В этом издании есть новшество. Нумерация стихов вынесена наверх и теперь они предоставлены сами себе. Кто-то поблагодарит меня за это. А кому-то не понравится. В любом случае одновременно выходит в свет бумажная версия со всеми традиционными обозначениями. В печатном издании можно ознакомиться и с моими заметками по ходу работы с текстом.Это первый том моих переводов. Во второй том вошли ветхозаветные книги Бытие, Иов, Псалмы, Экклезиаст и Песнь песней под общим названием «Пять cамых».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Новозаветные писания. Библейские переводы Гелия Вишенчука-Вишеньки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Евангелие Луки
1:1—80
Сегодня, когда уже многие взяли на себя труд повествования о событиях, которые тут у нас наблюдались и стали нам известны от первых очевидцев и служителей Слова, надумалось и мне, отступив к началу этих хорошо проверенных и изученных мною событий, дать тебе, дорогой Теофил, их последовательное описание, чтобы ты сам увидел правду тех слов, которыми был наставлен.
Во времена Ирода, царя Иудеи, был священник по имени Захария, из смены Авии. Его жена тоже была из рода Аарона. Звали ее Елизавета.
Оба были послушны Богу, по всем заповедям и порядкам Господа поступали безупречно.
Детей у них не было: Елизавета не могла рожать. Оба были в преклонных годах.
В тот день Захария совершал обряд богослужения в порядке своей очереди и по священническому уставу ему выпал жребий войти в Храм Господа и зажечь жертвенные ароматы.
Пока совершалось каждение, все множество народа молилось снаружи.
И тут он увидел ангела от Господа. Тот стоял по правую сторону кадильного алтаря.
Появление ангела ужаснуло Захарию. Он помертвел от страха.
Но ангел сказал ему: «Все хорошо, Захария. Услышана твоя молитва. Елизавета, жена твоя, родит тебе сына. Назови его Иоанном.
С ним будет тебе радость и торжество. Многие отпразднуют его рождение.
Он будет велик у Господа, не захочет пить вина и сикеры, и с ним будет Святой Дух прямо с рождения.
Многих сынов Израиля он возвратит Господу, их Богу.
Он придет прежде Господа и силой и духом Илии склонит сердца отцов к детям, непокорные умы — к праведной мысли, приготовит народ к приходу Господа».
Захария спрашивает ангела: «В чем видеть мне указание на это? Я уже стар, да и жена моя в преклонных годах».
Ангел отвечает ему: «Я Гавриил. Я стою перед Богом. Он послал меня говорить с тобой, донести до тебя это известие.
У тебя отнимется язык и будешь оставаться нем до тех пор, пока оно не подтвердится. Ты не поверил моим словам, а они сбудутся в свое время».
Люди ждали Захарию и не могли понять, почему он медлит в Храме.
Выйдя к ним, он не мог ничего выговорить, и они поняли, что в Храме ему было видение. Он объяснялся с ними знаками и оставался нем.
Подошли к концу дни его служения, и он вернулся домой.
Вскоре его жена Елизавета забеременела и целых пять месяцев не появлялась на людях. Она говорила: «Это мне милость от Господа. Его взгляд остановился на мне, чтобы не ходили обо мне среди людей пересуды».
На шестой месяц Бог послал ангела Гавриила в город Назарет, что в Галилее,
к девушке, обрученной с Иосифом из дома Давида. Имя девушки — Мария.
Ангел пришел и сказал: «Радуйся, избранница! С тобой Господь».
От его слов Мария растерялась, не понимая, для чего такое приветствие.
Ангел сказал ей: «Знай, Мария. Это тебе Божья милость.
Забеременеешь и родишь Сына. Дай Ему имя Иисус.
Он будет велик, назван Сыном Всевышнего. И даст Ему Господь Бог престол Его отца Давида.
Он будет вечно царствовать над домом Иакова. Царству Его не будет конца».
Мария говорит ангелу: «Как это может быть, если я не замужем?»
Ангел отвечал так: «На тебя сойдет Святой Дух и подействует сила Всевышнего. Родится святой ребенок. Он будет зваться Сыном Бога.
Елизавета, родственница твоя, считалась бесплодной, а зачала сына, хоть и в годах, и теперь на шестом месяце.
Для Бога нет ничего невозможного».
Тогда Мария говорит: «Я в руках Господа. Пусть будет как ты сказал». И ангел ушел.
Теми же днями Мария не мешкая собралась и пошла в город Иуды, что на горах,
и с приветствием к Елизавете вошла в дом Захарии.
Как только Елизавета услышала ее голос, в ней толкнулся ребенок. Она почувствовала присутствие Святого Духа и в сильном волнении сказала: «Благословенная, единственная среди женщин, чье дитя благословил так Господь!
И кто я, что пришла ко мне мать моего Господа!
Лишь только прозвучало у меня в ушах твое приветствие, во мне от радости толкнулся ребенок.
Счастлива та, что поверила! Все, что сказал ей Господь, совершится».
Мария на это говорит: «Прославляет душа моя Господа.
Счастлив мой дух, не нарадуется моему Богу Спасителю.
Обратил Он взгляд на незаметную рабу у себя в ногах. Отныне счастливой будут звать меня в поколениях.
Сотворил мне великое Сильный, свято имя Его.
Из поколения в поколение Его милость — к тем, у кого есть страх перед Ним.
Мощной рукой Он рассеял замыслы злых умов, свергнул властителей с престолов — и возвысил униженных, забитых нуждой проводил с дарами, а богатых — ни с чем.
Позаботился о своем рабе Израиле, дал знать, что помнит о милости, обещанной нашим праотцам — Аврааму и его потомкам — навеки».
Мария прогостила у нее около трех месяцев и вернулась домой.
Пришло время Елизавете рожать, и она родила сына.
Узнали соседи и родственники о великой ей от Господа милости и порадовались вместе с ней.
На восьмой день пришли обрезать младенца и сначала хотели дать ему имя по отцу — Захария.
Но мать сказала: «Нет, он будет зваться Иоанном».
Ей говорят: «Таким именем никого в твоем роду не называли».
И знаками спрашивают отца об имени.
Захария попросил дощечку и ко всеобщему удивлению написал: «Его имя Иоанн».
И тут же ему отпустило язык, и он заговорил, благословляя Бога.
Это потрясло всех присутствующих, и слухи об этом событии прошли по всей нагорной стране Иудее.
Те, кто слышал об этом, молча задавали себе вопрос: «Кем же станет этот ребенок?» С ним явно была рука Господа.
Его отец Захария, вдохновленный Святым Духом, произнес пророческую речь: «Благословенный Господь, Бог Израиля не оставил в беде свой народ, дал нам свободу, принес нам величайший дар — Спасителя из дома раба своего Давида; сдержал слово, сказанное в глубокой старине Его святыми пророками, что спасет нас от наших врагов, от руки ненавидящих нас; вспомнил о милости, которую обещал нашим отцам, не забыл о святом своем договоре, о клятвенном обещании нашему отцу Аврааму позволить нам уйти из вражеских рук и уже без оглядки служить Ему в святости и правде перед Ним во все дни нашей жизни.
А ты, дитя, будешь зваться пророком Всевышнего. Ты идешь прежде Господа — путь Ему приготовить, Божьему народу открыть правду о спасении через отпущение грехов.
Наш Бог по человечной своей доброте пошлет нам невечернюю зарю с небес.
Она придет и будет светить всем, кто живет во тьме, в тени смертной — и нашим глазам откроется путь к миру».
Мальчик взрослел, обретал силу духа. Жил он в пустынных местах, а потом пришел его день, и он явился перед народом Израиля.
2:1—52
В то время вышел указ цезаря Августа о переписи всего населения империи.
Это была первая такая перепись. В Сирии тогда правил Квириний.
Все пошли записываться, каждый в свой город.
Пошел и Иосиф из города Назарета, что в Галилее, в город Давида Вифлеем, — по своему происхождению он был из рода Давида, — записать себя и Марию, с которой был обручен. Мария ждала ребенка, и как раз там ей пришло время рожать.
И она родила Сына, первeнца, спеленала Его и положила в ясли для скота. В гостинице места им не нашлось.
Ночью за городом пастухи, жившие там, стерегли свое стадо.
И тут появился перед ними ангел от Господа. Вдруг озарил их свет Господней славы, и напал на них невозможный страх.
Ангел сказал: «Не бойтесь. Я к вам с известием о великой радости всему народу: сегодня в городе Давида родился ваш Спаситель — Христос Господь.
А верный знак этого такой: найдете ребенка. Он спеленутый лежит в яслях».
Вдруг с ангелом было уже все небесное воинство и прославляло Бога: «Богу в небесах слава! Божьей милостью — людям на земле мир!»
Ангелы вернулись к себе на небо, а пастухи подумали и решили: «Надо идти в Вифлеем. Что там такое? О чем это нам дает знать Господь?»
Не теряя времени, они отправились в путь и нашли Марию с Иосифом и ребенка. Ребенок лежал в яслях.
Пастухи увидели Его и рассказали все, что им самим было сказано о ребенке.
Все поражались рассказу пастухов.
А Мария все хорошо запомнила и в мыслях часто возвращалась потом к этой истории.
Пастухи вернулись к себе. Они славили и благодарили Бога за все, что им довелось увидеть и услышать. Все сказанное сбылось.
На восьмой день, когда совершалось обрезание, ребенку дали имя Иисус, названное ангелом еще до зачатия.
Закончились дни очищения, и, по Закону Моисея, родители принесли ребенка в Иерусалим, чтобы посвятить Его Господу, как сказано в Законе Господа: всякий мальчик-первенец должен быть посвящен Господу с приношением жертвы — двух горлиц или двух голубей-слетков, — как предписывал Закон Господа.
Был тогда в Иерусалиме верный и преданный Богу человек по имени Симеон. Симеон жил надеждой Израиля, а вдохновлял его Святой Дух.
И открылось ему Святым Духом, чтобы не ждал он смерти, пока не увидит Христа Господа.
По вдохновению он пришел в Храм. И когда родители внесли младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним установленный Законом обряд, Симеон взял Его на руки и произнес слово благодарения Богу: «Вот и отпускаешь раба своего с миром. Исполняешь обещанное, Владыка!
Очи мои увидели Спасение.
Ты приготовил Его для всех народов.
Вижу Свет, что светит язычникам, и славу народа Твоего Израиля».
Отца и мать поразили эти слова, сказанные об их сыне.
Симеон благословил их, а Марии, матери ребенка, сказал: «Вот из-за кого в Израиле одни упадут, а другие встанут. Вот он, знак несогласия и раздора!
Откроется все сокровенное в умах. Ударит меч и войдет в твою душу».
И была там пророчица Анна, дочь Пенуэла, из племени Асира, достигшая глубокой старости. После замужества она прожила с мужем семь лет, овдовела и с тех пор жила одна. Ей шел восемьдесят четвертый год. Она не выходила из Храма, постом и молитвой служила Богу день и ночь.
И вот теперь, стоя рядом с ними, Анна благодарила Бога и всем, кто жил мечтой о свободе Иерусалима, рассказывала о Младенце.
Совершив обряд по Закону Господа, семья вернулась в Галилею, в свой город Назарет.
Ребенок взрослел, набирался сил, мудрости. С Ним было Божье благословение.
Ежегодно на праздник Пасхи родители Иисуса ходили в Иерусалим.
Ему было двенадцать лет, когда они пришли туда по обычаю на праздник, пробыли там до конца и пошли обратно, а мальчик Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария не догадывались об этом, думали, что Он в толпе паломников. Уже проделав дневной путь, они пошли искать Его среди родственников и знакомых.
Не нашли и вернулись в Иерусалим. Искали там.
Спустя три дня они увидели Его в Храме… Он сидел в кругу учителей, выслушивал их и расспрашивал.
Собеседников поражали Его разумные речи.
…И увидев, обмерли. Мать Иисуса говорит Ему: «Сынок! Зачем Ты с нами так поступил? Мы с отцом совсем отчаялись Тебя найти».
Он ответил: «Зачем вы искали Меня? Вы же знали, что Мне нужно быть в Доме Моего Отца!»
Но они не поняли, о чем Он говорит.
Он пошел с ними, вернулся в Назарет и был послушным сыном. А мать Иисуса сберегла все это в памяти.
С годами росла мудрость Иисуса и Он все больше радовал Бога и людей.
3:1—38
На пятнадцатом году правления цезаря Тиберия, когда Понтий Пилат был прокуратором Иудеи, Ирод — тетрархом Галилеи, его брат Филипп — тетрархом области Итуреи и Трахонитиды и Лисаний — тетрархом Абилены, при архиерействе Анны и Каиафы было в пустыне слово Бога к Иоанну, сыну Захарии, и он обошел все земли по берегам Иордана, проповедуя крещение с покаянием и прощением грехов.
В книге пророка Исайи написано: «Голос зовет в пустыне: приготовьте путь Господу, проложите Ему прямую дорогу!
Сомкните ущелья, сройте холмы и горы, уберите углы, заровняйте ухабы — и человек увидит Божье спасение».
Люди толпами шли к нему креститься. Он говорил им: «Отродье змеиное! Кто позволил вам не бояться грядущего гнева?
Живите по покаянию. Выбросьте из головы свою присказку: «Наш отец — Авраам.» Говорю вам: Бог может сотворить детей Аврааму даже из этих камней.
Топор уже на месте, под деревом. Дерево, которое не дает хорошего плода, срубают и бросают в огонь».
Из толпы спрашивали: «Что нам делать?»
Он отвечал: «У кого две рубахи, поделись с тем, у кого их нет. У кого хлеб, делай то же самое».
Пришли к нему креститься сборщики податей и говорят: «Учитель! Что нам делать?»
Он отвечал им: «Более того, что предписано, не взимайте».
Воины тоже спрашивали: «А нам что делать?» Он отвечал: «Прекратите разбой, вымогательство. Живите на жалованье».
Между тем в народе нарастало ожидание. У каждого на уме была мысль об Иоанне: не Христос ли он?
Иоанн отвечал: «Я крещу вас водой. Но идет Тот, кто сильней моей силы. Я недостоин даже развязать Ему ремни на сандалиях. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
Он с веялом в руке очистит на току пшеницу и соберет ее в закрома. А мякину сожжет в огне неугасимом».
Об этом и о многом другом говорил Иоанн в своих проповедях и обращениях к народу.
Ирод тетрарх, которого Иоанн в своих речах громил за связь с женой брата Иродиадой и другие бесчинные дела, прибавил ко всему еще и это: заключил Иоанна в тюрьму.
Крестился весь народ, и Иисус, принимая крещение, молился. Раскрылось небо и оттуда живым голубем на Иисуса спустился Святой Дух. И с неба раздался голос: «Ты Мой любимый Сын, Мое все самое дорогое».
К началу служения Иисусу было тридцать лет и, как полагали, Он был сыном Иосифа. Далее в Его роду были: Илий,
Маттат, Левий, Мелхи, Яннай, Иосиф,
Маттития, Амоц, Наум, Хесли, Наггай,
Махат, Маттития, Шими, Иосех, Иода,
Иоханан, Реса, Зоровавель, Шеалтиэл, Нери,
Мелхи, Адди, Косам, Элмадам, Эр,
Иисус, Элиэзер, Иорим, Маттат, Левий,
Симеон, Иуда, Иосиф, Ионам, Элиаким,
Мелеа, Менна, Маттата, Нафан, Давид,
Иессей, Овед, Боаз, Шелах, Нахшон,
Амминадав, Админ, Арни Хецрон, Парец, Иуда,
Иаков, Исаак, Авраам, Терах, Нахор,
Серуг, Реу, Пелег, Эвер, Шелах,
Кенан, Арпахшад, Сим, Ной, Ламех,
Метушелах, Енох, Иеред, Махалалэл, Кенан,
Энош, Шет, Адам, Бог.
4:1—44
Святой Дух, сошедший на Иисуса на Иордане, повел Его оттуда в пустыню.
Там сорок дней Его испытывал Дьявол. Все эти дни Иисус ничего не ел и изголодался.
Дьявол говорит Иисусу: «Если Ты Сын Бога, скажи камню — пусть сделается хлебом».
Иисус ответил: «В Писании сказано: „Не одним хлебом жив человек“».
Тогда в одно мгновение Дьявол показывает Ему с высоты сразу все царства мира
и говорит: «Отдам Тебе всю власть со всеми ее почестями, потому что это все мое. Даю кому захочу.
Поклонишься мне — все будет Твое».
Иисус ответил: «В Писании сказано: „Поклоняйся Господу, Богу твоему. Его одного почитай“».
Дьявол приводит Его в Иерусалим и ставит на макушку Храма и говорит: «Если Ты Сын Бога, бросайся вниз.
По Писанию «Ангелам своим прикажет беречь Тебя» — и — «понесут Тебя на руках, не дадут Твоей ноге оступиться о камень»».
Иисус ответил: «Сказано: «Не испытывай твоего Господа Бога «».
У Дьявола больше не нашлось чем испытывать Иисуса и он до поры оставил Его.
Располагая силой Духа, Иисус вернулся в Галилею. Слух о Нем разошелся по всему краю.
Он учил народ в местных синагогах, и все отзывались о Нем с высшей похвалой.
Иисус пришел в Назарет, где вырос. В субботний день, как обычно, Он пришел в синагогу и встал к чтению.
Ему подали книгу пророка Исайи. Иисус развернул свиток и прочитал место, где написано: «Дух Господа на Мне и Его помазание: нести слово радости обездоленным. Он посылает Меня объявить пленникам о свободе, слепым о прозрении, угнетенным о раскрепощении, сказать, что пришло время милости от Господа».
Иисус закрыл книгу, передал ее служителю и сел. Никто в синагоге не мог отвести от Него глаз.
Иисус сказал: «Сегодня исполнилось слово Писания. Вы сами сейчас это слышали».
Все заговорили с одобрением, поражаясь высокому смыслу Его слов. Говорили: «Вот только если бы он не был сыном Иосифа».
Иисус сказал: «Вы, конечно, скажете Мне по присловью: «Врач, исцелись сам. Про Капернаум мы знаем. А сделай-ка то же самое здесь, у себя дома»» — и продолжал: «Хочу вам сказать: нет пророка в своем отечестве.
Хотите знать правду? Во времена Илии, когда три с половиной года не было дождей и по всей земле был великий голод, много было вдов в Израиле, но ни к одной из них не был послан Илия, а только к вдове в Сарепту, что возле Сидона.
И при пророке Елисее много было прокаженных в Израиле, но никто из них не очистился от проказы, а очистился сириец Нааман».
Услышав это, толпа в синагоге в ярости набросилась на Иисуса.
Его потащили вверх по горе, на которой стоял Назарет, и хотели сбросить с обрыва.
Но Иисус выбрался из толпы и ушел.
И пришел в Капернаум, что в Галилее. Там в субботу Он учил народ.
Все поражались Его словам: в них была власть.
В синагоге был человек, одержимый нечистым бесовским духом. Он громко закричал: «Эй, Иисус Назарянин! Ты зачем к нам пришел? Погубить нас хочешь? Я знаю, кто Ты. Ты — Святой от Бога».
Но Иисус прогнал его: «Замолчи! Выйди вон!» Прямо посреди синагоги бес повалил больного на пол и вышел. Вышел и весь бесовский вред, ничего не осталось.
Люди были потрясены и говорили друг другу: «Откуда в Его слове такая власть и сила? Он скажет — и нечистые духи выходят».
Слухи о Нем разошлись по всему краю.
После синагоги Иисус был у Симона. Тещу Симона трепала лихорадка. И просят Иисуса помочь.
Подойдя, Он прогнал лихорадку, и жар спал. Больная встала и тут же принялась собирать на стол.
Заходило солнце. К Иисусу привели всех больных, какие только были у людей там в родне. Он положил на них руки и исцелил все недуги, какие у кого были.
Из людей выходили бесы и кричали: «Ты Сын Бога!» Они знали, что это Христос, но Он запрещал им это говорить.
С наступлением дня Он ушел, уединился на пустыре. Люди толпами ходили, искали Его. Нашли и стали удерживать, чтобы не уходил.
Но Иисус сказал: «Мне нужно идти с вестью о Божьем Царстве и в другие города. Я для этого послан».
И Он шел дальше проповедовать в синагогах Иудеи.
5:1—39
Иисус стоял на берегу Геннисаретского озера. Вокруг теснилась толпа. Все слушали Божье слово.
Иисус увидел у берега две пустые лодки. Возле них рыбаки промывали сети.
Он сел в лодку Симона, попросил отвести ее слегка от берега и продолжал говорить с народом из лодки.
А в конце сказал Симону: «Отплыви на глубину. Там закиньте сети и ловите».
Симон ответил: «Наставник! Мы всю ночь, как ни бились, ничего не поймали. Но раз Ты говоришь, почему не закинуть?»
Закинули — и попалось столько рыбы, что сеть стала уже не выдерживать.
Подали знак своим на другой лодке, чтобы шли на подмогу. Те подошли и обе лодки нагрузили так, что едва не утонули.
Видя все это, Симон Петр упал в ноги Иисусу и говорит: «Дай вздохнуть, Господь! Я человек грешный».
Рыбаки были потрясены. Такого улова еще не приходилось видеть ни Симону,
Ни его пайщикам — сыновьям Зеведея Иакову и Иоанну и другим. Иисус сказал Симону: «Пойми: с этого дня ты будешь ловцом людей».
Вытащив лодки на берег, рыбаки все оставили и пошли за Иисусом.
Иисус шел по городу, и тут Его увидел прокаженный, бросился лицом в землю и просит, умоляет Иисуса: «Господь! Скажи, что хочешь меня очистить».
Иисус протянул руку, тронул его и говорит: «Хочу. Очистись». И сразу с больного сошла проказа.
Иисус сказал ему: «Запомни: никому ни слова. А ступай к священнику — пусть он увидит. И принеси за очищение что следует по Моисею. Это и будет для всех твоим свидетельством».
Однако слухи о Нем распространялись все больше и больше. Народ толпами шел к Иисусу послушать Его и исцелиться от болезней.
Но Ему все-таки удавалось уйти от толпы и помолиться в одиночестве.
Однажды Иисус учил народ, а напротив сидели фарисеи и смотрители Книги из селений Галилеи, Иудеи и из Иерусалима. Целительная сила Господа, никогда не покидавшая Иисуса, была с Ним и сейчас.
Пришли люди с парализованным больным на койке и хотели внести и положить его перед Иисусом.
Не сумев протолкаться через толпу, они взобрались на крышу, сняли черепицу и спустили больного на койке прямо к ногам Иисуса.
Иисус увидел в этом веру и говорит: «Прощаются тебе твои грехи, человек».
Смотрители Книги и фарисеи поняли все по-своему: «От кого исходит это кощунство? Кто, кроме Бога, может прощать грехи?»
Читая их мысли, Иисус сказал: «Ну что у вас в головах?
Что легче? Сказать: прощаются тебе грехи? Или сказать: встань и иди?
Пора вам знать, что у Сына человеческого есть на земле власть прощать грехи». И говорит больному: «Говорю тебе: встань! Бери койку и иди домой».
Вся толпа видела, как тот сразу встал, взял койку и пошел домой, прославляя Бога.
Все были потрясены, все славили Бога и в страхе повторяли: «Удивительные дела видели мы сегодня!»
Был в городе сборщик податей по имени Левий. Иисус увидел его за конторкой и говорит ему: «Иди за Мной».
Левий все бросил и пошел за Иисусом.
Потом Левий устроил у себя в доме большое угощение для Иисуса. Сошелся весь клан сборщиков податей и прочий грешный народ.
Фарисеи и смотрители Книги недовольно ворчали на учеников Иисуса: «Почему вы едите и пьете с грешниками: сборщиками податей и прочими им подобными?»
Иисус ответил: «Не здоровым нужен врач, а больным.
Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию».
Иисусу говорят: «Ученики Иоанна часто постятся и молятся, ученики фарисеев тоже, а Твои едят и пьют».
Иисус отвечает им: «А зачем гостям жениха обязательно поститься на свадьбе? Жених-то еще тут.
Придут дни — отнимут у них жениха. Тогда в те дни они и будут поститься.
Никто не станет портить новую вещь, вырезая из нее заплату для старой, потому что на старой одежде новая ткань все равно не приживется.
И молодое вино не наливают в старые мехи: оно разорвет их, тогда и вино разлилось, и мехи пропали.
Нет, молодое вино наливают в новые мехи.
И никто после старого вина не захочет вина молодого, потому что «хорошее-то, — скажет, — как раз старое».
6:1—49
Была суббота. Иисус проходил по хлебным полям. Ученики срывали колосья и, растирая в ладонях, ели.
Фарисеи говорят: «Зачем вы это делаете? В субботу нельзя».
Иисус ответил: «А то вы не знаете, что сделал Давид, когда он со своими людьми захотел есть.
Он вошел в Божий Дом и ел жертвенный хлеб сам и дал своим людям, хотя этот хлеб нельзя есть никому, кроме священников» — и сказал: «Каждый сам хозяин своей субботы».
В другую субботу, когда в синагоге Иисус учил народ, там был калека с сухой правой рукой.
Смотрители Книги и фарисеи не спускали глаз с Иисуса: хотели обвинить Его в попытке исцеления в субботу.
Иисус прочитал их мысли и говорит сухорукому: «Выйди вперед». Тот вышел.
Иисус говорит им: «Спрашиваю вас: что можно и что нельзя в субботу? Делать добро или делать зло? Спасать жизнь или губить жизнь?»
Он обвел их взглядом и говорит калеке: «Подними руку». Калека поднял — и рука ожила.
Это исцеление сильно разозлило их. Они стали думать, что им делать с Иисусом.
В те дни Он поднялся на гору для молитвы и молился Богу всю ночь.
Наутро Он созвал учеников и избрал из них двенадцать и дал имя «апостол»: Симону, которого назвал также Петром, и брату его Андрею, Иакову и Иоанну, Филиппу и Варфоломею, Матфею и Фоме, Иакову Алфееву и Симону, по прозвищу Зелот, Иуде, сыну Иакова, и Иуде Искариоту предателю.
Иисус спустился с ними в долину и стоял в окружении учеников и огромного скопления народа со всей Иудеи, из Иерусалима и с побережий Тира и Сидона.
Люди пришли послушать Его и исцелиться от болезней и от власти нечистых духов. Все исцелялись.
Каждый в толпе хотел дотянуться до Иисуса. Сила, исходившая от Него, всех исцеляла.
Иисус взглядом призвал внимание учеников и сказал: «Счастливы нищие — ваш дом Божье Царство.
Счастливы, кто сейчас голоден — к вам придет сытость. Счастливы, кто сейчас в слезах — вам светит радость.
Счастливы вы, когда из-за Сына человеческого ненавидят вас люди и из-за Него нападают и клевещут на вас, произносят ваше имя как проклятие.
Радуйтесь! В тот День у вас будет праздник — великая награда на небесах. Так отцы этих людей поступали с пророками.
Горе вам, кто богат! Все ваши утехи у вас уже были.
Горе вам, кто сегодня сыт! Будете терпеть голод. Горе вам, кто сегодня весел! Будете скорбеть и плакать.
Горе вам, кого хвалит толпа! Когда-то вот так же толпа пела хвалу лжепророкам.
Говорю это всем, кто слышит: любите своих врагов, отвечайте добром на их ненависть
И благословляйте их, когда слышите от них злое слово, молитесь за них, когда терпите от них обиду.
Если ударят тебя по щеке, подставь и другую; отнимут у тебя плащ — уступи и рубаху;
Попросят у тебя — дай; возьмут в долг — не требуй возврата.
Какого отношения от людей вы хотите к себе, так и сами к ним относитесь.
Если вы любите тех, кто любит вас, в чем тут ваша заслуга? И грешники любят тех, кто их любит.
Если вы отвечаете добром на добро, в чем тут ваша заслуга? И грешники делают то же самое.
И если даете взаймы тому, кто возвращает, в чем тут ваша заслуга? И грешники дают взаймы грешникам и получают свое обратно.
Нет, любите своих врагов, будьте добры, участливы, давайте взаймы, не желая в ответ того же, — и удостоитесь великой награды: будете сыновьями Всевышнего. Даже неблагодарные и злые люди хорошо знают, как Он бывает добр.
Делайте от сердца, как делает ваш Отец.
Не судите — и вас не осудят. Не клеймите — и вас не заклеймят. Прощайте — и вас простят.
Давайте — и дастся вам: меру щедрую, полновесную утрясут и доверху насыплют вам в вашу посудину. Какой мерой мерите, такой и вам будет отмерено».
Иисус рассказывал людям притчу: «Если у слепого слепой поводырь — оба упадут в яму.
Ученик не выше учителя, но если наука пошла ему впрок, он такой же учитель.
Зачем ты так занят соринкой в глазу у брата, а у себя в глазу не замечаешь бревна?
Как можешь ты говорить ему: «Брат! Дай выну у тебя из глаза соринку,» если у себя в глазу не видишь бревна? Лицемер! Сначала вынь у себя из глаза бревно и только тогда рассматривай, что там за соринка в глазу у брата.
Не может хорошее дерево приносить гнилые плоды, а гнилое дерево приносить хорошие плоды.
Дерево узнается по плодам. Смокву собирают не с терновника и виноград — не с его колючих ветвей.
Добрый человек от доброго сердца делает добро, а злой человек от недоброго сердца делает зло. Что у человека на сердце, то и в его словах.
Почему вы зовете Меня: «Господь! Господь!» — и не делаете, как Я говорю?
Кто приходит ко Мне, слушает Мои слова и делает так, как Я говорю, того вот с кем можно сравнить.
Его можно сравнить с человеком, который построил дом на камне, на врытом фундаменте. Случилось наводнение, река с силой ударила в дом, но дом выдержал удар, потому что был крепко построен.
А кто слушает и не делает, того можно сравнить с человеком, который построил дом на голой земле, без фундамента. Река ударила в дом, и дом с грохотом рухнул, рассыпался по земле».
7:1—50
Этими словами Иисус закончил свое обращение к народу. Затем Он вернулся в Капернаум.
Там у одного центуриона от тяжелой болезни умирал раб, а центурион им очень дорожил.
Услышав об Иисусе, он послал к Нему иудейских советников синагоги с просьбой исцелить раба.
Те пришли к Иисусу и стали слезно просить: «Сделай это для доброго человека.
Он любит наш народ. Он построил нам синагогу».
Иисус пошел с ними. Но когда Он был уже недалеко от дома, центурион выслал Ему навстречу своих близких сказать от его имени: «Не трудись, Господь! Я недостоин, чтобы Ты ступил под мой кров.
Да и самого себя я посчитал недостойным приблизиться к Тебе. Скажи слово — и хлопец будет здоров.
Сам я слушаюсь командира, но и у меня есть свои подчиненные. Я говорю солдату: «Марш!» — и он идет. Говорю другому: «Ко мне!» — и он подбегает. И рабу говорю: «Иди делай!» — и раб делает».
Иисус подивился его словам. Он повернулся к толпе, шедшей следом, и сказал: «Говорю вам: с такой верой Я впервые встречаюсь даже в Израиле».
Посланцы вернулись домой и нашли раба в добром здравии.
А Иисус отправился с учениками в город Наин. Народ шел за Ним толпами.
Из городских ворот навстречу Иисусу выходила большая толпа горожан: хоронили единственного сына матери-вдовы.
Господь увидел вдову, сжалился и сказал: «Не плачь».
Подошел и положил руку на носилки с телом. Шествие остановилось. Иисус сказал: «Юноша! Говорю тебе: встань!»
Мертвый приподнялся, сел и заговорил. Так Иисус вернул вдове сына.
Всех пронял страх. Все славили Бога и говорили: «Великий пророк появился среди нас. Бог посетил свой народ».
Весть об Иисусе дошла до самых дальних уголков Иудеи.
Иоанн узнал об этих событиях от своих учеников. Двум из них
Он поручил пойти и спросить у Господа: «Ты — Тот самый, кто придет? Или ждать нам другого?»
Те пришли к Иисусу и говорят: «Иоанн Креститель послал нас спросить у Тебя: Ты — Тот самый, кто придет? Или ждать нам другого?»
К тому времени Иисус уже много больных исцелил от недугов и хворей и от злых духов, и было много слепых, которым Он вернул зрение.
И Он ответил: «Идите и расскажите Иоанну все, что сами видели и слышали: слепые прозревают и неходячие ходят, прокаженные очищаются и к глухим возвращается слух. Мертвые воскресают. И до нищих доходит проповедь евангелия.
Счастлив, кто не чурается Меня».
Посланцы Иоанна ушли, а Иисус начал в толпе говорить об Иоанне: «Зачем вы ходили в пустыню? Что вы надеялись там увидеть? Тростинку, что качается на ветру?
Зачем вы туда ходили? Кого увидели? Человека в богатых нарядах? Тем, кто привык к пышным нарядам и роскоши, место не там, а во дворцах.
Зачем вы туда ходили? Кого увидели? Пророка? Да, говорю вам, пророка. И даже больше чем пророка.
Это о нем сказано в Писании: «Впереди Тебя посылаю вестника. Он Твой путь заранее для Тебя приготовит.»
Говорю вам: Иоанн — величайший из людей. Он один такой. Но даже ему далеко до того, кто в Небесном Царстве меньше всех.
Все, даже сборщики податей, увидели в словах Иоанна Божью правду и приняли Иоанново крещение.
Но фарисеи и смотрители Закона отказались понимать Божью волю и не крестились у Иоанна.
С кем сравнить Мне людей этого поколения? Кого они напоминают?
Так делают дети. Они сидят на площади и одни кричат другим: «Давайте плясать под нашу свадебную!» — «Нет, давайте горевать под нашу погребальную!»
Пришел Иоанн Креститель. Ни хлеба не ест, ни вина не пьет. И вы говорите: «В нем бес.»
Пришел Сын человеческий. И ест и пьет. И вы говорите: «Обжора и пьяница. А такие грешники, как сборщики податей, Ему друзья-приятели.»
Но мудрость верна себе во всех своих ипостасях».
Фарисей пригласил Его к себе отобедать. Иисус пришел, сел за стол.
Одна горожанка, тамошняя грешница, узнала, что Иисус в гостях у фарисея, и принесла в алебастровом кувшине миро.
Стоя возле Иисуса и плача, она роняла слезы Ему на ноги и вытирала своими волосами. Она целовала Его ноги и лила на них миро.
Пригласивший Его к себе фарисей, наблюдая, подумал: «Будь Он пророком, Ему было бы известно, что за женщина прикасается к Нему. Грешница!»
Иисус сказал ему на это: «Слушай, Симон, что скажу тебе (тот говорит: «Скажи, Учитель»): у кредитора было два должника: один задолжал ему пятьсот динариев, другой пятьдесят.
Но когда у них не нашлось чем заплатить, он простил обоим. Который из них будет ему больше благодарен?»
Симон ответил: «Думаю, тот, кому он больше простил». Иисус говорит ему: «Ты правильно угадал», — и, указывая взглядом на женщину, говорит Симону: «Видишь эту женщину? Когда Я вошел, ты воды Мне не подал для ног. А она слезой омыла Мне ноги и вытерла своими волосами.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Новозаветные писания. Библейские переводы Гелия Вишенчука-Вишеньки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других