Древнее мореплавание и морская торговля. Популярная история

Владимир Кучин

Книга посвящена одному из человеческих ремесел, возникшему в далекие времена, – мореплаванию и морской торговле. Автор сознательно ищет истоки мореплавания не на Востоке – в Индии, Китае, Японии, а в традиционных местах – в Греции, Египте, Финикии, Италии. В «Популярной истории» автор использует много цитат из старинных книг, ибо лучше один раз прочитать текст от Плиния, Страбона, Геродота, Цезаря, Диодора, Арриана, чем сто раз слышать их фамилии и читать пересказы их сообщений.

Оглавление

Древние египетские морские достижения

Мы уже отметили выгодное положение Египта для развития мореплавания и морской торговли, в географическом отношении более предпочтительное, чем у Финикии. Необходимо также отметить преимущества египетского климата, в равной степени свободного от облачного неба, долгих ночей и бурной погоды, что характерно для более северных регионов, и жестоких и препятствующих мореплаванию ураганов, характерных для тропиков.

Следы мореплавания и морской торговли египтян с другими народами могут быть обнаружены в очень ранний период их истории [43].

До первых царей

К времени до первых царей Египта — ориентировочно к 3400 году до р.Х., относятся изображения на костяной рукоятке ножа, найденного в районе Гебель эль Арак, а также рисунки на стенах додинастической гробницы в Иераконполисе. На рукоятке изображена морская битва египтян с неизвестными народом, такая же тема изображена в виде схематического наброска в гробнице. Три египетских небольших корабля — лодки, с корпусами месяцеподобной формы на рисунке перекрывают путь вражескому кораблю с плоским дном, высоким носом и форштевнем. Корабль захватчиков вполне морской конструкции гораздо совершеннее лодок египтян, более подходящих для речного плавания. Но что это был за народ — кроме общих оценок — современная наука не знает.

Фараоны Менес, Джер

Прошло еще 400 лет, к власти в Египте пришли фараоны, которых историки объединили в 1-ю династию. Деяния фараонов первых 5 династий мы можем узнать по текстам на осколках стелы, самый крупный из которых носит имя «Палермский камень», т.к. он храниться в Археологическом музее в Палермо [43], [44].

Необходимо пояснить, что сегодня известно достаточно большое количество памятников и документов, на основе которых «батальоном египтологов» была создана, вернее сказать, придумана связная история древнего Египта. К перечню этих источников, приведенному в конце 19-го века Генрихом Бругшом [47], в 20-м веке добавилось не так много нового. Нас интересует весьма узкая тема, поэтому мы будем «добывать» из египтологии только нужные нам сведения.

Менес

Первый фараон 1-й династии, живший после 3000 года до р.Х. [28], носил имя Аха, или Хор-аха, или Менес. Хор-аха переводится как «Сокол-воин», и действительно этот фараон вел войны. Как он использовал для войн либо торговли флот мы не знаем, но, вероятно, он у него был. На деревянном ярлыке из Абидоса нарисованы деяния фараона Хор-аха. На одном из рисунков изображены три корабля, плывущие по воде. Корабли не имеют парусов, весла также не нарисованы, но эти кораблей имеют высокий нос, корму и ходовую рубку с 2—3 окнами.

Джер

После фараона Хор-Аха правил фараон Джер, или Хор-джер — «Сокол-защитник» (2980 год до р.Х.). Из Палермского камня мы узнаем, что он провел «Объединение обеих земель». Так представлено его покорение Верхнего Египта. Поблизости от Вади-Хальфа, на западном берегу Нила, сохранилась наскальная надпись, с именем Джера, на которой, в том числе, у берега изображена одна лодка с мачтой, к которой за шею привязан пленник, и на берегу у этой лодки валяются тела убитых. По конструкции и размерам эта лодка очень похожа на лодки из рисунков в гробнице в Иераконполисе, построенные за 400 лет до времен Джера.

Фараоны Снофру, Хуфу

Снофру

Прошло еще более 250 лет. В Египте с 2723 года до р.Х. [28] начал править фараон 3-й династии Снофру. Кораблестроение, о котором давно ничего не сообщалось, оживилось.

На 2-й год правления была выполнена [44]:

«Постройка из дерева мер судна в сто локтей „Поклонение обеих земель“ и 60 шестнадцати [локтевых?] царских барок».

«Доставление 40 судов с кедровым деревом».

На 3-й год правления выполнена [44]:

«Постройка судна „Поклонение обеих земель“ из кедрового дерева и двух судов в сто локтей из дерева мер».

Интересны три факта.

Во-первых, судно в 100 локтей — длиной около 30—40 метров, имевшее 16 весел, вполне вероятно морское. И таких судов было построено четыре.

Во-вторых, совпадение названий у 3-х кораблей «Поклонение обеих земель», двух из дерева мер, одного из кедра, позволяет говорить о классе таких судов — древнеегипетском стандарте.

В-третьих, кедровое дерево можно было привезти в Египет только из Финикии, при этом 40 кораблей с эти грузом не обозначены как египетские, можно предположить, что они были финикийские.

Хуфу

После фараона Снофру правление перешло к знаменитому фараону Хуфу, более известному как Хеопс. О деятельности фараона Хуфу в области мореплавания неизвестно ничего. Но он построил огромную пирамиду, рядом с которой в одном из храмов были два дока-могилы для «солнечной ладьи» фараона — ритуального судна для загробного плавания. В 1954 году нашли детали такой ладьи, принадлежащей фараону Джедефра — сыну Хеопса. Все детали ладьи были из кедра, ее собрали и поместили в музей в Гизе. Длина ладьи 43 метра, ширина 6 метров, управлялась ладья 10-ю веслами, для пассажиров было 2 маленьких каюты. По морю на такой ладье плавать затруднительно.

Фараон Сахур

Прошло еще более 250 лет. Первое хорошо сохранившееся изображение морского египетского флота было найдено в погребальном храме при пирамиде Хаба в Абусире фараона V династии Сахура, правившего после 2490 года до р.Х. [46]. На каменной плите из храма рельефно изображены четыре корабля с финикийскими пленными, окруженными египетскими матросами. В совокупности с другими рельефами из храма, которые изображают деяния фараона, можно сделать вывод, что фараон Сахура провел морскую военную операцию против жителей Палестины. Из рельефа можно понять и конструкцию египетского корабля — это большая 16-весельная лодка с одним парусом, мачта на лодке имела механизм опускания на подставку, установленную на корме. Управление судном осуществлялось с помощью 6 весел, вставленных в уключины на корме. Рельеф в настоящее время храниться в Египетском музее в Берлине. Конструкция египетского корабля времен фараона Сахура — около 40 метров — очень напоминает корабли класса «Поклонение обеих земель» (см. выше).

На Палермском камне среди других деяний на 14-году правления Сахура указано:

«Пунта 8000 благовонной смолы, 6000 электрона, балок 2900 23020».

Под термином Пунт (Пун) обозначается страна в районе Африканского Рога — восточная часть Эфиопии. Привезти оттуда товары — смолу, электрон (сплав золота и серебра), балки — вероятно дерево, — можно только морем. Это дает основание на предположение, что флот Сахура ходил на юг по Красному морю и привез фараону ценные товары.

События, происходившие в Египте, после правления фараона Сахура до фараона Сесотриса неизвестны. Однако многое свидетельствует о том, что египтяне сами не занимались торговлей, а посещались торговцами из других стран, и в ту эпоху общим правилом для египтян было никогда не покидать свою страну.

Необходимо отметить и особый менталитет древних египтян. Геродот упоминает, что мужчины в Египте презирали торговцев, считали торговлю низким делом, старались не вмешиваться в нее, и полностью доверяли эту важную сферу человеческой деятельности египетским женщинам. В равной степени это относилось и к морской торговле. Развитие кораблестроения в Египте сдерживалось отсутствием пригодной для этого ремесла древесины, а конструкция кораблей, плававших по Нилу, была неизменной длительный период времени.

В самом раннем сообщении о торговле с Египтом, которое можно найти в Ветхом Завете, сообщается, что мадианитяне и исмаилтяне торговали там во времена Иакова.

Фараон Сесострис, поход в Красное море, поход в Колхиду

Правитель Египта Сесострис (Сенусерт III), живший около 1850 года до р.Х., по мнению большинства исторических писателей, был царем, который сумел первым преодолеть неприязненное отношение египтян к морю. Сесострис провел несколько экспедиций, как морских, так и сухопутных, преследуя цели не только завоевательные, но и торговые.

Поход в Красное море

Диодор и Геродот сообщают о большом флоте царя Сесотриса в Красном море. Сесострис учредил среди своих подданных морское сословие и закрепил за Египтом большую часть берегов Красного, чтобы египтяне и гости Египта могли беспрепятственно вести там торговлю.

Читаем у Геродота о царе Сесотрисе:

«первым отправился на военных кораблях из Аравийского залива и покорил народы на Красном море. Далее его остановило мелководье. Возвратился в Египет и с большим войском двинулся по суше на север, покоряя все народы на пути. Храбрым народам, мужественно сражавшимся за свободу, царь ставил на их землях памятные столпы с надписями, говорившими о покорении силой».

«прошел по материку, пока не переправился из Азии в Европу и не покорил скифов и фракийцев».

Поход в Колхиду

Легенда говорит об основании в Колхиде на реке Фасис (Риони) египетской колонии. Геродот сомневается, была ли это колония, намеренно основана царем Сесострисом, либо ее образовали беглецы из его армии. Царь Сесострис имел обыкновение размещать, как было сказано выше, на покоренных землях памятные столпы. В Сирии такие столпы сохранились, но их нет ни в самом Египте, ни в Колхиде. На столпах кроме информации о героях была информация географическая. Можно считать эти столпы прообразом первых географических карт. Но единственным основанием для такого суждения служит историко-литературное произведение «Аргонавтика» [19] поэта Аполлония Родосского написанное около 250 года до. р. Х. Читаем фрагмент монолога Арга от Аполлония:

«Славен в те времена был полями обильный Египет,

Край туманный, родитель юношей прежде рожденных,

И река Тритон широко текущая, ею

Весь орошаем Египет, и вьшнею волею Зевса

дождь не льется над ним и поля колосятся в разливах.

Некто, как говорят, оттуда кругом всю Европу

С Азией вместе прошел, полагаясь на силу и смелость

Войск своих и на мощь их. В этом походе возвел он

Многие города. Одни существуют поныне,

А других уже нет — ведь много веков миновало.

Эя доныне стоит, и в ней обитают потомки

Тех мужей, которых здесь водворил покоритель.

Предков своих письмена хранят заботливо колхи.

Там на трехгранных столбах начертались пути и пределы

Моря и суши для всех людей, бродящих по свету.

Есть там одна река, самый крайний рукав Океана,

Очень она широка, глубока и судам проходима.

Кто ее Истром назвал, те знают ее протяженье.

В нижнем теченье пространные пашни она разрезает

И остается единым руслом. Истоки имеет

Там далеко в Рипейских горах за дыханьем Борея.

Льется оттуда с журчанием Истр; но только доходит

Он в теченье своем до народов фракийских и скифских,

Как разделяется на два потока, один — в наше море,

А другой позади изливается в некую бухту,

А уж она раскрывается в ширь Тринакрийского моря —

К вашей земле оно прилетает, если, конечно,

Как говорят, Ахелой по вашей стране протекает».

Из этого фрагмента мы видим, что в 250 году до р. Х. Аполлоний не знал о том, кто именно из Египта привел свои войска в Колхиду, и допущение о том, что это был царь Сесострис, который создал первые каменные карты с «путями и пределами моря и суши», основано лишь на исторических параллелях и логических умозаключениях поэта.

Высоко оценил царя Сесостриса авторитетный греческий церковный историк Евсевий [20]:

«Сесострис, 48 лет. Предположительно, он был 4 локтя, 3 ладони и 2 пальца в высоту. Он покорил всю Азию за девять лет, а также Европу до Фракии. Повсюду он воздвигал памятники, чтобы показать свой контроль над народами; он изобразил мужские гениталии на колоннах для смелых наций и женские гениталии для трусливых наций. Поэтому египтяне оценивали его как следующего по величию после Осириса.»

После смерти царя Сесостриса египтяне, вероятно, снова обрели свою обычную неприязнь к морю, они основали свои колонии в Греции и на других берегах, но эти колонисты, в отличие от финикийских, не поддерживали тесных отношений с метрополией. Торговля в Египте, как это было до времен Сесостриса, велась иноземцами. Ветхий Завет сообщает нам, что во времена Соломона многие лошади были привезены в Палестину из Египта. От Геродота и Гомера, мы узнаем, что финикийцы вели регулярную и прибыльную морскую торговлю с Египтом, и на протяжении длительного времени оставались единственной нацией, для которой были открыты египетские порты. В Красном море практически отсутствовали египетские корабли, но плавали корабли сирийцев, финикийцев и других народов.

После Сесостриса

Вскоре после окончания правления Сесостриса в Египте начались волнения, политический упадок, общая смута. В папирусе «Речения Ипусера» рисуется ужасная картина обстановки в стране в эти годы [48]:

«Лучшая земля в руках банд… Мор по всей стране… Грязь по всей стране… Корабль юга охвачен смутой… Города разрушены» и т. д.

В 1785 году до р. Х. в Египте закончилось правление царицы Нефрусебек, после чего в Египет с востока вторглись гиксосы, и захватили власть более чем на 300 лет. В эти годы политического и экономического безвременья сведений о египетском мореплавании и морской торговле достаточно мало, но гиксосы поддерживали морские контакты с эгейцами с Крита — об этом мы расскажем позднее.

Царица Хатшепсут, поход в Пунт

Победил гиксосов 1-й фараон 18-й династии Яхмес около 1560 года до р. Х. Жизнь в Египте началась с чистого листа.

Около 1490 года до р.Х. к власти в Египте пришла царица Хатшепсут, которая провела морскую экспедицию в Пунт. Об этой экспедиции нам известно из изображений и надписей в храме Дейр-элъ-Бахри [47]. Надпись гласит:

«Путешествие по морю. Счастливое отплытие в Та-Нутер [восток]. Благополучное прибытие воинов владыки обеих земель в страну Пунт, согласно повелению владыки богов Амона, повелителя Карнака, чтобы доставить чудесные вещи всякой чужеземной страны ради великой любви его к своей дочери Макара [тронное имя царицы Хатшепсут], больше чем к прежним царям. Не случалось этого при других царях, бывших в стране этой издавна, но только при ее величестве совершилось это… Обширная область, которую египтяне знали только понаслышке. Прибытие к горным террасам мирры. Взяли они мирры сколько захотели. Нагружают они корабли, пока не удовлетворится сердце их, живыми мирровыми деревцами и всякими прекрасными произведениями этой чужеземной страны…

Жители Пунта ничего не знали о египтянах. При прежних царях, со времен бога солнца Ра, продукты его передавались от одного к другому…

«Каким образом достигли вы этой страны, неведомой египтянам? Спустились ли вы по небесным путям или плыли вы по воде, по неизведанному пространству страны бога, ступали ли вы там, где сам Ра, царь Та-мери»…

Устройство лагеря для царского посла с его воинами на горных террасах мирры, расположенных в Пунте, по обе стороны моря, чтобы принимать вождей этой страны.

Доставлены им хлеб, пиво, виноградное вино, мясо, фрукты и всевозможные другие вещи, имеющиеся в стране Та-меря, соответственно приказу царского двора.

Прибыл вождь Пунта и принес с собой дань к берегу моря…

Пришли вожди Пунта и склонились главами своими, чтобы принять царских воинов. Воздали они хвалу владыке богов Амону-Ра… Нагружаются корабли до отказа чудесными произведениями страны Пунт, всевозможными прекрасными древесными материалами страны бога, грудами мирровой смолы и лживыми мирровыми деревцами, черным деревом и настоящей слоновой костью, необработанным золотом из страны Аму [азиатские области], благовонными деревьями «тишепс» и «хесит», ароматной смолой, ладаном, черной краской для глаз, павианами, мартышками, борзыми собаками, шкурами леопардов и рабами вместе с детьми их…

Путешествие по морю и благополучное прибытие и радостное причаливание к Карнаку воинов владыки обеих земель в сопровождении вождей Пунта. То, что несут они, никогда не приносилось никакому другому царю…

Вожди Пунта говорят: мы просим милости у ее величества. Привет тебе, царица Та-мери, ты солнце, сияющее подобно небесному диску, владычица обширного Пунта, дочь Амона, царица…»

На рисунке в храме отображен корабль царицы Хатшепсут — 30-весельная галера с одной грот-мачтой, на рее которой стоят матросы. Паруса на реях грот-мачты нет — вероятно, он привязывался при необходимости. Лоцман корабля стоит на переднем мостике, сзади него стоит боцман, подающий команды гребцам. Большое рулевое весло управляется на корме рулевым. Корабль Хатшепсут не только больше, но и существенно отличается от конструкции корабля фараона Сахура.

В тексте из храма, приведенном выше, интересны три момента.

Во-первых, египтяне называют свое плавание в страну Пунт первым.

В-вторых, товары, полученные в стране Пунт, никогда ранее не доставлялись напрямую в Египет, а доставлялись от одного к другому. То есть торговля со страной Пунт велась не египетскими купцами — но кто были эти купцы?

В-третьих, корабли из Пунта благополучно вернулись и причалили к Карнаку, городу расположенному на Ниле, но как они попали из Красного моря в Нил?

Путешествие царицы Хатшепсут по морю в страну Пунт не типично для Египта, и профессия моряка и торговца не стала в Египте почетной. Любопытно в этом смысле «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи», относящееся к времени 19-20-й династий, т.е. к 1314—1085 годам до р.Х. [48].

Ахтой в этом поучении рекомендует своему сыну стать писцом и рассказывает о других профессиях. Он рассказывает о таких профессиях: писец, медник, плотник, резчик по камню, цирюльник, гончар, строитель стен, огородник, земледелец, ткач, делающий стрелы, гонец, красильщик, сандальщик, прачечник, птицелов, рыболов. Профессии моряка, лавочника, купца не упомянуты Ахтоем — вероятно египтяне не считали их заслуживающими внимания.

Фараон Бокхорис, торговля с греками

Фараон из 24-й династии Бокхорис, живший примерно за 700 лет до р.Х., описывается историками как политический деятель, подражавший принципам царя Сесостриса в отношении морских дел и торговли. Бокхорис ввел законы, запрещавшие за долги свободного египтянина делать рабом. Ряд законов времен Бокхориса в области торговли и денежных отношений надолго закрепились в Египте, и, как считается, послужили примером для знаменитого афинского политика Солона. Кроме того, Бокхорис пытался искоренить суеверия египтян связанные с запретом на общение с иноземцами, поэтому в годы его царствования порты Египта были впервые открыты для любых иностранных судов, в том числе для судов греческих. Правление Бокхориса длилось 44 года [20], но завершилось трагически — будущий фараон Сабакон схватил фараона Бокхориса, и сжег его заживо, после чего правил 12 лет.

Через какое-то время после правления Бокхориса в Египте ввели жесткие меры ограничения для морской торговли с греками. Греческим кораблям разрешили для посещения единственный порт на Ниле — их колонию Навкратис на западном рукаве Нила. Если капитан греческого судна ошибался с прокладкой курса и входил в другой рукав Нила — он был обязан выйти в море и зайти в правильное русло. Если же ветер на море препятствовал выполнению законного маневра — греки должны были разгрузить все свои товары с корабля на лодки и на веслах отвезти их в Навкратис. Такие ограничения существенно усложняли логистику морской торговли между греческими городами и Египтом.

Фараоны Псамметик, Неко

Псамметик

Со времен фараона Псамметика из 26-династии, правившего 44 года, начиная с 660 года до р.Х., в Египте было разрешено поселиться грекам, между поселенцами и их соотечественниками в Греции поддерживались частые личные сношения и переписка; и ввиду этого обстоятельства египетская история со времен Псамметика известна более точно. Уже отмечалось, что, поскольку предполагаемое кругосветное плавание вокруг Африки финикийцами было проведено во время правления Неко, преемника Псамметика, основания считать его подлинным намного выше, чем, если бы плавание произошло до начала вышеупомянутого общения греков со своими египетскими соплеменниками.

Неко

Неко проводит экспедицию финикийских моряков для обхода Африки, и это говорит о нем как о монархе, интересующемся мореплаванием и морской торговлей. Считается, что Сесострис пытался построить канал между Средиземным морем и Красным морем, но ему это не удалось. Неко, как сообщает Геродот, предпринял вторую попытку строительства этого канала, но результата не достиг, и стал развивать мореплавание и торговлю раздельно в Средиземном и Красном морях, в каждом из которых у него был большой флот.

Фараон Апри

После времен Неко египетские монархи, пока Египет оставался свободным, уделяли морскому делу большое внимание. Успехи их флота в Средиземном море могут быть оценены по событиям во время правления фараона Апри, внука Неко, известного по хронике Евсевия как Вафрес. Апри правил 25 лет, и участвовал в морской и сухопутной войне с сидонцами, тирцами и киприотами, он штурмом взял город Сидон и победил финикийцев и киприотов в морской битве. Фактически, в первое десятилетие его правления египтяне владели всеми восточными пределами Средиземного моря. Препятствием к закреплению египетского правления в Передней Азии стало наступление на запад Нововавилонского царя Навуходоносора II, который военной силой покорил всю Палестину, 18 июля 586 года до р.Х. захватил Иерусалим, население которого наполовину вырезал, наполовину увел в Вавилон в рабство, город вавилоняне стерли с лица земли. Немногим евреям из Иерусалима удалось бежать в Египет и укрыться под защитой фараона Апри. Однако и они через 4 года, при заключении мира между Египтом и Вавилоном, когда фараон Апри вынужден был отдать в жены вавилонскому тирану свою сестру Нитокрис, были выданы вавилонянам.

Вполне вероятно, что независимый Египет стал бы еще более знаменит и успешен в области мореплавания и морской торговли, но в 525 году до р.Х., примерно спустя семьдесят лет после царствования фараона Апри, Египет был завоеван персами царя Камбиса.

Египетские корабли, Хейердал

Сведения о конструкции и оснащении египетских кораблей очень ограниченны. Как сообщает нам Геродот, они были сделаны из аканфовых пластинок, скрепленных вместе, а их паруса из тростниковых циновок.

Хейердал

Небольшое отступление от темы.

В наше время в 1969 году попытку доказать мореходные качества египетских лодок предпринял норвежский путешественник Тур Хейердал, врачом этой экспедиции был россиянин Юрий Сенкевич. Экспедиция на лодке «Ра» завершилась неудачей — тростник, из которого была сделана лодка, постепенно разбухал в морской воде, терял плавучесть, и лодка стала тонуть. Читаем из книги Сенкевича [21]:

«Двадцать пятого мая 1969 года семь человек из семи стран ступили на борт папирусной лодки в порту Сафи, в Марокко. Русский врач, американский штурман, египетский аквалангист, мексиканский антрополог, плотник из Республики Чад в Центральной Африке, итальянский альпинист и я сам, норвежец, руководитель эксперимента. Когда мы спустя два месяца уже в американских водах покинули пропитанные водой связки папируса, то чувствовали себя не просто друзьями, а почти братьями. У нас позади были общие радости и невзгоды, общая работа на нашем кораблике, где жизнь и благо каждого зависели от товарищей.

Чтобы не рисковать понапрасну жизнью людей в научном эксперименте, я как руководитель прервал плавание незадолго перед тем, как мы достигли Вест-Индских островов. Мы убедились, что папирус — вполне пригодный материал для строительства лодок, при условии что лодку строят и управляют ею люди, знающие в этом толк.»

Египетские корабли

Как мы сообщали выше — по Геродоту свои лодки египтяне строили из аканфовых пластинок, а вовсе не из тростника. Почему Хейердал не поверил Геродоту, и построил лодку из тростника и эта тростниковая лодка вполне предсказуемо стала тонуть в море автору данной публикации неизвестно.

Итак, египетские суда, которые плавали по Нилу, были сделаны из местных материалов. Мы помним, что египтяне строили корабли и из кедра, но свой кедр в Египте не растет, а импортный не покрывал потребности кораблестроения. Поэтому как основной материал для постройки кораблей применялось низкорослое аканфовое дерево, произраставшее в Египте, особенно в окрестностях города Акант. На капителях греческих колонн, сохранившихся до наших дней, мы можем видеть растительный орнамент в виде листьев колючего аканфа. И современные термины «кант», «окантовка», восходят по своему происхождению к Древнему Египту.

Из ствола аканфового дерева вырезались доски небольших размеров (высота ствола аканфа не превышала 2-х метров), которые были уложены друг на друга как плитки, и скреплены большим количеством деревянных штифтов. Египтяне не использовали шпангоуты — поперечные ребра жесткости судна. Щели между деревянными аканфовыми плитками они с внутренней стороны корпуса конопатили папирусом. Канаты для судна также свивались из волокон папируса. Мачта у египтян была сделана из аканфа, паруса из папируса. Как мы видим, при постройке и оснащении своих кораблей египтяне применяли всего два материала.

На египетских кораблях был только один руль; в то время как корабли греков и римлян обычно имели два руля.

При плавании вверх по течению Нила обычно подобные суда египтяне тянули на папирусной бечеве, и в редких случаях при благоприятном сильном ветре применяли паруса. Способ плавания на этих судах у египтян был необычным: к носу корабля тростниковыми веревками крепился специальный буфер — препятствие сделанное из кустов тамариска, при движении оно опускалось в воду и предохраняло корпус при столкновении с грунтом и берегом. Остойчивость египетского корабля обеспечивалась своеобразно: тяжелый камень сверлили посередине и подвешивали под корпусом на веревке, продетой сквозь это отверстие, между кормой и серединой судна. Регулировкой длины веревки, к которой был прикреплен каменный балансир, можно было изменять мореходные качества судна в зависимости от силы течения, глубины, ветра и волн. Таких египетских кораблей плавало по Нилу очень много, и некоторые были значительных размеров.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я