Древнее мореплавание и морская торговля. Популярная история

Владимир Кучин

Книга посвящена одному из человеческих ремесел, возникшему в далекие времена, – мореплаванию и морской торговле. Автор сознательно ищет истоки мореплавания не на Востоке – в Индии, Китае, Японии, а в традиционных местах – в Греции, Египте, Финикии, Италии. В «Популярной истории» автор использует много цитат из старинных книг, ибо лучше один раз прочитать текст от Плиния, Страбона, Геродота, Цезаря, Диодора, Арриана, чем сто раз слышать их фамилии и читать пересказы их сообщений.

Оглавление

Морская торговля Нового Тира и его гибель

Новый Тир

Около 570 г. до р. Х. Новый Тир превзошел старый Тир своим великолепием, богатством и коммерческим процветанием. Но античные авторы Геродот и Страбон не оставили нам точных отчетов о новых открытиях финикийцев. Ясно, что финикийские торговые корабли продвинулись на юг вдоль западного побережья Ливии (Африки), и на север вдоль побережья Испании. На эти годы приходится начало регулярного торгового обмена с Касситеридами — Оловянными островами. Расположение этих островов финикийцы хранили в секрете. Страбон и Птолемей [11] размещают их у побережья Испании, но Диодор Сикулус [12] и Плиний [13] дают такое их расположение, которое почти соответствует южным берегам Британии.

Едва ли существует какое-либо обстоятельство, связанное с морской историей финикийцев, более замечательное, чем их ревность к иностранцам, вмешивающимся в их торговлю. Совершенно обычной была такая ситуация на море, что если финикийские корабли замечали, что некий чужой корабль пытался проследить их курс, то ночью они уходили с правильного курса, уводя за собой наблюдателя. Карфагеняне, как главные колонисты финикийцев, применяли такие же приемы на море, так же как и все другие морские правила родительского государства, и даже в значительной степени их усилили. Известен удивительный исторический пример: капитан карфагенского корабля, за которым следовало римское, преднамеренно посадил свой корабль на мель, выполнив это так, что потерпел крушение сам, и вызвал крушение у римлян Этот поступок капитана был признан карфагенским правительством настолько патриотичным, что капитан был щедро вознагражден, и получил компенсацию за потерю своего судна.

Обстоятельства, сопутствующие разрушению летом 332 года до р. Х. Нового Тира Александром Македонским, хорошо известны. Тирийцы объединились с персами против Александра, чтобы предотвратить его вторжение в Персию. Это рассердило завоевателя, но еще более взбесил его их отказ впустить его в город. Читаем Квинта Курция Руфа [14]:

«1. Уже вся Сирия, а также Финикия, за исключением города Тира, были под властью македонца; царь стоял лагерем на материке, от которого город Тир отделен узким проливом. 2. Тир, выдающийся своими размерами и славой среди всех городов Сирии и Финикии, казалось, охотнее вступил бы с Александром в союз, чем признал бы его власть; поэтому послы города принесли ему в подарок золотой венок, а раньше щедро и гостеприимно снабдили его продовольствием из города. 3. Царь приказал принять от них дары как от друзей и, благосклонно обратившись к ним, сказал, что хочет принести жертву Геркулесу, особенно почитаемому тирийцами; цари македонские, мол, верят, что ведут свой род от этого бога, а ему самому оракулом предписано исполнить это. 4. Послы отвечают ему, что есть храм Геркулеса за чертой города, на месте, называемом Палетир, там царь сможет принести жертву богу по установленному обряду. 5. Тут Александр не сдержал гнева, с которым и обычно нe мог совладать. «Так вы, — воскликнул он, — полагаясь на то, что занимаете остров, презираете наше сухопутное войско? Но я скоро покажу вам, что вы живете на материке! Знай те же: или вы впустите меня в город, или я возьму его силой 6. С этими словами он отпустил послов.»

Александр решил уничтожить непокорный город. В течение семи месяцев природное расположение Тира, а также ресурсы и храбрость его жителей позволяли им выдерживать осаду, но, в конце концов, город был взят, сожжен дотла, и все жители, за исключением бежавших по морю, были либо казнены, либо проданы в рабство.

Изобретения, корабли, навигация финикийцев

Мало что известно об устройстве и оснащении первых кораблей, которые финикийцы стали использовать для своей морской торговли. Согласно апокрифическому авторитету Санхунйатону, Усой, один из древнейших финикийских героев, стал первым, кто рискнул поплыть на своем примитивном «плавсредстве» по морю [15]. Филон Библский дает такой текст от Санхунйатона [22]:

«Когда случились проливные дожди и сильные ветры, от трения деревьев на Тире загорелся огонь, который зажег находившийся там лес; Усой, взяв дерево и обрубив его ветви, первый осмелился пуститься в море.»

Эта легенда, вероятно, возникла благодаря распространенному среди древних убеждению, что финикийцы первыми изобрели все, что связано с морским делом и морской торговлей. Древние авторы приписывают финикийцам и изобретение способов ведения реестра товаров, и изобретение способов составления счетов, и все другое, что связано с этим разделом человеческой деятельности.

Для сведения приведем следующий список изобретений древних финикийцев:

— Усой — первым на дереве отправился в море;

— Агрей — изобрел охоту;

— Галией — изобрел рыбную ловлю;

— Хрисор с братом — открыли железо и его обработку;

— Гефест — изобрел удочку, леску, сети, приманку и научил людей плавать;

— Братья Гефеста — изобрели стены из кирпичей;

— Технит и Автохтон — изобрели крыши и раствор для изготовления кирпичей из ила, они же первые стали сушить кирпичи на солнце;

— Агр и Агруэр — изобрели дворы, заборы и вертепы для скота;

— Амин и Маг, потомки Агра и Агуэра — изобрели селения и разведение домашнего скота;

— Мишор и Сидик — изобрели употребление соли;

— Таавт, сын Мишора — изобрел буквы;

— Братья Диоскуры, сыновья Сидика — изобрели первое судно;

— потомки Диоскуров — открыли лечебные травы.

Принято считать, что изначально у финикийцев были только плоты или лодки, и для управления этими небольшими легкими судами они использовали весла. По мере увеличения дальности плавания и возрастания потребности в перевозках товаров морем, финикийцы совершенствовали конструкцию лодок, сделали их гораздо большей вместимости, и довели до класса кораблей. Иначе говоря, лодок, которые могли плавать и перевозить грузы в гораздо более сложных условиях навигации на море. Как сказано выше первыми это сделали братья Диоскуры. Финикийцы очень быстро догадались о возможности использования ветра для ускорения движения корабля и придания этому движению правильного курса. Финикийцам приписывается и первая установка мачты на корабль, и искусство управления парусами [16].

Точно известно из многих источников, что у финикийцев, было два вида кораблей: один для торговых целей, другой для морских и военных экспедиций. В этом отношении финикийцам подражали все другие народы древности. Их торговые корабли назывались «гаула». Согласно объяснению этого термина по словарю Феста [17], гаулы были почти круглыми. Наиболее вероятно, что это описание относится к форме дна или трюма судна, потому что торговые корабли, построенные подобным образом, могли перевозить больше товаров, и были более устойчивыми в условиях морской качки. В то время как финикийские корабли, предназначенные для войны, имели острые очертания. У Страбона (см. ранее) упоминается 50-весельная лодка, что вполне указывает на то, что при военных действиях финикийцы хотели быть независимы при плавании по морю корабля от ветра. Из других подробностей, касающихся строительства и оснащения финикийских кораблей, мы не знаем ничего. Возможно, они во многом напоминали греческие и римские корабли, о которых более полно говорят античные историки, и которые будет описаны позже.

Финикийцы, естественно, были знакомы с основами астрономии, по крайней мере настолько, насколько она могла быть полезна для морской навигации, и в то время как их современники из другие стран использовали астрономические знания только для планирования сельскохозяйственных работ и государственной хронологии, прикладная астрономия помогала финикийцам преодолевать в своих экспедициях морские просторы, не имея дорог и ориентиров. Судя по всему, созвездие Большой Медведицы было в древности известно и использовался в качестве навигационного ориентира еще до того, как финикийцы прославились как мореходный народ, но это созвездие не дает хороших результатов при прокладке по его звездам курса корабля. Крайние звезды Большой Медведицы находятся на расстоянии более сорока градусов от полюса, и даже центральная звезда недостаточно близка к нему. Финикийцы, понимали несовершенство такой навигации, и вероятно первыми обнаружили или, по крайней мере, применили в морских экспедициях навигацию по созвездию Малой Медведицы. Принято считать, что впервые финикийцы это сделали, примерно в 1250 году р. Х. Звезду на конце хвоста Малой Медведицы (Полярную) они зафиксировали через 200 лет во времена Соломона, и тогда она находилась на расстоянии 17 1/2 градусов от Северного полюса.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я