Моя трансперсональная психология. Холотропное дыхание, тренинги, упражнения и ответы на вопросы

Владислав Кенга, 2022

Известный трансперсональный психолог делится опытом проведения авторских психологических тренингов и упражнений, которые благодаря подробному описанию можно самостоятельно проводить на групповых занятиях, а иногда и в индивидуальной психологической работе. Мнения о холотропном дыхании и интенсивных дыхательных техниках разнятся. Автор не только даёт свою оценку профессионала, который за двадцать лет провёл около 800 семинаров холотропного дыхания в тридцати городах восьми стран мира, но и показывает эволюцию своих взглядов на холотропное дыхание, обнажая «скрытые пружины» данной техники. В книге помещены тексты выступлений на конференциях в Индии, в США и других странах, интересные интервью (мастеркласс по холотропному дыханию и другие видеозаписи автора можно найти на Ютуб-канале youtube.com/user/vkenga). Работа с глубинными слоями психики затрагивает пограничную область духовного и требует особой чуткости и душевной чистоты ведущего – вот главный тезис, которым руководствовался автор, и к чему призывает других. Издание предназначено для широкого круга психологов и тех, кто нуждается в их помощи. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Моя трансперсональная психология. Холотропное дыхание, тренинги, упражнения и ответы на вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О психологии

Мой взгляд на любые психологические теории, что это подпорки — строительные леса. Произвёл покраску фасада здания, помог человеку, убрал леса. И это важно — убрать! Иначе многие начинают воспринимать утверждения психологического учения, как непререкаемую истину, и через их призму воспринимать происходящее в себе и в мире.

А. Лоуэн разрабатывает свою теорию структуры характера, основываясь на различии в циркуляции энергетических потоков организма и заблокированности тех или иных зон у разных людей. Это термины телесно ориентированной терапии — мощного метода. Но когда на семинар приходят люди и просят снять блоки, зажимы, наладить энергетический поток в теле, я предлагаю на выбор: сходить к хорошему телесно ориентированному терапевту, заняться практикой со мною, забыв на время, слышанное на других тренингах и вычитанное в книжках. Говорю, что как инженер-энергетик по первой специальности, меня интересует: какие количественные характеристики энергии? В квт. час, в джоулях, в кгм на сек. в квадрате? Сообщаю, что, насколько я знаю, энергию нельзя пить, и блокировать.

Говорю, что закон сохранения энергии трудно приложить к психике, да и к телу сомнительно. Вспомним Порфирия Иванова и посты святых.

Я не против телесно-ориентированной терапии — отличные практические результаты, я против взгляда на себя, свою психику и тело исключительно через призму терминов и теоретических связей какого-либо одного вида терапии.

Одно из общих мест в разных психотерапевтических практиках я бы назвал «точка притяжения» (мыслей, эмоций, боли). В разных направлениях — названия разные (это и инграммы, и СКО, и варианты синхронизмов и дежавю, и др.).

Мне хочется на примерах выделить то, что мне кажется общим и определяющим: Точкой притяжения может оказаться объект, жизненная ситуация, пережитое чувство к человеку или природе. Эти точки могут находиться на разной глубине психики, но их главное свойство — притяжение внимания к себе.

Например: злоба, обвинение, месть, обида. Предположим, какая-то организация (суд, следователи, госструктуры) поступили по отношению ко мне несправедливо, унизили и т. п. и родилось это чувство.

Какой сегодня год? — 2021. А в 2017 Вася предал меня. Листья падают. Очень. А когда Вася бросил меня — была весна. Он собрал вещи и ушёл. Брат предложил подвезти вещи на машине, а у Васи не было машины, он её разбил, от меня он ушёл, сел в такси и оставил меня одну.

На этом строятся некоторые техники: можно приучать себя вспоминать на любой (выбранный, выбранные) знак-метку место (кому на природе, для кого домик бабушки в деревне, кому — старенький храм), или человека и даже животного, любого исторического персонажа, литературного, родственника. Эта точка должна быть в вашей памяти, и менять ваше состояние к спокойствию, или к радости, или к набору силы. Всё это становится меткой, напоминающей Васю. Такую «метку», спусковой крючок негатива, следует заменить, можно сблокировать (и главное — закрепить) с «меткой» позитива — юмора, радостных воспоминаний, счастливых моментов в жизни.

При этом сильнейшим стирающим и переключающим на себя переживанием является любовь, и объект любви. И Бог, и святой, и молитва. Не зря это практикуют монахи.

Место: однажды, выходя с огороженного пустыря, где я выгуливал собаку (люди там изредка проходили только в одном уголке, только там и был выход), я нос к носу столкнулся с группкой местных полицейских. Молодые ребятки пристали ко мне, «почему собака без намордника». Какой-то штраф… Противно, хотелось, чтобы отстали, денег, что были в кармане, не хватало, чего-то они хотели выписывать на адрес, документов, естественно, с собой тоже не было. Протокол? Где? На пустыре? Куда-то идти им тоже не хотелось, они в столовую шли. Сказать другой адрес? Стыдно…

Не помню, как я отделался, взяли они у меня все копейки, что были, или наказали мне «никогда больше…». Фокус в том, что через неделю, гуляя на том же пустыре, я поймал себя на гневе на правительство. И дело не в том, что оно заслуживало такого отношения, но зачем испытывать (такую) эмоцию, если ты никак не можешь оказать влияние? Правительство забылось. Через какое-то время начал гневаться на сына: до часа ночи за компом, кушать не кушает, пока не сделаешь, к компьютеру не поднесёшь, уроки если и делает, то за 15 мин., зевая перед сном. И вообще… Та-ак! Но! Зато лучший ученик школы, «посланник» на множество всяких олимпиад… Успокоился… Через несколько минут обида на жену… Конкретизировать не буду. И! Но ведь очевидно: дело не в правительстве, не в сыне, или в жене, которые, очевидно, тоже все виноваты (кроме сына), дело в той группе полицейских, на этом месте, где я испытал унижение…

На этом месте «психомагнит» «притягивал» соответствующие состояния…

Сильные обиды, унижения, угрозы смерти, много чего, становятся «психомагнитом».

Любовь… Сильное чувство любви становится сильнейшим психомагнитом, притягивая всё внимание к себе. И этим «смывает» все другие точки притяжения внимания. Эти точки определяют жизнь человека, поэтому, я иногда говорю: «Хочешь изменить жизнь — влюбись»!

Психомагнит Любовь (к человеку) столь же силён, как и Бог. Разница, на мой взгляд, в том, что любовь часто приходит из нашего будущего, захватывает нас, и живёт в нас некой самостоятельной жизнью. В то время, как устремлённость к Богу максимально оставляет свободу человеку — обращать ли внимание на Него, молиться ли Ему, Деве Марии, Святым и/или ангелам.

Сильной точкой психомагнита оказывается долг. Для кого-то — гордость, для кого-то — чувство унижения, вины («Это я во всём виновата!»). Ну, причина ясна — «все мы родом из детства» — родители доходчиво и надолго объяснили. Я спрашиваю: «И в февральской революции тоже?»… Это всё — объект работы психолога. Я не считаю реальной психологической работой советы «что делать». Иногда, конечно, бывает и это нужно. Но, на мой взгляд, психотерапевтическая работа — то, что изменяет человека, а не советы, как измениться или изменить ситуацию.

Нередко запрос — изменение другого, близкого человека: «Пусть муж не гуляет, пусть сын не пьет и т. п.». Ответ очевиден: Допустим я, или кто другой, сможет для вас это сделать, но ведь придёт соперница, и попросит, чтобы отвадили мужа от вас, и он «примагнитился» к ней!

Придёт сын и скажет «пусть мать покупает мне спиртное и не нудит над ухом». Вариант, если оба разнотребующих приходят к одному «исполнителю», а если к разным?..

Есть ли выход, ведь и изменить, помочь ближнему хочется… Думаю, существует единственная возможность — молитва к Богу. От Него, что можно сделать, что нельзя. Что принесёт пользу всем. И другие обстоятельства нам неведомые.

Сильнейшая точка психомагнита — Бог. И эта точка во власти человека — напоминание себе о Боге, обращение в молитве к Нему, смывает все другие точки! Даже сверхнамагниченной несчастной любви! Иногда нужно время…

Есть свидетельства, что иногда психомагниты оставляют след в душе, и из предыдущих инкарнаций[8].

Общее место в рекомендациях психологов и советчиков: познай самого себя, себя истинного — самопознание. Но мы будто бы должны себя как-то узнать… Но узнаешь образ себя; а ты отличаешься от своего образа. И часто противоположен ему. — ДА! Правда!! И вот два вопроса: что надо принимать за себя истинного? И другое, так ли важен некий «я истинный», может, не менее важен какой-то другой? «Я другой» — неистинный…

О чём речь? Люди, побывавшие в состоянии клинической смерти, рассказывают, что «уход» похож не на засыпание (в материалистический сон без сновидений или в нематериалистический — в сновидения; кстати, можно сравнить с представлениями буддизма и индуизма), но на пробуждение — ОТО СНА! В православии часто указывают на то, что эта, проживаемая жизнь — миг, в сравнении с которым вечная жизнь очень долговременна, притом, что наш миг (сон внутри жизни — каким является наша жизнь; кстати, многие учителя говорят о нашей сонливости внутри жизни — человек, как автомат; тут и Гурджиев, и Хаббард, и учителя Востока) оказывает серьёзное влияние на посмертье, жизнь в вечности — КОГО? Души? Духа? Сколь точно мы их познаем?

И вот вопросы: Что если наш образ себя имеет большое значение, которое мы «выплёскиваем из ванны»? Помните мысль философа о том, что человек не столь его поступки, и даже не столь его внутренний мир, сколь его устремление, каким он хочет быть. Конечно, я считаю, что эта мысль высказана в противоположность бытующему мнению, где желание быть каким-то, серьезного веса не имеет и, конечно, человек — всё вместе: и поступки, и внутренний мир (приблизим здесь к слову «душа»), и образ себя — близкое к желанию каким-то быть. И если речь идёт о том, что не человек будет жить после смерти, но душа, или после второго пришествия человек, но какой-то другой обновленный (?), то, может быть, образ себя играет важную роль… Не здесь, так в посмертьи?..

Да, играющий роль смелого (с помощью детской лопатки в песочнице, кулаков или ядерных ракет, денег или власти) — оказывается трусом; да, расточительный на людях — часто жадный, да; выпячивающий свои знания — глуп[9] и т. д. НО. Еще раз повторяю вопрос: так ли это важно? Для жизни вечной.

Или: Только ли это важно для жизни вечной? Может и образ, каким ты хочешь быть, важен; важнее, чем в нашей жизни-сне?

Какие-то приближения дают следующие мысли: в материальном мире, мы много «зациклены» на материальное, но в посмертном мире, что из этого будет нам нужно? Центр внимания переместиться на внутренний мир, те или иные изменения внутреннего мира неизбежны, и здесь важны навыки, какими инструментами производятся изменения, и к каким идеалам меняется душа? К Христу? И здесь, этот образ себя — ложный в нашей жизни, может играть более важную роль в посмертье. Да, я люблю судить, но хочу прощать, может, и представляю себя прощающим. Каюсь!!! И ХОЧУ БЫТЬ ДРУГИМ!

Образ себя, ложный с точки зрения нашего мира и психологии, оказывается образцом, к которому мы устремляемся в посмертьи, и может стать маяком, вытаскивающей силой (себя за волосы).

* * *

Можно работать в любом направлении, помогая людям, опираясь на любые теоретические взаимосвязи психики с любыми причинами — в прошлом, в будущем, среди звезд, в протекании и блокировках чего-то, что назвали энергией, или ещё как… Правда, я утверждаю, что к любой теории, а их, теорий, и их, методов, лучше освоить (знать их — мало), как можно больше, но я прошу «убирать леса» после психологической работы. Стараясь, чтобы человек не рассматривал впредь себя и мир сквозь призму конкретной теории (и её терминов). Если речь идет о регулярных упражнениях, то нужно показывать условность любых терминов и причинно-следственных связей.

Человек принципиально не описываем ни одной теорией, и не может быть описан. Описываемый не может быть описателем. Это поймёт любой человек с юмором! А без юмора пусть в математической логике разбирается. Важно еще и корень слов выделить — ☺.

В том и фокус: хуже или лучше работают все практики. Но результаты работы не являются подтверждением единственной полной истинности самой теории, и тем более постулатов теории, на которой основаны упражнения, и никаким набором любых теорий. Тут полностью подходит теорема математической логики — «Теорема Гёделя о неполноте». Для любой достаточно богатой формализованной[10] теории всегда найдется утверждение, которое в рамках этой теории невозможно ни доказать, ни опровергнуть. В качестве такого утверждения всегда выступают постулаты теории. Понятие Истинности (определение — что есть истина) неформализуемо вообще, с точки зрения математической логики! Но есть и не логика, и не математическая.

В применении к человеку, «теория» — массив любых знаний и взаимосвязей, постулаты — любые факты о человеке (притча о двоих в пустыне). Без знания мотивов действия человека, любой факт о нем ничего не означает (приравняйте к характеристикам исторических личностей). Мотивы же, в свою очередь — чрезвычайно поверхностный слой, если они без уяснения причин именно таких (а не каких-либо других) мотивов и помыслов… а сами причины — ведь тоже поверхностный слой… и т. д. (в общем «…не судите…» не поняв до конца, а понимания у вас не будет никогда).

Поэтому, я начинаю эту работу с описания конкретных тренингов и упражнений, естественно предваряя небольшим теоретическим текстом.

Изложение не унифицировано, и я сознательно оставляю текст таким. Текст одного упражнения записан по памяти, как проходило, текст другого — письмо, детальное (или не очень детальное) описание психологу — другому ведущему, как проводить упражнение. Где-то описание, как для реферата, где-то — памятка или материал для личной работы. Мне кажется, что такое изложение будет отвлекать от монотонности, побуждая читателя к «шевелению мозгами».

О трансперсонале и холотропе речь пойдет позже, после описания тренингов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Моя трансперсональная психология. Холотропное дыхание, тренинги, упражнения и ответы на вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

8

Инкарнации и православие подробнее в книге «Цель — милосердие».

9

В эту тему «Падение» А. Камю и эффект Даннинга-Крюгера.

10

А не «формализованная», на мой взгляд, теряет право называться теорией. Или «научной теорией».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я