Варенье из кактусов. Европейскими маршрутами

Вячеслав Дегтяренко

Книга «Варенье из кактусов» – это сборник рецептов. Как дешёво путешествовать. Где жить, что есть и как себя вести. Автор объехал тридцать процентов Земли. Он ночевал в палатках и отелях, спал на вокзалах и в горах Корсики. Он делится своими приключениями, наблюдениями и заметками в период поездок по странам Европы: Испании, Франции, Италии, Латвии, Украине, Норвегии, Финляндии, Монако. В попутчиках у врача-психиатра его жена – клинический психолог, и их трёхлетняя дочь.

Монтана Бланка (белая гора)

Четвёртый день на острове наблюдаем хорошую ясную теплую погоду. Временами кажется, что наступило «бабье лето», о чём косвенно могут свидетельствовать летающая паутина, да не по-осеннему припекающее солнце. Не знаю, есть ли у них такое понятие.

После посещения Маски решили дать нашему ребёнку возможность отдохнуть, да и самим восстановиться. К тому же, последующие два дня с гор дул ветер, успокаивающийся лишь к вечеру. Поэтому мы загорали, купались, тренировались. Увеличил продолжительность заплывов до полутора часов и тренировки в ходьбе. От велозаездов отказался, так как в районе Медано от порыва ветра я чуть не потерял равновесие на шоссе и лишь случайно не упал на асфальт. Да и с переводом часов времени на третью тренировку уже не хватает. Солнце садится в 18:00.

Мы продолжили знакомство с дарами моря, выбор которых продолжал впечатлять в «Меркадоне». Понравилась рыба dorada (в Испании также есть одноименное пиво), которую определили в любимые. Попробовали сварить свежих мидий по рецепту из Интернета. Увы, рецепт на сайте eda, ru оказался ошибочным. Как можно залить один килограмм мидий тремястами граммами белого вина, варить и ждать, когда ракушки раскроются? Хорошо, что купили литр — этого как раз хватило. Ели их с опаской, так как на бирке было написано «exp 04/11/», что я перевел, как «употребить до…". Но потом, зайдя в универсам, решил проверить. Там все мидии продавались с «истекшим сроком годности». Видимо, это дата улова.

Возвращаясь из Маски, решили, что следующим туристическим этапом будет парк Тейде. На вершине мы уже по очереди побывали, а вот в парке ещё нет (рассматривали также леса Монтаны, что на севере острова, но к ним долго добираться). Тем более что представлений о нём не было никаких. Когда въезжаешь в долину Канадис, видишь табличку «национальный парк Тейде». Но деревья (сосны) остаются позади тебя. Впереди простираются вулканические породы вперемешку с кактусами и кустарниками. Диаметр долины — семнадцать километров, и где находятся интересные места, мы не знали. Разбёремся по приезду!

Утренние приготовления: бутерброды, фрукты, три литра жидкости, тёплые вещи и — в путь. На автобусной остановке уже знакомые по прошлым разам лица любителей даунхилла. Сидя на асфальте, они, сняв передние колеса со своих двухподвесов, заполняют питьевые бачки в рюкзаках. Все приехали на автомобилях, но для подъёма в гору выбирают автобус.

Без опозданий подошёл наш автобус. Заметил на дверях надпись, что пожилым (от 65-ти) и молодежи (до 26-ти) предоставляются скидки на проезд девяносто пять процентов и сорок процентов от тарифа. Также автобусная компания предлагает месячный проездной за сорок евро. Сказал водителю, что нашим пунктом остановки является «национальный парк Тейде». Он пробил на своём портативном кассовом аппарате пару кнопок, и с нашего проездного списалось девять евро за двоих. «Подорожал проезд», — решили мы. Или, быть может, парк находится на конечной остановке — Эль Портильо? Так, в нерешительности, за полтора часа мы доехали до конечной остановки Портильо. С нами вышло ещё две супружеские пары.

Когда проезжали остановку Телерифико, Надя заметила, что желающих попасть на фуникулёр, также как машин на автостоянке, сегодня значительно меньше, чем было в будний день (она даже сфотографировала такой аншлаг). Я тоже был на фуникулёре в субботу, и очереди к кассе практически не было. Надя же прошла на фуникулёр без очереди по моему билету, который я использовал лишь на подъём. Мы так и не узнали, имеет ли он ограничение по времени, так как её и на спуск и на подъём пропустили по нему же, хотя он оба раза не срабатывал.

Пока Надя с Тасей надевали тёплые вещи (солнечно, но ветрено и прохладно), я исследовал местность. Нашёл три пешеходных маршрута, протяжённостью от полутора до четырёх часов. Везде градация «easy» (англ. легко). Перейдя через дорогу, обнаружил аккуратный кирпичный домик с солнечными батареями на крыше. «Бесплатный музей истории национального парка Тейде, его животного и растительного мира» — объявила мне на входе девушка из числа обслуживающего персонала.

Мы удивились, а заодно и порадовались, что приехали в нужное место. Музей выглядел современно и отличался наукообразностью. Голограммы на стенах, проекционные картинки, кинозал с демонстрацией фильма под названием «Спящий вулкан». Фильм предлагалось прослушать на пяти языках (русского нет). Также были очень наглядные срезы горных пород с указателем их плотности и веса. На музей мы потратили сорок минут, так как нам необходимо было ещё определиться с маршрутом.

Возле музея обнаружили маршрут для инвалидов в виде укатанной тропинки. Мы немного прогулялись по нему и порадовались за такую заботу. Также здесь начинался маршрут N 1 и маршрут N 6 на Монтана Бланка. Я перевёл это, как Белая гора. Это был уже маршрут потруднее — «medium» (анг. средний) — было написано на табличке под его схемой. Время в пути 2:30 в одну сторону, подъём с высоты 2 200 на 2 700 метров. Всего, как мы заметили, по парку предлагалось порядка тридцати пеших маршрутов. Проезд на велосипедах по ним закрыт, о чём предупреждают таблички.

Самый трудный «hard» (анг. тяжёлый) и длинный маршрут — N 7, он заканчивается практически у пика Тейде. Время подъёма по нему указано пять часов! Спуск — 3:30 (у меня, правда, вышло 1:20), перепад высот 2 200—3 500 метров. Также здесь давались советы для любителей трейла. Всюду предупреждения «Пользоваться солнцезащитным кремом», «Не ходить по ночам», «Не выходить на края скалистых обрывов» и другие.

Настроившись на что-то очень серьёзное, в 12:00 мы начали своё движение. Но уже с первых метров заметили, что если сравнивать с ущельем в Маске, идти здесь было значительно комфортней. Нет камней, речушек, лишь небольшой уклон вверх. Тропинка аккуратно сопровождается камнями, периодически встречаются самобытные скамейки из горной породы, стрелки-указатели, урны для мусора. Туристов немного.

Решили дать ребёнку почувствовать горный воздух и позволили ей пройтись сорок минут. Я в это время то фотографировал причудливые то ли деревья, то ли кустарники. Вот мотылёк приземлился на этой полулунной поверхности, вот заяц поскакал, вот дикая собака пробежала. Казалось, что даже птицы не боятся нашего появления здесь. Ещё бы, мы ведь — пришельцы! Также по пути собрали небольшой букет для домашнего гербария из местных цветов. Жаль, что кактус Тейде уже отцвёл. Но на одном из них я нашёл три розовых цветка (колючки у него не сравнить с опунцией, но тоже неприятные).

После сорока минут нашего движения решено было ускориться. Отправление автобуса в 15:15, и при такой скорости высока вероятность не успеть. Тася заняла своё почётное место на шее, сменив минорный лад на мажорный, и мы увеличили скорость практически вдвое. Надели на неё осеннюю курточку и шапочку, несмотря на то, что палило солнце. Ветер присутствовал практически постоянно.

— Далеко ли до пика Монтаны Бланка? — спросил я у плотного мужчины в английской панаме, повстречавшейся нам в группе из шести человек.

— До Монтаны Бланка один час. От неё, по седьмому маршруту, до шоссе ещё час пути, — вежливо ответил он мне.

Вероятность того, что мы успеем, увеличилась, так как мы уже хотели поворачивать назад. Дважды наш маршрут пересекался с другими маршрутами, о чём свидетельствовали указатели.

Вот уже вырисовалась сама гора, и подъём стал под большим уклоном. Я вспомнил, что когда возвращался с Тейде, штурмовал её по бездорожью. Тогда ещё не знал, что ходить вне тропинок запрещено.

— Фантастиш! — сказал мне встретившийся на пути ухоженной внешности пожилой турист с палками для горной ходьбы, вероятно немец, на моё приветственное «ола!». Ничего фантастического. Всё достаточно обыденно.

Через два часа мы организовали пикник на вершине горы, любуясь открывающимся видом восточного побережья и практически отвесным подъёмом на Тейде, взглядом провожая уходящих на седьмой маршрут. Окончание шестого маршрута упиралось в седьмой. Здесь была табличка-указатель, что вверх ещё четыре часа, а вниз один час по седьмому маршруту. Но наша задача на сегодня выполнена!

Пообедав, отправились вниз к шоссе. Седьмой маршрут, видимо, наиболее популярный, так как здесь туристических групп было на порядок больше. Многие из них были представлены студентами, некоторые даже в ярко-жёлтых касках. Встретили семью, в которой папа нёс грудного ребёнка в кенгурятнике. Ему в этом возрасте всё равно, а родителям, должно быть, приятно. Так и нам. Хотя Тася несколько раз интересовалась, зачем и куда мы идём, в целом поход перенесла стойко. На спуск к шоссе у нас ушло тридцать минут, и мы решили ещё прогуляться по нему до Телерифико. В итоге пришлось подбегать несколько сотен метров к обогнавшему нас автобусу.

Нам понравилось! Возможно в будущем попробуем подъём и по седьмому маршруту.