуда, один из Двенадцати, и с ним толпа с мечами и дрекольями — люди от архиерейских священников, смотрителей Книги и советников синагоги.
У предателя был готов для них знак. Он сказал: «Кого поцелую, Тот и есть. Берите Его под стражу и ведите».
Иуда быстро подходит к Иисусу и говорит: «Рабби!» — и целует Его.
Иисуса тут же схватили и взяли под стражу.
Один из тех, кто был там, выхватил меч, ударил и отсек ухо рабу архиерея.
Иисус сказал: «Разве Я разбойник, что вы пришли за Мной с мечами и дрекольями?
Целыми днями Я говорил у вас в Храме, и вы Меня не трогали. Но так своим чередом исполняются Писания».
Все бросили Его, разбежались.
Остался только один юноша. Он шел за Иисусом в одеяле, без одежды. Его хватают,
Но он выскользнул из одеяла и убежал нагишом.
Иисуса отвели к архиерею. Туда же пришли все другие архиерейские священники, советники синагоги и смотрители Книги.
Держась на расстоянии, Петр вошел за Иисусом во двор архиерея и там подсел к стражникам погреться у костра.
Архиерейские священники и весь синедрион искали показаний против Иисуса, чтобы осудить Его на смерть, и не находили.
Было много лжесвидетелей, но их показания противоречили друг другу.
Нашлись новые лжесвидетели. Они сказали:
«Мы слышали, как Он говорил: „Я разрушу этот рукотворный Храм и в три дня поставлю другой, нерукотворный“».
Но и это показание было противоречивым.
Тогда архиерей вышел вперед и спрашивает Иисуса: «Тебе что, нечего сказать в ответ на их показания против Тебя?»
Иисус молчал, не говорил ни слова. Архиерей снова стал спрашивать и говорит Ему: «Ты Кто? Христос? Сын Благословенного?»
Иисус сказал: «Я Есмь. Сами увидите: Сын человеческий сидит по правую руку Крепкого. Идет с небесными облаками».
Архиерей разодрал на себе одежды и говорит: «Каких свидетелей мы еще ждем!
Кощунство вы слышали. Как на это смотрите?» Все признали Иисуса виновным и осудили на смерть.
И начали плевать в Него. Завязали Ему глаза, били Его и приговаривали: «Скажи, пророк: кто?» Били Его у себя и стражники.
Петр был внизу, во дворе. Подходит служанка архиерея
И видит: у костра греется Петр. Пригляделась и говорит: «Ты тоже был с Иисусом Назарянином».
Но Петр не признался, сказал: «Не знаю и не возьму в толк, о чем ты говоришь» — и отошел поближе к воротам. Пропел петух.
Кругом стояли люди. Служанка опять видит его и говорит: «Этот — один из них».
Петр опять возразил. Люди постояли, постояли и говорят Петру: «Ясное дело, из них. Ты же галилеянин».
Он начал клясться и божиться: «Вы о ком говорите? Я этого человека не знаю».
Во второй раз пропел петух, и Петр вспомнил слова Иисуса: «Прежде чем дважды пропоет петух, ты трижды откажешься от Меня». Петр не выдержал и заплакал.
15:1—47
Наутро было совещание всего синедриона: архиерейских священников, советников синагоги и смотрителей Книги. Иисуса связали и привели к Пилату.
Пилат спрашивает Его: «Ты что, иудейский царь?» Иисус сказал: «Это ты так говоришь».
Архиерейские священники выдвинули против Иисуса целый ряд обвинений.
Пилат опять спрашивает Его: «Что же Ты не отвечаешь? Смотри, сколько показаний против Тебя».
Но Иисус ни на что не давал ответа. Пилат удивился.
Каждый раз на праздник он освобождал из тюрьмы одного человека, за которого просили.
И был там заключенный по имени Бар-Абба, арестованный за убийство вместе с другими мятежниками.
Пришла толпа и стала просить Пилата сделать то, что он делал всегда.
Пилат сказал: «Хотите, отпущу вам иудейского царя?»
Он понимал, что архиерейские священники привели к нему Иисуса из зависти.
Но архиерейские священники подбили толпу, чтобы он отпустил им лучше Бар-Аббу.
На это Пилат говорит: «Тогда скажите, что мне делать с вашим иудейским царем?»
В ответ они закричали: «На крест Его!»
Пилат спрашивает: «Какое зло Он сделал?» Но они еще громче закричали: «На крест!»
Тогда в угоду толпе Пилат освободил Бар-Аббу. А Иисуса распорядился бить плетью и отдать на распятие.
Солдаты увели Его во внутренний двор претории. Созвали всю когорту.
Иисуса обрядили в пурпур, украсили венком из колючек и стали чествовать: «Да здравствует иудейский царь!»
Палкой били Его по голове, плевали в Него и падали Ему в ноги.
Наконец перестали глумиться, сняли с Него пурпур и одели в прежнее. И выводят Его уже на распятие.
С поля возвращался Симон киренеец, отец Александра и Руфа. Он шел мимо, и его заставили нести крест.
Приводят Иисуса на Голгофу — Лобное Место.
Дали Ему пить вина с дурманом из смирны, но Он не стал.
Распяли Его. Поделили одежду. Бросали жребий, кому что взять.
Распяли утром, в девятом часу.
Над Ним была надпись с указанием вины: «Царь иудейский».
Вместе с Ним распяли двух разбойников: одного по правую, другого по левую руку.
Люди шли и, тыча в Него, со злорадством говорили: «Эй! Ну что? Разрушил Храм? Поставь его в три дня!
Спаси самого себя. Сойди с креста».
В таком же глумливом тоне архиерейские священники и смотрители Книги говорили о Нем друг другу: «Других спасал, а самого себя спасти не может.
Пусть Он, Христос, израильский царь, на наших глазах сойдет с креста, тогда поверим». С такой же злостью говорили о Нем и те, что были распяты рядом с Ним.
С полудня тьма распространилась по всей земле и продлилась до третьего часа.
В третьем часу дня Иисус громко крикнул: «Эли́! Эли́! Лема́ савахтани́?» (это значит «Бог Мой! Бог Мой! Зачем Ты Меня оставил?»).
Караульные, которые были там, услышали и говорят: «Это Он Илию зовет».
Один из них побежал, намочил губку в солдатском вине и с прута дал Ему пить. И говорит: «Посмотрим, как Илия снимет Его с креста».
С громким криком Иисус испустил последний вздох.
Сверху донизу, надвое разорвался занавес в Храме.
Напротив Иисуса стоял центурион, и когда Иисус испустил последний вздох, он видел это и сказал: «Этот человек и вправду был Сын Бога!»
За всем этим издали наблюдали женщины, среди них Мария Магдалина и Мария, мать Иакова младшего и Иосии, и Саломея
(Они шли за Ним еще из Галилеи, прислуживали Ему), и многие другие, что пришли с Ним в Иерусалим.
Вечером, а был день Приготовления, канун субботы, пришел Иосиф из Аримафеи, уважаемый член Совета. Он был одним из тех, кто ждал Царства Божьего. Он набрался храбрости, пошел к Пилату и выпросил у него тело Иисуса.
Пилату не верилось, что Иисус уже мертв. Он позвал центуриона и спросил, как давно умер Иисус.
Выслушав центуриона, Пилат отдал тело Иосифу.
Иосиф купил погребальное полотно, снял Иисуса, обмотал Его полотном, положил в гробницу, выдолбленную в скале, и привалил ко входу камень.
Мария Магдалина и Мария, мать Иосии, видели, где похоронил Его Иосиф.
16:1—20
Прошла суббота. Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, и Саломея, купили ароматного масла, чтобы пойти умастить Его.
В этот первый день недели они отправились к месту погребения очень рано, с восходом солнца, и думают: «Кто нам отвалит камень и откроет гробницу?» — подходят и видят, что камень отвален, а это был очень тяжелый камень.
Они вошли в гробницу и увидели юношу — он сидел справа, во всем белом. Женщины испугались.
Юноша говорит им: «Не пугайтесь. Вы Иисуса ищете Назарянина, распятого. Он воскрес. Его здесь нет. Вот место, куда Его положили.
Идите и передайте Его ученикам и Петру: Иисус встретит вас в Галилее. Там Его и увидите. Он сам говорил вам об этом».
Женщины вышли наружу и в панике не помня себя бросились бежать. Говорить никому ничего не стали: боялись.
[Он воскрес в начале первого дня недели и явился сперва Марии Магдалине, из которой некогда изгнал семь бесов.
Она пришла с известием к ученикам, сильно тоскующим и в слезах.
Услышав от нее, что Он жив и что она сама видела Его, не поверили.
После этого Он явился в другом облике двум из них, когда они шли по проселочной дороге.
Они вернулись и рассказали остальным, но им тоже не поверили.
Наконец, Он явился всем одиннадцати на вечере и укорил их за непонятливость и неверие, потому что не поверили тем, кто видел Его воскресшим.
И сказал им: «Идите по всему свету и несите евангелие всем людям.
Кто поверит и примет крещение — спасется, а кто не поверит — будет осужден.
Верующих будет отличать чудотворная сила: Моим именем будут изгонять бесов, будут говорить на новых языках, голыми руками будут брать ядовитых змей. К смертельному яду будут нечувствительны. Будут класть руки на больных и возвращать им здоровье».
После этого разговора с ними Господь Иисус вознесся на небо и сел по правую руку Бога.
А они пошли и всюду проповедовали. Господь содействовал им и подкреплял их слова сопутствующими чудесами.]
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Новозаветные писания. Библейские переводы Гелия Вишенчука-Вишеньки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других