Древнее мореплавание и морская торговля. Популярная история

Владимир Кучин

Книга посвящена одному из человеческих ремесел, возникшему в далекие времена, – мореплаванию и морской торговле. Автор сознательно ищет истоки мореплавания не на Востоке – в Индии, Китае, Японии, а в традиционных местах – в Греции, Египте, Финикии, Италии. В «Популярной истории» автор использует много цитат из старинных книг, ибо лучше один раз прочитать текст от Плиния, Страбона, Геродота, Цезаря, Диодора, Арриана, чем сто раз слышать их фамилии и читать пересказы их сообщений.

Оглавление

Глава 1. Мореплавание и морская торговля в 3400 — 450 годах до р.Х.

Морские контакты одного народа с другими в те далекие времена начали происходить в той части мира, где естественным образом человек получал преимущества при торговле морскими путями перед торговлей путями сухопутными.

На берегах Средиземного моря или на небольшом расстоянии от этого моря среди финикийцев, израильтян, египтян, и жителей островов Эгейского моря мы должны искать самые ранние следы судоходства и торговли, считая подлинной ту историю, которая изложена в легендарных и религиозных источниках. Кроме того, в Египте найден так называемый Амарнский архив [10], в котором упоминаются города в Финикии — Библ, Сидон, Тир и их цари, которые вероятно были египетскими вассалами во времена фараона Эхнатона (правил до 1335 г. до р.Х). Амарнский архив, как и все египетские артефакты не содержит никаких упоминаний о евреях, их пленении и Моисее. Кроме того, египетская хронология находится по датам событий, связанных с городами Финикии, в противоречии с еврейскими и христианскими источниками. Оставим эту неразрешимую историческую загадку и продолжим повествование.

Из «Книги Иисуса Навина» [1] мы можем узнать, что вождь израильтян Иисус Навин (вероятно, правил с 18 января 1406 до р.Х. [2]) после вступления израильтян на землю обетованную изгнал финикийцев на север в район Ливанских гор, где они вынуждены были довольствоваться узкой полоской земли у моря. В Ливане финикийцы имели всего одну хорошую гавань города Сидон (Сайда в современном Ливане), но в ливанских горах они получили возможность заготовки прекрасной древесины — незаменимой для морского судостроения. И на гербе современного Ливана сохраняется как символ страны — ливанский кедр. Севернее финикийцев лежала обширная страна Сирия, известная своими ремесленниками и хорошо развитым сельским хозяйством. Торговые караваны приходили в Сирию из Азии и Африки, но искусством мореплавания сирийцы не владели, так сама история заставила финикийцев стать морской нацией, которая не производит товары, а перемещает их между другими народами по морю.

Египет, имел более выгодное расположение для морской торговли, чем Финикия. Страна расположена между берегами Средиземного и Красного морей и обладает важной транспортной артерией рекой Нил. Сухопутные караваны с древних времен вели из Египта в Аравию, Междуречье, Персию, Индию. Однако в самые ранние периоды своего развития египтяне были решительно отвращены от моря и морского дела своими религиозными представлениями. По Гелиопольской легенде [3] бог Осирис основал государство Египет, научил своих подданных земледелию и выращиванию виноградной лозы. Старший брат Осириса — Сет — бог бури и разрушения — обманом завлек Сета в деревянный саркофаг, который был брошен в Нил. Река вынесла саркофаг с телом Осириса в море и выбросила на берег у Библа — это берега будущей Финикии. Содержание легенды прямо указывает на опасность водной стихии. В греческой мифологии египетский бог Сет отожествлялся с гигантом Тифоном [4], [5], [6]. Орфографическое и мнемоническое совпадение имени Тифон с понятием «тайфун» — внезапным и сильным штормом — не случайно.

Ситуация для развития морской торговли в Палестине была такой же благоприятной как в Финикии. И то, что евреи в те времена не занимались активной торговлей ни морем, ни сушей, можно объяснить только особым характером их законов, религии и сложившимися методами и формами правления.

Поэтому пальма первенства в Средиземноморье во 2-м тысячелетии до р.Х. в области мореплавания и морской торговли принадлежит небольшому финикийскому государству.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я