О, этот дивный новый мир! Типология секса, любви и брака

Владимир Михайлович Танаев, 2023

Это книга о системе личных отношений (секс, страсть (влюблённость), любовь, брак №1 и брак №2), основанных на сексе (в прошлом, настоящем и будущем), которую автор описывает с самых современных и практических позиций, причём делает это так как никто до него не делал, опровергая наши традиционные (и рутинные) представления. Особое внимание уделяется опровержению российских мифов о сексе, любви и браке, "благодаря" которым наша страна занимает первое место в мире по разводам в браке №1. Книга написана по многочисленным просьбам слушателей цикла "Типология личной жизни" и публикуется к 70-летнему юбилею автора – Танаева Владимира Михайловича (Гуманитарный университет) – врача, магистра частного права, старшего преподавателя юридического факультета, специалиста российского уровня по типологии Майерс-Бриггс и автора типологического бестселлера "Практическая психология управления" (М., 2003; 2004; 2010).

Оглавление

Глава 12

ТБМ Создание дедуктивной рациональной картины мира — основной механизм развития современной цивилизации. Если основным движителем нашего времени является ТБМ Благосостояние/Деньги, то основным механизмом её реализации в странах «ядра» нашего «мира — экономики» (И. Валлерстайн) является ТБМ Создание дедуктивной рациональной картины мира (СДРКМ) (Танаев В.), точнее, логически непротиворечивой, научной картины окружающей нас реальности.

Конечно так было не всегда. Ещё Платон, описывая эту ТБМ в диалоге «Пир» (IVв. до н.э.) говорил о странных людях — философах, для которых смыслом жизни является «любовь» (фило — ) к «мудрости» ( — софия), к знаниям. Причём, самого себя к философам он не относил, чем ещё раз подчёркивал базовую черту ТБМ вообще — её бессознательный (подсознательный) характер. И, хотя Иммануил Кант в XIX веке уже говорил об особых свойствах ума вообще — стремлению к анализу, группированию и классифицированию явлений, именно в XX веке великий французский этнолог Клод Леви-Стросс (1908 — 2009), изучавший психологию одного индейского племени, с удивлением увидел, что основным их способом изучения окружающего мира является научное овладение им путём разнообразных форм теоретизирования: индуктивного и дедуктивного.

Эта ТБМ является основным признаком всех психотипов с «научным» ядром NT: ENTPENTJINTJINTP. Причём у каждого из них есть своя роль в этом научном процессе. Так, психотип ENTP — Искатель является генератором разнообразных «больших и гибких» научных систем. «Большие» они потому, что для их создания привлекаются большие массивы часто разнородных знаний, а «гибкость» позволяет неочевидные и кажущиеся на первый взгляд «притянутыми за уши» связи между различными данными. Такова, например, теория этногенеза Л.Н. Гумилёва или гелиобиология А.Л. Чижевского (оба — ENTP). Так зарождаются базовые научные парадигмы. Дальше вступают в дело INTJ — Aналитики, которые «глубоко копают», анализируя и систематизируя данные базовой научной парадигмы — это основные работники науки, плодовитые авторы диссертаций и монографий. Таковы были Платон, Гегель, правовед С.С. Алексеев — основоположник уральской школы права. Постепенное накопление всё большего массива данных, не укладывающихся в традиционную научную парадигму и являющихся в основном результатом умственной работы «Kритиков» — INTP, чьи «сократические вопросы» помогают вскрыть логические нестыковки и противоречия в основном массиве научных знаний традиционной парадигмы. Именно к таким учёным принадлежал Сократ, самый знаменитый «критик» в науке — Иммануил Кант, главный «релятивист» Карл Поппер, как и главный революционер науки в ХХ веке — Альберт Эйнштейн. В правоведении эту роль сыграл самый знаменитый в мире русско-польский юрист Лев Иосифович Петражицкий, который не ограничился одной критикой, но сам создал новую научную теорию — психологическую теорию права, наиболее адекватно объясняющую его природу и механизм воздействия на людей. Деятельность «критиков» приводит к качественному изменению научной парадигмы — научной революции (Т. Кун), и появлению новой научной парадигмы, поглощающей старую (например, системный подход — кибернетика — синергетика).

Особое место в ряду «научных» психотипов занимает психотип ENTJ — Предприниматель с таким ненаучным названием. Для его конструктивного ума характерно «жёсткое» соединение различных теорий с целью внедрения в жизнь этого комплекса. Будь то советский ядерный проект (И. Курчатов), советский космический проект (С. Королёв), да и вообще «советский проект» — детище В. Ленина (все — ENTJ). Для России это главная революционная фигура — от Петра Великого до Анатолия Чубайса (приватизация) и Германа Грефа (Сбер). В остальном мире «предпринимательский» диапазон весьма широк: от Билла Гейтса (Майкрософт) и Илона Маска до Генри Форда и Дональда Трампа.

Из всего вышесказанного становится ясно, что в ХХ веке — веке Большой (дедуктивной) науки ТБМ Создание рациональной дедуктивной картины мира играет одну из решающих ролей в общественном развитии.

Замкнутая моральная система «Неэтично делать то, что делают другие люди» — этот лозунг нонконформизма, направлена против главного греха с точки зрения Homo phylosoficus — научного плагиата.

Именно в этой ТБМ (а также в ТБМ Создание социально-психологической гармонии (ССПГ) особенное значение имеют мотивационные механизмы, разделяющие её представителей на два больших лагеря: экстравертов (EN) и интровертов (IN). Если для экстравертов основным мотивационным механизмом является Требование публичного признания, определяющее общественное поведение ENTP и ENTJ, то интроверты реализуют свою мотивацию с помощью Стремления к самодостаточности, будучи внутренне глубоко уверенными в том, что наука или время в конечном итоге оценят их по достоинству.

Для первой группы (EN) психотипов обеих мотиваций — СДРКМ и ССПГ, характерно т.н. уникальное потребление, когда деньги позволяют им удовлетворять свою публичную демонстрацию уникальности, составляя 36% их смысловой самореализации.

Представители второго, интровертного мотивационного механизма психотипы группы IN, осуществляют т.н. самодостаточное потребление, описанное ещё Карлом Марксом в Капитале как признак натурального крестьянского хозяйства, когда деньги нужны только для обеспечения достаточно низкого уровня самообеспечения, составляя максимум 20% глубоко интровертированной самодостаточной смысловой самореализации.

С точки зрения общественной самореализации ТБМ СДРКМ составляет основу правового общественного механизма в форме дедуктивного (пандектного) континентального права (со времён Византийской империи) или в дедуктивной системе естественного права (система естественных прав человека) для стран общего (прецедентного) права. Именно право реализует потребность людей в дедуктивной рациональной картине мира и является наиболее старым научным институтом (наряду с теологией и медициной), который преподавался уже в первых университетах.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я