Евангелие от Матфея. Переложение

Юрий Лифшиц

«Евангелие от Матфея», переложенное стихами поэтом и переводчиком Юрием Лифшицем, дает возможность читателю взглянуть на крестный путь Иисуса Христа не только с точки зрения новозаветного предания, но и сточки зрения поэзии. Рождество Иисуса, Его земной путь, Голгофа, Вознесение и Воскресение в поэтическом изложении становятся немного ближе и проникновеннее. В оформлении обложки использована гравюра немецкого художника Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда (1794—1872) «Нагорная проповедь».

Оглавление

  • Евангелие от Матфея

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Евангелие от Матфея. Переложение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Юрий Лифшиц, 2017

ISBN 978-5-4483-2596-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Евангелие от Матфея

Глава 1

И вот вам родословье Иисуса

Христа, который был Давида Сын,

который сыном Авраама был.

А Авраам отцом был Исаака;

а Исаак Иакова родил;

отцом Иуды с братьями его

Иаков был; а Фареса и Зару

родил Иуда от жены Фамари;

Фарес родил Есрома; а Есром

родил Арама; а Арам родил

Аминадава; а Аминадав

отцом стал Наассона; Наассон

родил Салмона; а Салмон родил

Вооза от Рахавы; а Вооз

родил от Руфи Овида; а Овид

отцом стал Иессея; Иессей

от бывшею за Урией родил

Давида, позже ставшего царем;

Давид же Соломона породил;

а Соломон отцом стал Ровоама;

а Ровоам стал Авия отцом;

тогда как Авий породил Асу;

Аса Иосафата породил;

Иосафат отцом стал Иорама;

а Иорам стал Озия отцом;

а Озия родил Иоафама;

Иоафам Ахаза породил;

а Езекию породил Ахаз;

Манассии отцом стал Езекия;

Амона же Манассия родил;

Амон родил Иосию; потом

Иосия родил Иоакима;

Иоаким родил Иехонию

и с братьями перед переселеньем

в великий Вавилон. А в Вавилон

переселившись, стал Иехония

отцом Салафииля; а отцом

Зоровавеля стал Салафииль;

Зоровавель отцом стал Авиуда;

а Авиуд родил Елиакима;

Елиаким Азора стал отцом;

Азор родил Садока; а Садок

родил Ахима; а Ахим отцом

стал Елиуда; Елиуд родил

Елеазара; а Елеазар

родил Матфана; а Матфан родил

Иакова; Иаков стал отцом

Иосифа, что мужем стал Марии,

а от Нее родился Иисус,

Которого все нарекли Христос.

Итак, всего родов от Авраама

и до Давида было ровным счетом

четырнадцать родов; и от Давида

перед переселеньем в Вавилон

четырнадцать родов всего прошло;

и от переселенья в Вавилон

и до Христа четырнадцать родов.

Родился Иисус Христос вот так:

как обручилась Мать Его Мария

с Иосифом, пред тем как сочетались

они, тут оказалось, что Она

имеет в чреве от Святаго Духа.

Но праведным был муж Ее Иосиф

и, не желая огласить Ее,

хотел Ее он тайно отпустить.

Но только он успел помыслить это, —

се Ангел Божий перед ним предстал

во сне, сказав: «Иосиф, сын Давидов!

Не бойся ты принять жену твою

Марию, ибо зачатое в Ней

есть от Святаго Духа; скоро Сына

Она родит, и наречешь Ему

ты Имя Иисус, поскольку Он

спасет людей Своих от их грехов».

А все сие произошло, поскольку

да сбудется, что Богом речено

через пророка, каковой сказал:

«Се Дева, что в Своем приимет чреве

и Сына породит и нарекут

Его, как было сказано пророком,

Еммануил, что значит: «С нами Бог»».

Восстав от сна, Иосиф поступил

как повелел ему Господень Ангел,

и принял он жену свою, и вовсе

Ее он не познал, и наконец

Она родила Сына Своего,

родила первенца, и он нарек

Ему такое имя: Иисус.

Глава 2

Когда же в Иудейском Вифлееме

во дни правленья Ирода царя

родился Иисус, пришли волхвы

с востока в Иерусалим, сказав:

«Где Он, родившийся Царь Иудейский?

Ибо мы видели звезду Его

и прибыли отдать Ему поклон».

И, это услыхав, пришли в тревогу

царь Ирод и весь Иерусалим.

И, всех первосвященников собрав

и книжников народных, он спросил

у них: «Где предначертано Христу

родиться?» А они ему сказали,

что в Вифлееме Иудейском, ибо

написано такое у пророка:

«Ты, Вифлеем, Иудина земля,

ничем не меньше воеводств Иуды,

ведь из тебя Тот Вождь произойдет,

Который Мне народ Мой упасет,

Израиля». Тогда царь Ирод, тайно

призвав к себе волхвов, узнал от них

и день, и час явленья той звезды

и, отослав их в Вифлеем, сказал:

«Идите и разведайте подробно

о Том Младенце и, когда найдете,

меня немедля известите, чтобы

и мне пойти к Нему и поклониться».

И, выслушав царя, они пошли.

И се звезда, которую с востока

они видали, перед ними шла,

как наконец пришла, остановившись

над местом тем, где родился Младенец.

Звезду увидев, радостью великой

волхвы возрадовались; в дом войдя,

увидели Младенца Самого

и Мать Его Марию; и Ему,

волхвы, пав на колени, поклонились;

и, развязав сокровища свои,

дары ему такие принесли:

и золото, и ладан благовонный,

и смирну. Откровенье получив

во сне, чтоб к Ироду не возвращаться,

иным путем пошли в страну свою.

Когда же отошли они, — се Ангел

Господень в сон Иосифу явился

и говорит: «Восстань, возьми Младенца

и Мать Его и поспеши в Египет

и там живи, доколе не скажу.

Желает Ирод отыскать Младенца,

чтобы убить Его». Иосиф встал,

Младенца взял и Мать Его и ночью

пошел в Египет, где и находился,

пока не умер Ирод, да свершится,

что Богом речено через пророка,

который молвил: «Сына Моего

воззвал Я из Египта». Ирод царь,

себя узрев осмеянным волхвами,

весьма разгневался и слуг послал

младенцев всех избить: и в Вифлееме,

и всей его округе, — от двух лет

и ниже двух, учитывая время,

которое он вызнал от волхвов.

Тогда сбылось реченное пророком

Иеремией, возвестившем так:

«Глас в Раме будет слышен, плач, рыданье

и вопль великий; так скорбит Рахиль

по детям по своим и не желает

утешиться, поскольку нету их».

Как умер Ирод, — се Господень Ангел

во сне пришел Иосифу в Египте

и говорит: «Восстань, возьми Младенца

и Мать Его и в землю поспеши

Израилеву, ибо смерть нашли

искавшие души Младенца». Встал

Иосиф, взял Младенца, Мать Его

и всей семьей в Израилеву землю

пришел. И, услыхав, что Архелай,

сын Ирода царя, взамен его

царит над Иудеей, в те края

идти он убоялся, но во сне

он откровенье снова получил

в пределы Галилейские пойти.

Придя туда, во граде Назарете

обосновался он, да совершится

реченное через святых пророков,

что Назореем наречется Он.

Глава 3

В те дни приходит Иоанн Креститель

провозвещать в пустыне Иудейской

и говорит: «Покайтесь, ибо Царство

Небесное приблизилось». И он

был тот, о ком сказал пророк Исайя:

«Глас вопиющего в пустыне слышен:

путь приготовьте Господу, стези

Его прямыми сделайте». А сам

Креститель Иоанн имел одежду

из волоса верблюжьего, на чреслах

носил он пояс кожаный, а пищей

ему служили дикий мед, акриды.

Весь Иерусалим, вся Иудея,

вся местность Иорданская к нему

пошли, чтоб в Иордане от него

креститься, исповедуя грехи

свои. Увидев многих фарисеев

и саддукеев, что к нему пришли

креститься, он сказал им: «Порожденья

ехиднины! И кто же вам внушил

бежать бегом от будущего гнева?

Плод покаянья своего достойный

творите и не смейте говорить

в себе: «Отец наш — Авраам», — поскольку

я говорю, что может Бог детей

из сих камней воздвигнуть Аврааму.

Уже лежит секира при корнях

дерев: любое дерево срубают

и жгут в огне, когда оно плодов

хороших не приносит. Вас крещу я

в воде и покаянье, но Идущий

за мной сильней меня; я не достоин

и обувь понести Его; он будет

крестить вас Духом Святым и огнем;

в Его руке — лопата, Он очистит

гумно Свое, а также соберет

Свою пшеницу в житницу Свою,

а всю солому Он сожжет огнем

неугасимым». И тогда приходит

к нему из Галилеи Иисус

на Иордан, чтобы от Иоанна

креститься. Но пытался Иоанн

удерживать Его и говорил:

«Мне надобно креститься от Тебя,

и Ты ль ко мне приходишь?» Иисус

сказал ему в ответ: «Оставь теперь:

исполнить правду всякую с тобою

нам надлежит». И Иоанн тогда

креститься допустил Его. Крестившись,

тотчас же вышел Иисус на сушу, —

и се, Ему отверзлись небеса,

и Духа Божья Иоанн увидел,

Который нисходил с небес, как голубь,

и ниспускался на Него. И се,

раздался глас, глаголющий с небес:

«Сей есть мой сын возлюбленный, в Котором

Мое благоволение Господне».

Глава 4

После того в пустыню Иисус

был Духом возведен — для искушенья

от дьявола. И сорок дней и сорок

ночей постившись, напоследок Он

взалкал. И искуситель приступил

к Нему, сказав: «Когда Ты Божий Сын,

скажи, чтобы в пустыне этой камни

хлебами сделались». Он же сказал

ему в ответ: «Сказал пророк: не хлебом

одним жив человек, но всяким словом,

из уст Господних исходящим». После

берет Его диавол в град святой

и на крыло возносит храмовое

и говорит: «Когда Ты Божий Сын,

то бросься с высоты, поскольку было

написано, что Ангелам Своим

Он заповедает так о Тебе,

что на руках Они тебя снесут,

да не преткнешься Ты ногой о камень».

И Иисус тогда ему ответил:

«Написано и так: не искушай

Господа Бога твоего». Опять

берет Его диавол на весьма

крутую гору, чтобы показать

Ему все царства мира, славу их,

и говорит Ему: «Все это дам

Тебе я, если, на колена пав,

Ты мне поклонишься». И Иисус

ему ответил: «Сатана, изыди

прочь от Меня; написано пророком:

Господу Богу только поклоняйся

и одному Ему служи». Тогда

Его оставил сатана. И се,

к Нему Господни Ангелы пришли

служить Ему. И Иисус, услышав,

что был под стражу отдан Иоанн,

отправился обратно в Галилею;

и, Назарет оставив, Он пошел

в приморский Капернаум, поселился

в пределах Завулона с Неффалимом,

да сбудется реченное Исайей

пророком, так сказавшем: «Завулона

и Неффалима земли, на пути

приморском, далеко за Иорданом,

языческая ныне Галилея,

народ, во тьме сидящий, увидали

великий свет, и в той стране сидящим

и тени смертной светоч воссиял».

И с времени того стал Иисус

и проповедовать, и говорить:

«Покайтесь, ибо Царствие уже

Небесное приблизилось». Идя

близ моря Галилейского, увидел

Он братьев двух: Симона, какового

Петром прозвали, и Андрея, брата

его, закидывавших сети в море,

поскольку братья были рыболовы,

и говорит им так: «За Мной идите

и будете ловцами человеков».

И тотчас братья сети побросали

и вслед за Ним пошли. И, дальше идя,

увидел там Он и других двух братьев:

Иакова и Иоанна, в лодке

с отцом их Зеведеем, починявшем

худые сети, и призвал их. Тотчас

они, оставив лодку и отца,

вослед Ему пошли. По Галилее

ходил так Иисус и в синагогах

учил и проповедовал везде

Евангелие Царствия Святого,

и исцелял Он всякую болезнь,

и немощь в людях всякую лечил.

И слух о Нем по Сирии прошел;

и приводили немощных к Нему

и одержимых хворями любыми,

лунатиков вели и бесноватых,

расслабленных — и Он их исцелял.

И множество Его сопровождало

народу всякого из Галилеи,

Десятиградья, Иерусалима,

из Иудеи, из-за Иордана.

Глава 5

Народ увидев, Он взошел на гору;

и сел когда, ученики Его

пришли к Нему, и Он, уста Свои

отверзши, так учил их, говоря:

«Блаженны духом нищие, поскольку

их Царствие Небесное отныне.

Блаженные плачущие, потому что

утешатся они от скорби их.

Блаженны кроткие, поскольку вскоре

наследовать им землю суждено.

Блаженны те, кто алчет и кто жаждет

великой истины — насытят их.

Блаженны те, кто милостив, поскольку

помилованы будут и они.

Блаженны сердцем чистые, поскольку

начертано им Господа узреть.

Блаженны миротворцы, потому что

их Божьими сынами нарекут.

Блаженны те, кто изгнаны за правду,

ведь Царствие Небесное у них.

Блаженны вы, когда вас гнать начнут

и за Меня неправедно злословить.

Так радуйтесь и веселитесь, ибо

награда ваша велика на небе:

так гнали и пророков, что бывали

до вас. Вы — соль земли. И если

соль потеряет силу, чем ее

соленой можно сделать. Ведь она

уж непригодна стала ни к чему,

как разве только выбросить ее

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Евангелие от Матфея

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Евангелие от Матфея. Переложение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я