О, этот дивный новый мир! Типология секса, любви и брака

Владимир Михайлович Танаев, 2023

Это книга о системе личных отношений (секс, страсть (влюблённость), любовь, брак №1 и брак №2), основанных на сексе (в прошлом, настоящем и будущем), которую автор описывает с самых современных и практических позиций, причём делает это так как никто до него не делал, опровергая наши традиционные (и рутинные) представления. Особое внимание уделяется опровержению российских мифов о сексе, любви и браке, "благодаря" которым наша страна занимает первое место в мире по разводам в браке №1. Книга написана по многочисленным просьбам слушателей цикла "Типология личной жизни" и публикуется к 70-летнему юбилею автора – Танаева Владимира Михайловича (Гуманитарный университет) – врача, магистра частного права, старшего преподавателя юридического факультета, специалиста российского уровня по типологии Майерс-Бриггс и автора типологического бестселлера "Практическая психология управления" (М., 2003; 2004; 2010).

Оглавление

Глава 10. Всюду деньги, деньги, деньги…

ТБМ Благосостояние/Деньги как основной движитель современной цивилизации. Время, в которое мы живём, имеет несколько научных определений, основной смысл которых состоит в том, что ведущую роль сейчас играют деньги, благосостояние, чувственные удовольствия.

Так, с точки зрения социокультурной динамики великого русско-американского социолога Питирима Сорокина наша ведущая западная цивилизация находится сейчас в рамках чувственной культуры, пик которой был пройден в XIX веке. Основными признаками этой культуры являются: признание только объективного мира, вера в его непрерывное изменение смыслом которого является стремление к деньгам и чувственным удовольствиям, для достижения которых «все средства хороши».

Основной общественно-исторической формой этой культуры является «исторический капитализм» знаменитого американского социолога Иммануила Валлерстайна с его «абсурдной тягой к алогичному накоплению капитала».

С точки зрения интегративной типологии мы наблюдаем расцвет типологической базовой мотивации Благосостояние/Деньги, а её «абсурдность» ещё раз подчёркивает два основных признака ТБМ: её неосознанный (бессознательный, подсознательный) и неудовлетворяемый характер.

Хотя о непреодолимом стремлении к богатству писала вся мировая литература и философия, современное научное описание этой ТБМ как особой психотипологической черты принадлежит одному из отцов-основателей современной научной экономики Адаму Смиту. В своём самом знаменитом (при жизни автора) труде «Трактат о нравственных чувствах» (1759) он описал тип «человека экономического» (homo oeconomicus), делая упор на его своеобразную добросовестность. В своей самой знаменитой (уже после смерти автора) книге «О богатстве народов…» (1776) он подчеркнул и вторую черту этого человека — его своеобразный эгоизм.

Следует разделять две грани этой ТБМ: Благосостояние как стремление человека тратить накопленные деньги на создание физически комфортной окружающей среды, приносящей ему чувственное удовольствие. Эта черта наиболее присуща психотипам ISTP и ISFP, представители которых составляют основной костяк как изобретателей и рационализаторов, облегчающих существование человека, так и создателей «высокой моды» и «высокой кухни», приносящих изысканные удовольствия своим потребителям. Деньги в свою очередь характеризуют представителей психотипов ISTJ и, особенно, ISFJ, которым доставляет удовлетворение сам процесс их накопления.

Своеобразная замкнутая этическая система характерна для носителя этой ТБМ — Homo oeconomicus: «Этично делать то, что делают другие», если это приносит деньги, разумеется. Таким образом внутренне (само)оправдывается самая главная психологическая черта этих «прирождённых торгашей» — их способность (и потребность) копить деньги.

В статике (и иногда в процессе возрастной динамики) эта мотивация распределяется следующим образом: для 80% представителей этих психотипов характерна экономность с оптимальным потреблением, когда адекватно соотносятся между собой потребительские качества и их стоимость; в процессе возрастного развития возможно возникновение жадности, для которой характерно усиление психологического разделения на «своих» (для которых денег не жалко) и «чужих» (а точнее — всех остальных, материальные проблемы которых для них глубоко безразличны). Для 16% обладателей этих психотипов характерна усиливающаяся с возрастом скупость, для которой процесс накопления денег становится самодовлеющей доминантой и теперь трата денег (как для «своих», так и для самого себя) наносит уже психосоматическую травму. Ярко изображен этот вид ТБМ в «маленькой трагедии» А.С. Пушкина «Скупой рыцарь», где рыцарь демонстрирует характерное для психотипа ISTJ «конспиралогическое мышление», усматривая в действиях своего неэкономного сына ESFJ прямую угрозу для своего существования. У 4% представителей этих психотипов мы видим конечную стадию абсурдности накопления, когда накопительство (а, точнее, патологическое собирательство) не имеет уже никакого рационального смысла и цели. Наиболее ярко это выражено в фигуре помещика Плюшкина в романе Н.В. Гоголя «Мёртвые души», что нашло своё отражение в русском наименовании «расстройства накопительства с плохим восприятием (хоардинг)» (МКБ-11) «синдромом Плюшкина». Общепатологический характер этой возрастной формы ТБМ подчёркнут ещё и тем, что сам Плюшкин являлся по психотипу INTP (Критик), т.е. не принадлежал к психотипам с ТБМ Благосостояние/Деньги. Подобные инволютивные возрастные изменения постоянно попадают в хронику новостей, когда раз в 2 — 3 месяц из квартиры очередной бабушки по жалобам соседей вывозят КАМАЗами мусор, а саму бабушку помещают на лечение в психиатрический стационар.

Реализация ТБМ Благосостояние/Деньги у соответствующих психотипов составляет 80% и более их смысла жизни и ощущения счастья. Необходимо адекватно учитывать для них эту ТБМ при создании рабочих мотивационных систем (подробнее см. Танаев В.М. Практическая психология управления. М., 2003), а также для этапа самореализации личности (после 60 лет), что бывает сделать совсем непросто. Оптимальным вариантом следует признать наличие у них к этому возрасту самостоятельного своего бизнеса с постоянным (пусть даже небольшим) доходом.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я