Практическое пособие посвящено созданию и проведению психологического тренинга. Психологический тренинг представлен как активный психологический метод актуализации субъектности и самопознания личности. Пособие позволяет начинающим ведущим групп «шаг за шагом» освоить создание психологического тренинга. Пособие предназначено для студентов-психологов, педагогов, практических психологов, ведущих тренингов, тренинг-менеджеров и социальных работников.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мастерская психологического тренинга. Тренинг как метод актуализации субъектности и самопознания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Вадим Морозов, 2019
ISBN 978-5-4496-7513-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ВВЕДЕНИЕ
Социально — психологический тренинг (СПТ) берет свое начало с 70-х годов XX века, когда в Лейпцигском и Йенском университетах Манфред Форверг разработал новый метод, основой которого были ролевые игры с элементами драматизации. Основываясь на экспериментально-исследовательских работах, Форверг сделал вывод об эффективном влиянии СПТ на повышение интерперсональной компетентности за счет интериоризации измененных установок личности и их переноса на профессиональную деятельность.
За последние годы вместе с понятием «социально-психологический тренинг» появились также понятия «перцептивно-ориентированный тренинг», «активная социально-психологическая подготовка», «активное социальное обучение», «лабораторный тренинг», «группы интенсивного общения», «группы открытого общения», «психологический тренинг», «тренинг сенситивности», «тренинг личностного роста», «тренинг умений», «тренинг социальных (профессиональных) компетенций».
В отечественной и зарубежной психологии существует множество определений форм тренинга:
— Тренинг как своеобразная форма дрессуры адаптивных форм поведения (поведенческий подход).
— Тренинг как формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения (компетенциальный подход).
— Тренинг как совокупность активных методов практической психологии в работе с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии [10].
— Тренинг как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения [15].
— Тренинг как комплекс активных групповых методов, применяющихся в процессе преобразующего воздействия на личность [15].
— Тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека [16].
— Тренинг как область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении или коммуникативной компетентности [30].
Основанием для разработки учебно-практического курса «Психологические тренинги» стала авторская модель типов творческой активности самопознания и способов ее побуждения [21].
Модель типов творческой активности самопознания (Модель ТАС) имеет два ведущих ортогональных основания: 1. Локус детерминации активности: внешний и внутренний. 2. Вид детерминации: каузальный (причинный) и акаузальный (беспричинный) (Таблица 1).
Таблица 1. Модель Творческой активности
Каждый из типов Модели ТАС можно охарактеризовать следующим образом:
I тип внешне детерминированной каузальной творческой активности
Человек выступает в качестве субъекта, реагирующего на условия внешне предопределяющей проблемы. Активность творческого самопознания человека направлена на поиск внутренних ресурсов, необходимых для познания причинных закономерностей, приведших к деструктивному (обычно повторяющемуся) воздействию внешнего источника проблемы.
Продуктом творческой активности самопознания субъекта является процесс генерирования новых (до сих пор ему неизвестных) решений внутренней проблемы, возникшей как следствие невозможности справиться с внешним источником влияния.
Результат первого типа ТАС должен содержать алгоритм (четкую каузальную последовательность действий), который приводит систему отношений к новому адаптивному равновесию. Этот тип творческого решения задач исследовали ученые, основывающиеся на принципах механического детерминизма. На этапе подготовки стратегические усилия исследователя (человека самопознающего) направлены на понимание условий, которые перед ним ставит окружающая реальность. Понимание опирается на процесс сравнения того, что есть в опыте «исследователя» и того, что от него требуется. На первом этапе происходит изучение задачи и обработка новой информации, то есть накопление проблемной информации. Далее (на втором этапе) производится поисковая деятельность по формированию замысла в форме определяющего направление исследования элемента (правило, закон решения задачи, выявление сравнивающей аналогии, возникновение ведущего образа). Посредством перебора возможных вариантов должна родиться догадка как следствие активности, проявляемой на сознательном уровне. Затем методом проб и ошибок, посредством получения обратной связи: подходит/не подходит, производится состыковка полученного результата и условий задачи. Вариации методов решения задач данного типа, как правило, заключены в способах генерирования догадок: прямой перебор, прямые сравнительные аналогии, «мозговой штурм», способность находить гомоморфные связи, моделирование и пр.
II тип внутренне детерминированной каузальной творческой активности
В широком смысле данный тип творческой активности самопознания обусловливается доминирующей внутренней ориентацией личности на самопознание. Человек выступает в качестве субъекта, задающего познавательное пространство задач. Локусом внутренней детерминации творческого самопознания субъектов данного типа становятся задачи, которые перед собой ставит сам субъект, задаваясь вопросами: «Почему? Зачем? Как?». Каузальной составляющей второго типа является понимание, рожденное причинной логикой, обнаружившее собственное противоречие в несоответствии отражения внутреннего представления и внешней реальности.
Результатом творческой активности самопознания является инверсное восприятие проблемы, то есть способность принять иную (часто противоположную) точку зрения посредством творчески обнаруженных аналогий.
Психологами такой тип творческой активности познания отнесен к комбинаторно-фантазийному (технологическому) типу творчества. Комбинаторно-фантазийная модель организации поисковой творческой активности состоит в комбинировании (компиляции, агглютинации) из старых элементов системы. Основным здесь является развитие способности к отдаленным ассоциациям, аналогиям, сдвигу (например, представление о латеральном мышлении Э. де Боно, методы ТРИЗа Г. С. Альтшуллера, представления о «конфигураторе» В. Лефевра). Успешность творческого решения как возникновения нового качества при функционировании такой организации процесса решения задач определяется, в частности, количеством вариантов, их оригинальностью, а также способностью человека отбирать наиболее продуктивные из них.
Методами стимулирования творческой активности самопознания в данном типе являются: «метафоричное стимулирование мышления», «синектика», «морфологический анализ», метод фокальных объектов» (ТРИЗ), «рефрейминг» (НЛП), «инверсия».
III тип внутренне детерминированной акаузальной творческой активности
Ключевым моментом проявления локуса внутренней детерминации активности является «надситуативная активность» [36], под влиянием которой субъект, действуя в направлении реализации исходных условий задачи, выходит за их рамки. Сущность акаузальности третьего типа ТАС проявляется в явлениях, которые невозможно объяснить законами формальной логики. Инновационно-рефлексивный подход в психологии относит такой тип творческого познания к творческим процессам рефлексивно-смыслового типа. Рефлексивно-инновационная модель представлена процессами целостного переосмысления опыта. Основной принцип функционирования такой организации творческого процесса состоит в том, что наличная ситуация и опыт субъекта решения не может служить средством или подсказкой для творческого решения. Наличный опыт оказывается лишь материалом для выявления смыслопорождающих возможностей человека, обеспечивающих рефлексивный процесс осмысления, переосмысление и действенное преображение действительности его жизнедеятельности. Как только происходит такое переосмысление, то возникает предпосылка к порождению нового.
Творческие стратегии данного типа не имеют определенной последовательности. Имплицитно индивид имеет неосознаваемое устремление. Он исследует условия поставленной задачи (движется интуитивно), накапливая информацию о существующих возможностях, и «делает выбор», часто подсознательно, в направлении надситуативного пространства. Как правило, начальная и конечные фазы не осознаются индивидом, поэтому часто даже сам человек не может объяснить, откуда к нему пришла идея такого решения.
Результатом творческой активности самопознания третьего типа является продукт медиативного исследования проблемы. Способность над системой координат причины и следствия обнаружить некое третье решение, имеющее качественно иные параметры, не объяснимые явным каузальным восприятием.
Основным эффектом творческого самопознания третьего типа ТАС являются «инсайт» (психоанализ: З. Фрейд, К. Юнг), «ага-переживание» (гештальт-терапия: Ф. Перлс), «ин-се» (Дзен), «озарение» (восточная культура). Часто методы творческого изыскания в третьем типе ТАС связаны конфликтом, противоречием [8].
IV тип внешне детерминированной акаузальной творческой активности
Внешним локусом детерминации творческой активности самопознания в четвертом типе ТАС выступает любое случайное влияние детерминирующих объектов, в том числе не структурированные и хаотичные стимулы, «синхронистические стимулы» (К. Юнг). Синхронистические феномены доказывают возможность одновременной смысловой эквивалентности разнородных, причинно не связанных друг с другом процессов, иными словами, они доказывают, что воспринятое наблюдателем содержимое может быть в то же самое время представлено каким-то внешним событием, причем без всякой причинной связи. Юнг выделяет два фактора, из которых состоит синхронистичность: 1) попавший в бессознательное образ проникает в сознание либо непосредственно (то есть, буквально), либо косвенно, в форме сновидения, мысли предчувствия или символа; 2) объективная ситуация совпадает с этим содержимым. То есть источником творческого самопознания является трансцендентность субъекта [28], а локусом детерминации — внешние объекты.
Проявлением акаузальности четвертого типа ТАС является ориентация индивида при решении проблем в основном на случайное, индивидуальное, неповторимое, беспричинное. Развитие процесса творческой активности самопознания происходит через неустойчивость, через «флуктуации», через конструктивную неупорядоченность. Развертывание творческих процессов происходит по нелинейным законам, описанным в синергетике.
Продуктом творческой активности самопознания четвертого типа ТАС является многовариантный и альтернативный результирующий эффект. Этот тип результатов связан с новым уровнем представлений о своем существовании, с осознанием своей экзистенции [56], кризисным типом переживания [8], постижением архетипа самости (К. Юнг).
Методами, способствующими стимулирование творческой активности четвертого типа ТАС, являются: активное воображение и синхронистичные стимулы (К. Юнг), холотропные сессии (С. Гроф), практики дзен, медитации осознанности.
Представления о типах творческой активности самопознания и способах их побуждения позволили выделить в психологическом тренинге четыре вида тренинга: обучения, развития, открытия и трансформации. Четвертый тип ТАС, скорее, соответствует некой форме трансформационных групповых практик и в данном пособии не описан.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мастерская психологического тренинга. Тренинг как метод актуализации субъектности и самопознания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других