О, этот дивный новый мир! Типология секса, любви и брака

Владимир Михайлович Танаев, 2023

Это книга о системе личных отношений (секс, страсть (влюблённость), любовь, брак №1 и брак №2), основанных на сексе (в прошлом, настоящем и будущем), которую автор описывает с самых современных и практических позиций, причём делает это так как никто до него не делал, опровергая наши традиционные (и рутинные) представления. Особое внимание уделяется опровержению российских мифов о сексе, любви и браке, "благодаря" которым наша страна занимает первое место в мире по разводам в браке №1. Книга написана по многочисленным просьбам слушателей цикла "Типология личной жизни" и публикуется к 70-летнему юбилею автора – Танаева Владимира Михайловича (Гуманитарный университет) – врача, магистра частного права, старшего преподавателя юридического факультета, специалиста российского уровня по типологии Майерс-Бриггс и автора типологического бестселлера "Практическая психология управления" (М., 2003; 2004; 2010).

Оглавление

Глава 11. О,Власть! Как много в этом слове…

ТБМ Статус/Власть как самая древняя и самая естественная для человека. Современная либерально-демократическая мысль не очень-то жалует эту ТБМ, а зря. Она самая естественная — она выросла из эволюционных процессов, обеспечивающих как выживание отдельных особей и выращивание их потомства (напр., альфа-самцы высших обезьян), так и более оптимальные лидерские стратегии выживания отдельных групп, стай и т.п. То есть фрактальная основа этой мотивации — психологическая власть, является является мощным адаптационным преимуществом. Подробнее этот типологический феномен мы рассмотрим в разделе «Интертипные отношения», т.к. психологическая властность является как типологической чертой конкретных психотипов, так и характеристикой т.н. асимметричных (сильных) интертипных отношений.

С точки зрения социокультурной динамики на основе этой ТБМ существует как идеациональная культура с её базовыми ценностями, так и идеалистическая культура, являющаяся особой формой окончания идеациональной, и характерна она для стран с преобладающим (больше 80%) неграмотным крестьянским населением (Российская и Османская империи на рубеже ХХ века, Испания 20 — 30-х годов ХХ века).

Стремление к статусу и власти описано практически во всех исторических документах и художественных произведениях. Но первое собственно научное определение даёт Аристотель в «Политике» (IV в. до н.э.), когда говорит о том, что единственное достойное настоящего человека занятие — это занять наивысшее положение среди себе подобных. В данном случае речь идёт о Статусе. Николо Макиавелли в «Государе» (1532) описывает не ту традиционную власть «от бога», которая была характерна для идеациональной культуры, а харизматическую и лицемерную по своей сути Власть, не чурающуюся, впрочем, при необходимости и прямого силового давления, Власть чувственной культуры.

Наиболее полное научное описание Власти принадлежит экс-соратнику Фрейда Альфреду Адлеру (1913), изучавшему психологию Наполеона Бонапарта и введшему в науку термин «комплекс неполноценности», преодолением которого всю жизнь и занимался Наполеон.

Следует опять же разделять две грани этой ТБМ: Статус как внешнее публичное признание влияния личности и собственно Власть как особое свойство — способность активно менять поведение людей как в основном силовым давлением разной природы «сверху» — от психологической угрозы до физической агрессии (начальник — кнут), так и харизматическим влиянием (начальник — пряник), активизируя второй обязательный и неразрывный аспект власти — её принятие подвластным «снизу».

Власть как ТБМ характерна для психотипов ESP. Власть силового типа характерна для психотипа ESTP — Маршал: Александр Македонский, Чингиз-хан, Иосиф Сталин. Харизматической властью обладает психотип ESFP — Политик: от Юлия Цезаря и Наполеона до Уинстона Черчилля, Франклина Делано Рузвельта и Бориса Ельцина.

Статус же более характерен для психотипов ESJ: ESTJ — Администратор, к которому принадлежал Аристотель и ESFJ — Энтузиаст, с комичным выражением в позднем Леониде Брежневе с его анекдотической манией к наградам и почестям.

Для представителей этой ТБМ характерно т.н. статусное потребление (Веблен Т., 1899), т.е. деньги нужны им или как средство демонстрации своего Статуса или как средство для достижения и реализации своей Власти.

Своеобразная замкнутая этическая система характерна для носителя этой ТБМ — Homo politicus: «Этично делать то, чего не делают другие». Таким образом внутренне (само)оправдывается самая главная психологическая черта этих «прирождённых начальников» — их способность (и потребность) брать ответственность на себя, вести людей за собой.

Есть некоторые психологические феномены, характерные для Homopoliticus. Во-первых, это врождённое «чувство власти», т.е. силовая (чёрная) сенсорика, являющаяся у них главной («ведущей», первой) функцией и позволяющая им чувствовать себя «хозяевами жизни» — эта черта максимально характерна для ESTP и ESFP. Во-вторых, именно эта черта позволяет им создавать «свои команды» по 8 психотипов в каждой из людей, признающих их своими начальниками. В-третьих, наличие в каждой команде носителя своеобразного «встроенного конституционализма» (как механизма самоограничения власти, в данном случае на уровне самой команды): в команде ESTP это психотип ISFJ — Хранитель, в команде ESFPISTJ — Инспектор. У этих двух психотипов силовая сенсорика является компенсаторной, второй функцией, которая включается на непосредственную или прогнозируемую агрессию, особенно со стороны «контролируемых» психотипов (ESTP, ESFP) В-четвёртых, в каждой из команд есть первичная вертикаль власти, по которой транслируется и усиливается властное влияние воздействие: ESTP — Маршал ESFJ — Энтузиаст, ESFP — Политик → ESTJ — Администратор. Это имеет значение при построении управления как в политике, так и в бизнесе.

В реализации смысла жизни психотипов с ТБМ Статус/Власть статусное потребление (т.е. роль денег) составляет 64%, что ниже 80% как в случае психотипов с ТБМ Благосостояние/Деньги, но значительно выше, чем у представителей других ТБМ.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я