Книга посвящена одному из человеческих ремесел, возникшему в далекие времена, – мореплаванию и морской торговле. Автор сознательно ищет истоки мореплавания не на Востоке – в Индии, Китае, Японии, а в традиционных местах – в Греции, Египте, Финикии, Италии. В «Популярной истории» автор использует много цитат из старинных книг, ибо лучше один раз прочитать текст от Плиния, Страбона, Геродота, Цезаря, Диодора, Арриана, чем сто раз слышать их фамилии и читать пересказы их сообщений.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Древнее мореплавание и морская торговля. Популярная история предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Эгейские древние мореплаватели
Автор рассказал о достижениях в мореплавании народов, известных нам по трудам древних историков: о греках, финикийцах, египтянах, евреях, но он отступил от хронологии, так как были в древние времена в Средиземном море и другие мореплаватели — эгейцы, появившиеся на просторах моря в 3000 году до р.Х. и пропавшие в 1400 году до р. Х. И пришло время о них рассказать.
Понятие «греческая культура» в настоящее время в исторической науке содержит смысл более географический, чем национальный. Причина в том, что на греческих островах в Средиземном море, и на территории современной Греции сменилось несколько цивилизаций, и мы имеем документальные свидетельства только о последней из них, а предыдущие цивилизации нам известны благодаря достижениям археологии в 19—20 веках.
Историки закрепили географический признак указанных культур термином «Эгейская цивилизация», то есть цивилизация на островах и берегах Эгейского моря.
Особенно заметный прирост населения наблюдался в это время в центральной островной зоне Эгейского бассейна. Как показали археологические исследования, проведенные в конце 20-го века, до начала 3-го тысячелетия до р.Х. в центральном Эгейском бассейне была заселена только пятая часть островных территорий. За последующую тысячу лет были заселены почти все острова. Переселиться с материка на остров возможно только на большой лодке, либо судне морского класса. Историки [52] и археологи утверждают, что настоящие морские суда, вначале весельные, а впоследствии и парусные, впервые появились в Эгейском море именно в 3-м тысячелетии. Правда, насколько можно судить по еще очень незначительному количеству находок предметов восточного импорта, датируемых указанным временем, морские вылазки с островов на юг — в Египет, и на восток в Финикию тогда носили эпизодический характер.
Кикладские острова
О конструкции эгейских кораблей того времени, в частности кикладских, с Кикладских островов, мы можем судить по глиняным и свинцовым моделям судов, найденных в могилах, и по рисункам кораблей на «кикладских сковородках». Например, на «сковородке» из некрополя Халандриани с острова Сирос, сделанной до 2200 года до р.Х., изображен корабль, по конструкции весьма похожий на подошву сандалии с высоким задником (форштевнем). Дно у корабля плоское, нос наклонный, мачты нет. Корабль плывет по барашкам волн, за кормой корабля изображен дельфин — если принять, что рисунок пропорционален, то длина этого корабля составляет не менее 15 метров. Сковородка с Сироса храниться в Национальном музее в Афинах, а корабль на ней изображенный, — самое древнее европейское изображение корабля.
Фукидид утверждал, что карийцы, жившие в далекие времена на Кикладских островах занимались морским разбоем — были пиратами. Читаем у Фукитида [24]:
«Нападая на неукрепленные города, состоящие из отдельных селений, они грабили их и большей частью таким путем добывали себе средства к жизни. Тогда занятие это еще не считалось постыдным, скорее, приносило даже некоторую славу».
Описанный выше корабль вполне подходил для решения пиратских задач. Эгейская культура на Кикладских островах пропала на рубеже 2200 года до р.Х. так же стремительно, как она там появилась в 3000 году до р. Х. Численность населения островов резко упала, и причина этого явления неизвестна.
Минойская цивилизация на Крите
На острове Крит с 1900 года вел раскопки британский археолог Артур Эванс, и его усилиями была открыта «минойская» цивилизация. Время существования этой цивилизации определяют как 2700—1400 годы до р.Х.
В начальные годы развитие на Крите минойской цивилизации шло достаточно изолировано от соседей. В древности море не столько соединяло Крит с другими средиземноморскими странами, сколько отделяло его от них. Причина этого явления кроется в географии. Дело в том, что Критское море, омывающее остров с севера, отличается неспокойным нравом. Сильные штормы на нем случаются не только зимой, но летом. Одновременно с этим на Крите с севера мало закрытых гаваней, в которых можно встать на якорь, не опасаясь штормового северного ветра. Расстояние в 100 километров, отделяющее Крит с севера от Кикладских островов, с северо-запада от Пелопоннеса и с востока от Родоса, долгое время было практически непреодолимо для эгейских кораблей, того класса, который мы видим на кикладских сковородках.
При этом минойская цивилизация была морской. Читаем у Фукитида о царе Миносе [24]:
«Минос, — согласно преданию, раньше всех завел флот, овладел большей частью Эгейского моря, утвердил свою гегемонию над Кикладскими островами и первый вывел на них колонии. Прежние жители Киклад, карийцы, были изгнаны на их место посажены критяне, управлявшиеся сыновьями Миноса. Укрепившись на море, Минос повел борьбу с пиратством, препятствовавшем торговле, и сокращавшем его доходы. Минос старался, насколько это было в его силах, уничтожить на море пиратство, чтобы там вернее получать доходы».
Вероятно, первыми мореплавателями на Крите были жители Киклад, о чем можно судить по найденных на северном побережье Крита характерных кикладских товарах — «сковородках», глиняных сосудах, бронзовых кинжалах. Находки кикладских изделий на Крите датируются 2500—2200 годами до р.Х. и совпадают с временем уменьшения населения на Кикладских островах, что наводит на мысль, о массовом переселении кикладцев на Крит.
С 2000 года до р.Х. на Крите у мореплавателей и рыбаков появились корабли нового типа. Мы можем изучить конструкции этих кораблей по найденным на каменным печатям, глиняным игрушкам, рисункам на глиняной посуде, по в сюжетам сцен на золотых перстнях [53].
Корабли кикладского типа продолжали использоваться критскими рыбаками, но их отличительной особенностью стал острый шпиль с наколотой фигуркой рыбы и длинным узким вымпелом. На обложке нашей книги показаны образцы таких кораблей — рисунки [53] сделаны археологами экспедиции Эванса при раскопках дворцового комплекса на Крите.
Перевозку грузов по морю критяне — минойцы осуществляли на одномачтовых парусных кораблях с высокими дощатыми бортами. Набор досок на борту был вертикальный, мачта крепилась к корпусу шестью толстыми канатами, на носу корабля была конструкция, напоминающая полувертикальный бушприт с горизонтальным гафелем. Возможно на этом гафеле при необходимости находился впередсмотрящий.
Парус на минойском корабле крепился к верхней части мачты и одной низкоустановленной горизонтальной рее. Форма паруса была близка к треугольной. На рисунках мы находим два типа парусов — сделанные из одного полотна, вероятно кожи, и сплетенные в виде циновки — вероятно из тростника.
Мореплавание у минойцев нашло свое отражение в критском линейном письме А в виде 3-х знаков: «знак руля», «знак корабля», «знак крылатой женщины с якорем». При этом этот якорь с двумя лапами, отображенный на минойском письменном знаке, имел вполне современную форму, в то время как у греков, отправившихся за золотым руном через 600 лет, как мы писали выше, не было якоря такой конструкции, а само изобретение двулапого якоря греки приписывали Анахарсису, жившему через 1100 лет (см. выше).
К 1700 году до р.Х., вероятно, у минойцев уже появились новые конструкции кораблей, у которых была одна мачта, низкая рея, а трапецеидальный кожаный парус мог подвязываться своими нижними углами к рее в разных точках. Это обеспечивало уменьшение эффективной площади паруса и изменение вектора его тяги, относительно оси судна. На этом корабле с каждого борта были места для 8 гребцов. Подобная 16-весельная парусная галера вполне могла преодолеть расстояние в 300 км по морю от Крита до Египта.
К 1450 году до р.Х. одномачтовые парусные корабли минойцев достигали в длину 25—30 метров, на корме крепился один руль, на основной борт мог быть набит решетчатый фальшборт, на носу и корме на уровне выше фальшборта располагались носовой и кормовой мостики с ограждением. Корабль мог быть оборудован низкой каютой для перевозки пассажиров. Подобные корабли бороздили европейские воды в 10—12 веках.
Контакты минойцев с египтянами, гибель минойской цивилизации
Как минимум с 2000 года до р.Х. минойцы стали поддерживать морские контакты с египтянами [54]. В дворце в Кноссе была найдена крышка к вазе из египетского алебастра с надписью «Бог благой Свесер-ни-Ра, сын Ра-Хиан». Хиан — один из двух выдающихся царей гиксосов, властвовавших 1700 году до р.Х. в Египте. Там же найдены египетские скарабеи (фигурки жука) с именем Ти — любимой жены фараона Аменхотепа, жившего около 1500 года до р.Х.
В Египте также имеются свидетельства контактов с минойцами. К времени Среднего царства, к 2000 году до р.Х., относится надпись, на которой указано, что царский казначей называет себя «укрощающем Хауинебу», а писец сообщает, что вписал Хауинебу в летописи. Хауинебу — это жители Крита. К этому же времени относятся захоронения 12-й династии, правившей в 2000—1785 годах до р. Х. В этих захоронениях найдены обломки глиняных сосудов имеющих характерный цветной линейчатый орнамент стиля «Камарес», названного так по пещере в Центральном Крите, где такие изделия были впервые обнаружены [55]. Это свидетельствует о том, что в те времена высокохудожественные глиняные сосуды экспортировались морем с Крита в Египет.
На египетском памятнике времен фараона Тутмоса III и царицы Хатшепсут, правивших после 1490 года до р.Х. (см. выше), изображены в том числе данники из страны Кефтиу — т.е. с Крита. Один из данников имеет характерный профиль и разрез глаз, подобный профилям людей с росписей в Кносском дворце на Крите. В руке он держит дар — критскую вазу с серебряной головой быка. В одном из текстов, времен Тутмоса III, сообщается, что египетская армия рубит лес для строительства кораблей в горах Ливана, а доставляют его в Египет на кораблях Кефтиу — Крита.
Приблизительно в это время — около 1450 года до р.Х. великолепный Кносский дворец на Крите был сожжен, и в течении 100 лет минойская цивилизация медленно угасала, пока вообще не прекратила свое существование. Наиболее вероятно, что этот варварский акт сожжения дворца в Кноссе совершили греки — ахейцы с Пелопоннеса — будущие героические спартанцы, а в те времена воинственные жестокие, полудикие племена. Многие достижения минойцев исчезли безвозвратно. Критская цивилизация частично сохранилось в Микенах — городе на севере Пелопонесса, но и микенская цивилизация просуществовала недолго — около 1200 года до р.Х. с Балкан на территорию континентальной Греции вторглись еще более дикие племена дорийцев. Остатки крито-микенской цивилизации были окончательно уничтожены. В Греции наступили «темные времена», из которых эллины выбрались через 300 лет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Древнее мореплавание и морская торговля. Популярная история предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других